Гран-при Испании. Пресс-конференция "Пятеро в пятницу"
Участвуют:
Дэвид Култард, McLaren-MercedesХайнц Харальд Френтцен, Arrows-CosworthРосс Браун, FerrariМайк Гаскойн, RenaultЭйдриан Ньюи, McLaren
- Неплохой день сегодня для Arrows. Это результат того, что команда, наконец, смогла провести тесты?
Хайнц Харальд Френтцен: Действительно, хороший день. На самом деле, мы ждали тестов в Сильверстоуне с тех пор, как начался сезон. Нам многое необходимо было сделать, опробовать, в общем, найти направление, в котором мы бы хотели двигаться, и, наконец, наступило время для того, чтобы мы могли немного поэкспериментировать. Мы хорошо провели там время, опробовали кое-какие новинки для машины, и мы определенно на правильном пути, поэтому тесты в Сильверстоуне оказались крайне полезны. Сегодняшний результат частично объясняется тем, что мы достигли прогресса.
- Вы надеетесь и завтра быть на этой позиции?
ХХФ: Я вам завтра скажу. Подождите немножко. Я думаю, что сейчас мы ближе к десятке лучших, чем когда-либо. Мы ведь ничего особенно нового не делали, все то же самое, что и всегда по пятницам. К тому же, у нас появилась новая модификация двигателя, и на мой взгляд, это шаг вперед.
- Могу я тебя попросить сказать что-нибудь о твоей бывшей команде. Похоже, что у нее финансовые проблемы. Мог ли ты предположить, что такой может произойти?
ХХФ: Трудно комментировать, глядя со стороны, но я думаю, что если Эдди Джордан продолжит увольнять людей, в один прекрасный день он обнаружит, что остался один! Больше я ничего говорить на эту тему не хотел бы.
- Дэвид, восемь лет прошло со дня твоего дебюта в Формуле 1. Как это отражается на твоем мировоззрении?
Дэвид Култард: Я бы об этом и не вспомнил, если бы Сара Эдуорти мне об этом вчера не сказала. У меня остались хорошие воспоминания об этих восьми годах. Это правда. Хотя всегда больше смотришь в будущее, а не в прошлое.
- Здесь ваши результаты улучшщатся?
ДК: Ну, у нас были кое-какие проблемы с балансом сегодня, и мы намерены тщательно изучить все данные и до завтрашнего дня все исправить. Никогда нельзя узнать заранее, как выступишь, до квалификации, если только не ехать быстрее всех и при этом знать, что у тебя еще есть бензин. В этом случае можно почувствовать уверенность. Честно говоря. В данный момент это не наш случай. Я считаю, что нам нужно немного терпения - просто посмотри, что принесет нам завтрашний день.
- Твой партнер выглядит очень впечатляюще. Он вносит свой вклад в работу команды? Что ты можешь о нем сказать?
ДК: Я не команда, поэтому мне трудно судить от ее лица. Может быть, этот вопрос лучше адресовать Эйдриану. Я не знаю, как на него ответить. Я не провожу опросов, и я не его инженер.
- Но он выглядит очень впечатляюще. Он делает твою жизнь трудной?
ДК: Это зависит от того, что вы имеете в виду под трудной жизнью. Моя цель - быть самым быстрым из всех гонщиков, а пока это мне недоступно, быть самым быстрым в команде. Я в Формуле 1 не для того, чтобы жить легко. Я здесь, чтобы соперничать с лучшими гонщиками мира и побеждать их. Если бы я боялся соревнований, я бы выбрал себе другое занятие.
- Эйдриан, вопрос о результатах команды - что происходит? У вас фантастическая история рекордов, связанная именно с этой трассой. Так каковы ваши шансы здесь и сейчас?
Эйдриан Ньюи: Да, эта трасса была многие годы к нам благосклонна. В этом году, как мне кажется, будет очень трудно. Мы знали, еще до приезда сюда, что будут гонки, где Michelin будет доминировать. И также будут гонки, где их резина не сможет конкурировать с японской. И когда мы ехали сюда, мы думали о том, что это будет уик-энд не из разряда удачных. Мы знали, что здесь все будет еще немного сложнее. И все же мы довольны своим выбором типа резины. Нам просто нужно работать для того, чтобы сделать нашу работу как можно лучше.
- Проблемы в данный момент возникли с двигателем, с шасси или с покрышками?
ЭН: Обычная история, необходимо, чтобы все работало, как надо. Думаю, что и Дэвид, и Кими прекрасно выполняют свою работу. Просто нам пока не удалось продемонстрировать весь реальный потенциал нашей техники.
- Росс, когда вы приехали на трассу, где ваши соперники провели больше тестов, чем вы, даже если вы в прошлом проводили их больше, вы не почувствовали, что что-то упустили? Сегодня было видно, что ваши гонщики сделали больше кругов, чем многие другие.
Росс Браун: Нет, я не думаю, что я был разочарован, нет. Подготовка топ-команд сейчас довольно сложная вещь, поскольку сейчас существует не так много трасс, где можно ее провести. Мы провели здесь достаточно тестов для того, чтобы понимать, что происходит. В прошлом, возможно, команды готовились к какой-то определенной трассе, что было сложно. Я помню, что команда Эйдриана всегда хорошо выглядела в Сильверстоуне. Они проводили тщательную подготовку - на старом варианте трассы в Сильверстоуне - и там было сложнее с ними бороться. Но я не ощущаю никаких проблем в Барселоне. Думаю, что Имола немного помогла нам, потому что мы были единственной командой, которая проводила там тесты перед сезоном, и мы нашли там пару интересных решений, и то, что погода была не слишком хорошей в пятницу и субботу, тоже нам помогло. У нас было отличная машина, хорошо сбалансированная, и частично это результат предсезонных тестов на трасса в Сан-Марино.
- Майк, похоже, вам удалось прекрасное начало сезона, лучше, чем ожидалось. Чего еще от вас ждать?
Майк Гаскойн: Не думаю, что все оказалось лучше, чем мы ожидали. Мы говорили раньше, что хотим попасть в четверку лучших команд в чемпионате. Мы не ожидали, что будем сражаться за победы в гонках, но мы хотели уверенно занять свое место среди четырех топ-команд, и по-моему мы этого достигли. А дальше: дальше нужно попытаться подняться на уровень, который позволит нам соперничать с лидерами. Так что, да, у нас было хорошее начало года, и мы собираемся продолжить прогрессировать и поближе подобраться к лидерам.
- Прогрессировать с каждой новой гонкой?
МГ: Да. Машина была сильно улучшена с начала сезона. Мне кажется, что мы стали сильнее, что, в общем, сегодня и продемонстрировали.
- Вопрос к трем представителям команд. Как снизить расходы команд? Что вы об этом думаете? Каково ваше решение этих проблем?
МГ: Всегда есть очень трудные вопросы, потому что у топ-команд есть бюджеты, которые они намерены тратить, и это их право, так должно быть. На самом деле, мы должны быть уверены в том, что в Формуле 1 достаточно конкурентоспособных команд, а тем временем, проблемы возникают у маленьких команд, и предлагаются разные идеи для того. Чтобы исправить ситуацию, но нужна полная уверенность в том, что все делается так, как надо, поэтому следует тщательно обдумывать каждый шаг.
РБ: Нужен логичный подход к вопросу о сокращении расходов. Мне кажется, что его следует поделить на две части. Есть расходы обязательные, те, с которыми любой команде Формулы 1 придется столкнуться. Ей нужно доставлять на гонку две машины. У нее есть обязательства, которые нужно выполнять. И есть расходы необязательные, и для меня такие расходы - что-то, крайне трудно контролируемое, поскольку они зависят от бюджетов команд. Я слышал, как некоторые представители команд говорят, что нужно запретить тесты, мне это кажется полной чепухой, потому что тесты как раз необязательная вещь. Команды проводят тесты, если могут себе это позволить. Все команды в этом году сделали новые машины, но это тоже не было обязательно. Необязательно каждый год создавать новые машины. Так что мне очень трудно соглашаться с комментариями о финансовой ситуации от людей, которые проводят тесты, делаю новые машины, привозят на гонки запасные машины, что тоже, кстати, необязательно. Поэтому я считаю, что очень важно понять, какие обязательные расходы можно сократить, потому что правила вводятся для всех команд. А эти необязательные расходы: если мы откажемся от тестов, мы построим еще одну аэродинамическую трубу, наймем еще сотню людей для работы на базе команды. Я не хочу показаться тщеславным только потому, что у нас есть бюджет, но некоторые предложения, которые делаются для сокращения расходов, не принесут никакой пользы.
ЭН: Я соглашусь с Майком и Россом. Они вдвоем, в общем-то, обозначили общую позицию, сказали, что команды тратят те бюджеты, которые могут себе позволить. О чем действительно еще стоило бы поговорить, так это о том, смогут ли все эти пресловутые меры по уменьшению расходов уменьшить разрыв между лидерами и теми, кто занимает позиции в хвосте пелетона. Мы говорим о разнице в результатах, поскольку, как сказал Рон, если маленькие команды будут делать то, что им на самом деле не нужно, они могут легко погибнуть. Minardi, в данном случае, скорее, исключение, но все остальные маленькие команды делают больше того, что им нужно для того, чтобы добраться до гонки, появиться на старте и квалифицироваться в 107 процентах. Вот об этом нужно говорить, и я считаю, что этот вопрос и нуждается в прояснении. Меры, которые были предложены, по-моему были недостаточно продуманы. Очень часто можно наблюдать, как новое правило или закон принимается для того, чтобы достигнуть определенной цели, и бывает, что достигает как раз противоположной. Если не быть осторожными, если не продумывать изменения, может как раз так и произойти.
- Дэвид, перед началом сезона, многие считали тебя главным претендентом на титул чемпиона. Начало сезона не получилось, как ты справляешься с разочарованием и как намерен действовать в дальнейшем?
ДК: На самом деле, не так уж важно, что говорят, в конченом счете говорит только результат. Вы в начале года должны были что-то сказать, и мы, и правда, думали, что сможем провести удачный сезон. В прошлом году команда выиграла четыре Гран При, если я не ошибаюсь, и в этом году еще предстоит длинный путь, но начали мы год не так, как ожидали. Мы были менее сильны, по разным причинам, и мы работаем над их решением, мы идем тем же путем, который McLaren прошла в прошлом, сумев избавиться от проблем и вернуться на вершину в качестве доминирующей силы, и по этому же маршруту мы идем сейчас. Тем не менее, повторю, впереди еще много гонок, и пока нельзя сказать: ладно, вот то, чего мы добились в этом сезоне.
- И насколько сильна сейчас твоя мотивация?
ДК: Также, как и раньше. Моя цель - всегда выжимать 100 процентов из машины, и работать по максимуму самому. Конечно, хочется каждый сезон быть самым быстрым, хочется побеждать в гонках. Это и есть цель, и это мотивация, а реальность такова, что пытаешься сделать все, что можешь в сложившейся ситуации, и это то, что мы делаем, то, что мы должны делать. Мы разочарованы началом сезона, потому что наш уровень повышается только от гонки к гонке. Но я все еще достаточно мотивирован, чтобы работать на тестах, выполнять мою работу, приезжать на гонки и выступать за команду, и не кажется ли вам, что это можно порекомендовать всем, кто здесь работает. В середине пелетона тоже ведь серьезное соперничество, и хорошо уже то, что мы все-таки впереди.
- У тебя много поклонников в Великобритании. Их поддержка способствует или мешает твоим успехам?
ДК: Не знаю. Как я могу судить об этом? Я не подсчитываю, сколько людей поддерживают McLaren, и сколько - меня или кого-то еще из Великобритании. Всегда будет много хороших и справедливых болельщиков, потому что и они, и мы желаем успеха, но моя мотивация на трассе не опирается на поддержку публики, она основывается на моем собственно желании садиться за руль и вести машину быстро.
- Дэвид, в понедельник Михаэль Шумахер был в Турции, в прошлом месяце там побывал Берни Экклстоун, и оба подарили туркам некоторую надежду на то, что у них появится собственный Гран-при. Ты тоже был там, можешь ли ты сказать, насколько возможно появление Гран При Турции?
ДК: Ну, я вложил деньги в яхтклуб в Турции, и уже их потерял, так что никакого позитива по поводу Турции я не ощущаю. Я был там пару раз, чтобы посмотреть, как строится моя яхта, и это было интересно, но с тех пор, как это прекратилось, знаете: Ну, да, Турция - неплохое место.
- Яхту они тебе сделать не смогли, а Гран-при смогут?
ДК: Я не знаю. Я не понимаю, какая тут связь. Я был там всего пару раз. Я ничего не знаю о финансовом положении этой страны, занимаются ли там бизнесом одинаково во всех областях, или они могут быть более честными. Надеюсь, могут.
- Вопрос к Россу Брауну. Мы много читали о новой комбинации коробки передач и двигателя, где вы можете поменять коробку быстрее, чем раньше. Это самое больше преимущество F2002?
РБ: Я думаю, что все это было преувеличением. О нашей трансмиссии было много хороших историй, несколько были очень интересными. На самом деле, самым существенным изменением стало то, что трансмиссия стала меньше и легче. Честно говоря, когда я пришел в Ferrari, коробку передач производили по несколько устаревшей технологии, и у нас не было возможности это исправить, потому что каждый год оказывалось, что уже слишком поздно работать над новой трансмиссией. И вот два года назад мы занялись созданием совершенно новой трансмиссии, и должен сказать, что она больше похожа на те, что используют сейчас Williams или McLaren, и она быстрее и эффективнее той, что мы применяли раньше. Самое больше преимущество новой трансмиссии - то, что она составляет единую систему с двигателем и задней подвеской. Думаю, что она установила новый стандарт того, как все должно быть объединено и насколько должно быть эффективно. Успехи машин Формулы 1 напрямую зависят от того, насколько удачную систему нашли инженеры: это должна быть хорошая комбинация двигатели, коробки передач, подвески, аэродинамики - нужно соединить все это вместе и избежав, по возможности, компромиссов, и оптимизировав все детали. Так у нас очень милая маленькая трансмиссия. У нас были некоторые проблемы с надежностью в начале сезона, и именно поэтому мы не использовали новую машину в первых гонках. Сложно быстро найти решения проблем с трансмиссией, поскольку детали к ней делаются очень долго. Но мы все сделали, в конце концов, и пока все идет нормально. Она стала нашим шагом в будущее, и все команды Формулы 1 стремятся сделать такие шаги в отношении всех частей машины: шасси, двигателя, трансмиссии - и пытаются идти еще дольше. В общем, это одно из наших достижений, которое было разработано в прошлом году для этого сезона.
- Трем конструкторам: прошло уже почти десять лет с тех пор, как в Формуле 1 побеждала Honda. За этот период три команды, которые вы представляете, поделили между собой все победы. Как по вашему, сможет ли Honda выигрывать вновь? И еще вопрос - верна ли ее политика сотрудничества с двумя командами?
МГ: Ну, это дело Honda решать, каким образом ей строить свою работу. Понятное дело, быть в числе лучших команд очень важно. Но и непросто, учитывая сложившуюся на сегодня ситуацию, а особенно, если ты поставляешь моторы двум командам. Да, этот вариант обсуждается сегодня, но для того, чтобы вернуться в ряды победителей, необходимы как лучший двигатель, та и лучшее шасси. Чего-то одного будет недостаточно. Решение этой задачи связано с необходимостью работать с лучшими командами, а для остальных она слишком трудна.
РБ: Думаю, всем ясно, что успешно выступать в Формуле 1 может только такая команда, которая представляет собой единое целое - сама занимается и двигателями и шасси. Renault как раз избрала этот путь. Я всегда считал, что именно в этом заключается одна из сильных сторон Ferrari. Быть может, это было несколько не так в недавнем прошлом, но сегодня на мой взгляд это безусловно справедливо в отношении Ferrari. Для меня машина - это машина, а не двигатель, не шасси. Это машина в целом! И на мой взгляд, Honda стоит подумать над тем, чтобы работать именно таким образом, если они хотят добиваться успехов. Думаю, если уж вы ее критикуете, то прежде всего а то, что она представляет себя как поставщика двигателей, а не как партнер. На мой взгляд, им необходимо объединиться с какой-то командой, стать единым целым. Мы поставляем двигатели Sauber, нашему клиенту. Мы предоставляем им максимально полную поддержку, но это не отражается на наших главных задачах, если не считать получения некоторого дополнительного бюджета, что никогда не лишне. Но я считаю, что Honda следует решиться и реорганизоваться в команду, если они хотят повторить успехи, каких добились в прошлом - ведь сегодня это куда труднее, я в этом убежден.
ЭН: Думаю, неверно было бы комментировать ситуацию со стороны. Мне мало что известно о том, как работает Honda, как она строит свою работу со своими командами. Я знаю, что в BAR немало японских инженеров, но как это все работает, не имею понятия. Так что я воздержусь от комментариев.
- Дэвид, мы читали, что ты хотел, чтобы Эйдриан уделял тебе больше внимания в этом году. Это действительно так? Довлен ли ты тем, как складываются нынче дела?
ДК: Да, Эйдриан читаем мне на ночь сказки, поправляет ночью одеяло - да, все просто замечательно! Нет, я не вижу надобности что-либо сообщать вам на эту тему. Мы работаем как команда, чтобы получить максимальный результат. Это требует полного участия всех, и совершенно ясно, что Эйдриан наиболее важная персона из тех, кто присутствует здесь на трассе. Он оценивает ситуацию в целом, и любые замечания, исходящие от него и касающиеся всего, что имеет отношение к машине, к тому, что происходит во время езды, очень важно на протяжении всего сезона.
- Эйдриану Ньюи. Вы начали тесты с Michelin в январе, когда ваша новая машина была почти готова. Не считаете ли вы, что именно это отражается на ваших результатах сегодня?
ЭН: Безусловно, нам пришлось кое-что познать, чтобы научиться лучше использовать покрышки Michelin. Когда вы меняете поставщика покрышек, с этим всегда приходится считаться. Французские покрышки во многом отличаются от Bridgestone, которые мы использовали прежде, а потому мы пытались понять, каким образом получше адаптировать машину к характеристикам Michelin. Думаю, мы достаточно ясно представляли себе, что нас ожидает, но с точки зрения долгосрочной стратегии мы хотим внести кое-какие изменения, которые усилят наши позиции в следующем сезоне.
- Обоим гонщикам. Лет двадцать назад Джеймс Хант говорил, что гонщик должен полностью посвящать себя гонкам, иначе он будет выкладываться не более, чем на 10 процентов. Как вы оцениваете с этих позиций прошедшие с тех пор годы?
ХХФ: Понятно, что мы принадлежим разным поколениям, а глядя на вас, я понимаю, что вы застали времена Джемса Ханта: Трудно сказать. Если говорить о нас, гонщиках, думаю, мы выкладываемся предостаточно, но, как заметил Дэвид, речь идет о работе команды. Все зависит от того, как люди работают внутри команды, чтобы сделать ее единым целым. Если инженер предлагает идею, как вести машину быстрее, мы с удовольствием его послушаем. То же самое касается и гонщиков, когда они предлагают какие-то изменения в машине: В наши дни в Формулу 1 пришло намного больше автомобильных компаний, они принесли свои ноу-хау, свои методы работы и я считаю, что сегодня соперничество намного более плотное, чем 20 лет назад. Разница в результатах намного меньше.
- Но вы сегодня больше инженеры, чем спортсмены? Не чувствуете ли вы, что становитесь спортсменами в меньшей степени?
ХХФ: Мое мнение - все стало намного сложнее.
ДК: Очень трудно вывести процентовку, но совершенно ясно, что спорт изменился, изменились спортсмены, требования к занятым здесь людям, требования ко всем, кто вовлечен в Формулу 1 - инженерам, механикам, конструкторам. Полагаю, они оценивают это так же. Сегодня уже невозможно работать от девяти до пяти. Необходимо отдавать работе намного больше времени и я считаю, что нам непросто оценить, к чему это приводит, потому что мы лишь часть этого мира. Но я не недооцениваю важность вашего следующего замечания, даже если вы не совсем понимаете, насколько важно участие инженеров в том, чтобы найти способ раскрыть потенциал машины.
- Ты не мог бы сравнить двух своих финских напарников?
ДК: Нет. Мика Хаккинен, двукратный чемпион мира, сейчас в отпуске, живет в Монако, женат, есть ребенок. Я пока не знаю о Кими таких подробностей, простите.
- Может быть, личное мнение?
ДК: У Мики своеобразный вкус в отношении нижнего белья!
- Вопрос к техническим директорам. Toyota осмелилась вступить в чемпионат как единая команда. Что вы думаете об их технических и управленческих возможностях?
МГ: Войти в Формулу 1 как совершенно новая команда и построить все необходимое - это огромное достижение, и они сделали это, посвятив делу все свои силы, и я думаю, что они ставят исключительно реальные цели и понимают, сколько времени им нужно. Думаю, что им пришлось по вкусу начало сезона, они набрали несколько очков, они воспользовались предоставившимися возможностями, но вы знаете, что этот бизнес подразумевает острую борьбу, и я уверен, что у них нет никаких иллюзий насчет попадания в первые ряды, но они все равно посвящают себя целиком своему делу.
РБ: Я могу обидеть Honda, и мне, пожалуй, стоило бы воздержаться от комментариев! Нет, они действительно производят впечатление. Они решили построить организацию в Германии, что не является обычным, поскольку большинство профессионалов живут в Англии или в Италии, так что они пошли на определенный риск, но я заметил, что они начали привлекать часть персонала, работающего в Формуле 1. Они начинали сами по себе, но они постоянно усиливают команду с помощью привлечения персонала из Формулы 1, что, я уверен, поможет им, и они, как мне кажется, могут стать реальной угрозой, сильной командой через два, три или четыре сезона, но это займет время, им нужно многое начнать сначала, не только технические вещи, но и инфраструктуру, все то, на что топ-команды потратили много лет, но, безусловно, в будущем они будут сильной командой.
ЭН: Я думаю, Toyota определенно выделяет своей команде большой бюджет и очень много денег вкладывает в будущее. Они очень много потратили на аэродинамические трубы, на шасси и тому подобное, и они демонстрируют преданность своему делу, хотя бы потому, что Германия не та страна, где можно задешево все делать. Они действуют совместно, и мне кажется, что через несколько лет они будут очень сильны, они хорошо начинают, у них надежные машины. Они не совсем новая команда, основой для них стала команда, участвующая в гонках Ле-Ман, насколько я понимаю, так что у них есть опыт участия в высоком классе автомобильных соревнований, и они действительно крайне удачно занимаются "охотой на светлые головы". Они привлекли множество инженеров из других команд при помощи довольно агрессивной тактики, что является их позицией, и это логично. Они сумели добраться до этих инженеров из других команд, сумели ввести в команду и научиться работать вместе, как единая команда.