Золотая сотня 1960-х. № 50-46
Предыдущие серии:
# 50. The Searchers - Needles And Pins (1964)
Участники ливерпульской команды Searcers (Искатели) были яркими представителями британской сцены первой половины 1960-х гг. - стильные костюмы с тонкими галстуками, модные прически, дорогие гитары "Gibson", простые, но запоминающиеся мелодии. Более мягкие, чем у Swinging Blue Jeans, но более динамичные, чем у Gerry And Pacemakers - их главных конкурентов за второе место в британском бите. Первое место, понятное дело, было прочно забронировано за Beatles. Пик популярности "Искателей" пришелся на 1963-1964 гг., когда они записали несколько коммерчески успешных синглов, в последующем ставших классическими хитами в жанре мерсибит: "Sweets For My Sweet", "Love Potion No. 9" (кавер на песню группы "Clovers") и, наконец, "Needles And Pins" - самую успешную вещь, дошедшую в январе 1964 г. до 1-го места в британском чарте. Незамысловатый гитарный бой, обаятельный вокал, уместная ритм-секция и хорошо продуманная музыкальная композиция - все необходимые составляющие для двухминутного эстрадного шлягера. В этой песне отчетливо чувствуется дух первой половины шестидесятых годов. Времени, когда рок-н-ролл был еще не в подполье, а на широкой эстраде, а парни с гитарами больше напоминали отличников, чем второгодников.
# 49. Shocking Blue - Venus (1969)
Часто доводилось читать и слушать критические отзывы о том, что Venus переоценена, что это проходная песенка, два притопа - три прихлопа, что у Shocking Blue были вещи и поинтересней, да, и, вообще, Робби Ван Леувен нагло стащил мелодию у группы "The Big 3". Все это так (и сам ван Леувен признавался, что "позаимствовал" мелодию у Big 3), но все это разбивается об один веский довод - если бы не было песни Venus, то ничего и этого не было бы. Европа, а затем и мир, не узнали бы о голландской группе Shoccking Blue, никто не стал бы копаться в корнях происхождения этой простой вещицы, не стали бы европейские девушки носить прическу "под Маришку", а парни перепевать Venus на самопальных концертах, копируя гитарный бой и отстраненную манеру голландских музыкантов, и, наконец, не было бы у советского народа любимой "шизгары". Занятно, что вне Голландии песня стала популярней, чем на родине музыкантов. Если в голландском чарте она дошла лишь до 2-го места, то в бельгийском, швейцарском и американском хит-парадах стала первой. И до сих пор ее регулярно крутят на радиостанциях, что говорит о популярности и неувядаемости этого рок-хита. Кстати, известный критик Артемий Троицкий, которого никто не обвинит в отсутствии музыкального вкуса, в своей передаче "Опыт рока. Год за годом" лучшей песней 1969-го назвал именно Venus. В России эту песню перепвали все кому не лень - от шоу-группы "Доктор Ватсон" до народного ансамбля "Бурановские бабушки". Существовало и много интерпретаций текста этой песни, самым интересным из которых, на мой взгляд, стал этот дворовый вариант:
Я шёл домой, слегка качаясь,
Как крейсер направляясь в порт,
И вдруг отчаянно ругаясь
Навстречу мне по правый борт
Шесть гадов
Здоровых шесть гадов
Шесть пассивных, агрессивных
Шесть гадов
Насчёт курить вопрос задали
А я ответил, мол, не дам
За что меня слегка помяли
И накидали по рогам
Шесть гадов
Здоровых шесть гадов
Шесть огромных, вероломных
Шесть гадов
Лежу я, маму вспоминаю
Житуха в падлу, всё облом
И вдруг случайно замечаю,
Что рядом на асфальте - лом
Сопя, как слон, я приподнялся
"Сюда, козлы!" - им заорал
А лом примёрзшим оказался
Зачем же я позвал
Шесть гадов
Здоровых шесть гадов
Шесть громадных, беспощадных
Шесть гадов
# 48. The Box Tops - The Letter (1967)
Это был тот случай, когда первый же сингл группы оказался самым успешным в ее творчестве и стал хитом на все времена. Композиция The Letter от американского квинтета из Мемфиса The Box Tops заняла 1-е место в американском чарте Billboard и стала самым популярным синглом 1967 года по версии этого авторитетного издания. В группе выделялось два центра творческой энергии и власти. Первый - фронтмен Алекс Чилтон, этакий американский вариант Федора Чистякова, 18-летний гений с низким голосом. Второй - это продюсерский дуэт Чипса Момэна и Дэна Пенна, взявших группу под свой контроль и стремившихся делать для нее эстрадные хиты. На протяжении нескольких лет шла борьба продюсеров с Чилтоном, который был недоволен предложенным материалом и тем, что его всячески старались отодвинуть на второй план. В результате Чилтону это надоело и он решил распустить группу, сделав впоследствии неплохую сольную карьеру. Однако того ошеломительного успеха и популярности, которые свалились на него после записи The Letter, он повторить так и не смог.
# 47. The Moody Blues - Nights In White Satin (1967)
Композиция Nights In White Satin стала не только самой известной песней бирмингемской группы The Moody Blues, но и одной из главных жемчужин симфо-рока - нового музыкального жанра, в котором рок-группы использовали элементы классической музыки. Изначально эту песню участники The Moody Blues записали вместе с симфоническим оркестром Питера Найта и включили ее в свой концептуальный альбом "Days of Future Passed", в котром описывался один день из жизни простого человека. Впоследствии была сделана укороченная версия для сингла, откуда были изъяты некоторые инструментальные моменты. Автор песни и вокалист Джастин Хэйворд говорил, что романтизм и курутазность этой песни связаны с фактами его личной биографии. В момент ее написания Хэйворд ночевал у друга на постели с атласными простынями и думал о своей девушке, с которой у него начинались серьезные отношения. Примечательно, что сразу после своего издания в 1967-м году песня не стала слишком популярной, заняв 17-е место в британском хит-параде, однако после переиздания в 1972 году она поднялась уже до 2-го места. Критики объясняли это тем, что в 67-м длинные песни в принципе не были популярны и публика еще не привыкла к ним, а в 72-м длинные песни, напротив, были в тренеде. Ниже я прикладываю альбомную (длинную) версию этой песни, в которой симфо-рок предстает во всем своем великолепии.
# 46. Jefferson Airplane - White Rabbit (1967)
Выходцы из Сан-Франциско не только стали одними из пионеров психоделического рока в США, но и главной концертирующей группой второй половины 1960-х годов. Они приняли участие во всех крупнейших рок-фестивалях того времени - Монтерее (1967), Вудстоке (1969), Алтамонте (1969) и острове Уайт (1970). Первый альбом группы Takes Off был по-своему интересен, но не принес группе успеха. Настоящая слава пришла к "Джефферсонам" после записи второго альбома Surrealistic Pillow, вошедшего в золотой фонд психоделического рока. Тягучий "кислотный" саунд гитар Пола Кантнера и Йормы Кауконена удачно гармонировал с завораживающим контральто Грейс Слик, привлекавшей толпы поклонников не только своим чарующим голосом, но и яркой внешностью. Одним из главных шедевров на этом альбоме стала песня White Rabbit, которую Грейс Слик написала еще до прихода в Jefferson Airplane, в составе своей первой группы Great Society. Отсылки к Льюису Кэроллу наложились на опыты Слик в употреблении различных наркотиков, о чем она сама впоследствии говорила: "Всем нам читали эти истории, где ты принимаешь какой-то препарат – и вот тебе замечательные приключения. "Алиса в Стране чудес" яркий тому пример. Она же просто под кайфом: становится слишком большой для комнаты, пока гусеница сидит на психоделическом грибе и курит опиум. В "Волшебнике из Страны Оз" они приземляются на поле опиумного мака, просыпаются и видят Изумрудный город. "Питер Пен"? Слегка посыпь голову кокаиновым порошком, и ты можешь летать". Впоследствии White Rabbit вошла в список 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone (№ 478).
Bonus
Сегодня в рубрике "бонус" песня Banjo Song американской группы The Big 3, с которой Ван Леувен и позаимствовал мелодию для "шизгары". Изначально это была песня Oh! Susanna, которую американский поэт и композитор Стивен Фостер написал еще в середине XIX века. Вот такие глубокие корни у этого произведения.
Спасибо за внимание!
В следующей серии № 45-41.
Всем рокового настроения!
Обзоры 60-х становятся всё интереснее, а в этой пятёрке лучшее (пмсм) - Белый Кролик! Класс!