8 мин.

Звезду «Далласа» оштрафовали за неявку на военную службу. В итоге он отмазался по состоянию здоровья

Кажется, Рантанен — уклонист.

Казалось, что самый насыщенный на события год в карьере Микко Рантанена закончился. «Колорадо» обменял его в «Харрикейнс», куда финн явно не собирался, а потом он в итоге оказался  «Далласе», с которым связал себя контрактом на внушительные 96 млн. Вроде можно сосредоточиться только на тренировках и игре.

Но в межсезонье у Рантанена всплыла новая история – на этот раз связанная с долгом родине.

Форварда, договор которого с «Далласом» рассчитан до 2033 года, оштрафовали в Финляндии на 33 290 евро за неявку к месту военной службы (хотя прокуратура требовала до 85 тысяч). Еще 40 евро он также обязан выплатить государству в качестве компенсации.

Интересно, что Рантанен в итоге был отстранен от службы по состоянию здоровья (видимо, уже этим летом). Как одно сочетается с другим? Неужели финский игрок НХЛ обязан служить в армии? И какие дембельские истории были у его соотечественников-хоккеистов? Разбираемся.

Рантанен опоздал с отсрочкой всего на день

На самом деле история тянется с прошлого года. 27-летний – на тот момент – нападающий «Далласа» должен был приступить к военной службе в Финляндии 15 апреля 2024-го, прямо в самом конце регулярки НХЛ. Разумеется, игрок подал запрос на отсрочку, но затянул с ним до 16 апреля – и это стало предметом претензий со стороны прокуратуры: Рантанен фактически пропустил один день службы без разрешения.

В Финляндии штраф за неявку рассчитывается исходя из доходов нарушителя. По данным The Hockey News, в прошлом сезоне Рантанен зарабатывал чистыми около 339 000 евро в месяц (после выплаты 40% налога в штате Колорадо. За 2024 календарный год он заработал примерно 7,9 млн долларов). Прокуратура требовала взыскания в размере 10-15 дневных зарплат – от 56,5 до 84,7 тысяч евро, не считая судебных издержек и дополнительных сборов. Несложно посчитать, что форварда сейчас наказали примерно на три дневных зарплаты.

При этом сам нападающий не признает свою вину. По словам игрока, он не знал, что должен был заступить на службу 15 апреля. В мае 2023 года Микко разговаривал с главным тренером спортивной школы Сил обороны (аналог российской спортроты. Спецподразделение, которое готовит спортсменов к службе в разведке на случай военной ситуации) – и понял, что должен появиться на службе не ранее июля 2024-го. Рантанен не помнит, чтобы после этого получал какую-либо информацию или приказ о начале службы весной. Но утром 15 апреля с хоккеистом связался руководитель спортшколы, подполковник Вилле Халонен и сообщил, что хоккеист должен приступить к службе – а это было, конечно, невозможно накануне старта плей-офф НХЛ (тогда еще в составе «Колорадо»). Финн подал заявление об отсрочке сразу после получения соответствующих инструкций.

«У окружного суда нет оснований сомневаться в фактах, связанных со здоровьем Рантанена, сообщенных им самим и содержащихся в распечатке сервиса OmaKanta (финский онлайн-сервис с медицинской базой данных граждан), представленной в качестве письменного доказательства, однако они не дают оснований оценивать вопрос иным образом», – говорится в решении суда.

В Финляндии воинская обязанность распространяется на всех мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. В среднем служба длится около полугода. Финляндия одна из 10 стран Евросоюза с призывом на срочную службу в армии.

А как другие финны решали вопрос?

Срочная служба в Финляндии не только в два раза короче, чем в России, но ее можно еще и дробить на несколько отрезков. Так поступал, например, Лео Комаров, который часть срока отслужил летом 2007-го, а часть – спустя год.

«20 человек спали в одной комнате. Как в кино – строгий распорядок дня и режим, – вспоминал нападающий в интервью Sportsnet. – Подъем в 5:45 утра, пробежка, а потом начинается тренировка на весь день. Мы провели в лесу три недели – каждую с с понедельника по пятницу. Спали в маленьких палатках и делали то, что должны были делать. Я никогда не был на войне, но это похоже на подготовку к ней. Если в лесу мы стреляли холостыми, то на стрельбище уже использовали настоящие патроны. Там учат тому, что значит быть мужчиной и владеть оружием.

Я не был рад поездке туда. Но, оглядываясь назад, могу сказать, что это был один из лучших периодов в моей жизни, который сделал меня лучше. Конечно, ты пропускаешь лето, но в молодости с этим можно справиться».

В начале 2010-х воинская обязанность для известных спортсменов была скорее формальностью. Они могли провести в расположении несколько дней, сделать фотографии в форме и призвать сограждан отдать долг родине. Получалось что-то вроде пиара в обмен на освобождение от службы. Подобным образом дембелями в 2011-м стали Микко Койву, Сами Ватанен и Микаэль Гранлунд.

«Армия для меня – дело чести, – делился впечатлениями от первого дня службы Койву. – Вчера я прибыл в Финляндию и сразу же отправился навестить своего 95-летнего дедушку Вильо. Он ветеран войны, и я считаю, что для него тоже большая честь видеть внука, защищающего родину».

Звучит пафосно, хотя с реальностью эти слова имели мало общего. Микко Койву начал военную службу 19 апреля 2011 года и в тот же вечер отправился на чемпионат мира в Братиславу. Выиграв турнир, он вернулся в армию 18 мая. А уже в начале сентября Койву улетел за океан  и начал подготовку к следующему сезону НХЛ в составе «Миннесоты». По подсчетам IS, 180-дневная служба Койву включала 50 дней спортивных тренировок и почти 90 дней отпусков. Таким образом, в казарме ему пришлось провести от силы чуть больше месяца.

В 2015 году поблажки для спортсменов по поводу срока службы отменили. Инициатор – заместитель парламентского омбудсмена Финляндии Майя Сакслин, которая хотела уравнять призывников в правах. Реакция спортсменов была довольно резкой. Например, хоккеист ХИФК Теему Рамстедт написал в соцсетях, что это решение обесценит статус профессионального спорта.

Возмущались и за океаном. Например, хоккейный агент Томи Хаула, отец нападающего Эрика Хаулы, предлагал закупать вооружение для армии вместо несения службы. 

«За время службы ему необходимо дважды летать из США в Финляндию и обратно, – возмущался Томи в интервью изданию Ilta-Sanomat. – Кроме того, армия должна оплачивать его проживание во время каникул, поскольку в Финляндии у него нет жилья. А если игрок получит травму в армии, кто будет платить ему зарплату? А как насчет следующего контракта, который игрок может не получить? Я бы предложил ребятам покупать штурмовые винтовки на 50 000 евро вместо службы. Если игроки не идут в армию, это не значит, что они не патриоты».

В пример приводили звезду «Формулы-1» Кими Райкконена, который провел в спортшколе всего три дня и не успел прочувствовать армейскую жизнь. В репортаже газеты Ilta-Sanomat гонщик наблюдал за тем, как его сослуживцы ползали по траве, а сам признавался, что ему не приходилось этого делать.

Но 180-дневная служба, несмотря на возмущения, стала обязательной, ведь без отметки о ней игроку просто не выдавали новый паспорт (с 2006-го по 2025-й в Финляндии паспорт нужно было менять каждые пять лет). А без него легионеры, возвращавшиеся на межсезонье домой, не могли улететь в свои клубы. До последнего дотянул вратарь Йоонас Корписало, отправившийся на службу только в 28:

«Закон гласит, что каждый мужчина должен это сделать. Это закон. Я откладывал это с 18 лет, потому что не хотел пропускать летние тренировки. Но теперь у меня поджимает срок. Выбирать, чем заниматься, не приходится. Нас учат быть разведчиками, бегать по лесу. У спортсменов это короче, и мы делаем это летом. То, чему мы учимся, одинаково для всех остальных, но мы можем уложиться в летние месяцы. Если вы категорически против оружия и не хотите стрелять, вы можете попросить о других обязанностях. Например, будете работать на кухне или помогать в детском саду, что-то в этом роде».

Преимущественно хоккеисты попадают в спортшколу при Гвардейском егерском полку. Например, защитник Олли Мяяття проходил службу именно там. Подразделение создано в 1996 году, хотя корнями уходит еще во времена Российской империи, когда в 1785-м был основан Финляндский егерский корпус (буквальные параллели проводить не стоит).

Как ни странно, многие хоккеисты «косят» от армии по состоянию здоровья. Например, партнер Рантанена по «Далласу» Роопе Хинтц открыто говорил, что не сможет пройти военную службу. Его ситуацию даже объяснял заместитель директора спортивной школы сил обороны Финляндии Юхо Леппяля:

«Успехи в профессиональном спорте не всегда коррелируют с несением военной службы. Как правило, физические заболевания, например, травмы колена, не позволяют человеку бегать, а травмы спины – нести рюкзак».

Видимо, поэтому Рантанена и отстранили от воинской обязанности на это лето. В октябре ему исполняется 29 и, скорее всего, он уже не будет проходить полноценную службу. Но его ситуация будет примером другим финским хоккеистам – нужно вовремя подавать необходимые документы, чтобы избежать неприятных денежных штрафов.

Фото: East News/AP Photo/David Zalubowski; Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis; YUTAKA/AFLO, Joel Marklund/ZUMAPRESS.com/Global Look Press