Над небом голубым
Переезд по Израилю был длительным, ехали почти всю ночь. Уже наступал рассвет, когда мы стали подъезжать к Вечному Городу - Иерусалиму. Первые лучи утреннего солнца лишь слегка коснулись белоснежного города и осветили его. И вдруг зазвучала песня: " Под небом голубым есть город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой..." Картинка увиденного гармонично слилась воедино с мелодией. Душа просто замерла, а из глаз непроизвольно потекли слезы. И с этим нельзя было справиться, да и нужно ли? И тогда эта песня, такая знакомая и любимая, обрела новые краски и очертания. Ее хотелось слушать снова и снова, находя в ней незнакомые до этого времени оттенки. Она не только о Царствии Небесном, но и о царстве на земле - Иерусалиме.
Я уверена, что нет среди нас такого человека, кому была бы незнакома эта песня. Но, возможно, не все знают, что написана она не Борисом Гребенщиковым, а виртуозом-семиструнником и лютнистом Владимиром Вавиловым и по праву занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока двадцатого столетия, но настоящий автор долгое время был неизвестен, и у того были свои причины.
Настоящая история этой мелодии уходит в далекий 1972 год, когда советская фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила альбом "Лютневая музыка ХVI -ХVII веков" с именем Владимира Вавилова на обложе.

Но только теперь доподлинно известно,что именно Владимир Вавилов НАСТОЯЩИЙ автор "средневековой лютневой музыки".
В советские времена композитор без высшего музыкального образования предпочел не выяснять отношения с худсоветом, а преподнес свои творения как мелодии малоизвестных музыкантов эпохи Возрождения. Первой была "Сюита для лютни канцона и танец", ставшая прообразом песни "Город золотой". Так родилась эта мелодия.

В дальнейшем, исследовав написание мелодии, Зеев Гейзель нашел дочь Вавилова и задал один единственный вопрос : "Почему?" Она ответила : "Отец был уверен, что сочинения самоучки никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было гораздо важнее, чем увековечить фамилию".
Через год после выхода пластинки, 11 марта 1973 года, умер настоящий автор этого музыкального шедевра.
Но что-то мистическое стало происходить с этой мелодией. Примерно в тоже время не выходит эта музыка из головы поэта Анри Гришевиича Волхонского.
Гуляя по Петербургу, навещая известного художника Бориса Аскерольда (Акселя), Анри видит прекрасную работу художника "Небо", и Анри Волхонский за 15 минут пишет стихи, ложащиеся на мелодию "Канцоне" Вавилова.

Позже Анри Волхонский передаст слова и музыку Алексею Хвостенко (Хвост), который станет первым исполнителем этой песни. Изначальное название ее было "Рай".
Услышит эту песню уникальная и самобытная певица Елена Камбурова, правда, она внесет некоторые изменения в текст, но исполнит ее божественно. "Над твердью голубой есть город золотой.." так звучит это у Камбуровой.
В 1975 году песня использовалась в спектакле "Сид" ленинградского театра-студии, где ее впервые услышал Борис Гребенщиков. Впервые он исполнит ее в марте 1984 года, извинившись, что не знает, кто автор данной песни.
Всесоюзную славу песня обрела после выхода в свет фильма С.Соловьева "АССА", где ее исполнил Борис Гребенщиков.
В январе 1986 года песня была записана группой "Аквариум " и стала визитной карточкой Гребенщикова. В варианте у Гребенщикова тоже есть некоторые отличия от оригинала, так, например, он заменил первую строчку "Под небом голубым "...(в оригинале "Над небом голубым"), и здесь уже идет смысловое расхождение: сейчас это песня о Рае на земле и о Вечном городе Иерусалиме, а тогда Волхонский писал о Царствии Небесном )
В 2008 году немецкая группа Highland записала песню "Under Blue Sky", в основу которой легла песня "Город золотой" (опорная часть мелодии и лирика на русском языке).
Многие исполнители сейчас считают за честь исполнить это произведение. Мечта Вавилова сбылась, его детище стало признанным и бессмертным. Но теперь и имя автора хочется так же увековечить и сказать ему огромное спасибо, пусть даже слишком поздно...
P.S. И на десерт...
Я предлагаю вашему вниманию Ave Maria Владимира Вавилова, так же до недавнего времени считавшаяся "средневековой лютневой музыкой".
Прекрасная музыка, овеянная также мистикой и легендами.
Но это уже другая история...
Песня, точнее стихи, уже включены в школьную программу. Сам видел учебники для начальной школы с этим стихотворением.
И автором был указан БГ!
мелодия потрясающая в любом исполнении....знакомая и любимая....
Ave Maria - такая буря чувств!!!!!!
низкий поклон автору музыки....Вам огромное спасибо!!!
исполнение на иврите и Камбуровой, имхо лучшее)
Но в исполнении Камбуровой мне понравилась больше.
Как обидно то, что учебники для наших детей порой составляют невежды...это очень печально.
Мне очень дорога эта песня, и я хотела донести до слушателей Radio Ga-ga все то, что знаю сама об исполнителях, об авторах этого уникального произведения.
Спасибо, что зашли.
Да, целью моего поста было именно то, чтобы донести до слушателей имена настоящих авторов, историю создания песни, ее необыкновенную судьбу.