8 мин.

Золотая сотня 1960-х. № 25-21

фото

№ 100-96

№ 95-91

№ 90-86

№ 85-81

№ 80-76

№ 75-71

№ 70-66 

№ 65-61

№ 60-56

№ 55-51

№ 50-46

№ 45-41

№ 40-36

№ 35-31

№ 30-26

 

# 25. Donovan - Hurdy Gurdy Man (1968)

Шотландский поэт-музыкант Донован Филипс Литч, более известный, как "Донован", являлся знаковой фигурой музыкальной культуры 1960-х. За философские тексты, харизматичный голос и опору на фолк-мотивы его часто сравнивали с Бобом Диланом и даже называли "британским ответом Дилану". Как и многие имузыканты того времени, Донован переживает серьезную музыкальную эволюцию - от акустического фолка через психоделию к электрическому звучанию. Во второй половине 1960-х гг. он несколько раз посещает Индию, что оказывает большое влияние на его поэтические и музыкальные воззрения. Там он осваивает ситар и сближается с Джорджем Харрисоном, который к тому времени уже серьезно увлекся индийской культурой и философией. Индийское влияние отчетливо проявилось в альбоме Донована 1968 года "Hurdy Gurdy Man" (Шарманщик) и одноименной песне с этой пластинки, ставшей главным шедевром в творчестве шотландского исполнителя. Изначально Донован хотел, чтобы эту вещь спел Джими Хендрикс, но продюссер Мики Мост убедил Донована исполнить эту песню самому. В записи приняли участие многие знаменитые музыканты того времени, в числе которых были участники Led Zeppelin - гитарист Джими Пэйдж, ударник Джон Боннэм и басист Джон Пол Джонс. Что касается текста, то по словам Донована, он посвятил эту песню индийскому гуру Махариши Махеш Йоги, основателю трансцендентальной медитации. Который в образе блуждающего шарманщика тихо поет людям песню о любви и тем самым открывает им врата к познанию самих себя.   

 

# 24. The Beach Boys - Good Vibrations (1966)

Сейчас в это сложно поверить, но в 1960-е гг. The Beach Boys были второй по популярности группой в мире, после The Beatles. Коллектив из Калифорнии был уникальным продуктом, который положил начало сразу двум массоввым музыкальным направлениям: 1) многочисленным попосовым бойз-бэндам, где смазливые парни поют песенки про девушек, Солнце, море и прочие радости жизни; 2) софт-року с мелодичными ритмами и мягкими гитарами, ориентированными больше не на коммерцию, а на искусство. Песня "Good Vibrations" (Хорошие вибрации/флюиды) явилась вершиной музыкального творчества "пляжных парней". Работа над песней велась в нескольких студиях на протяжении семнадцати сессий, растянувшихся на два месяца. Причем участники группы сами не играли на записи, доверившись сессионным музыкантам, коих было задействовано не менее двенадцати. Песня стала на тот момент самой дорогой в истории рок-музыки, на нее было потрачено в общей сложности около пятидесяти тысяч долларов. Текст был посвящен вечной теме - отношениям между полами. Как вспоминал автор песни Майк Лав, "одной из никогда не увядающих вещей, которые я постиг, являются отношения мальчика и девочки, влечение парня и девушки друг другу. Так я сочинил ту запоминающуюся часть припева. Ее не существовало, пока у меня не появилась эта мысль. Речь идет о “I’m pickin’ up good vibrations, she’s giving me the excitations”. Это было что-то вроде цветистого, энергичного стихотворения, которое должно было отвечать духу времени и дополнять на удивление уникальный трек, который сочинил кузен Брайан". Одной из главных "фишек" мелодики стало соло на терменвоксе - электромузыкальном инструменте, который менял частоту звука в зависимости от приближения руки исполнителя к его корпусу. Созданном в 1920 году советским изобретателем Львом Терменом. 

 

# 23. Janis Joplin - Summertime (1968)

Жизненную философию Дженис Джоплин подробно описал её многолетний "друг" и партнер по группе "Big Brother and the Holding Company" Сэм Эндрю: "Она обладала зверским аппетитом к жизни, удовольствиям - ко всему вообще. Если речь шла о еде, она хотела, чтобы все в комнате получили как можно больше всего самого лучшего. Если речь шла о веселье, она должна была повеселиться сполна. У неё был аппетит к наркотикам, а деньги и возможности позволяли ей иметь их в неограниченном количестве. Может быть, будь у неё поменьше аппетит, было бы лучше. Иногда ей не хватало осмотрительности". Её история жизни достаточно типична. Начитанная девочка-бунтарь переезжает из техасского захолустья, где ее презирали сверстники и учителя, в яркий Сан-Франциско, погрязший в свободной любви и дешевых наркотиках, и наполненный огромным количеством талантливых музыкантов, поэтов, мыслителей. Там она окунается в эту свободолюбивую культуру, и благодаря своему неподражаемому вокалу и сценическому образу, становится одной из ярчайших представительниц эпохи "детей цветов". После блистательного выступления на Монтерейском фестивале 1967 года Джоплин становится легендой и уже при жизни ей присваивают звание лучшей белой исполнительницы блюза. Говорили, что на сцене Джоплин обладала таким же магнетизмом и воздействием на публику, как Джим Моррисон. По воспоминаниям очевидцев, Джим даже ухлестывал за Дженис, но та его резко отшила, что вызвало большое разочарование у лидера Doors. За свою непродолжительную карьеру (умерла в 27 лет) Дженис записала большое количество ярких вещей, но в свой чарт я взял её кавер знаменитой арии Summertime из оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс". На мой взгляд, в этой песне отчетливо заметен широчайший диапазон этой удивительной артистки.      

 

 

# 22. The Beatles - Yesterday (1965)

Как вспоминал Пол Маккартни, свою самую известную мелодию он услышал во сне, а затем целыми днями напевал ее всем подряд, попутно интересуясь, у кого он мог раньше слышать что-то подобное. В итоге, никто не смог сказать, у кого Пол мог позаимствовать эту мелодию, поэтому принято считать, что музыка полностью принадлежит Маккартни. С текстом дела обстояли хуже. Первоначально Пол набросал несколько шуточных слов и фраз: "Scrambled eggs, Oh, my baby how I love your legs…" ("Яичница-болтушка, о, милая моя, как мне нравятся твои ножки…"). Итоговое название "Yesterday" (Вчера) появилось лишь после написания всего текста этой грустной баллады. Произошло это в мае 1965 года в Лиссабоне, где Маккартни гостил с подружкой в доме Брюса Уэлча, участника рок-группы The Shadows. Запись песни произошла в Лондоне на Эбби-роуд. Как считается, Маккартни с самого начала решил исполнить песню соло в сопровождении струнных (альт, виолончель, две скрипки), а продюсер и аранжировщик группы Джордж Мартин помог ему эту идею реализовать. Печальный текст песни органично дополнялся замысловатой мелодией. Содержание текста, хотя точно не определено, может истолковываться как выражение горя по утраченной любви. Большинство слушателей верят, что разговор идёт о разрыве между влюблёнными, в то время как другие считают, что песня связана с переживаниями о смерти матери (Мэри Маккартни, мать Пола, умерла, когда он был подростком). Участники Beatles, не принимавшие участия в записи песни, возражали против её выпуска в Британии, счтая, что она слишком выбивается из тогдашнего репертуара группы. В итоге песня была выпущена в качестве сингла в США, где стала хитом, а затем вошла и в альбом Help!, выпущенный в Британии. Впоследствии эта композиция стала рекордсменом по числу созданных кавер-версий, на момент 2013 года - более 2600 перепевок. Ниже представлено видео, записанное 1 августа 1965 года на телешоу "Blackpool Night Out". 

  

# 21. The Jimi Hendrix Experience - Hey Joe (1968)

Гении расширяют существующие границы. Джими Хендрикс пошел дальше и продемонстрировал поистине безграничные возможности игры на электрогитаре. Такого техничного и, вместе с тем, самобытного гитаритста в рок-музыке не было ни до, ни после. Это была не просто вспышка, а мощнейший взрыв творческой энергии необузданного гения. Первым хитовым синглом групппы Джими Хендрикса стала песня Hey Joe, написанная Билли Робертсом и ставшая популярной в 60-е годы. Песня повествует о человеке, который решил убить свою неверную жену, а после того, как ему это удалось, решил бежать в Мексику. Первой эту композицию записала году группа The Leaves в 1965 году. Но все же действительно популярной эта вещь стала два года спустя, когда вышла синглом от The Jimi Hendrix Experience. Во времена Вьетнамской войны первую строчку песни использовали как обращение к президенту США: "Hey Joe, a-where you goin’ with that gun in your hand?" (Эй, Джо, ты куда собрался с этой пушкой в руке?) "Hey Joe" до сих пор продолжают перепевать различные исполнители и группы. Ежегодно, начиная с 2006-го, в польском Вроцлаве на городской площади собираются тысячи гитаристов, которые одновременно играют эту песню. В 2012 году участие в акции приняло более 7 тысяч музыкантов.

 

Bonus

В связи с тем, что тема наркотиков по отношению к тем временам всплывает постоянно, а уж в этом выпуске и подавно, решил в традиционный бонус поставить андеграундный хит конца 1960-х гг., непосредственно посвященный этой теме. Британская коамнда с говорящим названием The Open Mind (Открытое сознание/разум) и их сингл с не менее ярким названием Magic Potion (Волшебное зелье) образца 1969 года. Прекрасный образец мятежного духа 1960-х и отличная вещь в музыкальном плане. Ныне совсем забытая.

 

Спасибо за внимание!

В следующем выпуске №№ 20-16

Всем рокового настроения!