Гран-при США. Пресс-конференция в пятницу
Участники:
Эдди Ирвайн, Jaguar-Cosworth Михаэль Шумахер, Ferrari Герхард Бергер, BMW Флавио Бриаторе, Benetton-Renault Эдди Джордан, Jordan-Honda Фрэнк Уильямс, Williams-BMW
Эдди, начнем с тебя. Почувствовали ли вы какие-нибудь изменения после того, как в Jaguar сменилась власть?
Эдди Ирвайн: Ники - достаточно опытный в Формуле-1 человек, он много лет работал в Ferrari, в McLaren и знает, как устроена команда. Я думаю, он сможет помочь нам, он знает положение дел в команде, к чему мы стремимся и что имеем. Это облегчает задачу.
И все же, были ли изменения? Я имею в виду - ты их заметили?
Эдди Ирвайн: Знаете, это не все равно как щелкнуть выключателем. Но он сказал, что нужно сделать, чтобы команда работала, и честно говоря, я с ним согласен. Так что перемены положительные.
Ты говорил о том, что испытываешь проблемы в квалификации. Что не так? Что ты можешь нам сказать?
Эдди Ирвайн: Иногда бывают: например, мне дважды пришлось использовать запасную машину, поскольку с боевой были проблемы. Плюс к этому в последних двух гонках на трассе как раз во время моих попыток появлялись желтые и красные флаги. Но очевидно какие-то причины нужно искать в себе и постоянно контролировать ситуацию. В моих силах лишь продолжать атаковать и стараться понять, что происходит. Вы знаете, что в прошлом году я постоянно попадал в первую десятку по итогам квалификации., сейчас за это приходится бороться гораздо больше. Надо выяснить, в чем причина, в машине, или во мне. Часто ситуация складывалась просто не в мою пользу.
Спасибо Эдди. Флавио, какую цель ставит перед собой ваша команда в оставшихся двух гонках? На что вы рассчитываете?
Флавио Бриаторе: Просто пытаемся работать лучше.
То есть?
Флавио Бриаторе: В двух последних гонках мы постараемся добиться большего. Машина стала намного лучше, мотор совершенствуется, мы вполне удовлетворены происходящим, учитывая то, что начинали сезон с совершено новым двигателем. Мы поставили себе цель стать конкурентоспособными в конце сезона, подготовить почву для возвращения Renault в 2002 году. Таков был план, а на самом деле вышло немного лучше. Надеюсь здесь и в Японии мы будем выглядеть лучше, чем прежде.
Каковы шансы, что Дженсон Баттон останется в команде на будущий год, учитывая, в частности, что они с Ярно сходятся вместе довольно часто... (смех)
Флавио Бриаторе: Да, пожалуй. Я думаю, это были обычные аварии, между этими гонщиками нет никаких проблем. Они представляют нашу команду в следующем сезоне, и надеемся, что когда они сойдутся в одной команде, друг с другом сталкиваться будет реже.
Михаэль, прошлая гонка была для тебя трудной. Как тебе удалось восстановить мотивацию?
Михаэль Шумахер: Достаточно просто: побыл с семьей, особенно с детьми. Малыши просто не понимают, что произошло, они для этого слишком малы. Они хотят жить дальше, играть, наслаждаться жизнью. Они хотят учиться и развиваться. Надо просто превозмочь себя и вернуться к нормальной жизни.
Поговорим, если можно, о следующем сезоне. Опираясь на то, что мы видим в конце этого, кого ты будешь опасаться больше всего в следующем году?
Михаэль Шумахер: "Опасаться", - неудачное слово, но борьба конечно будет напряженной. Одним из конкурентов, очевидно, будет Williams. И McLaren сбрасывать со счетов не стоит, они тоже будут сильны. Посмотрим, кто еще придет. Многие команды прогрессируют и забывать о них тоже нельзя.
Фрэнк, пару гонок назад мы беседовали с вами, и вы сказали, что Хуан Пабло Монтойя еще должен многому научиться. После этого он выиграл гонку. Что вы тогда имели в виду?
Фрэнк Уильямс: Машина Формулы-1 - очень сложная штука. Требуется немало времени на то, чтобы понять, как действовать, какие кнопки нажимать даже в простых ситуациях. Это приходит с опытом.
Его результат в Монце очень положительно повлиял на команду...
Фрэнк Уильямс: И на него.
Вы считаете, он с тех пор изменился?
Фрэнк Уильямс: Его подход к гонкам изменился уже после этапа в Монреале.
Это главная перемена в этом году?
Фрэнк Уильямс: Термин, который я использую - "подход", обозначает очень многое, в том числе и отношение гонщика к работе, его поведение.
Давайте поговорим о Дженсоне, Дженсоне Баттоне, которого вы одолжили Флавио. Считаете ли вы, что в следующем году он будет выступать лучше, чем в этом?
Фрэнк Уильямс: Я хочу прояснить ситуацию. Мы не одалживали Дженсона. Мы дали ему возможность самому решать, как он проведет ближайшие два года, если мы не воспользуемся своим опционом. И мы не планируем использовать наше право на его услуги в следующем сезоне.
Так как вы считаете, будет ли он преуспевать в Renault в следующем году?
Фрэнк Уильямс: У меня нет сомнений, что эта команда, к нашему сожалению, будет преуспевать. Они могут создать машину, способную побеждать в следующем году.
Так что Михаэлю придется поволноваться и об этом?
Фрэнк Уильямс: Я на это надеюсь (смеется)
Эдди, один из ваших гонщиков, Жан Алези, проведет здесь свой 200-й Гран-при. Вы не могли бы прокомментировать это? Отличается ли он от того Алези, которого вы знали раньше?
Эдди Джордан: Стал чуть побогаче (смеется), и, я надеюсь, умнее. Но деньги немного значат в его жизни. Он мне сказал недавно, что один из его бывших напарников ушел потому, что был слишком хорошим парнем. Исходя из этой логики, Эдди Ирвайн проведет здесь всю жизнь (смеется).
Эдди Ирвайн: Мы оба проведем!
Эдди Джордан: Я тоже хотел бы кольнуть журналиста, задавшего этот вопрос. Я думаю, это совершенно неправильно, что надели куртку BMW (смеется). Да, а какой был вопрос? (смех) Фрэнк, что он сказал? Я его зацепил, верно? Только взгляните на него (смеется).
Ваш менеджер по рекламе объяснит, в чем дело.
Эдди Джордан: Продолжаем. Так что вы хотели спросить? А, да. Жан Алези... Его жена теперь выглядит лучше (смеется). Он стал богат, обзавелся более роскошной яхтой, личным самолетом, стал парнем из высшего общества (смеется).
На прошлой неделе вы смотрели на тестах Джастина Уилсона и Нараина Картикеяна. Почему вы хотите сделать это еще раз?
Эдди Джордан: Честно говоря, я не знаю (смеется). Нет, на самом деле эти ребята произвели очень хорошее впечатление, сейчас приходит новое поколение молодых и действительно сильных гонщиков, нужно выбрать лучших. Михаэль сказал, что "опасаться" - не слишком точное слово, но я думаю, что в Формуле-1 сейчас собрались хорошие гонщики, но нам потребуется кто-то новый, такой, каким раньше был Михаэль, когда все говорили о великом Айртоне Сенне. Нужен кто-то точно такой же, кто... Давайте расставим все точки над "i". Сейчас молодые пилоты, увидев Михаэля, расступаются на трассе, нам нужен тот, кто делать этого не будет.
Герхард, снова вернемся к Алези. Он долгое время был вашим напарником, что вы можете сказать о нем?
Герхард Бергер: Он действительно славный парень. Мне он очень нравится, мы провели вместе пять лет и это было интересное время. У него прекрасное сердце, в чем-то он до сих пор остается ребенком и это здорово, что он с нами. У него много болельщиков во всем мире, они любят смотреть его гонки. Он непредсказуем. Спросите Флавио. Он отличный парень, давайте надеяться, что Жан проведет еще сотню гонок в чемпионате.
Теперь о Хуане Пабло. Вильнев выиграл "500 миль Индианаполиса", пришел в Формулу-1 и на следующий год выиграл чемпионат. Хуан Пабло может повторить это достижение? Герхард Бергер: Я наблюдал за ним на протяжении всего сезона и хочу сказать, что Монтойя очень талантлив. В нем сочетается природный талант и умение работать с машиной. Но пока он не способен использовать потенциал машина на 100% в каждый уик-энд. Просто не хватает опыта. Нужно чуть больше времени, чуть больше гонок за спиной, чтобы научиться пользоваться всем, что есть в Формуле 1. На некоторых трассах мы видим фантастические гонки в его исполнении, на других он выступает очень хорошо, но не в состоянии справиться с настройками. Я думаю, истинный потенциал Хуана-Пабло раскроется лишь в следующем сезоне. Этот год и так был сложным. Ему пришлось изучать новые трассы, научиться работать с командой. Но он проделал очень, очень хорошую работу. Иногда мы забываем, насколько мало гонок он провел здесь. Уверен, впереди нас ждет масса хороших гонок в его исполнении.
Хочу спросить Эдди и Михаэля. Медовый месяц с этой трассой закончился? Она вам не кажется столь идеальной, как в прошлом году?
Эдди Ирвайн: В этом году лучше, чем в прошлом, тогда у нас была очень жесткая резина, сцепление с трассой было неважным, было очень трудно, да и машина была не в лучшей форме. Конечно это не лучшая трасса в мире - четыре стены с полем для гольфа посередине. Если это лучшее из того, что они могут сделать, значит - лучшее. Но было бы здорово сделать еще лучше. Я не знаю, какова ситуация. Может быть, из овала и поля для гольфа ничего лучшего и не выйдет. Я не знаю. Мне в этом году здесь комфортнее, чем в предыдущем, машина гораздо лучше держит трассу.
Михаэль Шумахер: Да, проблема есть, и большинство гонщиков согласится с тем, что это не самая интересная трасса. Овал приспособили к нуждам Формулы 1, это компромисс. Но мы любим приезжать в эту страну, любим проводить здесь время. В календаре не может быть 17 лучших трасс. Лучшая - только какая-то одна
Эдди, сегодня ты показал пятое время, сможешь сохранить этот импульс до завтра?
Эдди Ирвайн: Хотелось бы на это надеяться, но мы уже были здесь в пятницу и не смогли ничего сделать в субботу. Сегодня, наверное, впервые за долгое время, у нас не возникло проблем с машиной. Посмотрим. Пятница всегда странный день. Мы обычно не делаем в пятницу того, что делали сегодня, но сегодня другая ситуация. Пока говорить рано. Приходите в два часа и вы все узнаете.
Значит, место в первом ряду. Фрэнк, ваша команда испытала много перепадов за последние 20 лет. Вы могли бы рассказать о своих чувствах сейчас, когда команда возвращается в ранг сильнейших после самого сильного спада в ее истории? Наверное, вы испытываете большее удовлетворение, чем в прошлом?
Фрэнк Уильямс: Я испытываю чувство беспокойства за то, сумеем ли мы удержать свое движение вперед (смеется).
Кто-нибудь использовал тормозные сигналы сегодня?
Михаэль Шумахер: Мы собираемся использовать их завтра. FIA еще на разобралась с настройками и не можем их использовать. Наверняка утром все появится.
Эдди?
Эдди Ирвайн: Я так понимаю, что мы не использовали их сегодня, а завтра будем.
Фрэнк Уильямс: Мы ждем.
Флавио Бриаторе: Я не знаю.
Михаэль, если принять к сведению популярную точку зрения о том, что Индианаполис станет постоянным пристанищем Гран-при США, насколько важно было стать первым победителем этого этапа?
Михаэль Шумахер: Если вспомнить историю "500 миль Индианаполиса", то конечно приятно было почувствовать себя первым победителем первой гонки Формулы-1 на этой трассе.
Сегодня температура асфальта не понималась выше 14 градусов, насколько это повлияло на то, что вы способны показать? К примеру, если сравнивать с 25 градусами...
Михаэль Шумахер: Полагаю, температура трассы и сегодня была около 25 градусов. Возможно, воздух был холодным, по нашим измерениям - около 14 градусов. То, что вы видите на мониторах не всегда правильно. Честно говоря подобная погода скорее заставляет ехать быстрее, чем замедляет. Зимой вы часто видите весьма неплохие результаты, а ведь трасса холодная и резина холодная. Всегда есть оптимальная температура, от трассы к трассе она меняется. Здесь условия очень подходящие для нас.
Фрэнк, вы как-то связывались с Алессандро Занарди после той страшной аварии в Германии? Если вы с говорили, что вы сказали ему? Фрэнк Уильямс: Я говорил с его женой около недели тому назад, он тогда еще был без сознания. Она не хотела, чтобы его кто-то навещал до конца недели, и я не поехал. Собираюсь навестить его ближе к концу следующей недели.
Эдди, вы говорили о молодых и способных гонщиках. Вы не имели в виду японца Сато, чемпиона Формулы-3?
Эдди Джордан: Я уже говорил, что мы просмотрели нескольких гонщиков на прошлой неделе. Уилсона, Картикеяна. Молодой парень из команды Prost, Томаш Энге, в прошлом году работал к нас на тестах. Год назад, или около того мы проверили и Сато, но сейчас у него контракт с BAR. Я думаю, он очень быстр. Если оценить его результаты, он выиграл больше этапов чемпионата Формулы-3, чем любой другой гонщик, хотя сейчас многое изменилось, за несколько дней могут быть проведены два этапа. Они так все запутали, что не поймешь сути происходящего. Но одно я могу сказать наверняка, он очень талантлив, если вы меня спрашивали именно об этом. Есть много хороших пилотов, но если бы мы выбирали из пяти - шести человек, то Сато был бы среди них.
Фрэнк, вы сказали, что гонка в Монреале стала поворотным моментом для Монтойи. Что там произошло, что изменило его?
Фрэнк Уильямс: Его ударило об стенку (смеется).
Михаэль, возвращаясь к гонке в Монце - как ты оцениваешь то, что произошло перед стартом. Был ли у тебя шанс поговорить с менеджерами команд, к примеру, с Флавио? Что будет наиболее важным для безопасности гонщиков в будущем?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что нужно было поговорить несмотря ни на что, информировать их о сложившейся ситуации и все, кроме одного, отнеслись к этому нормально. Эффект был положительный, просто надо было быть немного осторожнее. Я несколько раз уже говорил о том, что не согласен с тем, когда Флавио или некоторые другие боссы команды, диктуют гонщикам, что они должны делать. Пилоты должны гоняться, они знают свою работу, а Флавио вряд ли когда-нибудь сидел в кокпите гоночной машины. Он не знает, о чем речь, не чувствует ситуации и поэтому ему не стоило бы указывать гонщикам, что они должны делать. Не слишком хорошо использовать слабые места некоторых пилотов, зная, что они ничего не смогут возразить.
Говорят, в Ferrari тебе предложили самому выбирать, стартовать ли здесь и в Японии. Ты обдумывал возможность отказаться от выступлений? Что мотивирует тебя сейчас, когда судьба чемпионата решена?
Михаэль Шумахер: Команда Ferrari действительно предоставила мне право выбора, и если бы я хотел отказаться, то смог бы это сделать. Никто не знал, что случится в Монце, но я чувствовал себя обязанным выйти на трассу перед итальянской публикой. С другой стороны у меня не было сомнений в том, что если все наладится, то надо возвращаться к нормальной жизни. Поэтому я и участвую в гонках. Я гонщик и хочу провести в чемпионате еще несколько лет, показав все лучшее, на что способен. Я думаю, этого хочет каждый из нас. Если бы началась война, думаю, никто из нас не захотел бы выступать здесь.
Такой выбор был предоставлен тебе только из-за то, что творилось в мире, или потому что судьба чемпионата решена?
Михаэль Шумахер: Только из-за террористического акта.
Давай отложим в сторону Формулу-1. Приезжая в Индианаполис ты не хотел бы попробовать себя в гонках на овале. Насколько ты мог бы быть конкурентоспособен за рулем хорошо настроенной машины?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, я об этом никогда не думал. С одной стороны мне это кажется очень опасным, с другой, Формула-1 - самое серьезное испытание для автогонщиков. У меня неплохо получается здесь и я не вижу причин доказывать что-либо в "Инди-500", IndyCar или Champ Car или где-то еще.
Флавио, что вы думаете о высказывании Михаэля по поводу Монцы?
Флавио Бриаторе: Разные мозги, разные мысли. Думаю, речь шла не только обо мне, но и о BAR. Поллок согласился со мной. Все, что я видел, это попытка сбить гонщиков с верного настроя. В четверг на брифинге пилотов ничего не было сказано по поводу старта нового типа. Странно было услышать такие новости днем в воскресенье. Я говорил со своими гонщиками и на самом деле далеко не все они были согласно с Михаэлем. Физикелла сказал мне: "Я хочу стартовать как обычно, но Шумахер уже все за всех решил". Баттон тоже был в сомнениях.
Михаэль Шумахер: Я и не знал, что вы были там.
Флавио Бриаторе: Там был Физикелла. Михаэль в своей команде не только гонщик, но и менеджер. Он принимает решения с обеих позиций. Я же только менеджер, отвечаю за свою команду и за своих пилотов и принимаю такие решения, которые считаю лучшими для команды. Физикелла ничего мне не говорил по поводу того, что он не хочет стартовать. Он сказал: "Я совсем не убежден, что нам нужен старт в режиме желтого флага". Вильнев не согласился, Панис не согласился. Если пилоты обсудят этот вопрос в четверг, возможно мы примем какое-то решение, но не в воскресенье перед гонкой.
Ввиду того, что произошло с Дженсоном, вы не думаете, что стоило выбросить желтые флаги?
Флавио Бриаторе: Вы же знаете, что мы от этого ничего бы не выиграли, ведь мы стартовали не с поул-позиции. Преимущество было у Герхарда и Фрэнка. Дженсон хотел стартовать максимально эффективно и попал в аварию.
Эдди, бывали ли моменты по ходу сезона, когда ты чувствовал, что Бобби Рейхол не работает на команду?
Эдди Ирвайн: Это вопрос не ко мне. Я гонщик и был откровенным и с Бобби, и с Ники. Вы слышали, что говорил Ники, Бобби действительно посвятил работе с командой лишь половину себя. Посмотрите на Фрэнка Уильямса, на Рона Денниса и Жана Тодта, они живут с Формулой-1 и умирают с Формулой-1, что-то подобное нужно и нам.
Вернемся к Михаэлю. Профессиональный спорт становится моложе, почти всем звездам по 20 лет. Мика берет отпуск. Не чувствуешь ли ты себя в роли серого кардинала?
Михаэль Шумахер: Так и есть. Если посмотреть на возраст пилотов, то я в старшей группе. Я знаю, что не буду выступать еще десять лет, посмотрим, как долго это будет продолжаться.
Вопрос боссам команд. Представители BAR заявили, что представят новую машину в декабре. Вы думали о подобных сроках? Если нет, то когда состоится презентация новых машин?
Фрэнк Уильямс: В январе.
Эдди Джордан: Если повезет, то в январе (смеется). Не представляю, как они собираются сделать это. Это невозможно. Остается так много времени, которое можно потратить на развитие машины. Для нас подобное просто невозможно.
Флавио Бриаторе: В январе.
Фрэнк, когда Сэм Шмидт основал свою команду в чемпионате Indy Racing League, будучи прикован к инвалидному креслу, он сказал, что брал пример с вас. Вы говорили с ним, советовали что-то?
Фрэнк Уильямс: Я говорил с ним в прошлом году, здесь, в Индианаполисе. Но вряд ли я был источником вдохновения, мотивация была в нем самом.