Пиастри – жертва равноправия в «Макларене». Терял очки из-за командных действий?
Весь сезон мы наблюдали борьбу двух пилотов «Макларена» – Ландо Норриса и Оскара Пиастри – за лидерство в личном зачете. Однако, несмотря на быстрейший болид в 2025 году, «оранжевые» добрались до заключительной гонки первенстве без закрытия вопроса о лучшем гонщике – во многом из-за «правил папайи», которые проповедуют в Уокинге. В результате шанс на титул появился и у четырехкратного чемпиона мира Макса Ферстаппена.
Однако существует мнение, что заявленное равноправие в «Макларене» – всего лишь слова для публики, и на самом деле в коллективе процветает фаворитизм в отношении Норриса. И хуже того, некоторые стратегические решения в гонках часто вредят только Пиастри. По некоторым подсчетам фанатов, австралиец не добрал в этом сезоне около 20-30 очков только из-за действий команды.
Мы не будем залазить в конспирологические теории о разных болидах, но постараемся вспомнить случаи, которые могут выглядеть, как попытки команды команды сыграть в пользу Норриса.

Гран-при Австралии: первый командный приказ и вылет в траву
Первая гонка сезона – кошмар для многих новичков. Шел дождь, многих просто разворачивало, кто-то вылетал в ограждения. Первый круг не закончили трое – Аджар, Дуэн и даже опытный Сайнс. До финиша не добралось шестеро – плюс Алонсо, Бортолето и Лоусон.
Первый ряд стартового поля разыграли между собой гонщики «Макларена», а поул достался Норрису. Пиастри же уступил на старте Ферстаппену, но на 17-м круге вернул позицию, а еще через 13 приблизился к напарнику... и внезапно с мостика поступил четкий приказ – удерживай позицию. Оскар только успел ответить: «Окей, но я же быстрее!»
Четырнадцать кругов спустя Пиастри допустил ошибку и застрял в траве. После возвращения обратно австралиец очутился пятнадцатым – в итоге удалось дотянуться только до девятой строки.

Гран-при Японии: просил смену позиций, но получил отказ
Второй тревожный звонок для Оскара прозвучал на третьем этапе сезона-2025, Гран-при Японии. В напряженной квалификиации обладателя поула Ферстаппена и занявшего третье место Пиастри разделили всего 0,044 секунды. В гонке «Макларены» были быстрыми на «Сузуке», но накосячили со стратегией.
В какой-то момент случилось повторение австралийской ситуации: №81 был очевидно быстрее напарника, ехал в его зоне ДРС, но разрешения на борьбу так и не получил. Пиастри умолял мостик дать ему свободную трассу, чтобы попробовать атаковать лидера Ферстаппена, но в ответ услышал о правилах папайи и защите очков для команды.
Как могли в такой ситуации поступить в «Макларене»? Дать приказ Норрису пропустить Пиастри с оговоркой, что если австралиец за определенное количество кругов не обойдет Ферстаппена, то вернет позицию Ландо. Но на пит-уолл решили не рисковать, хотя когда, как не на старте сезона, пробовать различные тактики.
Гран-при Великобритании: решил прощупать грани правил папайи
В Сильверстоуне все было в руках Оскара – он стартовал вторым, на восьмом круге обогнал Ферстаппена и создал неплохой задел. Однако на рестарте после аварии Аджара и Антонелли австралиец зачем-то устроил брейк-тест Ферстаппену. Как итог – штраф в десять секунд.
Естественно, позицию Пиастри потерял, а когда стал отыгрывать время у Норриса – включился по радио с необычным предложением: «Не думаю, что штраф был справедливым. Знаю, это под большим вопросом, но если вы тоже не считаете штраф правильным, то, думаю, нам следует поменяться позициями и продолжить гонку».
Боссы отказали. Со стороны Оскара было самонадеянно обращаться с подобной просьбой, но разве эта мысль появилась бы в голове австралийца, если бы не правила папайи? Выглядело так, словно 4-летний гонщик запутался в командном кодексе. Кстати, после гонки австралиец остыл и признал, что обмен был бы несправедливым.
Гран-при Венгрии: подозрения в фаворитизме из-за разных стратегий

Поул в Венгрии сенсационно взял Шарль Леклер, а оба гонщика «Макларена» оказались сразу вслед за ним. Однако стратеги «Феррари» в очередной раз сделали все, чтобы подтвердить свое реноме: накосячили и выбесили монегаска.
В боксах «Макларена» тоже проводили сложные математические вычисления, чтобы сделать обоим гонщикам благо. Получилось, но с нюансом: подарили болельщикам Пиастри повод говорить о неравенстве. В чем дело? Если Норрис смог спокойно проехать первый отрезок на свежем «медиуме» в 31 круг, то для Оскара придумали андеркат Шарля Леклера и зазвали его на круг раньше монегаска – уже на 19-м. Получилось, но таким образом австралиец перешел на стратегию двух пит-стопов.

К концу гонки №81 смог приблизиться к коллеге и даже атаковал его. Причем делал это так отчаянно, что мог спокойно закончить гонку для себя, и Норриса. На командном мостике испугались и сказали, что если Оскар хочет атаковать, то должен это делать максимально осторожно.
В итоге так и доехали до финиша в одной секунде – на финише пилотов разделило 0,698 секунды.
Спорный момент с обновленной подвеской – Норрис получил ее раньше, но есть нюанс
На Гран-при Канады «Макларен» привез большой пакет обновлений, который затронул передние и задние антикрылья, а также переднюю подвеску – ее переделали для борьбы с высокими поребриками. Последнюю деталь установили только на болид Норриса. Пиастри отказался от обновления, так как посчитал, что это может навредить его пилотажному стилю.
Сначала болельщики, а затем и некоторые СМИ, утверждали, что проблема с новой подвеской в том, что ее разрабатывали под запросы Норриса. Если бы Оскар сделал то, что хотела бы команда, то стал бы медленнее или ему было бы сложнее совладать с машиной. В итоге австралиец месяц использовал старую версию, а британец сократил отрыв от напарника с 22 очков до 9.

Позже это стало поводом для разговоров о привилегированном положении Норриса в «Макларене».
Гран-при Италии: приказ обменяться позициями из-за ошибки на пит-стопе Норриса
Трасса в Монце была проблемной для «Макларена» из-за низкой максимальной скорости, поэтому командному мостику пришлось выдумывать различные стратеги. Одна из них заключалась в том, чтобы попробовать пересидеть Ферстаппена.
Первым на пит-стоп поехал Пиастри, чтобы защититься от Леклера. Это не понравилось Норрису, который сказал, что по правилам болид, который идет впереди, имеет право заехать в боксы первым. Британца успокоили, что подрезки не будет, однако она все же случилась – из-за ошибки механиков.
Норрис потерял около четырех секунд и выехал позади Пиастри. Австралийцу сразу сказали, что нужен обмен позициями. Далее – тарантиновский разговор.
Гоночный инженер: Оскар, это как в Венгрии в прошлом году. Мы заехали на пит-стоп в таком порядке по определенным причинам. Пожалуйста, пропусти Ландо, и после можете бороться.
Пиастри: Ну как бы… Мы же сказали, что медленный пит-стоп – это часть гонок. Не очень понимаю, что изменилось.
В итоге так и финишировали: Ферстаппен победил, Норрис приехал вторым, а Пиастри – третьим. За это позже прилетело обоим на Гран-при Мексики.
Гран-при Сингапура: агрессивный маневр Норриса в первом повороте – тормозил в Пиастри
В Сингапуре Оскар квалифицировался третьим, а Ландо лишь пятым. Уже на старте гонки британец предпринял агрессивный маневр и вышел на четвертое место, а затем в третьем повороте чуть не вынес австралийца. Последнему не понравилось: «Это несправедливо, если ему нужно врезаться в напарника для ухода от столкновения, это хреновый маневр». Стюарды, редко влезающие в разборки представителей одной команды, криминала не увидели.
Чуть позже у британца спросили, позволит ли он коллеге заехать на пит-стоп раньше. На тот момент, Ландо ехал впереди и мог решать, кто поедет первым: он отказался предоставлять преимущество и отправился менять шины. Пиастри заехал вторым, механики ошиблись – пит-стоп затянули до 5,2 секунды.
В итоге Пиастри финишировал пятым за Ландо Норрисом. Их разделили всего две с лишним секунды.
Гран-при Катара: не зазвали Пиастри и Норриса на двойной пит-стоп, побоялись навредить британцу
Когда в спину дышит четырехкратный чемпион мира, который за несколько Гран-при отыграл разрыв в сто очков, то волей-неволей начинаешь нервничать и допускать ошибки. На 7-м круге Гран-при Катара случилась авария – Хюлькенберг столкнулся с Гасли и улетел в отбойники. На трассе появилась машина безопасности.
В момент инцидента Пиастри лидировал, а Норрис занимал третье место. Что сделал весь пелотон? Заехал на пит-стопы. Но не «Макларены». На мостике решили не делать двойной пит-стоп, видимо посчитав, что это задержит Ландо (пришлось бы ждать, когда обслужат первую машину) – англичанину наверняка пришлось бы пропускать почти два десятка машин из-за расположения боксов в начале пит-лейн. Очевидно, что это действие правил папайи – равенство! Если заезд в боксы помешает одному, то не едут оба.
«Если бы мы заехали на пит-стоп, то Ландо мог бы потерять позиции из-за двойной остановки. Но все-таки основная причина заключается в том, что мы не ожидали пит-стопа от других команд», – попытался оправдаться после гонки руководитель «Макларена» Андреа Стелла.
В итоге Пиастри не смог победить, а Норрис и вовсе оказался четвертым. Австралиец лютовал.

«Я пока ни с кем не общался, но чувствую себя дерьмово. Даже не знаю, что сказать. Мы не смогли все сделать правильно в плане стратегии. У нас был отличный темп, я не допустил ни одной ошибки. Очень досадно.
Решение о проведении пит-стопа я оставил команде, чтобы на мостике смогли понять, какой вариант будет стратегии будет наилучшим. У них в распоряжении было намного больше информации, но да…
Не уверен, что стратегические решения команды сегодня имели какое-то отношение к командной тактике. Скорее, мы просто допустили ошибку. Я обязательно обсужу все случившееся с командой».
Как «Макларен» сохранит равноправие в финальной гонке?
Пиастри отстает от Норриса в личном зачете на 16 очков, и для титула ему необходимо не просто выигрывать гонку, но также надеяться на провал напарника – событие хоть и не исключаемое, но все же маловероятное. А учитывая, что по чистому темпу оба «Макларена» и Ферстаппен заметно опережают остальной пелотон – легко предположить, что даже в случае лидерства гонщика «Ред Булл» «оранжевые» не станут проводить рокировку, ведь Норриса устроит любое место в топ-3.
Но если же по какой-то причине на второе место за лидирующим Максом вырвется Джордж Расселл или Шарль Леклер, а Пиастри и Норрис окажутся на третьей и четвертой позициях – у гонщиков «Макларена» возникнет риск остаться без титула.
В подобной ситуации команда наверняка отдаст приказ Оскару пропустить Ландо, и вот тогда мы узнаем, о чем в действительности думал австралиец про командные действия весь этот год.
Что еще почитать про «Макларен»:
«Макларен» – безвольный! Хочет титулы «Ф-1», но боится риска ради победы – в идеальной ситуации
Почему Норриса освистали на подиуме «Ф-1» после победы в Мексике?
«Так мог подумать только безмозглый». «Мерседес» подарил два очка Норрису ради титула «Ф-1»?
Норрис, Ферстаппен или Пиастри? Слабости и сила героев титульной битвы «Ф-1»
Как «Макларен» умудрился сдать потенциально победную гонку?! Быстрые мысли о Гран-при Катара
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli; Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Evan Buhler/Keystone Press Agency, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Annika G/Global Look Press













2. Япония, возможно стоило пропустить.
3. Великобритания, тут косяк Оскара.
4. Венгрия. Близко с Пиастри остановились Леклер, Расселл и Ферстапен, вероятно там стратеги тоже ничего не понимали. То что решение стоило победы, выяснилось лишь задним числом.
5. Подвеска, из текста очевидно, что это был выбор Пиастри.
6. Италия. Ошибка механиков, не пилота, как в Великобритании. Были расчеты, что без подрезки, даже с ошибкой механиков Норрис остался бы впереди. Поэтому на размен повлияло два фактора - что первым остановили Оскара и что механики ошиблись. Команда вернула позицию, так как на первый фактор они повлияли прямо.
7. Сингапур. Касание минимальное, ничего там криминального не было. На другой гонке в спринте Оскар вообще напарника вынесет.
8. Катар согласен.
Итого, Япония +/-, Катар да. В общем, 1,5 решения на 24 гран-при, маловато для заговора.
Ну а про Катар просто смешно, Ландо потерял не меньше, чем Оскар в этой гонке. Я понимаю, если бы его позвали на питстоп, а Оскара нет, но нет блин, запороли гонку обоим пилотам, но сколько очков потерял Оскар считаем, а сколько потерял Ландо, нет.
а это точно папайя?