11 мин.

Море Спокойствия. Драфт НБА-1997

После бурного и богатого на звезд, суперзвезд, франчайзов и полуфранчайзов драфта-96 призыв 1997-го года оставляет странное, двоякое впечатление. При взгляде на лоттери-пики возникает сакраментальный вопрос: «Кто все эти люди?». Может быть, стоит спуститься ниже лотереи и насладиться чувством превосходства над бездарными менеджерами, проворонившими кучу стилов «из подвала»? Спуститесь, конечно. Вот только посмеяться не получится: в нижней части драфта на звание полноценного франчайза тянет разве что... разве что... так, можно ли считать Скота Полларда франчайз-игроком? Ну ладно, Поллард смахивает на вокалиста второразрядной ню-металлической группы, его имидж явно повлиял на целую плеяду белых баскетбольных фриков от Спенсера Ховса до Джоша Макробертса, так что хорошо, его можно считать франчайзом. Но этого как-то маловато для целого драфта, нет?

Хорошо. Обратимся к источникам. Вот, к примеру, фундаментальное эссе Билла Симмонса, на котором он дает альтернативную раскладку драфтовых выборов – кого нужно было бы выбирать, обладая всем нынешним объемом знаний. Открываем его часть, посвященную драфту-97. Что же мы там видим? Окей, первое место довольно плотно занимает именно тот, кто и должен его занимать. На втором-третьем местах ожесточенно толкаются Чонс и Ти-Мак – один берет чемпионским характером, другой – уникальным талантом. Но на четвертом месте Симмонс располагает... Кита Ван Хорна.

Еще раз: на четвертое место Симмонс В ДВЕ ТЫСЯЧИ ЧЕТЫРНАДЦАТОМ ГОДУ ставит Кита Ван Хорна! А знаете, что самое поразительное? То, что это не прихоть взбалмошного старикашки: это объективное положение дел. Ладно, пускай кризис среднего возраста все-таки не дал Симмонсу включить в свой альтернативный рейтинг такого заметного игрока, как Бобби Джексон (хотя бы седьмым пиком, чувак!); но в остальном к старику претензий нет. Когда баскетболистов, достойных быть стартерами в команде НБА, еле-еле наскребается на пол-лотереи – да, это действительно «не очень глубокий драфт». 

Драфт-97 нельзя назвать сильным, потому что нельзя назвать сильным драфт, на котором было выбрано 3 (три) участника МВЗ, а из оставшихся самым примечательным парнем был Стивен Джексон. Драфт-97 нельзя назвать и слабым, потому что к тому, кто назовет слабым драфт с Данканом, нужно применить «Аваду Кедавру». Он... средний (если в комментариях я увижу меньше трех шуток про среднего игрока на среднем драфте, текст написан зря). Он скучный. Он умиротворенный. Про него на порядок скучнее писать, чем про предыдущий (да, я в курсе, что значит «на порядок»; именно в десять раз скучнее). Однако даже такой унылый праздник жизни все равно может подарить несколько интересных сюжетов; давайте попробуем окинуть их взглядом.

- Первый пик драфта: Тим Данкан

t-d

Данкан вышел на драфт в ранге одного из самых очевидных первых пиков последних лет – как до него Шакил О’Нил, а после – Леброн Джеймс. Можно, конечно, размышлять над тем, стал бы он таким же непререкаемым лидером, будь драфт более глубоким... хотя чего там размышлять: потрясающая университетская карьера Данкана снимала все вопросы. Что самое важное – Данкан прошел полный курс обучения, а значит, к своему первому году в НБА был совершенно сложившимся игроком, готовым доминировать с первых матчей. Что он, собственно, и делал. Даже горемычный Дэйв Твардзик, годом раньше потрясающе сработавший на драфте, признал: «Он уже номер один, никого даже близко нельзя с ним сравнить».

Хотя, Дэйв, ты ведь все равно выбрал бы Тодда Фуллера вместо Данкана, давай это признаем.

Долго расписывать выбор «Сан-Антонио» скучно и бессмысленно: про Данкана только на этом ресурсе уже написано столько статей (в том числе и вашим покорным слугой), что он бы вытаращил глаза в своей излюбленной манере, если бы это увидел. Более занятным было бы подискутировать, специально ли «Сперс» сливали ради него сезон, продлевая больничные Адмиралу и Шону Эллиоту; впрочем, в конечном итоге шансы команды вытянуть заветный пик были сравнительно невелики. Гораздо более интересная история в этом смысле приключилась с «Бостон Селтикс», и она настолько интересна, что для ее освещения пришлось вводить в мой цикл новую эксклюзивную рубрику:

Реклама 18+

- Питинизм драфта 

Ради Данкана «Бостон» сливал сезон-1996/97 отчаянно и самозабвенно, не заботясь ни о каких рамках приличий, как будто играя в азартную игру, ставка в которой – жизнь. В каком-то смысле так оно и было. В старте команды выходили то Марти Конлон, то Грег Майнор, а то и... Бретт Сзабо! (Ради бога, я даже не уверен, правильно ли я пишу его фамилию, а он стартовал в 24-х матчах из 70-и, набирая по два очка за игру! И это был его единственный сезон в НБА!). И разумеется, даже при поддержке таких мастеров «Кельты» заняли лишь второе место с конца. Впрочем, это было все равно что первое, поскольку «Ванкувер» по-прежнему не имел права на самый высокий пик (к счастью; они бы выбрали Маркуса Кэмби даже на драфте, на котором не было Маркуса Кэмби).

Высочайшие (рекордные в истории) лотерейные шансы сыграли для «Селтикс» судьбоносную роль... только не совсем в том смысле, на который «Кельты» надеялись. Возможность заполучить Тима окончательно свела с ума выдающегося студенческого тренера Рика Питино, «Ауэрбаха наоборот», который очертя голову ринулся в «Бостон» на должность... на все должности разом. Питино был настолько помешан на Данкане, что уже спустя пару лет оправдывал свои тренерские провалы тем, что команде в 1997-м не достался первый пик! (Представляете, как легко быть тренером в НБА? На вопрос, почему вы одержали 20 побед в 82 матчах, просто отвечайте: «Ну, дело в том, что у меня не было Данкана. А вот если бы был Данкан... а еще Джордан... а еще Чемберлен...»).

Посмотрев на раскрасневшееся, неприятно возбужденное лицо Питино, Дэвид Стерн тонко улыбнулся и приказал ответственным людям заморозить лотерейный шар «Сперс», так чтоб его легко можно было нащупать. В результате звездный новичок поехал в Техас, а «Бостон» получил даже не второй, а лишь третий пик. (Кстати, я бы пожертвовал приличную сумму за то, чтобы взглянуть на лицо Рика во время лотереи). Этим пиком Питино воспользовался вполне по-питински: он блестяще угадал, выбрав третьего по силе новичка с драфта (Чонси Биллапса), и слил его полсезона спустя в обмен на мощи Кенни Андерсона, обремененные приличным контрактом. 

Кстати, у Питино оставалась возможность заполучить своего мини-Джордана: помимо третьего, у него был еще и шестой пик, и к тому времени в зале по-прежнему скучал 19-летний Трейси Макгрэйди. Однако примеры Гарнетта и Брайанта пока не убедили менеджеров НБА, что соплякам можно доверять. Да и выбранный шестым Рон Мерсер объективно котировался в моках гораздо выше: хорошая студенческая карьера (кстати, под началом все того же Питино в Кентукки), отличные воркауты – и против этого неясные перспективы апатичного 19-летнего пацана с сомнительной рабочей этикой. В итоге от выбора «Бостона» выиграли обе стороны. Ти-Мак отправился в нормальную команду (прикинь, Бивис, он назвал «Торонто-97» нормальной командой, гы-гы), а Мерсер идеально вписался в генменеджерскую концепцию Питино «Выберу на драфте какого-нибудь чувака и через пару лет его обменяю на другого какого-нибудь чувака». Впрочем, даже если бы Рик выбрал тогда Макгрейди, не подлежит сомнению: через полтора сезона он бы обменял его... на Владимира Степанию. Да, Степания – это очень по-питински.

t-mac

Вообще, драфт-97 дал богатую почву для питинизации этой статьи. На нем были выбраны Тони Бэтти (5-й пик) и Дэнни Фортсон (10-й) – два весьма посредственных тяжелых форварда, которых Рик позже страстно возжелал видеть в своей команде (при том, что «четверка» была плотно забита внушительной фигурой тогдашнего бостонского франчайза Антуана Уокера). Ради 55-и игр Фортсона в зеленой форме генменеджер «Селтикс» сбагрил того самого Мерсера, которого сам же и выбирал. Бэтти сыграл в истории «Селтикс» куда более знаменательную роль: спас Полу Пирсу карьеру, а возможно и жизнь, во время пьяной поножовщины в клубе (как видим, уже в то время проклевывались первые ростки идеологии «bar fight»).  

Риктатор. Том первый

Риктатор. Том второй

- Лотерейные ошибки драфта

Чем больше я думаю на эту тему – тем ясней понимаю, что драфт-97 обошелся практически без очевидных лотерейных провалов. Ну да, Антонио Дэниэлса (4-й) или того же Тони Бэтти (5-й) выбрали несоразмерно высоко; ну да, Эдонал Фойл (8-й) запомнился только своим чудовищным контрактом, который ему влепил развязавший с алкоголем Крис Маллин; да, игры, проведенные в форме «Сакраменто» Тариком Абдул-Вахадом (11-й) едва ли хорошо помнит даже главный русскоязычный историк НБА. Ну так а какие были альтернативы? Вы приходите в магазин, где весь ассортимент состоит из зеленого дырявого носка и синего дырявого носка; будет ли ошибкой выбор зеленого вместо синего, или хрен редьки не слаще?

Еще раз: это был и правда «не очень глубокий драфт».

- Ларри Берд драфта: Кит Ван Хорн (2-й пик)

Отправляясь по волнам памяти в конец девяностых, трудно не вспомнить, как мы с друзьями снисходительно смеялись, когда читали в «Спорт-Экспрессе» про Дирка Новицки: дескать, в «Далласе» растет новый Ларри Берд. Ха-ха! Какой там к черту Новицки с его убогими восемью очками за игру, когда вот же, в «Нью-Джерси», уже есть готовый Ларри: высоченный белый парень с шикарным броском, один из немногих белых, кто в той лиге мог покуситься на священный рубеж «20 очков в среднем за матч».

Простим 15-летним пацанам преклонение перед статистикой. В свои первые годы в НБА Кит вполне оправдывал звание франчайза «Нетс». Стоит ли говорить, что это были, мягко говоря, не лучшие для команды годы? (А как еще может быть, когда ваш стартовый поинтгард – Стефон Мэрбери?). Когда «Нью-Джерси» наконец выбрались из трясины и сразу влетели в финал, Ван Хорн уже был сугубо второй скрипкой (наравне с второгодком Кеньоном Мартином) в команде, где истинным франчайзом стал великий Джейсон Кидд. Ван Хорн уже с трудом выдерживал конкуренцию даже с Ричардом Джефферсоном – и, по окончанию сезона, начались его странствия по лиге, уже навсегда в статусе крепкого ролевика. В 30 лет несостоявшийся Ларри Берд повесил кроссовки на гвоздь – последних контрактов, сопоставимых с годовыми бюджетами Зимбабве, хватило, чтобы поскорее забыть опостылевший баскетбол и с головой уйти в бизнес, где Ван Хорн, кстати, вполне преуспел (очень жаль, что в свое время он не играл с Антуаном Уокером – глядишь, и рассказал бы ему, как действительно нужно делать инвестиции).

Реклама 18+
v-h

Зато Ван Хорн, уже закончивший к тому времени карьеру, стал одним из важных действующих лиц трейда, благодаря которому в «Даллас» вернулся Джейсон Кидд. Болельщики «Мэверикс» должны быть благодарны Майклу Роу уже хотя бы за это.

- Стилы драфта: Бобби Джексон (23-й), Стивен Джексон (42-й) 

Было очень здорово на драфте-97 быть баскетболистом по фамилии Джексон: всегда существовала вероятность, что в будущем станешь приличным игроком, которого в свое время почему-то недооценили. Был, кстати, еще и Марк Джексон, но он не сделал такую карьеру, как двое других Джексонов (зато отметился в другой номинации – см.ниже). То ли дело эти другие. Бобби стал лучшим «шестым» в адельмановском «Сакраменто», а выбранный под скандальным 42-м пиком Стивен – и того пуще: сначала стал важной частью чемпионского состава «Сперс»-2003, а затем – еще более важным винтиком в механизме сумасшедших и незабываемых «Уорриорс» середины-конца нулевых. И да, он еще дал очень, очень крутое интервью.

- Бог драфта: Год Шэммгод (45-й)

Обладатель одного из самых клевых имен в истории баскетбола был выбран очень низко и провел в НБА всего-то два десятка игр, набирая в среднем по три очка. Но след он оставил позаметней, чем некоторые первые пики. Мы говорим, конечно, про знаменитый кроссовер Шэммгода: намеренно безобразный дриблинг на грани потери на ведении, затем резкий перевод мяча в другую сторону – и валящийся на задницу с удивленным взглядом оппонент. 

Шэммгод был, наверное, слишком олдскульным чуваком для лиги в конце 90-х: имя как из фильмов жанра «blaxploitation», стритбольное прошлое, никаких особых умений кроме невероятного дрибблинга. Шэммгоду, наверное, больше бы подошла «Гарлем Глобтроттерс», чем задрафтовавший его «Вашингтон» (тем паче, что он как раз уроженец Гарлема). Зато Год поиграл не где-нибудь, а в польском городе Слупск, что удается далеко не каждому баскетболисту.

Реклама 18+

- Евролига драфта: Энтони Паркер (21-й)

Предыдущий драфт дал Евролиге одну из ее легенд – Маркуса Брауна. Этот – не менее легендарного Энтони «Не Тони» Паркера. Что «не Тони» – важное уточнение для журналистов, перепутавших и отправивших пару лет назад французского разыгрывающего на пенсию. Карьера Паркера примечательна еще и тем, что он после долгих лет в Европе вернулся в НБА – ну, и ожидаемо превратился из суперзвезды Евролиги в, натурально, среднего игрока. Зато успел поиграть с Леброном, Шакилом и даже Коби. Коби Карлом.  

- УНИКС драфта: Крис Энсти (18-й), Кебу Стюарт (35-й), Марк Джексон (37-й)  

Драфты НБА продолжают питать материалом самую казанскую рубрику нашего цикла. Впрочем, Кебу Стюарт не стал для болельщиков УНИКСа своим: побеждает он, скорее, в номинации «Автодор драфта». Марк Джексон отыграл за казанцев так, что даже этот Марк Джексон, давно завершивший карьеру, на его месте сыграл бы лучше. А вот Крис Энсти – совсем другое дело: не так много игроков попадает в виртуальную команду мечты Станислава Еремина! Это, безусловно, позволяет назвать австралийца теневым лидером драфта-1997.

- Факты драфта 

Место проведения: Шарлотта, США

Дата: 25 июня 1997-го года

Играли в НБА: 47 игроков из 57 выбранных 

Участники Матчей Всех Звезд: 3 игрока (Тим Данкан, Чонси Биллапс, Трэйси Макгрэйди)

- Видео драфта: отсутствует за исключением нескольких фрагментов 

 

Топовое фото: Fotobank/Getty Images/Craig Jones/Allsport