40 мин.

Глубокое знакомство с лидером «Ф-1» – Ландо Норрисом: богатая семья, «блинчик с клубникой» и все шаги к успеху

«Как бури испытывают крепкие деревья, так несчастья испытывают сильных людей», – так писал Луций Сенека – философ-стоик, веривший, что судьба не награждает, а проверяет тех, кто способен выдержать ее удары.

Но если судьба лишь испытывает, то можем ли мы быть судьями того, кто достоин награды? Можно ли отделить характер от обстоятельств – талант от контекста, силу от удачи, стойкость от везения? Имеем ли мы право говорить о «заслуженности» побед в мире, где успех создается не только умением, но и тем, когда именно приходит буря?

Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере человека, который вступил в сезон-2025 как главный фаворит в борьбе за титул чемпиона мира «Формулы-1» – и как гонщик, на плечи которого легли не только амбиции и ожидания, но и вес прежних ошибок, чужих представлений и собственных сомнений.

Знакомство «Ландо Морриса» с «Маклареном»

Февраль 2017-го. Уокинг. Шарлотт Сефтон, старшая менеджер по коммуникациям «Макларена», работает не покладая рук. На носу презентация новой машины, а ей еще нужно провести съемочный день на знаменитом «бульваре» – музейной витрине достижений команды. Задача, которая требует гораздо больше усилий, чем кажется.

Технологический центр команды «Макларен» – произведение искусства и одновременно источник головной боли. Полукруглое здание из стекла напротив спокойного искусственного озера. Проект Нормана Фостера, реализованный по педантичному взгляду Рона Денниса. Триста миллионов фунтов за идею, где каждый винтик вставлен строго вертикально, чтобы не собиралась пыль, и где одна треснувшая плитка означает замену этажа. И не дай Бог, чтобы хотя бы у одного из многочисленных экспонатов на «бульваре» была обнаружена утечка масла.

Шарлотт требовался полный контроль. Первый этаж – закрыт: никаких экскурсий или гостей; сотрудникам тоже велено обходить главный вход. И именно в этот момент ей сообщают, что на личную встречу с новым исполнительным директором команды Заком Брауном едет некто Ландо Моррис. «Это еще кто?» – подумала Шарлотт. Сейчас она меньше всего хотела видеть на площадке посторонних.

«Ландо Моррис? Это гонщик из молодежек, верно?» – уточняет она на ресепшне. Затем – из простого любопытства – пробивает имя в интернете. Выясняется: Норрис. Семнадцатилетний кудрявый мальчишка, который скорее напоминал ученика средней школы. «Ботаник. И, наверное, француз», – подумала она. «Наверное, новичок молодежной программы. Интересно».

И вот, у фасада, перед идеально выстроенным рядом спортивных машин, останавливается скромный Мини. Из него выходит тот самый «француз», который застенчиво подходит к Шарлотт и бормочет: «Здрасьте». Французом он явно не был. Шарлотт просит его вести себя тише, чтобы не мешать съемке, и сопровождает к лифту. 

«Кто знает, может, это будущее команды?» – последнее, о чем она подумала перед тем, как вернуться к работе.

Это была точка отсчета пути Ландо Норриса в «Формулу-1» вместе с «Маклареном». Всего через несколько дней после той встречи он стал участником их молодежной программы. На фоне грядущих презентаций машин это осталось почти незамеченным, однако имя Норриса начинало звучать все чаще. Уже в июле он впервые сел за руль машины Формулы-1 на официальных тестах, зимой получил статус резервного пилота, а еще через год стоял на стартовой решетке в Австралии, готовясь к своему первому Гран-при.

Начало – семья и те, кто сделал Ландо гонщиком

Ни для кого не секрет, что Ландо вырос в обеспеченной семье. Его отец, Адам, – британский предприниматель и мультимиллионер, довольно известный человек в кругах финансовой элиты Великобритании. Он сделал карьеру в пенсионном бизнесе, проработал в инвестиционной компании «Хэргривс Лэнсдаун», а затем ушел в собственные проекты: основал частную инвестиционную фирму и позже развил бизнес в сфере электроскутеров.

При таких финансовых возможностях поддержка интересов детей, в том числе занятий картингом, оказалась для семьи более чем доступной. Первым в гонки пришел старший сын, Оливер, а вскоре – и Ландо. В шесть лет он начал регулярно заниматься картингом, в восемь уже выступал в национальном чемпионате «Супер Уан» против более опытных соперников, в десять стал призером, а в одиннадцать – попал под крыло профессионального менеджерского агентства.

Однако финансовое благополучие не означало вседозволенности. Адам Норрис твердо придерживался принципа, что поддержка оправдана только там, где есть реальные усилия и интерес. Он не стал удерживать Оливера в гонках после картинга, когда стало ясно, что вовлеченности и результатов недостаточно. В то же время Ландо демонстрировал явный талант и пыл, из-за чего отец был готов вкладываться в его развитие – но только при условии серьезной работы.

Такой подход формировался из личного опыта Адама. В школе и университете он учился посредственно из-за дислексии, а первые годы карьеры дались ему особенно тяжело. Чтобы догонять коллег, он работал практически без отдыха и даже ночевал на рабочем месте. Успех не достался ему легко, и он считал, что его дети должны понимать цену собственных достижений.

Эта философия во многом определила начало пути Ландо и впоследствии оказала свое влияние. Адам стремился создать вокруг сына профессиональную структуру, но ради того, чтобы тот мог расти, а не просто жить за счет родительского капитала. Так он и вышел на менеджерское агентство «ЭДД Менеджмент», основанное двумя бывшими гонщиками – Фрейзером Шидером и Марком Берриманом, которые стали агентами Ландо и его старшего брата.

«Одной из отличительных черт Адама была не погоня за самым дорогим оборудованием, а стремление развивать навыки Ландо», – вспоминает Шидер. «Это полностью совпало с нашей философией. Они не боялись усложнять Ландо задачу, чтобы тот становился сильнее».

Но начало сотрудничества оказалось непростым. По словам Шидера, Ландо был очень тихим, упрямым и первые девять месяцев практически не слушал тренера:

«Он игнорировал каждое мое слово, хотя выигрывал гонки. Олли слушал и начал прогрессировать, а с Ландо было как с диким жеребцом – нужно было доказать, что я никуда не денусь». Постепенно, шаг за шагом, они нашли общий язык, и упрямство перестало мешать развитию – оставаясь, однако, характерной чертой, которая будет и дальше проявляться в карьере Ландо.

Первые серьезные успехи и формирование образа, который вскоре стал известен фанатам

В 2012 году Ландо сделал первые крупные шаги в картинге. Он выиграл серию «Формула Карт Старс» в классе Mini Max и впервые вышел на международный уровень, дебютировав в соревнованиях серии «Уорлд Супер Карт» за «Рикки Флин Моторспорт». Это был его первый реальный опыт в мировой картинговой среде.

В этот же год случился и другой важный эпизод, не связанный с гонками. Двенадцатилетний Ландо опубликовал в твиттере короткий пост: «Первый день в школе скучный, но зато у нас время ярмарки, и мама делает блинчики». Этот пост выглядел совершенно детским и невинным, но много лет спустя, когда аккаунт «Формулы-1» нашел и переслал его, он стал вирусным. Ландо ответил уже в своем фирменном стиле: «Наконец-то могу объявить: я съел блинчик с клубникой».

Именно с подобных постов и началось его интернет-самовыражение – веселое, ироничное общение с аудиторией, которое позже станет одной из ключевых черт его публичного образа и источником стремительного роста фанбазы.

2013-й был знаменательным для Ландо. Выступая все так же за «Рикки Флинн Моторспорт», он выиграл Европейский чемпионат СИК-ФИА, Международный Суперкубок и Евросерию ВСК, и финишировал четвертым на мировом первенстве СИК-ФИА среди юниоров. После такого сезона Норриса уже уверенно называли одним из самых перспективных гонщиков поколения.

В 2014 году он перешел в старшую картинговую категорию KF2 и сразу подтвердил свой статус, одержав победу на чемпионате мира – Ландо стал самым юным гонщиком, которому удалось это сделать. А параллельно дебютировал в автомобилях – в британской серии «Джинетта Джуниор», где по итогам сезона занял третье место – впечатляющий результат для гонщика, который всего год назад выступал в картинговых юниорах.

Успехи в молодежных сериях, выбор между «Ред Булл» и «Маклареном»

В 2015-м началась новая глава в карьере – дебют в молодежных формульных сериях, где он вскоре добился серьезных результатов. Но не меньшую роль сыграли знакомства, которые появились у него именно в этот период и впоследствии значительно повлияли на путь в автоспорте.

Одним из первых важных людей стал физиотерапевт Джон Малверн, который работает с Ландо и сегодня. Чуть позже в его жизни появилось агентство «ЭДД Менеджмент». Однако особенно важным стало знакомство с Тревором Карлином, основателем и руководителем одноименной команды «Карлин Моторспорт», одного из крупнейших коллективов молодежных серий. Именно за эту команду Ландо дебютировал в чемпионате «МСА Формула», который сейчас известен как британская «Формула-4». Тревора поражала полная самоотдача юного британца. Ландо буквально жил гонками: если он не находился на трассе, то сидел за симулятором. Он даже забирал тарелку с ужином и уходил обратно к тренажеру, вместо того чтобы проводить время с семьей. Сезон в «МСА Формула» оказался более чем успешным. Ландо стал чемпионом, выиграв восемь гонок.

Так началось долгосрочное сотрудничество семьи Норрисов с «Карлином». Этот коллектив должен был стать основой для дальнейших успехов Ландо, а Адам Норрис был готов обеспечить команде лучшее оборудование. Но планы пришлось отложить. В 2016-м Ландо покинул Англию и перешел в европейский чемпионат «Формула Рено 2.0», где выступал в паре с Робертом Шварцманом. Параллельно появлялся на некоторых этапах Британской «Формулы-3» в составе все той же команды «Карлин». Год выдался насыщенным, но Ландо стабильно добивался успеха. Он выиграл зимнюю новозеландскую серию «Тойота Рейсинг Сирис», популярную среди европейских пилотов, а также Еврокубок «Формулы Рено 2.0» и североевропейский дивизион «Формулы Рено». В дополнение – выиграл награду лучшего юниора по версии журнала Autosport и Британского клуба гонщиков. 

Успехи Ландо не могли не остаться незамеченными в паддоке «Формулы-1», поэтому его подписание в молодежную программу было лишь вопросом времени. «Ред Булл» уже давно проявлял к нему интерес. На этапе «Формулы Рено 2.0» в Монако состоялась встреча Ландо с Гельмутом Марко. Марко спросил его, сколько весит машина «Формулы Рено». Ландо растерялся и не смог ответить правильно, на что Марко заметил, что Макс Ферстаппен на его месте точно знал бы правильный вес. Возможно, именно это неловкое знакомство охладило интерес Норриса к молодежной программе «Ред Булл». Тем не менее несколько месяцев спустя судьба снова свела его с людьми, которые определят его будущее.

Во время уик-энда ЕЛМС на трассе «Поль Рикар» его агентство «ЭДД Менеджмент» заключило новое партнерство, долгое время остававшееся в тайне. Случай позволил организовать встречу Ландо с этим таинственным новым партнером. Им оказался Зак Браун, совладелец команды «Юнайтед Автоспортс», выступавшей в ELMS. Встреча прошла в гораздо более дружеской атмосфере. Ландо произвел на Зака сильное впечатление, что было важно в контексте последовавших новостей. В ноябре 2016 года Браун стал исполнительным директором команды «Макларен», сменив Рона Денниса. С этого момента путь в «Макларен» был открыт. Зак видел в Ландо будущего лидера программы, и вскоре Ландо согласился принять его приглашение.

Последние шаги перед вершиной: самоирония после ошибок, поражение в «Ф-2»

В 17 лет у Ландо было практически все, о чем может мечтать гонщик его возраста: место в молодежной программе «Макларена», фактически собственная структура в молодежных сериях через «Карлин» и репутация новой звезды автоспорта. Его образ становился заметнее, и не в последнюю очередь благодаря усилиям «ЭДД Менеджмент». Тогда у Ландо появился личный пиар-менеджер Мартин Пасс, опытный журналист, работавший, в числе прочих, с Лэнсом Строллом. Теперь каждый уик-энд Ландо сопровождался обязательными превью, отчетами и интервью, а его публичный образ становился все более целостным и узнаваемым. Характерный способ празднования с шампанским на подиуме, первые коллаборации с медийными проектами вроде WTF1 – все это постепенно формировало образ открытого, эмоционального, но при этом очень простого и непосредственного парня.

В 2017 году Норрис перешел в европейскую «Формулу-3» – ту самую, через которую прошли почти все ключевые пилоты «Формулы-1». «Карлин» даже временно приостановил участие в «Ф-2», чтобы сосредоточиться на этом проекте. Начало вышло сильным: Ландо выиграл первую гонку сезона на «Сильверстоуне». Но чем выше становилась планка, тем чаще проявлялись ошибки.

Одной из самых болезненных стала ошибка в По. После двух вторых мест Ландо был намерен наконец выиграть финальную гонку этапа. Он уверенно ушел в отрыв, полностью контролировал гонку – и все же слишком резко атаковал поребрик, сломал подвеску и врезался в стену. Машина разбита, победа потеряна. Тогда он воспринял поражение тяжело: закрылся в себе, отказался говорить с кем-либо и впервые за все сотрудничество не дал комментарий Пассу.

Ошибки продолжались и дальше: неудачный старт в Венгрии, столкновения на «Норисринге» и в Спа. Но постепенно Ландо выровнял выступления и начал стабильно побеждать. Как только появилась уверенность – он стремительно вырвался в лидеры чемпионата.

На предпоследнем этапе в Шпильберге появилась возможность оформить титул досрочно. Чтобы сохранить математические шансы, Максимилиану Гюнтеру нужно было набрать на десять очков больше Ландо. Условия были идеальны: Норрис стартовал вторым, Гюнтер – из конца первой десятки, темпа у него не было. Но вместо того чтобы спокойно довести гонку до финиша, Ландо решил идти за победой. Он вступил в дуэль с Йоэлем Эрикссоном, повредил переднее крыло и заметно потерял темп. Тем не менее ситуация оставалась под контролем — Гюнтер все еще был далеко позади.

Последний круг. Ландо собрал позади себя небольшую группу пилотов, но дело оставалось за малым – нужно было просто доехать. Он отбил атаку Ральфа Арона, слишком поздно закрыл траекторию перед Шлоссгольдом, не оставив ему места, а затем случился контакт. Обе машины – в гравии. После столкновения Норриса и Арона, а также штрафа соперника впереди Гюнтер финишировал пятым – и добрал те самые десять очков. Досрочно взять титул не удалось.

Но эффект от неудачи уже был не такой, как в По. Ландо снял шлем, сел на гравий и замер, как будто глядя в пустоту – и эта сцена мгновенно превратилась в мем. И именно он первым подхватил иронию, высмеял ситуацию, перевел все в шутку. Из тяжелого момента сделал повод для самоиронии, а самоиронию превратил в инструмент, который будет сопровождать его и дальше в трудные моменты.

Финал сезона прошел уже без драм. Ландо спокойно довел дело до титула в европейской «Формуле-3» и окончательно закрепил за собой статус одного из самых талантливых гонщиков поколения.

Финальный год в молодежных сериях Ландо провел в «Формуле-2» в 2018 году. И начинал он этот сезон уже в совсем ином статусе: теперь был резервным пилотом команды «Макларен» в «Формуле-1» и, что важнее, рассматривался как реальный кандидат на место боевого гонщика. Параллельно с основной программой Ландо регулярно садился за руль техники «Ф-1», участвуя в молодежных и постсезонных тестах.

Зимой он попробовал себя и в гонках на выносливость: вместе с Фернандо Алонсо выступил в «24 часах Дейтоны» за команду Зака Брауна. Вскоре Браун был официально назначен гендиректором «Макларена» – событие, которое только укрепляло позиции Ландо и делало его переход в «Формулу-1» все более вероятным.

Но для начала нужно было поставить финальный штрих в «Формуле-2»: Ландо и «Карлин» продолжили сотрудничество. Команда вернулась в чемпионат после годичного перерыва и получила возможность начать с нуля благодаря новому регламенту серии. Старт сезона сложился идеально: поул в первой же квалификации, уверенное доминирование и победа в дебютной гонке. Дополнительным бонусом стал дубль, который довершил напарник Сержиу Сетте Камара. По итогам уик-энда «Карлин» и Норрис уезжали абсолютными лидерами.

Трудно было представить, что этот успех окажется единственным в сезоне. Хотя и дальше у Ландо были сильные выступления, повторить ранний триумф он уже не сумел. Дебютный год в «Ф-2» складывался крепко: стабильность позволяла держаться в группе лидеров на фоне ошибок конкурентов. Однако ситуация резко изменилась, когда другой британец – Джордж Расселл из программы «Мерседеса» – прибавил после неровного начала. Он начал выигрывать гонку за гонкой, тогда как Ландо все чаще ошибался в попытках удержаться в борьбе.

После особенно тяжелой основной гонки перед родными трибунами в Сильверстоуне, где он финишировал лишь десятым, к Ландо вернулось давно знакомое недовольство собой. Он сумел ответить серией сильных уик-эндов в Венгрии и Бельгии, но Расселл вернул инициативу в Монце и укрепил лидерство. Символичным финальным ударом стал провальный этап в Сочи: Ландо проиграл старт, пропустив вперед главного соперника, и, пытаясь отыграться за счет быстрого пит-стопа, слишком рано выехал из боксов с недокрученным колесом. Это привело к первому сходу за сезон. В спринте он сошел вновь – уже из-за повреждений после контакта. На фоне очередной победы Расселла стало ясно, что чемпионский титул упущен.

Однако итог этой борьбы уже не имел никакого эффекта на будущее Ландо – в сентябре стало известно о том, что он подписал контракт с «Маклареном» на роль боевого пилота команды, заменяя ее уже погасшую звезду в лице Стоффеля Вандорна. Тем не менее, это поражение оставило эмоциональный след. Ландо переходил в «Формулу-1» с ощущением незавершенности, слишком остро переживая собственные ошибки и неудачи. И это отразилось на нем впоследствии.

Дебют в «Формуле-1»: скромный стиль жизни, дружба с Сайнсом и нестабильность в гонках

Как выглядит типичный гонщик «Формулы-1» в глазах фанатов? На чем должен ездить, где жить, сколько зарабатывать? Вряд ли кто-то представит человека, который приезжает на базу команды на «Фольксваген Поло», живет не в Монако или Швейцарии, а в пригороде Гилфорда и при этом делит съемное жилье с другим пилотом молодежных серий, просто чтобы сэкономить. Но именно таким был Ландо Норрис на момент подписания контракта и дебюта в «Ф-1».

Он оставался простым и открытым, почти наивным: его непринужденность, которую кто-то мог бы принять за отсутствие медиа-подготовки, сразу сделала его любимцем молодой аудитории. Для британских медиа это была идеальная история: в «Макларен» снова приходит восходящая британская звезда, как когда-то Льюис Хэмилтон. Сравнения с пятикратным чемпионом тогда звучали постоянно, но сам Ландо реагировал на них спокойно. «Льюис не был моим кумиром. Им был гонщик MotoGP Валентино Росси – мне было шесть или семь, когда я начал болеть за него, но все равно, круто, когда тебя сравнивают с Льюисом».

Именно так выглядела жизнь Ландо Норриса, нового гонщика «Формулы-1», сына мультимиллионера и бывшего ученика престижной британской школы-интерната Миллфилд, которую он так и не окончил, не сдав ни одного экзамена. Несмотря на привилегированное происхождение, его условия внутри «Макларена» не были особенными: стандартный контракт новичка, порядка полумиллиона долларов в год, обычный рабочий график и строгие требования команды. Ландо по-прежнему ездил на «Фольксваген Поло», жил в съемном доме в пригороде Гилфорда и делил жилье с Сашей Фенестразом, чтобы экономить на расходах. Даже его единственная крупная покупка была приземленной – аэрограф и набор красок для собственного дизайна шлемов, его личное хобби.

К моменту дебюта в «Формуле-1» его уже хорошо знала Шарлотт Сефтон. Она курировала медиа-обязанности Карлоса Сайнса, но наблюдала  за Ландо и их общей динамикой с напарником. Сайнс, который к тому моменту уже был довольно опытным гонщиком, занял позицию старшего товарища, помогающего новичку приспособиться к миру «Ф-1». Они быстро нашли общий язык, а внутри команды установилась дружеская атмосфера. Но при всей внешней легкости личные трудности Ландо никуда не исчезли.

Дебют в Австралии только подчеркнул этот контраст. В квалификации он сходу прошел в финальную часть сессии и занял восьмое место, тогда как Сайнс вылетел в первом же сегменте из-за желтых флагов. Радость Ландо была настолько же велика, сколь велико было его разочарование на следующий день – в гонке он финишировал двенадцатым и честно признал, что сам упустил шанс взять очки. Через две недели в Бахрейне он эффектно отыгрался – привез блестящее шестое место, отметившись эффектным обгоном «Ред Булл» Пьера Гасли. Но в Китае снова все пошло наперекосяк: столкновение с напарником и Даниилом Квятом уже на первом круге, повреждения машины, сход.

Такой контраст результатов стал привычным делом для дебютанта «Макларена» в том сезоне: его хорошие и впечатляющие результаты чередовались с ошибками и отсутствием удачи в других гонках.

Тем временем Сайнс быстро нашел свой ритм и уверенно закрепил статус лидера команды. В квалификациях они были близки, но в гонках опыт испанца давал о себе знать. Даже когда команда праздновала его подиум в Бразилии после невероятного прорыва с последнего места, Ландо, по словам Сефтон, был искренне счастлив за напарника, но при этом внутренне переживал: чувствовал, что не реализовал возможности машины так же хорошо.

Несмотря на относительно неплохой сезон для новичка, спустя несколько лет Ландо признался, что весь первый сезон прожил в депрессии: он часто корил себя за ошибки, а каждый плохой результат становился новым поводом для сомнений в своем уровне и перспективах пребывания в «Ф-1». Позже многое изменилось, но процесс этих перемен был долгим и непростым.

Ковидная пауза и стримерство на твиче, первый подиум в «Макларене»

Пауза между сезонами оказалась куда более значимой, чем кто-либо ожидал. Вместо обычной подготовки к чемпионату Ландо столкнулся с полной остановкой «Формулы-1»: мир ушел на карантин, этапы один за другим отменялись, команды закрывали базы, и никто не знал, когда машины вернутся на трассы. В этот ковидный период Ландо выбрал неожиданную роль. Пока гонок не было вовсе, он почти каждый день выходил в эфир на твиче: участвовал в виртуальных заездах, устраивал импровизированные турниры и просто разговаривал со зрителями. За несколько месяцев он превратился в одного из самых популярных стримеров в мире спорта. Именно тогда к «Формуле-1» пришла новая волна фанатов, которые узнали о ней не через гонки, а через Ландо – смешного, нервничающего из-за технических сбоев, играющего в Fall Guys, а однажды побрившегося налысо ради благотворительности. Его искренность и полное отсутствие дистанции с аудиторией окончательно закрепили за ним образ «того самого обычного парня», случайно оказавшегося в мире большого спорта. 

Сезон стартовал только в июле, и первым же этапом стал знакомый Шпильберг. О реальном раскладе сил судить было сложно, однако уже на тренировках стало ясно, что «Макларен» сделал еще один шаг вперед. Ландо обновил контракт и получил дополнительную мотивацию.

Квалификация завершилась четвертым местом, превращенным в третье после штрафа Хэмилтона. Старт получился уверенным, но по скорости «Мерседесы» были недосягаемыми: Льюис без труда прошел Норриса. Однако хаотичная гонка перевернула все: столкновения, сходы, сэйфти-кары, штрафы. После столкновения с Албоном Хэмилтон получил 5-секундный штраф (который должен был приплюсоваться к финальному времени), но все равно отрывался от преследователей, в то время как Ландо застрял позади Леклера и Переса.

За три круга до конца Норрис рискнул и прорвался мимо Переса, но отрыв до Хэмилтона – 6,5 секунд. Подиум, кажется, потерян. Или нет? На короткой австрийской трассе круги проходят чуть более чем за минуту. Получив команду «Сценарий 7» – то есть перевод мотора в квалификационный режим – Ландо начал атаковать в каждом повороте. 5,5. 5,2. 5,0. На финише – 4,8 секунды. Подиум! Последние круги он проехал быстрее самого Хэмилтона.

Эта гонка стала не только прорывной для Ландо, но и глотком свежего воздуха для спорта: вчерашний дебютант, пусть и не в прямой борьбе, но смог бросить вызов действующему чемпиону – и победил!

Прорыв также стал показательным с точки зрения взаимодействия с гоночным инженером – в дальнейшем не раз будет прослеживаться, насколько важно для Норриса задавать вопросы по ходу гонки, пытаться узнать что-то новое и за счет этого провести заезд лучше.

И хотя больше подиумов за сезон-2020 Норрис не добыл, чемпионат в целом сложился успешно: очковые финиши участились, а отставание от напарника заметно сократилось. Однако Сайнс по окончании сезона ушел в «Феррари», так что на Ландо легло бремя лидера команды.

Победа над опытным Риккардо, становление лидером «Макларена» и упущенная победа в Сочи



Приход Дэна Риккардо в 2021-м неожиданно закрепил за Норрисом статус главной звезды «Макларена». Австралийца ожидали увидеть в роли лидера, но с первых гонок стало очевидно: концепция болида ему не подходит. Норрис же сумел адаптироваться к неудобной технике и выдавал зрелые и уверенные выступления. За первые десять этапов он лишь однажды финишировал ниже пятого места, впечатлял квалификациями (как в Монако или Австрии) и умением приспосабливаться к сложным условиям (как в Эмилии-Романье, где был открыт счет подиумам Ландо в 2021 году). На летний перерыв он ушел третьим в чемпионате – впереди были только Хэмилтон и Ферстаппен.

Однако после возобновления чемпионата картина  изменилась. Печально известный Гран-при Бельгии должен был стать уик-эндом Ландо: британец уверенно выиграл два первых сегмента квалификации, но в начале третьего попал в серьезную аварию в «Радийоне». У Норриса были все шансы стать победителем «несостоявшегося» гран-при, по ходу которого не было пройдено ни одного боевого круга, а очки раздали, по сути, за квалификацию (с учетом штрафов на стартовой решетке и вылетов на установочном круге). И хотя все последующие уик-энды стали для Ландо результативными, ошибки участились. В списке этих ошибок особняком стоит гонка в России.



В субботу Норрис в сложных условиях завоевал первый в карьере поул. На следующий день, несмотря на неудачный старт, Ландо смог вернуть лидерство и на протяжении второго отрезка гонки отлично защищал позицию от атак Хэмилтона. Под конец гонки пошел дождь, усиливавшийся с каждым кругом. Норрис принял неправильное решение остаться на сликах, и эта ошибка перечеркнула все старания по ходу заезда. Вместо впечатляющей победы – полный провал и лишь седьмое место. После финиша на Норрисе не было лица.

Вторая половина сезона была наполнена мелкими неудачами и собственными просчетами. В итоге сезон, по ходу которого Норрис занимал третье место в чемпионате, закончился за пределами топ-5 – на шестой позиции. После летнего перерыва британец набрал меньше очков, чем его нестабильный напарник. Однако из неудач он сделал выводы – в следующем году разрыв между ним и Риккардо только рос; британец стал единственным не из тройки топ-команд, побывавшим на подиуме, в сложных погодных условиях в Имоле.

«Макларен» окончательно стал командой Норриса, но по-прежнему нуждался в сильном втором гонщике. В итоге контракт с Риккардо расторгли, а его место занял другой австралиец – Оскар Пиастри, которого, можно сказать, «вырвали» из академии «Альпин».

Первая победа пришла только в 2024-м

С приходом Пиастри в «Макларен» положение Ландо изменилось: теперь он был не только лидером команды, но и старшим гонщиком – роль, в которой четыре года назад перед ним выступал Сайнс. Это само по себе символично: слишком мало времени прошло с момента его собственного дебюта, чтобы воспринимать Норриса как ветерана, но именно так теперь и было.

Сезон-2023 начался тяжело: лишь в трех из семи первых гонок удалось заработать очки. Перелом случился на Гран-при Австрии, куда «Макларен» привез масштабные обновления – и выдал их только на болид Норриса. Результат оказался мгновенным: четвертое место для Ландо и шестнадцатое для Пиастри на старой спецификации. С тех пор Ландо за редким исключением стал завсегдатаем первой пятерки на финише гонок и бесспорным первым номером команды.

Перед Пиастри в дебютный год стояла простая задача: набираться опыта и не проваливаться в гонках. Он не только справился, но и превзошел ожидания: первые подиумы, победа в спринте Гран-при Катара – раньше Норриса – и регулярные квалификационные прорывы во второй половине сезона. В гонках ему еще недоставало стабильности, но прогресс был очевиден, и внутри «Макларена» уже говорили о нем как о будущей звезде.

Воодушевляющая форма команды во второй половине 2023-го вселяла надежды, и они оправдались – пусть и не сразу. После первых пяти этапов сезона-2024 в активе «Макларена» было два подиума, оба у Ландо, но при этом оставалось чувство недосказанности. На счету Норриса было уже 15 подиумов, однако все еще ни одной победы. Отчаянно упущенный успех в Сочи-2021 до сих пор оставался его лучшим шансом, и многие уже задавались вопросом: когда же это наконец произойдет? Ведь Ландо давно перестал быть новичком – за его плечами было 100 гонок. За это время многое изменилось: он стал одним из самых высокооплачиваемых гонщиков пелотона, перебрался в Монако, подписал долгосрочный контракт, закрепивший его положение в команде.

И вот победа пришла в самый неожиданный момент – на этапе в Майами, да еще и в формате спринт-уик-энда, который сначала складывался для Ландо плохо. Контакт в первом повороте спринта, пятое место в квалификации, потерянная позиция на старте, тогда как Пиастри вышел на второе место. Команда попыталась изменить ход гонки альтернативной стратегией: Норрис продлил первый отрезок, рассчитывая на преимущество по шинам ближе к финишу. После пит-стопов лидеров он оказался позади Сайнса и Пиастри, который также выбрал стратегию с одним заездом в боксы. Пять кругов они ехали в таком порядке – пока Оскар и Карлос все же не свернули на пит-лейн.

И тут судьба вмешалась сама. Позади столкнулись Магнуссен и Сарджент – на трассе появилась машина безопасности. «Макларен» не стал раздумывать и сразу зазвал Ландо в боксы. Он вернулся на трассу, сохранив лидерство. Остальное было делом техники: преимущество по шинам и чистый рестарт. Ландо просто уехал – и удержал первую победу в карьере. Да, на нее ушло 110 гонок, но заслужена она была давно.

Эта победа стала не только личным прорывом Норриса, но и отправной точкой для новой реальности: «Макларен» перестал быть догоняющим. В 2024-м уокингцы окончательно стали частью группы лидеров, командой, способной бороться за победы на каждой трассе. А на самого Ландо теперь смотрели уже иначе – с сильной машиной приходит большая ответственность – и самое время поговорить о том, как изменился образ Ландо со времени его дебюта.

«На такой машине невозможно проиграть»

«Открытость» Ландо в комментариях и при общении с фанатами имела двойственную природу. С одной стороны, зрителям нравилась его эмоциональность и честность. С другой, каждая неаккуратно сказанная им фраза возвращалась бумерангом – и становилась поводом для обсуждений.

Первая большая волна критики накрыла Норриса после ремарки о Льюисе Хэмилтоне в 2020 году: «У него машина, на которой невозможно проиграть гонку. Ему нужно обыграть одного или двух соперников, и все». На фоне неопытности это восприняли как дерзость, даже если в словах была доля истины.

Спустя несколько лет Норрис вновь оказался в подобной ситуации. В Венгрии-2024, расстроенный командными приказами, он ответил Хэмилтону на фразу «вы, ребята, были очень быстры» довольно резко: что у Льюиса тоже была быстрая машина раньше, и тогда все было нормально. Комментарий мгновенно разошелся по соцсетям, вызвав очередную волну недоумения. Теперь, когда он боролся за титул, ему припоминали эту фразу при каждой ошибке.

Не меньше споров возникало из-за реплик о Ферстаппене. Наиболее яркий пример – Бразилия-2024, где Норрис, потеряв очки в сложных погодных условиях, высказался о прорыве Макса с семнадцатого на первое место: «Это не талант, просто везение». Даже если это было сказано на эмоциях, а фраза была вырвана из контекста, часть аудитории увидела в этом неуверенность и обиду, а не бойцовский характер.

Еще один пласт критики формировался вокруг его психологических трудностей. Ландо не скрывал, что работает с психологами, что испытывает давление и сомнения, что не всегда чувствует себя достаточно сильным. В разные годы о подобных переживаниях рассказывали и другие гонщики, но именно Норрис оказался под особым наблюдением: его уязвимость стали интерпретировать как слабость и доказательство того, что он не способен стать чемпионом. Реплики о самокритике и признания собственных ошибок фанатская среда начала резать под один шаблон – «он сам себя разрушает». В итоге из одного из самых любимых гонщиков паддока он постепенно стал фигурой, которую критиковали чаще, чем поддерживали. И если Пиастри, продолжавший адаптацию к машине, получал меньше давления, то с Ландо спрашивали уже как с условного претендента на титул.

Борьба за победы в 2024-м: груз старых ошибок сделал из Норриса блеклого претендента

О прошедших двух сезонах можно писать очень долго, особенно если рассуждать о том, насколько хорошо Норрис справлялся с точки зрения претендента на титул. Но нам важны не столько события, происходившие на трассе с самим Ландо, а то, какое влияние на него оказали события прошлых лет и помогли ли они ему преодолеть трудности, с которыми он уже сталкивался ранее.

У британца уже был опыт борьбы за титул, и протекал он совершенно по-разному. Конечно, одно дело – сражаться за титулы в молодежных сериях, другое – в «Формуле-1» в самом расцвете сил. И здесь самое время поговорить о «Макларене».

Перед нами уже совершенно другая команда по сравнению с тем, какой она была в момент дебюта Ландо. Это новые лидеры, фавориты за чемпионство вместе со своими гонщиками. При этом успехи в «Формуле-1» – лишь часть картины: «Макларен» расширил свою гоночную программу до участия сразу в нескольких престижных гоночных сериях мира, что лишь подчеркивает масштаб деятельности компании. Во многом это стало заслугой Зака Брауна, ставшего генеральным директором в критический момент, когда воспоминания о внутриполитических разборках были еще свежи в памяти, а результаты оставляли желать лучшего. Не менее важную роль в успехе сыграл и новый руководитель команды Андреа Стелла, который уже на свой второй год работы привел команду к победе в Кубке конструкторов.

Ровно как когда-то с «Карлином», Ландо работал в команде, которую хорошо знал и с которой он прошел через одинаково успешные и тяжелые периоды времени. Он стал частью ее атмосферы и важным элементом внутри ее системы. И все же, даже в условиях с виду положительной динамики, Ландо находился под внутренним давлением. И дело было не во внутренней неуверенности, как во времена выступлений в «Формуле-2» или дебюта в «Формуле-1», а скорее в нехватке ее в сравнении с конкурентами. В первую очередь, с Максом Ферстаппеном.

Вспоминая борьбу, которая развернулась между двумя гонщиками за эти два года, можно сделать один ключевой вывод: Макс был готов идти на риски, переходящие границы допустимости, чтобы отнять очки у соперника – даже если это стоило результата самому Максу. Ландо же избирал более консервативный подход в борьбе за титул, который, возможно, обусловлен ошибками прошлого, когда сам британец шел на более чем нужный риск (ситуации в По и Шпильберге в европейской «Формуле-3»), да он и не мог этим рискнуть, играя роль догоняющего в чемпионате. Вероятно, именно эти обстоятельства делали его более блеклым претендентом на титул, чем Макса.

Разница стала особенно заметной в Австрии-2024 – сначала в спринте, затем в основной гонке. Оба гонщика «Макларена» были очень быстры, Ландо сумел пройти Ферстаппена, но оставил Максу просвет, которым тот тут же воспользовался, подвинув соперника поздним торможением.

В основной гонке у Норриса появился второй шанс: медленный пит-стоп «Ред Булл» и блокировка Ферстаппена позволили сократить отставание. Ландо пробовал каждую возможную траекторию, но Макс отвечал еще жестче. Атака на торможении – перекрещивание, еще одна атака – смещение. Ферстаппен становился все менее сдержанным, но уступать не собирался. В повороте «Ремус», когда Норрис пошел по внешней, Макс не оставил места – столкновение, проколы у обоих. Ландо сошел, а Ферстаппен, пусть и со штрафом, но с очками, увеличил отрыв.

В дальнейшем Норрис чередовал блестящие гонки – как победы в Нидерландах и Сингапуре с огромным преимуществом – с моментами, когда в прямом бою он снова оказывался уязвим. Стоило «Ред Булл» вернуть конкурентоспособность, как динамика менялась: Макс снова перехватывал инициативу.

Остин стал очередным напоминанием о слабых местах Ландо. Стартуя с поула, он упустил лидерство в первом же повороте после дайвбомба Макса. В той гонке борьба между двумя гонщиками была уже не за победу – Ландо откатился на четвертое место, а у Макса не было темпа, чтобы догнать лидеров в лице «Феррари». Тем не менее, он сделал ключевое в этой гонке – лишил такой возможности своего соперника, сдерживая его позади. На протяжении всей гонки он имел темп, достаточный для атаки, но не использовал единственный неожиданный маневр, который мог бы изменить ход борьбы. Ферстаппен же пользовался каждой оплошностью Норриса, а в финальный момент просто вынудил его выйти за пределы трассы – и Ландо получил штраф за обгон вне трека. Макс сохранил третью позицию и не позволил Норрису еще сократить разрыв в чемпионате.

Мексика лишь усилила ощущение дежавю. Ферстаппен, потеряв лидерство после дуэли с Сайнсом, дважды выдавил Ландо, и в обеих ситуациях оба теряли позиции. Макс получил сразу два штрафа, но Норрис снова лишился шанса на победу, несмотря на то, что темп позволял ее добиться.

В Бразилии битва за титул фактически пришла к своему логическому завершению. Это была гонка, где Ландо мог переломить чемпионат – мокрые условия, старт с поула, плохая квалификация Макса со штрафом. Но все сложилось наоборот. Красный флаг и собственные ошибки отбросили Норриса назад, а Ферстаппен, стартовав в хвосте, совершил невероятный рывок и выиграл гонку. В тот момент стало ясно, что титул уплывает окончательно.

Ландо завершил сезон победой в финальной гонке и вторым местом в общем зачете – лучший результат в карьере. Но клубок упущенных возможностей остался. И хотя кому-то могло показаться, что разрыв с Максом был слишком велик, сам «Макларен» признал: шанс был.

Психологическая неустойчивость – повод для критики

«Я все еще нервничаю перед квалификацией и гонками – меня все так же переполняют эмоции. Я едва ли могу есть и пить в воскресенье – все из-за нервов и ощущения давления. Важно лишь научиться управлять этим – стараться направлять такие вещи в нужное русло», – подобные откровенные подробности от самого Ландо не раз использовались против него другими людьми.

Именно о нем чаще всех в паддоке говорили в контексте психологических проблем – пожалуй, самая грубая ошибка Норриса, которую он допустил, позволяя открыто говорить с прессой обо всем, все в таком же непринужденном стиле, как и в начале карьеры. Постепенно Ландо закрылся в общении с журналистами и фанатами, и перестал соответствовать своему привычному открытому образу, но разговоры о нем не прекратились.

Высказывались уже не просто фанаты, но и люди, работающие на телевидении и даже люди из соперничающих команд.

«Нам известно о психологических проблемах Норриса», – прямо заявил в одном интервью Гельмут Марко. «Я читал, что ему необходимо совершать определенные ритуалы перед гонкой, чтобы чувствовать себя увереннее».

«Я как-то раз отправил ему длинное сообщение, в котором высказал предложения насчет того, как ему справляться [с давлением]. Он так и не ответил. Это, конечно, хорошо, когда ты можешь смело говорить о своих чувствах и сомнениях. Но когда ты продолжаешь говорить о этом, есть риск того, что ты усилишь свои проблемы», – слова Нико Росберга, чемпиона «Ф-1» 2016 года, который, по собственным признаниям, сам работал с психологом всю карьеру.

Мир спорта бывает беспощадным к проявлениям эмоций, и Ландо пришлось убедиться в этом на опыте публичной критики в свой адрес. Насколько сильно подобные вещи повлияли на него, не знает никто, кроме самого Ландо. Но в моменты собственного триумфа эти слова исчезали из виду, и с этим Ландо научился работать впоследствии, как и следить за тем, что он говорил в интервью и с кем.

«Через двести лет всем будет плевать, кто, что и как выиграл, потому что все мы будем мертвы», – такая логика мышления не раз помогала по ходу действующего сезона.

Поход за титулом – все решится в последней гонке

23 этапа позади – и всего один впереди.

Три претендента на титул, одинаковое количество побед и совершенно разные траектории к этой развязке. Сезон, который еще весной казался внутренним противостоянием двух пилотов «Макларена», превратился в полноценную трехстороннюю борьбу – с возвращением Ферстаппена, который еще до летнего перерыва открыто говорил, что чемпионская гонка для него закончена.

За этот длинный сезон Ландо успел побывать и лидером, и преследователем – пройдя путь от гонщика, которому ставили в укор отсутствие «чемпионского характера», до претендента, способного выдерживать удары, под которые прежде проваливался.

Он входил в сезон фаворитом, без ощутимой угрозы со стороны Макса. Но дорога к титулу оказалась не менее трудной, чем годом раньше – теперь буря шла не только извне, но и внутри команды. Пиастри больше не новичок: этап становления прошел, и Оскар все громче заявлял, что готов бороться за лидерство на равных.

Даже при внешней гармонии внутри коллектива у Ландо не получалось выстроить команду вокруг себя – в отличие от прежних лет, когда он был не просто частью системы, а ее эмоциональным центром. Теперь ему приходилось конкурировать за влияние так же упорно, как за позиции на трассе.

Ошибки только усиливали давление. Фанаты мгновенно вспоминали прошлогодние провалы, когда Ландо упустил лидерство после слабого уик-энда в Сахире и аварии в квалификации в Джидде. Победа в Монако лишь на короткое время сменила тон. А Канада стала тем самым ударом, который легко мог выбить из борьбы окончательно: провал квалификации, погоня за Оскаром, собственная ошибка, контакт с напарником и сход.

Картина выглядела так: «свой человек» команды – тот, кого когда-то привели в «Макларен» почти как ставленника будущего проекта, – может проиграть титул пилоту, с которым в команде не связано ни прошлого, ни долгой истории. Именно так это воспринималось извне.

Но, как и писал Сенека, испытание ценно лишь тем, что на него отвечают. И Ландо ответил.

Сразу после болезненной Канады он взял победу в Австрии, а затем выиграл домашний Гран-при на мокром «Сильверстоуне» – на этот раз уже сам воспользовавшись ошибкой напарника.

Перед летним перерывом он снова дышал Пиастри в спину – три победы за четыре недели вернули его в центр борьбы. Даже когда «Макларен» потерял преимущество, а в Зандворте случился технический сход, Ландо не сломался. Он продолжал работать – так, как учил его отец. Вскоре последовали еще успехи – доминирующие победы в Мексике и Сан-Паулу в завершающей части сезона, казалось бы, принесли Ландо долгожданный титул.

И все же никакая работа не может предотвратить бурю. Ею стал финальный «тройник» сезона.

Лас-Вегас – гонка, после которой казалось, что титул у него в руках, – обернулся дисквалификацией «Макларена».

Катар – трасса, где «Макларен» рассчитывал закрепить отрыв – стал очередным ударом: стратегическая ошибка капитанского мостика стоила обоим гонщикам лучшего результата, буквально подарив победу Ферстаппену и «Ред Булл». После двух почти идеальных месяцев Ландо вновь оказался в положении, где каждая деталь может стоить чемпионства.

Но это уже далеко не прежний Ландо, которого фанаты помнят по его смешному, в какой-то степени несерьезному образу, допускающему ошибки на трассе.

Сезон, в котором «Макларен» колебался между принципом равенства ролей в команде и нерешительностью в действиях руководства, а Пиастри шел все увереннее, стал для Ландо чередой испытаний, которые он проходил уже иначе – не пытаясь всем доказать, что он достоин, а просто продолжая работать.

Сегодня, на пороге финального этапа в Абу-Даби, именно он выходит на старт лидером чемпионата: двенадцать очков преимущества над Ферстаппеном и шестнадцать – над Пиастри.

Это был путь Ландо Норриса – путь через бури, которые не выбирают момент, но выбирают тех, кто способен идти дальше.

Фото: Gettyimages.ru/Zak Mauger, Bryn Lennon, Clive Rose, Mark Thompson