Золотая сотня 1960-х. № 65-61
Предыдущие серии:
# 65. Tomorrow - Hallucinations (1968)
Группа "Tomorrow" была яркой представительницей британской психоделии второй половины 1960-х гг. Замешанная на блюзовой основе, приправленная восточной философией и сдобренная ЛСД, психоделичская музыка была направлена на достижение трансцендентального сознания путем создания причудливых музыкальных форм. Как писали в то время в журнале Melody Maker, это "была попытка расширить сознание до предела". Группе "Tomorrow" в своем единственном одноименном альбоме 1968 года, на мой взгляд, удалось в полной мере добиться этого эффекта. Гитарист Стив Хау, впоследствии игравший в Yes, вокалист и автор песен Кит Уэст, при поддержке техничной ритм-секции и звукорежиссеров с лейбла "Parlophone" смогли создать необычный, очень симпатичный и целостный альбом. Завершает эту пластинку трек Hallucinations, который, по моему мнению, является эталоном психоделической баллады. Остается добавить, что в 2007 году Егор Летов включил этот трек в 10-ку своих самых любимых песен.
# 64. Question Mark & the Mysterians - 96 Tears (1966)
Во второй половине 1960-х гг. в США и Канаде активно развивался "гаражный рок" - новое направление рок-музыки, возникшее в результате "британского вторжения" 1963-1964 гг. В крупных мегаполисах и маленьких городках Нового света создавались сотни и даже тысячи команд, мечтавших повторить славу Леннона и Маккартни. Эта музыка характеризовалась крайне сырым саундом, чаще всего тяжелыми гитарами на фуззе и агрессивным вокалом. По причине отсутствия нормальных репетиционных баз играли музыканты в обычных гаражах. Немногие из числа гаражных групп 1960-х гг. успели записать хотя бы один альбом, ограничиваясь несколькими синглами или вообще не оставив после себя какой-то материальной памяти. Однако встречались и успешные случаи. Самой громокй "бомбой" среди подобных любительских записей стал трек 96 Tears, записанный мичиганской группой Question Mark & the Mysterians. Эта песня в 1966 г. возглавила чарты Billboard и была продана более чем милионным тиражом. Дополнительного шарма группе добавлял ореол таинственности вокруг фронтмена, который обозначал себя как "?", а также утверждал, что прибыл с Марса и в прошлой жизни общался с динозаврами. А песня, действительно, классная, и даже сегодня звучит свежо, интересно и драйвово. Отдельно можно отметить клавишные, которые создают основной мелодический рисунок.
# 63. Nino Ferrer - Mirza (1965)
Франко-итальянский певец и актер Нино Феррер (при рождении - Нино Аугусто Феррари) был серьезным джазовым музыкантом. Но прославился на весь мир благодаря шутливой песенке о поисках потерянной собачки по кличке "Mirza". Наивный, практически детский, текст этой песни был облечен в шикарную мелодическую окантовку, в которой имеются элементы джаза, шансона (в классическом смысле) и качественной эстрады. Две главных "изюминки" этой композиции - это агрессивные, но при этом мелодичные клавишные (то, что потом делал Рэй Манзарек в The Doors) и сильный, но не надрывный вокал Феррера. Из-за того, что я не знаю французского, долгое время полагал, что эта песня о глубоких чувствах мужчины к женщине, возможно, признание в любви или страдания из-за невзаимности, а оказалось, что вокалист так самозабвенно поет о потерянной собачке. Разве это не прекрасно?
# 62. Velvet Underground - I`m Waiting For The Man (1967)
Статус культовой и легендарной группа Velvet Underground получила только после своего распда. Во время активной творческой деятельности эта дерзкая команда из Нью-Йорка, которую продюссировал король поп-арта Энди Уорхол, не была коммерчески успешной. Дебютный альбом (тот самый с бананом на обложке) и вовсе провалился в прокате. Но это не помешало группе оставить глубочайший след в истории рок-музыки и оказать огромное влияние на развитие экспериментального рока. Это был тот случай, когда музыканты опередили свое время. Меланхоличный вокал Лу Рида, флегматичные партии Джона Кейла на электроальте, неожиданная перкуссия Мо Такер и мрачные тексты о наркотиках и садомазохизме - все это составляло уникальный стиль группы. При этом все вещи V.U. отличаются особой медитативностью и гипнотизмом, вне зависимости от их темпа. Не исключением стала песня I`m Waiting For The Man, которая написана от лица героинового наркомана, ожидающего своего дилера в Гарлеме. Этот трек цепляет с первых аккордов и не отпускает до самого финала. Журнал Rolling Stone включил эту композицию в список "500 величайших песен всех времен" под № 161.
# 61. Ten Years After - Love Like A Man (1970)
Два друга - гитарист-виртуоз Грэм Барнс (Элвин Ли) и бас-гитарист Лео Лайонс - еще до образования Ten Years After (TYA) играли в различных группах родного Ноттингема. Однако все это носило местечковый характер и настоящий успех пришел к ним после образования TYA в 1967 году. Первоначально группа ориентировалась на классические блюзовые стандарты, но со временем их музыка стала усложняться. В Британии первые альбомы прошли практически незамеченными, зато в США группа стала популярной и провела там свои первые многотысячные концерты. Элвин Ли стал кумиром американской публики, а окончательно его статус гитарного гения утвердился в июле 1969 года, когда группа триумфально выступила сначала на Ньюпортском джазовом фестивале, а затем в Вудстоке. Не менее яркое выступление TYA состоялось в следующем 1970-м году на острове Уайт - последнем крупном рок-фесте "золотой эпохи рока". В том же году был выпущен успешный сингл Love Like A Man, поднявшийся в британских чартах до 4-го места. На сингле песня длилась 4 минуты, а на альбоме она была увеличина вдвое - почти 8 минут. Именно альбомную версию я поставил в свой трек-лист, так как самое "вкусное" место в ней - это пародистый гитарный ход и сумасшедшее трехминутное соло во второй части песни. Роскошная вещь для всех любителей качественного гитарного рока.
Bonus: Сегодня в качестве бонуса поставлю инструментальную композицию, название котрой более известно по другой группе и из другого времени. От коллектива, название которого прославила другая команда с другого континента и совсем из другого времени. Поистине волшебная вещь.
Nirvana (UK) - The Show Must Go On (1968)
Спасибо за внимание!
В следующей серии № 60-55.
Всем рокового настроения!