10 мин.

Сейчас научим смотреть фигурное катание и не плавать в судействе

Олимпиада – время, когда можно неожиданно поймать себя за просмотром бобслея или керлинга, даже если вы с трудом отличаете боб от саней и называете щетку шваброй.

Фигурное катание – менее экзотичный спорт, зато правила в нем постоянно меняются. И если вы не следили за ним со времен дуэли Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, многое покажется загадочным.

Чтобы вы точно понимали, засудили Аделию Петросян и Петра Гуменника или нет (и смогли зарубиться с пользователями в самом горячем разделе сайта), мы собрали большой гид: кто и за что ставит баллы фигуристам. 

Из чего состоит оценка? И что за квадратики в левом верхнем углу экрана?

В фигурном катании два вида оценок – за технику и компоненты. Первая включает в себя сложность и качество исполненных элементов, вторая – композицию программы, навыки скольжения и интерпретацию.

Оценка за компоненты выставляется по 10-балльной шкале с шагом 0,25, а также умножается на коэффициент в зависимости от вида программы. При этом радикально низких баллов на Играх вы не увидите: нули не ставят никому, даже у фигуристов на последних местах набираются хотя бы четверки.

У каждого элемента есть базовая стоимость, которая заранее определена правилами. Спортсмен может ее увеличить или уменьшить в зависимости от того, насколько успешным получилось конкретное исполнение.

Сложный заход, попадание в музыкальный акцент и визуальная легкость сделают прыжок дороже (будет надбавка по шкале GOE – Grade Of Executive – класс исполнения). И наоборот – шаткое приземление и подготовка через весь каток приведут к сбавкам.

Хороший способ сделать программу дороже – перенести прыжки во вторую половину программы. За один элемент в короткой и три в произвольной можно получить +10% к их базовой стоимости.

Но излишний риск тоже обходится дорого. Например, у Аделии Петросян каскад стоит в бонусной зоне. Это выгодно при удачном исполнении, но, если она его сорвет, шанса переделать элемент уже не будет.

На стоимость прыжков также влияют докрученность и – если речь о лутце и флипе – правильность ребра, с которого они исполнены. Все определяется на глаз: повторы у арбитров, конечно, есть, а вот искусственный интеллект и датчики на коньках не используются.

Заработать баллы можно не только на прыжках, но и на вращениях с дорожками – они составляют около четверти технической стоимости короткой программы (в произвольной их вес чуть меньше). В парном катании прыжки вообще отходят на второй план: куда большее значение имеют поддержки, а также другие парные элементы – подкрутка, тодес, выброс.

Чтобы зрителям было проще, в трансляциях придумали маркировать исполненные элементы разными цветами:

● зеленый – все в порядке;

● красный – исполнено с явной ошибкой (падение, вывал на приземлении, жесткая потеря равновесия);

● желтый – отправлено на пересмотр.

Кроме того, название элемента и его краткие технические характеристики (уровень, количество оборотов) тоже отображаются в левом верхнем углу экрана. Правда, олимпийская графика отличается от привычной по этапам Гран-при – в худшую сторону.

Так было 4 года назад в Пекине: элементы и стоимость не указаны, надбавки/сбавки тоже, есть только цвета, потихоньку растет сумма по технике, плюс обозначен лидер-ориентир.

В танцах на льду нет прыжков – как тогда там выбирают победителя?

Танцы на льду – в отдельной лиге: здесь тоже есть обязательные элементы, но нет ни прыжков, ни выбросов. Из-за этого падают здесь намного реже, а новичку может показаться, что уровень пар примерно одинаковый.

Если вы не понимаете, почему один дуэт выиграл, а другой не отобрался в произвольную программу, не огорчайтесь: даже самый успешный тренер России Александр Жулин периодически жалуется на загадочное судейство.

Оторваться в сложности в этом виде невозможно: оценки за технику очень близки, при этом у лидеров базовая стоимость проката может оказаться ниже, чем у аутсайдеров. Все дело в надбавках за качество: у топов они заметно выше. В танцах часто бывает ситуация, когда, например, дорожка шагов первого уровня за счет плюсов от судей весит больше, чем второго или даже третьего.

Оценка за компоненты здесь тоже есть, выставляется по тем же трем параметрам, что и у одиночников с парами. Но обычно она существенно выше: например, на Евро-2026 победителям Лоранс Фурнье-Бодри и Гийому Сизерону до максимума не хватило всего 1,5 балла.

Судьи известны заранее? С ними можно договориться?

На каждом турнире работают две бригады – техническая и судейская.

Первая состоит из контролера и двух технических специалистов. Эти люди отвечают за определение уровней элементов, докрученности прыжков и корректности ребер на лутце с флипом. 

Количество арбитров во второй бригаде меняется в зависимости от уровня турнира, но на Играх их всегда 9. Все они должны быть из разных стран, хотя, конечно, помощь фигуристам-землякам формально запрещена. Между короткой и произвольной происходит жеребьевка, часть судей меняется.

Список государств, которые отправят арбитров на Олимпиаду, опубликовали еще осенью. Кроме того, в начале сезона ISU оглашает фамилии судей, допущенных к работе. Россияне все еще находятся в бане, поэтому их на Играх не будет.

Состав бригады на конкретный турнир публикуется прямо перед ним, чтобы снизить давление на судей. На предстартовых тренировках они присутствуют, но давать обратную связь спортсменам запрещено.

Чтобы минимизировать человеческий фактор, в фигурном катании придумали отбрасывать наименьшую и наибольшую оценки. Но если в заговоре участвует больше двух арбитров, это не помогает.

Петросян и Гуменник в первой разминке – это плохо? Что влияет на оценки?

Так как Аделия Петросян и Петр Гуменник не соревновались на международных турнирах весь олимпийский цикл, у них нет рейтинговых очков.

Это означает, что в Милане им стартовать в начале турнира – за несколько часов до основных соперников. У Гуменника первый номер, у Петросян – первый или второй.

В фигурном катании ранний выход на лед – большой минус. Судьи автоматом придерживают баллы, причем не только в компонентах, но и в технике – надбавки за элементы окажутся гораздо скромнее, чем у последней шестерки.

Единственный прием против этого – как можно более высокая базовая сложность программы. У Гуменника она ниже, чем у главного претендента на золото Ильи Малинина, но выше, чем у всех остальных. У Петросян теоретический максимум круче, чем у конкуренток, но со стабильностью в сезоне проблемы.

А еще фигурное катание – настолько субъективный вид спорта, что на баллы здесь косвенно влияют:

● флаг спортсмена. Чем сильнее федерация (сейчас в топе без России – США и Япония), тем больше ошибок простят;

● тренерский штаб. Например, в Монреальской академии состоят практически все топовые танцоры, а еще десяток команд из второго эшелона – а значит, судьи предпочтут поддержать именно эту школу;

● личная репутация. Лидерам с хорошей зачеткой позволяется больше, чем выстрелившим впервые;

● место в очереди за медалями. Чем дольше соревнуется фигурист, тем выше желание судей наконец наградить его титулом и отпустить на пенсию;

● закулисные договоренности арбитров. Некоторым федерациям выгодно дружить между собой по разным причинам (например, чтобы помочь продвинуть друг друга к медалям в разных видах);

● место соревнований. Любой кореец уверен, что за пределами Сочи на Олимпиаде-2014 победила бы не Аделина Сотникова, а Ким Ю-На. Итальянцы дома поборются за медали в парах, танцах, командном турнире, а возможно – даже мужском катании.

Почему фигурист прыгнул чисто, а баллы такие низкие? И наоборот – откуда победы с падениями?

Идеальный прокат в фигурном катании – не гарантия победы. В то же время даже два падения позволяют выиграть Олимпиаду: сложность контента бьет его чистоту.

Хороший пример – протокол мужской произвольной на Играх в Сочи. Хотя Юдзуру Ханю дважды упал, его техническая сумма все равно оказалась выше, чем у любого из конкурентов.

Конечно, падения влияют на оценки – причем на обе. Шкала штрафов прогрессивная: размер вычета растет вместе с количеством неудачных приземлений. Например, на Евро-2026 литовская фигуристка лишилась 9 баллов из-за 5 падений.

Стоимость прыжка также уменьшается в 2 раза. Если из-за падения сорвался запланированный каскад, а прыжок ранее в программе уже исполнялся сольно, база снизится на 30%.

Любые грубые ошибки ограничивают арбитров в оценке за компоненты: прокат с падением не может получить больше 9,50, даже если в остальном был идеальным. Впрочем, в случае топовых фигуристов это правило нередко нарушается.

🤷‍♀️

Можно ли опротестовать оценки или наказать предвзятых судей?

В отличие от художественной гимнастики, где оценки тоже субъективны, в фигурном катании протесты не разрешены.

Уже выставленные баллы исправляют в крайне редких случаях технической или математической ошибки. Например, Егору Рухину на российском турнире не заметили четверной прыжок, а итальянцам Анне Каппеллини и Луке Ланотте на Евро-2017 засчитали запрещенный элемент.

На Олимпиадах такое тоже бывает: в Пхенчхане-2018 постфактум пересмотрели протокол Элизабет Турсынбаевой и добавили ей баллы в короткой программе за прыжок в бонусной зоне.

Анонимность оценок отменили после Сочи-2014 – теперь фанаты знают всех пристрастных арбитров в лицо и могут предсказать результат турнира по составу технической бригады.

Выиграв золото в Сочи, Аделина Сотникова вскоре обнималась с Аллой Шеховцовой, которая входила в судейскую бригаду

Сделало ли это судей более стеснительными? Скорее, нет. Отдельные арбитры так сильно топят за своих, что их оценка может отличаться от средней на 20 баллов.

ISU периодически наказывает самых отличившихся судей, отстраняя от работы на несколько лет. Но пожизненные санкции – редкость: в последний раз такое наказание вынесли украинцу Юрию Балкову, который и так не мог работать из-за достижения предельного возраста. Забавно, что в 1998-м его уже дисквалифицировали на год из-за попытки сговора на Олимпиаде.

Иными словами, даже если кого-то из россиян откровенно засудят, отменить такой результат в Милане шансов нет. Возможно, в качестве утешения спустя несколько месяцев ISU накажет этого арбитра, если подтвердит нарушение. 

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: Gettyimages/Matthew Stockman / Staff; Xu Yanan/XinHua/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Вильф