Висенте дель Боске: Победу тоже надо уметь пережить
''Большой, грузный, лысоватый и усатый, до сих пор чуть прихрамывающий после недавней операции бедра, с лицом сельского учителя, главный тренер мадридского "Реала" Висенте дель Боске похож на кого угодно, но только не на главного тренера знаменитого футбольного клуба. Скромный и замкнутый, считает себя человеком чести, прямым и уважительным в отношениях со всеми. Как-то дель Боске даже признался, что в его характере, как у всякого истинного кастильца, много от Дон Кихота и Санчо Пансы одновременно, хотя, наверное, от второго -- чуть больше. Это интервью переносилось неоднократно -- Висенте дель Боске было не до того. Да и вообще он всегда находит сто поводов избежать встречи с журналистами. Обещанная собственному корреспонденту "Известий" Владимиру ВЕРНИКОВУ беседа "без спешки" оказалась возможной только накануне отъезда команды на товарищеский матч в Швейцарию и потому неожиданной. Может, оно и к лучшему -- за последние недели появилось так много новых вопросов, что вопреки заготовленному сценарию с одного из них и начался разговор.
-- Все вам завидуют: в придачу к Фигу, Раулю, Роберто Карлосу, Йерро получили еще и Зидана. А вас самого не пугает такое количество звезд? Говорят, что это обоюдоострое оружие...
-- Почему я должен бояться концентрации звезд в одной команде, как считают некоторые мои коллеги, не понимаю -- разве можно что-либо выиграть в современном футболе без них? Да, классных игроков у нас хватает. Сейчас важно сделать хорошую команду, найти равновесие во всех линиях, усилить состязательный дух и хорошо играть весь долгий и трудный предстоящий сезон. Мало просто иметь хороший состав, даже усиленный одним из лучших футболистов в мире. Только этим соперников не испугаешь, у них тоже немало хороших игроков, а против нас все играют с особым подъемом. Надеюсь, что та семейная атмосфера, которая установилась в команде в минувшем сезоне, сохранится на весь нынешний, и тогда все "звезды" засверкают. При этом условии мы вправе рассчитывать на успех во всех турнирах.
-- Место Зидана в "Реале" вам было ясно, наверное, давно, но проблемы в прошлом сезоне создавала защита. Ее вы тоже намерены усилить?
-- У Зидана на футболке будет пятый номер, принадлежавший Санчису, но играть он, конечно, будет во втором эшелоне атаки, которую мы хотим вести все 90 минут. Тем не менее ошибаются те, кто думает, что с Зиданом мы будем "выносить" всех со счетом 7:0. Такого просто не может быть. Защита? Да, у нас были виды -- и до сих пор еще сохраняются -- и на аргентинца Хавьера Дзанетти из "Интера", и на Патрика Виейра из "Арсенала", но стоят они очень дорого, а контрактные дела -- не моя стихия. Жаль, конечно, что в руководстве "Валенсии" верх взяли нефинансовые соображения и нам не достался Гаиска Мендьета, который очень хотел играть в "Реале", а оказался в Италии. Желание любого тренера -- иметь команду уравновешенную во всех линиях, чтобы она умела, когда нужно, сообща защищаться и осмысленно готовить и проводить атаку.
-- Вас трижды бросали "на амбразуру", когда вы подменяли уволенных за неудачи Бенито Флоро в 1994 году, Хорхе Вальдано два года спустя и Джона Тошака в 99-м, но всякий раз руководство клуба искало иностранного тренера, который был бы в состоянии укротить команду, считавшуюся обуржуазившейся, самоуверенной и анархичной. А вам вдруг удалось достичь этого другими методами. Какими, за счет чего?
-- Я 32 года в клубе. Сначала играл, затем тренировал на нашей базе мальчишек, юношей, дубль. И понял: тренер всегда должен быть добрым. Но, чтобы тренировать главную команду, этого слишком мало. Бывают тренеры добрые, но неумелые, бывают очень грамотные и работящие, но очень недобрые к игрокам. Я хотел бы когда-нибудь для себя такой характеристики: добрый и очень умелый.Совсем необязательно быть всегда злым и кричащим. Никогда нельзя противопоставлять себя игрокам, потому что герои -- они. Добрым отношением и уважением можно достичь гораздо большего, чем "ломкой под себя". Известно: после четырех-пяти "разносов" человек тебя уже не слышит, ты молотишь воздух. Мне всегда и подолгу бывает по-человечески больно, когда вынужден допускать какую-либо несправедливость по отношению к игроку. Увы, в футболе это бывает. Иногда для пользы самого футболиста, чтобы вернуть его на грешную землю. Иногда... об этом лучше не вспоминать. Вот и все мои методы, никаких секретных. А команда успокоилась и заиграла.
-- Все так просто? И вы никогда не нервничаете, когда проигрываете, ни на кого не кричите?
-- Конечно, все гораздо сложнее. Но внешность всегда обманчива. Да, я стараюсь казаться спокойным, держу себя в руках, но пот, ручьями затекая за ворот рубашки, выдает меня. А когда проигрываем, нередко меня охватывает просто ужас -- ведь все привыкли, что "Реал" должен обязательно все выигрывать. И национальный чемпионат, и Лигу чемпионов, и другие турниры. Как же -- столько звезд, и вот -- не могут. А о сопернике забывают, умаляя его усердие, умение и желание проявить себя. Мне не нравятся тренеры с замашками театральных актеров или с расслабленной нервной системой. Играем-то мы каждые три дня, и для тренера это тоже по сути физическое наказание. Проигрывать очень тяжело, об этом стараешься поскорее забыть -- на носу новая встреча. Но и победу тоже надо уметь пережить, хотя, добывая ее, страдаешь не меньше. Зрители об этом и не догадываются.
-- Какой ваш самый большой тренерский недостаток?
-- У меня много небольших (смеется). Как, впрочем, и у других. Поэтому сейчас в клубах принято иметь группу помощников, чтобы нивелировать нехватку каких-то знаний у главного тренера. Мигель Муньос, бывший тренер сборной Испании, к примеру, был одним из тех, кто знал все: и в технической, и в физической подготовке, и в тактике, и в стратегии. Все знали и умели показать и научить Бошков, Ди Стефано. Но и времена были другие, и футбол -- тоже другой. А я вот после операции не могу работать с мячом. Мне кажется, что, помимо обучения на ранней стадии чисто футбольным премудростям, тренер обязан воспитывать игрока как личность. Он должен быть учителем жизни для этих мальчишек, привить им ответственность за свои действия, обязательность и прямоту, простоту в отношениях, честность и скромность. Чтобы за большими деньгами, которые они зарабатывают, не потерялись их человеческие качества, не забылось их недавнее прошлое -- выходцев, как правило, из очень небогатых семей столяров, официантов или офисных клерков.
-- Тяжело учить уму-разуму и руководить игроками, зарабатывающими раз в десять больше вас?
-- Никогда не задумываюсь о том, кто зарабатывает больше или меньше меня. Никто, к слову, точно не знает, сколько получаю я. Этой проблеме не придаю никакого значения, тема денег мне кажется неподходящей для обсуждения вообще. К тому же я не из тех, кто кичится тем, что скопил солидный капитал и умело вложил его в дело. Мне нравится обедать дома, в кругу семьи, тем более что жена хорошо готовит мою любимую традиционную кастильскую еду. Не курю, иногда, расслабившись, могу себе позволить хорошую сигару. Алкоголем тоже не балуюсь. Мода? Да нет, меня вполне устраивает просто чистая одежда. Знаю, что в народе ходят легенды о бедном по сравнению с некоторыми игроками тренере, который не может им полслова поперек сказать из-за комплекса неполноценности. Ерунда полная. В раздевалке это абсолютно нормальные молодые люди, какими когда-то были и мы, с теми же взглядами на жизнь, что и их сверстники, с теми же музыкальными вкусами и "закидонами". Конечно, в какой-то степени это люди привилегированные, которые могут себе позволить такой "каприз", который другим не доступен будет никогда в жизни, но чтобы бояться поставить их на место... да и по-хорошему можно добиться того же.
-- Вы 11 лет играли в "Реале", 18 раз выступали за сборную Испании. Кто из нынешних футболистов напоминает вам себя?
-- Фернандо Редондо. Мне было больно с ним расставаться, но таково было решение клуба, и я ничего не мог поделать. Человек он просто очаровательный, с чувством ответственности, с характером, настоящий джентльмен на поле. Фернандо предпочитал сам потерять мяч, чем кое-как отдать его партнеру в плохом положении и заставить того выкручиваться из ситуации. Но кое в чем мы и отличаемся: у него в арсенале нет длинного и точного паса, какой был у меня, зато он в обводке соперника куда хитрее и техничнее. В Италии его уже оценили по достоинству, жаль только, что полученная травма надолго увела его с поля.
-- Вы тщеславны? Мечтали когда-нибудь тренировать лучший клуб мира?
-- В мои-то 50 лет быть тщеславным? Популярным, конечно, стал, но не потому, что хотел популярности. Место такое. И не мечтал я никогда о главной команде. Здесь очень часто переживаешь достаточно жестокие моменты -- не только когда проигрываешь, но и когда из большой и очень хорошей группы игроков вынужден выбирать только 11 человек. Признаюсь, нелегко быть справедливым. У меня нет неприязни ни к кому из игроков, я ценю всех одинаково высоко. Если же по отношению к кому-то и проявляю слабость, то только к тем, кто подолгу по той или иной причине не играет.
Хотя, чего лукавить, первая команда -- это пик тренерской карьеры. Готовить себя к ней я начал еще играя, лет с 26--27. Но сам я остался прежним. Каждое утро хожу завтракать в то же кафе, что и раньше. Так же тщательно читаю газеты и по ночам слушаю радио. По утрам сам отвожу детей в школу, если нет игры на выезде.
-- В отличие от многих испанских тренеров, а уж об игроках не говорю, вы никогда не креститесь перед началом игры. Извините, вы человек верующий?
-- Я верую в доброту и в то, что должен быть примером своим детям. Но человек я совсем не религиозный. В детстве священник в школе мучил нас часовыми проповедями и, сам того не ведая, навсегда отвратил меня от церкви.
-- На какие высоты настраиваетесь в новом сезоне?
-- Как всегда, на все доступные. У нас же юбилейный год -- столетие клуба. Да и состав команды позволяет, как я уже говорил, замахнуться на все высшие титулы. Хочу достойно представлять "Реал" и чтобы люди видели во мне тренера, способного на нестандартные действия. Я по-прежнему испытываю страсть к первозданному футболу -- игровому, атакующему, естественному, и весьма скептически отношусь к эпидемии замысловатых тактических схем, которая охватила испанский футбол. Для меня в этом смысле идеалом был и остается "Милан" времен Сакки с солирующими Барези, Мальдини и голландцами. Хотя нынешний "Реал", пожалуй, даже интереснее.
Мадрид



