5 главных впечатлений от фигурного ЧР – выбор Крутихиной, которая провела на трибунах 20 часов
Чемпионат России-2026 – формально турнир без особой интриги. Четвертый год подряд он остается тупиковым соревнованием: да, все еще престижным и важным для отбора в сборную, но не ведущим ни на какие международные старты. Даже вопрос с олимпийскими квотами закрыт почти год назад.
Но, как ни странно, это не лишило турнир всех остальных атрибутов досанкционной эры: мощных прокатов, принципиальных дуэлей и судейских скандалов.

1. Главные герои чемпионата – те, в кого перестали верить даже фанаты
Если бы месяц назад кто-то предположил, что Матвей Ветлугин станет 4-м на чемпионате России, победит Владислава Дикиджи (между прочим, запасного на Олимпиаду), а Наталья Бестемьянова скажет, что он заслуживал бронзы, это посчитали бы дурацкой шуткой.
Ветлугин собрал два идеальных проката и проиграл Марку Кондратюку бронзу зачеткой и не слишком рациональным контентом в произвольной. Парадокс, но в короткой программе Матвей стал 5-м по технике и только 6-м по компонентам, хотя именно они всегда были его сильной стороной.
Сразу два каскада из тройных лутца и риттбергера во второй половине произвольной – большой риск: вероятный недокрут обнуляет то преимущество, которое дает более сложный второй прыжок, при этом вынуждает Матвея единственным из всех парней прыгать сольно дешевый тройной тулуп.

Вскочивший зал и схватившийся за голову тренер Евгений Рукавицын – по-новогоднему красивый итог для фигуриста, в прошлом сезоне выброшенного из финала Гран-при из-за изменения его правил.
Другие теневые герои – Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано. Сезон складывался для них настолько неудачно, что впору было задуматься о смене программ или тренера – именно поэтому на их бронзе взревел весь зал. Да так, что возмутился даже соперник Андрей Ежлов, сочтя восторг неуважением по отношению к тем, кто занял 4-е место.
Причина этой коллективной эйфории куда миролюбивее: зрители в танцах слишком привыкли к четкому ранжированию в судействе. Татьяна Тарасова говорила, что любовь выше справедливости, но именно это чувство способно объединить зал независимо от фанатских предпочтений.
2. Трагедия Александра Галлямова – не травма, а неумение проигрывать
Анастасия Мишина и Александр Галлямов не проигрывали чемпионат России с 2022-го. Тогда их серебро тоже отделило от золота меньше балла, но поражение было воспринято партнером куда проще.
Что изменилось за это время? Череда легких побед над Александрой Бойковой и Дмитрием Козловским убедила Галлямова в том, что те – априори позади? Их четверной выброс воспринимался им не как демонстрация силы, а как акт отчаяния?

Кажется, в этом сезоне Александр готов винить в поражениях кого угодно, кроме себя. Он злится на Мишину, когда они сами срывают элементы. Злится на судей, которые предпочли прокат соперников – тоже не безошибочный. Огрызается в кисс-энд-крае на тренеров, пытающихся рационализировать поражение.
Квинтэссенцией его демонстративного недовольства вторым местом стало траурное лицо на церемонии награждения. Как только камера брала его крупным планом и выводила на экран, зрители смеялись и громко просили Галлямова улыбнуться, но тот лишь снял с себя медаль во время круга почета.
Возможно, Александр обижен на федерацию, за которую неформально вступился после травмы на Байкале – сначала выдав ее за легкий порез, а потом несколько раз подчеркнув, что получил перелом вне официальных прокатов. В прошлом сезоне судьи, несмотря на ошибки Бойковой и Козловского, оставили за ними серебро ЧР – наверняка Галлямов рассчитывал на аналогичный реверанс в пользу самой стабильной пары цикла.
Пожалуй, выступать против внешних врагов все же лучше, чем против собственной партнерши. Но агрессия Александра контрпродуктивна: за ней он перестает видеть собственные ошибки, тяжелые – пусть на этот раз хотя бы выполненные – поддержки, и программы, давно уступающие в качестве соперникам.
Героическое возвращение после перелома заслуживает уважения, но не оценивается в компонентах отдельно. Такой же камбэк совершили Екатерина Чикмарева и Матвей Янченков – причем их произвольная, пожалуй, вышла качественнее, чем у обоих звездных дуэтов. Бойкова тоже каталась на фоне травмы – менее серьезной, зато совсем свежей.

Проблемы со здоровьем – грустная, но будничная часть спорта. Страшнее неумение проигрывать – оно излечивается куда сложнее.
3. Петросян и Гуменник поменялись местами: шанс на олимпийскую медаль в мужском катании выше, чем в женском
В последний раз Россия брала олимпийскую медаль в мужском катании 15 лет назад. В Сочи произошла рокировка: историческое золото у девушек и отсутствие представителей у мужчин. Евгений Плющенко снялся с личного турнира, и единственная квота сборной сгорела.
На все последующие Игры прогнозы не менялись – только аппетиты относительно пьедестала у девушек. Если в Пхенчхане на медали претендовали Алина Загитова и Евгения Медведева, то в Пекине все шло к тотальному доминированию учениц Тутберидзе – пока шведская лаборатория не добралась до допинг-пробы Камилы Валиевой.
У парней все развивалось иначе: их главной целью на Игры был нестыдный прокат в командном турнире. В личных соревнованиях отставание от зарубежных лидеров было гигантским – как в части контента, так и стабильности.
В прошлом декабре расклад тоже казался стандартным. Аделия Петросян была в великолепной форме: казалось, что помешать на Олимпиаде ей не сможет даже «неправильный» паспорт. Петр Гуменник и вовсе проиграл чемпионат России, хотя оставался в шорт-листе претендентов на Милан за счет экспортной компонентности и неплохого прыжкового набора.
Последний год сильно все изменил.
Мужское катание в мире пришло в упадок: за спиной Малинина – ни одного железного кандидата на медаль. Девушки, наоборот, в прайме: если в условном Пекине-2022 Петросян могла бы обыграть иностранных соперниц без ультра-си, то сейчас чистый прокат с тройными только чудом отправит ее на пьедестал. И вряд ли за золотом.

Гуменник набрал там же, где потеряла Петросян – в контенте и в стабильности. Винить Аделию трудно: с психологическими последствиями травмы она справляется куда достойнее, чем все тот же Галлямов, хотя и более губительно для своей психики.
Прогресс с сентября все же есть: незадолго до чемпионата России появился тройной аксель, который, по словам самой Аделии, технически ей удерживать проще, чем возвращать. Четверные – по-прежнему лотерея: Петросян боязливо крадется на них в прокатах и едва не до слез нервничает на тренировках.
Возможно, стратегически верно было бы отказаться от квадов вовсе: судя по официальным трансляциям с тренировок, триксель получается стабильнее.
Да, программа с ним будет дешевле, чем с четверным тулупом, зато в короткой он даст нужный буст для попадания в последнюю разминку на произвольной – критически важную для получения нормальных компонентов. Проблема в том, что шансов накатать такой вариант уже не осталось.
4. Слоган «ух, честное судейство» больше не работает
В прошлом году президент федерации Антон Сихарулидзе сделал фразу «ух, честное судейство» слоганом чемпионата России. Этот сезон начался с инсайда о том, что арбитры станут строже, чтобы спортсмены отвыкали от домашней инфляции в баллах.
Зрители на арене изменений, кажется, не заметили. Крики «мало» сопровождали фигуристов за пределами топа во всех видах, но особенно – в женском катании, где ультра-си Камиллы Нелюбовой и Марии Елисовой словно оказались для арбитров в слепой зоне.
Судьи, кажется, забыли, что жизнь существует и в первых разминках. Там тоже бывают ультра-си, шикарные программы, а еще ограниченный ресурс мотивации, который может закончиться раньше, чем федерация пересадит в первый класс.
Триумф Марии Захаровой – единственной, кто чисто сделал два квада в произвольной – воспринимался примерно так же, как бронза Пасечник и Чиризано. Захарова – единственная из фигуристок за пределами топа, кому позволили к нему приблизиться – с позволения, правда, Софьи Муравьевой, недобравшей в короткой программе.

Внутри пьедестала, впрочем, настроения тоже неспокойные. Алиса Двоеглазова вслух поздравила соперниц, но репостами в тиктоке красноречиво намекнула, что рассчитывала на другой исход. Борьба с судьями в соцсетях – тренд в международных танцах на льду, который теперь, видимо, распространился и на Россию.
Негодование Двоеглазовой можно понять: не будь у Петросян через полтора месяца Олимпиады в крайне недружественных для нее по разным причинам обстоятельствах, Алисе наверняка позволили бы выиграть. Юниорки много раз побеждали взрослых на национальном чемпионате, порой оккупируя пьедестал, при этом не проходя по возрастному цензу на международные турниры.
Но времена не выбирают: сейчас у федерации другие приоритеты.
5. Чемпионат России заслуживает классной арены, а фанаты – уважения
Золотые годы в российском фигурном катании избаловали федерацию: 6 лет назад «Мегаспорт» был забит даже на контрольных прокатах, а иностранцы скупали ряды на Гран-при, куда так любили заглядывать Фернандес и Ханю.
Сейчас заполнить даже компактный «Юбилейный» (максимальная вместимость – 7000 человек, а с учетом заблокированных Первым каналом зон – еще на пару сотен меньше) не удалось ни в один день, кроме субботы.

Причин несколько. Кого-то подвел поздний старт продаж: за два месяца до чемпионата многим иногородним зрителям уже сложно купить дешевые билеты на самолет или взять отпуск. Кого-то расстроило отсутствие лучших мест: центральная трибуна напротив судей все дни так и простояла полупустой.
Дискомфорт на арене – тоже важный фактор.
Да, в среде ультрафанатов принято страдать: любые робкие замечания о тесноте в коридорах или неприличных очередях в женский туалет воспринимаются как признак высшей ненависти к фигурному катанию. Болельщик по умолчанию должен терпеть до последнего – возможно, поэтому одной из женщин на трибуне потребовался врач во время женской короткой.
Но прошлогодний опыт с омской ареной показал, что фигурное катание возможно смотреть с удовольствием – не протискиваясь между тесными рядами и не садясь на предолимпийскую диету Анны Щербаковой из двух креветок. И даже 8 часов на трибуне не превращаются в страдания ради искусства, если каток устроен современно.
Вместо этого федерация попыталась увеличить посещаемость, сдвинув к вечеру начало соревнований в будни и перебросив мужскую произвольную на воскресенье с показательными выступлениями.

Абонементы при этом убрали – ловкий ход, чтобы заставить купить билеты на все четыре соревновательных дня вместо привычных трех.
Несмотря на отстранение, в российском фигурном катании все еще нет недостатка в спонсорах – их баннеры активно заполняют новомодные LED-борты. Так почему бы не вложить часть рекламных доходов в аренду более дорогой, но удобной для фанатов арены? Возможно, тогда привлечь аудиторию станет еще проще.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф

















Там все смели за час, билеты оставались только на 18 декабря, всё остальное можно было найти только у перекупов по заоблачным ценам.
Борьба с перекупщиками должна вестись обязательно, здесь же просто пустили всё на самотёк.
Самые огромные мурашки за весь ЧР были именно от их прокатов!
А вот БК тянут изо всех сил, что на этом ЧР, что на прошлом.
В парах ни одна пара, повторяю, ни одна (!) не откатала чисто обе программы, а подавляющее большинство наваляли и в КП и в ПП. Такого ЧР не припомню.
У девушек, помимо того, что не было ни одного чистого прокатов со сложным контентом, наподобие того, что год назад выдала Аделия, или как Даша Садкова, здорово испортило впечатление от турнира "ух, честное судейство" с сильным мандариновым привкусом. Судьи просто утопили молодых трикселисток Нелюбову и Хуснутдинову (У Елисовой, несмотря на триксель достаточно много проблем с остальными элементами), в угоду зреложенским Муравьевой и Фроловой с прокатами 20-летней давности, но из правильных ТШ и правильного города, создав последним огромную компонентную подушку, и не замечая у них тех же технических огрехов, которые были старательно отысканы у молодых. И Захаровой, несмотря на два квада в ПП, была бы уготована та же участь. если бы Буянова не тряхнула стариной и не вспомнила, как она ходила по грибы, не позволив оставить без медалей талантливую девушку из ЦСКА. Ну и чемпионство Петросян с сорванными ультра си в ПП, и разваленная в хлам ПП Садковой тоже не добавили позитива этому ЧР.
У парней в плане судейства была лайт версия турнира девушек. Тоже были судейские комбинации, победа Гуменника, а не Семененко (не будь всем известных обстоятельств, скорее всего было бы наоборот), бронза Кондратюка, а не Ветлугина, традиционно не особо высокие компоненты Мозалёва, и т.д., но это всё в привычных рамках. Что то подобное происходит практически каждый год. Из неприятного, можно отметить неудачные прокаты Дикиджи. Понятно, что у Влада травма, но его отсутствие в борьбе за медали сказалось на качестве турнира.