Как «Зенит» обыграл АЕЛ и прошел дальше? Тактический обзор
Перейдя на игру в два нападающих после удаления соперника, Андре Виллаш-Боаш показал себя зрелым тренером. Умения мгновенно отреагировать на ситуацию ему остро недоставало в Англии, и хотя в России к нему пока только присматриваются, за счет грамотного решения он уже выиграл один из самых важных матчей за время своего пребывания в «Зените».
Безусловно, серьезный отпечаток на исходе матча оставили те несколько минут, за которые успели уложиться две желтые карточки Даниэлзиньо. В первом случае, после подката Смольникова, бразилец чересчур картинно рухнул на газон, хотя оставь он ноги в единоборстве, правый защитник «Зенита» мог уже на 17-й минуте оставить свою команду в меньшинстве. Согласитесь, отыгрывать отставание в один гол против глубоко защищающегося соперника, причем делая это вдесятером — задача невероятной сложности.
Ко второму предупреждению Даниэлзиньо привела хитрость Анатолия Тимощука. Украинец воспользовался тем, что соперник не желал отходить от мяча во время розыгрыша штрафного и специально направил его в ногу бразильца. Обычно это не приводит к желтой карточке, ведь указания отойти на положенное расстояние Даниэлзиньо не получил, но арбитр пошел на поводу у хозяев и удалил, вероятно, самого опасного игрока в составе АЕЛа. «Опыт взял свое. Я увидел, что соперник, имеющий желтую карточку стоит перед мячом и разыграл штрафной. Это футбольные хитрости. Кто оказался умнее, тот и победил в эпизоде», - прокомментировал этот эпизод сам Тимощук.
Несмотря на то, что первый тайм прошел для «Зенита» без голов, его никак нельзя было назвать негативным. Петербуржцы действовали в неплохом темпе для команды, которая играет свой третий матч в сезоне и которой противостоит заведомо зажатый на свой половине поля соперник. Шатов и Кришито недурно комбинировали на своей левой бровке, тогда как Данни полезно действовал в тех карманах пространства, что АЕЛ оставлял между линиями защиты и полузащиты.
Тем не менее, «Зениту» не хватало игроков в чужой штрафной площади, где одинокому Рондону противостояли два-три соперника во время подач с флангов.
В перерыве Андре Виллаш-Боаш решился на замену, которая позволила «Зениту» атаковать разными способами. Вместо Смольникова, вероятно, худшего игрока первого тайма, португалец выпустил Кержакова. Таким образом, питерцы перешли на игру в два нападающих, и хотя позиция правого защитника время от времени пустовала, это не таило в себе угрозу, ведь после удаления Даниэлзиньо у АЕЛа в этой зоне просто-напросто не хватало игроков. Для поддержания атаки чуть ближе к правому флангу смещался номинальный опорник Тимощук. Когда же «Зенит» терял мяч (редкое событие), к флангу выдвигался Эсекьель Гарай, пытавшийся (хоть один раз и неудачно) сыграть на опережении и мгновенно восстановить владение.
Надо сказать, что ход Виллаш-Боаша сработал если не на 100 процентов (все-таки куча нереализованных моментов), то позволил «Зениту» забить те необходимые два мяча, которых было достаточно для выхода в следующий этап.
Теперь, когда в пару к Рондону присоединился Кержаков, у АЕЛа исчезло то самое численное преимущество в штрафной, которое было заметно до перерыва. И если вы обратите внимание на два первых гола «Зенита», то можете понять, почему выход второго форварда так важен, когда твой соперник остается в меньшинстве.
Во время навеса Шатова, который привел к голу Рондона, в центре штрафной АЕЛа образовался размен игроков 3v2 в пользу...«Зенита». В эту зону, помимо действовавших там обычно венесуэльца и Кержакова, сместился также Данни. Все, что требуется для гола в такой ситуации, это точный кросс, который будет не досягаем для защитника и направлен точно на голову нападающего. Так и произошло.
В дальнейшем «Зенит» пытался забить необходимый для прохода в раунд плей-офф гол разными путями. Забегания за спину Кержакова (отличительная черта игры этого нападающего), смещения в центр Халка, возможность для удара, предоставленная Тимощуку, - все это, однако, не принесло питерцам столь необходимый результат.
В конце концов разницу сделал очередной недостижимый для обороны соперника навес и тот факт, что защитники АЕЛа просто-напросто потеряли концентрацию (видимо, от усталости). Когда Кришито выполнял кросс от угла штрафной, в зоне рядом с вратарской «Зенит» снова имел численное преимущество 3v2, а с наиболее опасным при игре головой Рондоном никто не действовал так плотно, как следовало бы. В итоге венесуэлец остался в постыдном для АЕЛа одиночестве, принял идеальный навес от своего партнера и пробил по воротам. Голкипер соперника сделал все возможное, отбив мяч перед собой, но на добивании первым оказался Данни.
Три негативных момента
1. Смольников не всегда пользуется возможностью для подключения в атаку. Игра Халка, его партнера по бровке, предполагает смещения в центральную зону, и в эти моменты крайний защитник обязан делать ускорение, растягивая игру и предлагая дополнительную угрозу для соперника. Дважды по ходу первого тайма бразилец уходил в центр для продолжения атаки, но когда находившийся с мячом игрок «Зенита» пытался найти на фланге Смольникова, тот оказывался где-то рядом с центром поля.
Кроме того, бросилась в глаза чудовищная разница в технике между двумя фланговыми защитниками хозяев. Если Кришито даже способен обыграть оппонента один в один (прокинув мяч между ног соперника, итальянец в первом тайме заработал опасный штрафной), то Смольников лишен такого важного для игрока его амплуа качества, как исполнение кроссов.
Остается лишь догадываться, почему клуб, который может позволить себе Халка и Витцеля, не может позволить еще одного классного крайнего защитника.
2. При всем том, что «Зенит» имел колоссальное преимущество во владении мячом, питерцы превзошли своего соперника по такому показателю, как фолы (15 против 12). В большинстве случаев хозяева совершали необязательные нарушения, и особенно постарался в этом Виктор Файзулин. Россиянин, «который не так хорош, как ему хочет казаться», сфолил трижды, хотя по крайней мере в двух случаях имел подстраховку в лице партнера. Квинтэссенцией совершенно ненужных нарушений со стороны Виктора стал чей-то отчаянный выкрик с трибун: «Ну не фоли».
3. Эта игра определенно войдет в список худших матчей Халка в футболке «Зенита». Бразильцу можно простить наивные попытки пройти нескольких соперников разом, но только в том случае, если в какой-то момент сработает его пушка. Помимо необоснованности почти всех решений пробить по воротам (пять раз за игру), Халк также не отличался точностью.
Какой-то глупый вопрос. Потому что лимит на легионеров в РФПЛ, вестимо.
Наверное потому что лимит? Я думал это очевидно.