1 мин.

«Тренер ЦСКА не хуже Фила Джексона и Пэта Райли». ЦСКА вел «+6», но отдал концовку «Панатинаикосу»

Рик Питино побеждает «Хьюстон Рокетс». Как бы.

ЦСКА и «Панатинаикос» заканчивали четвертую четверть, а потом и овертайм увлекательными погонями (успешной и соответственно не очень). Из-за этого центральная тема всего матча поблекла на фоне героических попаданий и промахов. Но даже всегда обходящий вопросы о своих игроках Димитрис Итудис сказал достаточно, чтобы можно было угадать его обеспокоенность: красно-синие не получили необходимой помощи от резервистов.

Не хватило маленьких.

Янис Стрелниекс провел 12 хороших минут, но сломался в середине четвертой четверти: по словам тренера, это может быть серьезно и похоже на рецидив прошлогодней травмы бедра. Рон Бэйкер запомнился лишь нелепой потерей на ведении. Дэрран Хиллиард перестал выручать дальними попаданиями и на ключевом отрезке смазал несколько открытых попыток из угла (0 из 5).

Не хватило «больших», главным образом на своей половине.

В отсутствие Хайнса защита ЦСКА в «краске» вновь – во второй четверти, как в матче с «Миланом» – затряслась: получила 32 очка от команды, плохо атакующей из-за дуги. Итудис предоставил время всем, но результатами вряд ли удовлетворился: 23-летний Костас Митоглу благодаря своевременным передачам Калатеса предстал в облике юного Принтезиса, 25 очков, 11 из 16 с игры, 16 подборов. «Панатинаикос» задействовал разные конфигурации в передней линии (Папаянис и Митоглу, Митоглу в роли центрового с Томасом или огромное трио Митоглу, Томас, Уайли), но против каждого было по-своему тяжело.

«Нам не нужны герои, – многозначительно сказал Итудис. – Нам нужны люди, которые умеют читать игру, умеют наказывать, включаются в нужный момент. Как это было сегодня у «Панатинаикоса». Нам нужно больше игроков, но не игроков со стороны, а игроков из нашей команды, которые бы выходили на несколько минут и помогали».

Это был, естественно, вопрос о Майке Джеймсе.

За последний месяц американец превратился в армейскую версию Алексея Шведа – игрока, столь важного, что его сажают лишь тогда, когда он совсем не может.

Рик Питино гораздо более находчив в своих сравнениях.

Атака ЦСКА напоминает мне «Хьюстон Рокетс» в том виде, в каком она построена вокруг Майка Джеймса. Вообще мне кажется, что им очень повезло с ним: Майк должен был бы провести 15-летнюю карьеру в НБА. Он ничем не хуже защитников НБА, разве что за исключением 5-6 самых лучших. Он бросает с любой дистанции, прекрасно пасует, и они играют вроде «Рокетс», вынуждают вас страховать, а сами очень хорошо двигают мяч и находят открытого снайпера.

ЦСКА немного поплыл на старте третьей четверти, когда дистанция увеличилась до «-11», но Майк Джеймс единоличным усилием задал победный импульс. Разыгрывающий и сам клал привычно безумные трехи, и вел всю атаку – искал неравноценный размен, бил в него, создавал открытую атаку для партнеров, разгонял нападение, смело прыгал на толпу в «краске». Пока Даниэль Хэкетт и Никита Курбанов поддерживали героя дальней артиллерией, а Кайл Хайнс вылавливал его передачи внизу, все получалось.

За 2.40 армейцы вели «+6» и двигались в направлении очередной тяжелой победы.

– Мы поговорили в перерыве. Мне кажется, мы выдали хорошую вторую половину – оказались в том положении, которое нас вполне устраивало, – отметил Итудис. – За 2.40 до сирены мы вели «+6». Поэтому я разочарован результатом. Сказал игрокам, что мы обязаны были побеждать в конце, нам не хватило одного попадания из-за дуги или одного штрафного. Все сложилось бы иначе. Но не получилось – и в защите, и в атаке мы действовали неэффективно.

У Рика Питино, естественно, были другие планы на вечер – он вытащил со скамейки расслабленного Уэса Джонсона (тот не выходил до этого ни на секунду) и создал универсальную пятерку Калатес, Папапетру, Джонсон, Томас, Митоглу, мобильную и агрессивно защищающуюся на периметре.

На финишной прямой «Пао» притормозил ЦСКА – за счет разменов, активной подстраховки и особенного внимания к Майку Джеймсу, который теперь уже больше ошибался (терял мяч в ловушках, брал сложные броски, уже не ждал поддержки).

– Мы очень много разменивались, – объяснил этот ход американец. – Уэс Джонсон с его двумя метрами идеально для этого подходит. Нужно отдать ему должное, ведь он вышел только на последних минутах, попал несколько дальних, отлично защищался. Наша задача состояла в том, чтобы страховать друг друга и остановить трехочковые. Они очень здорово атаковали Джиммера.

А потом «Пао» еще и начал попадать. Даже в таком легком сочетании трехочковые оставались для греков областью чудесного, но, как и в прошлом году, более цельная, более уверенная в себе команда не могла не победить.

Сначала попал из угла Уэсли Джонсон.

Затем случилась фатальная ошибка: за полминуты до завершения четвертой десятиминутки ЦСКА еще вел три очка.

Можно было сосредоточиться на дальних атаках.

Можно было нарушить правила.

Вместо этого армейцы разменялись, позабыли о фолах и оставили одного на трехочковой Ника Калатеса.

Человек, который не умеет бросать, вновь убил ЦСКА дальним попаданием.

Мы просили, чтобы не было трехочковых. Просили, чтобы фолили, – Итудис обошелся без имен. – К сожалению, у нас был размен в защите, и Калатес попал. Но дело не только в этом… У нас было преимущество, нам не хватило совсем немного… Вы же знаете меня: я всегда за то, чтобы фолить при «+3».

Подсевшие ноги подвели армейцев еще в конце основного времени: за оставшиеся после броска Калатеса секунды Майк Джеймс успел попасть в кольцо, но перед этим запутался внизу и совершил пробежку.

На овертайм ограниченной ротации ЦСКА уже не хватило: армейцы начали последний отрезок с четырех промахов с линии штрафных, а дальше лишь отчаянно догоняли. Итоговая разница составила всего четыре очка, но, если судить по лицу Уэсли Джонсона, который все это время улыбался, «Панатинаикос» угрозу не оценил.

Рик Питино известен на всю Европу чрезмерно щедрыми комплиментами, но на этот раз он даже не понял, насколько двусмысленно они прозвучали.

– Я работал против Фила Джексона, Пэта Райли, Дина Смита, против множества великих тренеров. Мне кажется, что тренер ЦСКА ничем не хуже. Он сегодня отлично поработал, в прошлом году с этой игрой он стали чемпионами. Он старается атаковать вас за счет мисмэтчей. Ключ в игре – кто выиграет эти неравноценные размены. Иногда в таких ситуациях команда устает: посмотрите, у них был очень высокий процент поначалу, постепенно мы их изматывали, изматывали, и в итоге оказалось, что они выбросили из-за дуги 15 из 40. Плюс иногда трехочковые просто не заходят, нам повезло.

Характерно, что новогоднее настроение настроило обоих специалистов на философские рассуждения. Они даже не отвечали на вопросы, просто озвучивали собственные мысли вслух.

– Вы знаете, русские – адекватные люди, – начал Питино. – В Греции – и меня это очень веселит – когда ты проигрываешь, начинается паника. Вместо того чтобы сказать: мы играем все лучше, мы прибавляем, мы играем на выезде с «Барселоной», с «Реалом», с ЦСКА, вместо того чтобы отдать должное этим командам, у нас небо падает на землю. Слава богу, что вы нормальные, вы воспринимаете это без паники, очень терпеливо... Меня веселит культура здесь: когда мы проигрываем, начинаются разговоры, что нужно пригласить Дюрэнта, нужно вытащить Билла Расселла. Считайте, что вам повезло, вы очень здоровые люди. Это правильно – нужно ждать от команды постепенного прогресса.

– Многие считают, что быть ЦСКА и все время побеждать – очень легко, но это не так, – подхватил Итудис. – Мы два раза выигрывали Евролигу, выиграли все титулы ВТБ, в плей-офф ВТБ у нас 41 победа и 1 поражение. Это все огромный успех и большая работа. Сейчас мы в состоянии перестройки, создаем новую команду.

Мы могли бы закончить этот раунд лучше, но еще остается 17 игр – мы можем прибавлять, у нас большой потенциал. Если учесть все обстоятельства, все не так плохо.

Отличий между ними, правда, все равно больше. Итудиса, например, все это нисколько не веселит. В самолете, по дороге из Калининграда в Москву, тренер провел по короткой индивидуальной беседе с игроками.

Фото: euroleague.net; РИА Новости/Михаил Сербин