8 мин.

Золотая сотня 1960-х. № 30-26

фото

№ 100-96

№ 95-91

№ 90-86

№ 85-81

№ 80-76

№ 75-71

№ 70-66 

№ 65-61

№ 60-56

№ 55-51

№ 50-46

№ 45-41

№ 40-36

№ 35-31

 

# 30. Marvin Gaye - I Heard It Through The Grapevine (1968)

Мэрвин Гэй прожил жизнь не слишком долгую, но достаточно яркую. Накануне своего 45 летия он был убит во время бытовой ссоры собственным отцом, представителем Церкви адвентистов седьмого дня, который, по воспоминаниям близких, избивал Марвина на протяжении всей жизни. К тому времени Гэй стал одним из ярчайших представителей соула и ритм-энд-блюза в их изначальном понимании и звучании. Счастливый билет он вытянул в 1961 году, когда во время гастролей с одним блюзовым коллективом его заметил начинающий продюссер Берри Горди и предложил подписать контракт с недавно организованным лейблом "Мотаун". Это была судьбоносная встреча. Мэрвин Гэй помог лейблу подняться до вершин популярности, став главной звездой "Мотауна", а лейбл, в свою очередь, способствовал коммерческому успеху альбомов и синглов Гэя. Свои наиболее хитовые вещи Марвин записал в начале 1970-х, но и во второй половине 1960-х он успел выпустить несколько успешных синглов. Наиболее хитовым и качественным из них стал кавер на песню Смоки Робинсона "I Heard It Through The Grapevine". Первоначально продюссеры отказывались записывать эту песню, но все же выпустили ее в качестве сингла и в итоге она добралась до вершины чарта Billboard и держалась там на протяжении 40 недель! Прекрасная мелодика, приятный тембр исполнителя, интересная минималисткая аранжировка - все необходимые компоненты коммерчески успешного хита здесь соблюдены в идеальной пропорции.  

 

# 29. King Crimson - 21st Century Schizoid Man (1969)

Невероятно, но факт. В список 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone не вошла ни одна композиция King Crimson. В то время, как туда попали аж! три песни Pink Floyd. Не хотелось бы ввязываться в извечный меломанский спор, кто круче "флойды" или "кримсоны", но очевидно, что величие двух этих команд и их вклад в развитие мировой музыки, как минимум, сопоставим. При этом они абсолютно разные, что, как мне кажется, обусловлено и образованием, которое получали лидеры этих групп. Создатели Pink Floyd Роджер Уотерс, Ник Мэйсон и Рик Райт вмсте учились на архитектурном факультете университета Вестминстера, а основатель King Crimson Роберт Фрипп закончил экономическое отделение Борнмутского колледжа. То есть, если Уотерс сотоварищи смотрели на музыку сквозь призму геометрии и воспринимали её как некое упорядоченное пространство, совокупность прямых и изогнутых мелодических линий, наложение различных звуковых плоскостей друг на друга под разными углами и т.д. То Фрипп, изучая экономику, больше ориентировался на алгебру и в своем творчестве пытался создавать сложнейшие музыкальные формулы, уравнения и интегралы. В 1967 году Фрипп присоединился к группе братьев Джайлзов, а после её распада он вместе с ударником Майклом Джайлзом создал группу King Crimson (Малиновый Король, иначе Вельзевул, Повелитель мух). Туда также вошли Грег Лэйк (вокалист и гитарист), Питер Синфилд (поэт и продюсер) и мультиинструменталист Иэн Макдональд (духовые, клавиши). Они образовали первый и, как считается, "золотой" состав "кримсонов", выпустив в 1969 году свой гениальный альбом "In The Court Of The Crimson King". Эта пластинка из пяти композиций опередила свое время и изменила представление современников о музыке. Самой интересной вещью на нем, по моему мнению, является пронизительная прог-металл пьеса "21st Century Schizoid Man" (Шизоид 21 века). Нарочито измененный голос, жесткие гитары, активное использование духовых, ломанные композиции,  мощнейшая аранжировка (для 1969 года - просто космос!) и, конечно, сам текст. Антиутопический и увы пророческий, в котором Синфилд описал все ужасы недалекого будущего: кровь детей, бездушие политиков, невинные жертвы, соженные напалмом (отсылка к Въетнамской войне), тотальная шизофрения и паранойя. Да, гении всегда видят дальше, чем остальные. Внизу предлагаю не классическую версию (они все на ютубе ужасного качества), а кавер школьного коллектива School Of Rock. Ребята лабают очень круто, да и девочка на вокале в порядке. Настроение и ткань кримсоновской мелодики передали отлично.

 

 

# 28. The Doors - People Are Strange (1967)

Недавно пересматривая фильм Оливера Стоуна The Doors, тот, где Моррисона играл Вэл Килмер, меня зацепила из него одна фраза. Когда к Джиму пришли журналисты с целью устроить фотосессию, он сказал, что надо подождать ребят, что должны быть сфотогрифированы все участники The Doors. На что журналистка ему ответила: "Ты и есть - Doors!" Действительно, что такое Doors? Моррисон и еще трое? Или это все же команда четырех талантливых творческих личностей во главе с гениальным певцом-актером-поэтом? Я все же склоняюсь ко второму варианту. Феномен Doors создавали все участники группы - барабанщик Джон Денсмор, гитарист Робби Кригер, клавишник Рэй Манзарек (заменявший к тому же и бас-гитару) и, конечно, Джим Моррисон. А необычное звучание и таинственный ореол, окружавший группу и лично Моррисона, придавали ей особое обаяние. Можно сказать, что "дорз" так и остались музыкальной загадкой, до конца не распознанной. Обыгрывая название группы, стоит отметить, что Моррсион сотоварищи смогли раскрыть двери восприятия музыки несколько шире. Первый (одноименный) альбом The Doors вышел поистине ошеломительным и несколько песен с него еще появятся в нашем рейтинге, но на более высоких позициях. Здесь же я поставлю наиболее известную вещь с их второго альбома Strange Days под названием "People Are Strange" (Люди - чужие). В ней очень ярко проявилось ощущение пустоты и потерянности Моррисона, его уязвимости перед окружающим миром. Как вспоминал Денсмор, однажды ночью в начале 1967-го года Моррисон зашёл к нему и Кригеру потерянный, в суицидальном настроении. Затем они вместе отправились на вершину каньона Лорел, приняли ЛСД, а после приехали в студию Sunset Sound Records, где записали эту композицию. 

 

# 27. Patsy Cline - Crazy (1961)

Американская певица Пэтси Клайн (урожденная - Вирджиния Пэттерсон Хенсли) была одной из ярких исполнительниц кантри и рокабилли рубежа 1950-1960-х гг. Она стала первой женщиной, добившейся большого успеха в кантри, что было большим достижением, так до нее этот жанр считался исключительно мужским. Вершиной ее творчества стало исполнение красивейшей баллады Вилли Диксона "Crazy", признанной эталоном "нэшвилльского звучания". Обволакаивающий контральто Пэтси Клайн, мягкие клавишные и роскошный контрабас на заднем фоне - все в этой песне безупречно и стильно. К сожалению, в это же время судьба Пэтси Клайн совершила трагический поворот. Летом 1961 года она попала в серьезную автокатастрофу, получив тяжелые травмы головы, и даже была вынуждена выступать в парике. А в марте 1963 года Пэтси Клайн в возрасте 30 лет погибла, разбившись на самолете. После смерти её слава постоянно росла, а композиия Crazy впоследствии была перепета многими исполнителями, в том числе, Хулио Иглесиасом. Но все же лучшей, канонической считается именно версия Пэтси Клайн, которая воследствии была включена в список 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone под № 85.  

 

# 26. Steppenwolf - Born To Be Wild (1968)

В те моменты, когда тебе надоедает сидеть в душном офисе и жить от дедлайна до дедлайна, можно мысленно представить, что ты на крутом байке едешь по бескрайнему хайвэю и только ветер свистит в ушах, да колышет волосы... Эх, романтика! Обязательным условием при этом, разумеется, должна быть песня "Born To Be Wild" канадской группы Steppenwolf, звучащая фоном. Как вспоминал автор песни Деннис Эдмонтон, брат ударника группы Steppenwolf Джерри Эдмонтона, идея текста возникла у него тогда, когда он шел по Hollywood Boulevard и увидел на витрине плакат с надписью: "Born to Ride" (Рожденный ездить) и картинкой, на которой мотоцикл извергался, как вулкан, из земли, а вокруг был огонь. Сам Деннис в это время как раз купил свою первую машину, небольшой подержанный Ford Falcon. И в результате все это сложилось в единый текст: образ мотоцикла, ассоциирующийся со свободой, и радость, которую автор ощущал от первого автомобиля и возможности ездить самостоятельно, куда бы он ни захотел. Примечательно, что после выпуска дебютного альбома песня "Born To Be Wild" не имела большого успеха и была выпущена лишь третьим по счету синглом. Хитом она стала лишь через год, после попадания в саундтрек культового фильма "Easy Rider" (Беспечный ездок), к которому она подошла идеально. После выпуска саундтрека она поднялась на 2-е место журнала Billboard и на долгое время стала гимном байкеров всего мира. Кроме того, песня примечательна еще тем, что там впервые прозвучало словосочетание heavy metal. Ну что, заводим моторы и поехали! 

 

Bonus

В традиционном бонусе продолжаем путешествие по просторам психоделического и альтернативного рока конца 1960-х. Сегодня в фокусе нашего внимания британская группа Camel (не путать с одноименной известной прог-группой 1970-х). Та группа Camel, о которой идет речь, записала всего один альбом в 1969 году, в который вошли в основном каверы. Всем любителям рок-музыки советую эту пластинку. На мой взгляд, это очень высокий уровень исполнения. Для знакомства с альбомом (хотя, возможно, кто-то слышал и раньше) предлагаю вашему вниманию композицию "Where Is My Mind".  

Спасибо за внимание!

В следующем выпуске №№ 25-21

Всем рокового настроения!