16 мин.

Рейтинг команд «Ф-1» после первых тестов: «Феррари» вернулась, а «Макларен» сдал?

Неужели фаворит ясен?

«Формула-1» вернулась полностью обновленной – но в полупартизанском режиме частных закрытых обкаток в Барселоне. Для проверки абсолютно новых машин и моторов команды выбрали необычный формат: почти полное медиамолчание (лимит – 6 фото и видео в день), ноль журналистов, фанатов и трансляций, без тайминга и только согласованные данные через саму «Ф-1».

Скудная информация с первых пяти трековых дней не слишком полезна для формирования даже предварительного шорт-листа фаворитов первого Гран-при. Тем более с учетом постоянной смены погоды: шквальный ветер сдувал болиды с траекторий, дождь лил половину дней, смывая накат и сцепление, а часть заездов и вовсе начиналась при температурах около +7–10 градусов по Цельсию. Сопоставлять времена кругов в таких условиях – абсолютно бесполезная задача.

Большую часть времени команды вряд ли ехали в действительно боевом темпе. Было лишь несколько включений и ускорений в более благоприятные моменты – скорее для проверки новых агрегатов под усиленной нагрузкой и отправки данных на базу и в симулятор.

Кто же показал лучшее время? Радуйтесь, тифози: Льюис Хэмилтон и «Феррари» – чемпионы тестов!

Но в остальном главной задачей было накрутить как можно больше километров и разобраться с каждой новой деталью мотора, системы охлаждения, подвески и аэрообвеса – вскрыть потенциальные слабости, отследить возможный брак и расхождения с проектами.

Какая же из команд набрала больший километраж?

И даже важнее – общий накат для мотористов. Новые силовые установки с инновационным топливом сыграют ключевую роль в ближайшие 3–4 года, и чем больше дистанции в первые дни, тем больше данных. Практически все производители показали высокую надежность и подготовленность к новому регламенту – тут битва действительно вышла серьезной.

И все равно даже такие закрытые обкатки полезны. По планам и размеренности работы можно понять, насколько у команд вообще все идет по плану: что они проверяют и на что рассчитывают. Количество и характер первых проблем тоже намекают на потенциальные слабости машин в течение сезона. Но в первую очередь даже скудные, но реальные изображения позволяют оценить, насколько далеко команды зашли в разработке болида. Слишком простая машина бросается в глаза сразу, как и чрезвычайно продвинутая – с котомкой нестандартных решений. Такие легко разложить по полкам «потенциальные аутсайдеры» и «возможные фавориты».

Так что же показали тесты в Барселоне? Кто выглядит сильнее всех?

1. «Мерседес»

Приехал на тесты признанным фаворитом – без проблем и с предполагаемым преимуществом в моторах на 30–40 л.с. Первым выехал на трассу, первым проехал несколько десятков кругов, первым взял сотню и проверил обоих пилотов. Мощь продолжилась и дальше: на третий день гонщики «Мерседеса» захватили первые места и по темпу, и по километражу.

Только до обеда Расселл проехал 92 круга – почти две дистанции Гран-при. Всего за день – 183 круга или 852 км, и вообще без сбоев. Первыми же приступили к симуляции быстрых кругов в конце тестов – и первыми пробили отметку в 77 секунд: Расселл сразу снял до 1.16,4. Мотор «Мерседеса» произвел впечатление самого надежного и беспроблемного в пелотоне.

Оба пилота с первого дня расхваливали управляемость нового болида – резкий контраст с долгими жалобами на машины предыдущих поколений. А ведь многие гонщики опасались техники-2026 после работы в симуляторе.

Внешний облик W17 одним из первых разобрали в технической прессе: аналитики отметили «уникальную продвинутую конструкцию активного антикрыла» с регулируемым углом атаки впереди. Аналогичное решение обнаружилось лишь у экстремального «Астон Мартин» за авторством Ньюи и чемпионского «Макларена». Добавьте к этому интересное днище и зону за колесами – W17 действительно впечатлил.

По сообщениям из паддока от соперников «не под запись», «Мерседес» уже добрался до стадии подбора настроек – немыслимый прогресс для столь раннего этапа нового регламента.

2. «Феррари»

Выехала только на второй, дождливый день – и фактически потеряла возможность полноценно проверить аэропакет. Зато Леклер и Хэмилтон сосредоточились на километраже и нагрузке внутренних систем мотора и охлаждения: без проблем прошли 110 кругов.

Из внешних фишек SF-26 отметился знакомой по «Ред Булл» и «Мерседесу» прорезью в задней части – потенциально эффективным решением для стабильной генерации прижимной силы. Запомнились и ультраузкие боковые понтоны в духе экспериментального «Мерседеса» 2022 года, а инсайдеры сообщили о самой компактной системе охлаждения в пелотоне.

Технический штаб Скудерии, несмотря на все перестановки, по-прежнему способен разрабатывать смелые решения. Мотор «Феррари» зарекомендовал себя как стабильный номер два по надежности – все обкатки прошли без сбоев, даже при агрессивных решениях по материалам и размерам радиаторов.

Но проявились и первые слабости. Именно Хэмилтон первым пожаловался на полное отсутствие сцепления в холодных условиях: шины не включались и не позволяли управлять болидом так, как он хотел. То ли SF-26 не хватает прижимной силы для новой резины «Пирелли», то ли вопрос попадания в настройки вновь повис в воздухе – как и в 2025-м.

Поначалу возможности машины вызывали вопросы: Хэмилтон вылетал с трассы и не мог заставить шины работать даже при среднем темпе. Пока соперники экспериментировали с настройками и ускорялись, «Феррари» оставалась в чисто обкаточном режиме. Лишь в последний день Скудерия немного подняла темп и второй пробила отметку в 77 секунд, а лучшее время тестов в итоге осталось за Хэмилтоном – 1.16,348. Впрочем, тифози куда важнее итоговое резюме Леклера и Вассера: программа выполнена полностью.

3. «Макларен»

Выехал на трек только на третий день – и так и задумывалось. Команда сразу предупредила: будет ждать детали из производства до последнего момента, чтобы выкатить и оттестировать самую свежую рабочую версию болида.

При первом же появлении машина поразила аналитиков агрессивной подвеской с эффектом антикивка – для удержания высокого дорожного просвета на торможениях и стабильной прижимной силы. Удивила и проработка тормозных воздуховодов – одной из ключевых сильных сторон чемпионов 2025 года. Как и ожидалось, умные решения по контролю температур покрышек успешно перенесли и в новый регламент.

Болид сходу поехал в темпе «Мерседеса» и «Ред Булл» при сопоставимой скорости накрутки километража. Проблемы, впрочем, тоже проявились: отказ топливной системы украл у чемпионов почти полдня. Но в «Макларене» прекрасно понимали, на что идут, откладывая сборку до последнего момента.

Зато в заключительный день команда немного раскатилась и достигла темпа «Феррари» и «Мерседеса», третьей добравшись до отметки 1.16,5. Правда, помогли и условия: последний день оказался самым теплым и благоприятным, тогда как «Мерседесу» их быстрые круги дались в более сложных условиях.

4. «Ред Булл»

Первыми в новой «Ф-1» ускорились и забрали лидирующие позиции. Километраж оказался ненамного меньше, чем у «Мерседеса», хотя у команды-сестры возникли проблемы с новым мотором. Причем Аджар в первый день признался:

«Мы проехали намного больше кругов, чем ожидали – это сюрприз».

Второй день вышел не хуже: «Ред Булл» прерывался лишь на плановые смены настроек, обед и вылеты с трассы в исполнении собственных пилотов.

Новый RB22 тут же примагнитил внимание технических аналитиков. В его конструкции нашли смелые отсылки и к первой версии «Мерседеса» без понтонов образца 2022 года, и к собственному выдувному диффузору 2011-го – той самой фиче, что проторила Феттелю путь ко второму титулу. Ожидания – очень высокие.

Но именно «Ред Булл» первым пострадал от серьезных неприятностей. Новичок Аджар разбил машину в конце второго дня, вынудив команду взять паузу на пересборку болида и поиск запчастей. А на третий день самых длинных обкаток у нового мотора «Ред Булл-Форд» обнаружился устойчивый перегрев – тревожный сигнал с учетом холодной январской погоды.

При прочих равных англо-американцы выглядят лишь третьими: у «Макларена» под кожухом мотор «Мерседеса», показавший пока непрошибаемый уровень надежности, тогда как проблемы «оранжевых» зависят прежде всего от них самих. «Ред Булл» находится в схожем положении, но доверия к их мотору пока заметно меньше.

5. «Альпин»

Выехала на трек третьей – сразу вслед за немецкой парой. Разок остановилась на трассе, но в целом накрутила вполне вменяемый километраж для команды, только-только перешедшей на нового моториста. На третий день отметилась стабильными кругами не хуже «Мерседеса» – пусть и медленнее.

Больше всех удивила наблюдателей продвинутым аэрообвесом. Итальянские эксперты отметили агрессивную и детально проработанную геометрию поверхностей и подвески. Весь пелотон выбрал толкатели, как до 2022 года, и только французы вместе с «Кадиллаком» остались на тягах – по лекалам эпохи до 2025-го.

Но самым смелым и инновационным элементом стало заднее подвижное антикрыло – уникальное решение для всего пелотона. Потому «Альпин» уже окрестили потенциальным сюрпризом как минимум на первых Гран-при: на фоне французов решения конкурентов выглядели слишком базовыми.

К тому же команду больше не сдерживает собственный мотор с хроническим проигрышем по мощности. Теперь розово-лазурная машина оснащена «Мерседесом», уже доказавшим свою надежность.

6. «Хаас»

Проехал больше всех уже в первый день – огромный успех для маленькой частной команды в год нового регламента. 154 круга – даже больше, чем у «Мерседеса», и без технических сбоев. Джордж Расселл отдельно отметил и удивлялся этому факту.

Более того, «Хаас» сумел перенести успешный подход предыдущих сезонов и в новый регламент. Команда сразу запланировала дни-перерывы на разбор данных, а в каждой сессии накручивала по сотне кругов для проверки мотора «Феррари» и отработки своей фирменной фишки – понимания износа покрышек на длинных дистанциях.

Удивительно крепкий и методичный подход для самой маленькой организации с минимальным бюджетом.

7. «Рейсинг Буллз»

Провели лишь половину первого дня на трассе и разок остановились из-за технической неисправности. Зато затем исправились и уже на следующий день накрутили максимальный километраж – уступили лишь «Мерседесу».

Первыми словили проблемы с перегревом мотора «Форда», первыми потратили день на поиск решений и первыми из двух команд концерна завершили испытания, отправившись домой вслед за «Мерседесом» для анализа данных. Солидные тесты для маленькой команды в год нового регламента.

Болид выглядел базовым – без откровенно простых, но и без явно сильных зон. Звучит как приговор, но в прошлом году про белую команду говорили то же самое, а она брала гибкостью настроек и управляемостью. Пилоты могли выжимать максимум и регулярно заезжали в топ-10.

Безрисковая концепция вполне может быть осознанной стратегией «Рейсинг Буллз»: не усложнять машину сильнее, чем можно понять и переварить, и просто извлечь максимум из известного. Очень здравый подход для первого года регламента – даже если по чистому темпу на круге «Мини-РБ» и проигрывал почти всем.

8. «Ауди»

Потеряла первые полдня из-за технических проблем с новым мотором. Провела весь второй день в боксах, а в начале третьего снова сломалась практически сразу. Выглядело как самый нервный старт среди всех новых мотористов – за исключением разве что «Астон Мартин».

Исправились лишь в последний день – и по километражу, и по времени. Все оказалось не настолько безнадежно, как сперва казалось, но и до середины пелотона пока далеко.

Зато болид привлек внимание рассказами о сверхлегкой краске: по слухам, покрытие всей машины весит всего 580 граммов. Инсайдеры также сообщили, что именно «Ауди» первой добралась до лимита по массе – вполне логично, учитывая, что команда пересобрана на базе «Заубера», давно занимавшегося продвинутыми материалами.

Но по синергии всех систем остаются большие вопросы, и пока неизвестно, как немцам аукнется нехватка километража.

9. «Астон Мартин»

Едва успели к последним двум дням тестов – на фоне слухов о полной пересборке шасси и подвески буквально на ленточке из-за перевеса в 10–20 кг. Машина появилась на трассе лишь под вечер предпоследней сессии и сразу с гигантским расширением зоны теплоотвода в задней части. Похоже, проблемы с охлаждением проявились не только у «Ред Булл-Форда».

Проехали немного и вскоре остановились.

Первые впечатления экспертов – противоречивые, но восхищенные. Необычно высокая подвеска, очень широкие понтоны, широченный нос – и при этом детальнейшим образом проработанные антикрылья и задняя часть.

Главный гений «Ф-1» и новый технический босс «Астон Мартин» Эдриан Ньюи явно сделал нечто совершенно уникальное – особенно по части снижения лобового сопротивления. Именно здесь машина выглядит доведенной до абсолютного предела эффективности, что снижает требования к пиковой мощности и оптимизирует расход топлива.

Но вопросов пока больше, чем ответов. Команда впервые самостоятельно делала коробку передач, а мотор руководитель трековой бригады Майк Крак уже назвал «сыроватым». Реальную силу болида невозможно оценить даже приблизительно – особенно на фоне слухов о проблемах «Хонды» с ДВС и агрессивном плане развития вплоть до 6–7 Гран-при сезона.

И все же «Астон Мартин» быстро вышел на уровень «Ауди» и «Кадиллака» при сходной надежности и меньшем времени на трассе. Потенциал выглядит серьезнее. И вообще – им уже повезло, что они доехали до тестов в Барселоне.

10. «Кадиллак»

Новой команде прежде всего нужно было пройти слаживание и отработать базовую программу без затяжных простоев в боксах. Это удалось: Перес и Боттас выезжали все три доступных дня и по общему километражу не сильно отстали от «Ауди» и «Макларена».

Времена на круге пока не сулят прорыва в очки, и сами пилоты признавали: проблем больше, чем сюрпризов – и с мотором, и с машиной, и с электроникой. Но организацию собирали с нуля и без аутсорсной модели а-ля «Хаас», так что старт вышел солидным – выше ожиданий и худших опасений.

К тому же болид оказался не таким уж консервативным: эксперты нашли несколько смелых и агрессивных решений в конструкции подвески и направлении потоков вокруг нее.

11. «Уильямс»

Оценить выше невозможно. Команда пролетела мимо тестов, не успела подготовить шасси и осталась без трекового времени вообще. Никаких обкаток и съемочных дней – лишь слухи о трех проваленных крэш-тестах и перевесе в 20–30 кг.

Справиться удалось только с четвертого раза – и все равно с перевесом в 40–50 кг, когда большинство соперников уже приблизились к минимальному лимиту в 768 кг. А ведь каждые 10 кг стоят около 0,1 секунды на круге. Очень плохой знак для легендарного имени – казалось, у бывшего аутсайдера все только начало налаживаться.

По уверениям «Уильямса», в теории команда могла бы успеть к Барселоне, если бы поставила цель сделать это любой ценой. Но тогда под угрозой оказались бы планы по обновлениям и запчастям на первые Гран-при, и руководство решило не рисковать и не сжигать бюджет на перелеты.

Возможно, это решение еще окупится. Но прямо сейчас перспективы «Уильямса» выглядят пугающе – на фоне большинства конкурентов с феерически успешными тестами.

Фото: Gettyimages/Rudy Carezzevoli, Callo Albanese, Rudy Carezzevoli; mercedesamgf1.com; haasf1team.com; x.com/AlpineF1Team; x.com/AlpineF1Team; x.com/McLarenF1; x.com/McLarenF1; formula1.com; instagram.com/cadillacf1