14 мин.

Рокки Марчиано – главный боксер эпохи до Али или непобежденный мошенник?

Проект, который спродюсировала мафия.

Если изучить рейтинги величайших тяжеловесов в истории на зарубежных порталах, везде в топ-10 можно увидеть Рокки Марчиано – единственного тяжеловеса, который прошел карьеру без поражений. Он набрал 87% досрочных побед, его бои против Джерси Джо Уолкотта и Эззарда Чарльза признавались лучшими поединками года с 1952-го по 1954-й, а журнал The Ring поставил Марчиано на 14-е место в рейтинге величайших панчеров в истории.

Карьерой Марчиано принято восхищаться – даже самоуверенный Флойд Мейвезер ориентировался на его идеальный рекорд 49-0, который побил в бою с Конором Макгрегором. Но за этими цифрами – влиятельные промоутеры, продажные судьи и мафия, спродюсировавшая карьеру, кажется, самой переоцененной легенды бокса.

История неоднозначного Рокки – для проекта «Лучший тяжеловес в истории бокса».

Марчиано поздно занялся боксом, а его техника была настолько ужасной, что над ним смеялись на просмотрах

Про старт Рокки Марчиано нужно знать две вещи: а) занялся боксом в армии в 19 лет, чтобы избежать кухонных работ; б) поначалу тренировался с другом и менеджером Элли Коломбо, что равно самообразованию. Отсутствие нормального тренера сильно сказывалось, поэтому боксерская техника Марчиано ужасала.

Но спасала ударная мощь, что удивительно при слабой для тяжа антропометрии: рост – 179 см, размах рук – 173 см, а вес – около 85 кг. В то время как другая важная звезда эпохи Джо Луис весил стабильно свыше 90 кг, а его рост составлял 187 см при размахе рук 193 см. В габаритах Марчиано превосходил даже легендарный полутяж Арчи Мур: рост – 180 см, размах рук – 191 см.

На любительском уровне Марчиано провел 18 боев: выиграл 14 (10 – досрочно), а дебютный бой проиграл из-за удара ниже пояса. Между ними он провел один бой в профессионалах, который закончил победой нокаутом в третьем раунде и заработал за это $35. На фабрике Марчиано получил бы такие деньги за три-пять дней, а на ринге ушло меньше 10 минут. В любителях его держала только попытка отобраться на Олимпиаду.

Марчиано окончательно ушел в профессионалы из-за травмы руки, которая помешала выступить на чемпионате США. Уровень техники оставался безобразным, так как он продолжал тренироваться как самоучка без команды – за что его критиковали авторитетные специалисты.

«Никогда не думал, что Марчиано добьется успеха. Он был слишком стар, ему было почти 25. Слишком низкий, слишком легкий, без достаточного размаха рук. Грубый и жесткий, но без изяществ», – признавался тренер Гуди Петронелли, который привел Марвина Хаглера к мировому чемпионству в 80-е.

Несмотря на это, Марчиано и Коломбо планировали карьеру стратегически: общались со знакомыми боксерами, которые сразу отправляли их к топовым менеджерам в Нью-Йорк – в родном Массачусетсе интерес тренеров и менеджеров был нулевым. «Из всех ребят в округе Рокки – самый безнадежный кандидат. Он был неуклюжим и неловким. Ни стойки, ни стиля, ничего», – вспоминал бостонский промоутер Сэм Салливан.

Коломбо рассылал менеджерам письма с рассказом: Марчиано настолько многообещающий боксер, что точно станет чемпионом мира. Сработало на одном из самых влиятельных матчмейкеров Нью-Йорка Эле Вайле. Он ответил и пригласил их на встречу в июне-1948. Правда, на ней Вайль сразу посоветовал Марчиано вообще не влезать в бокс, но тот уговорил на шанс.

Тогда Марчиано поставили в спарринг против крепкого тяжа Уэйда Ченси с рекордом 14-9-2. «Марчиано был настолько неуклюж, что мы стояли и смеялись. Он все делал неправильно: работа в стойке, удары и даже глухая защита. А потом внезапно он размашисто пробил справа и этот большой парень упал, как сардина», – рассказывал Голдман.

В том зале помощником Голдмана работал Анджело Данди – в будущем тренер Мохаммеда Али и Шугара Рэя Леонарда: «Чарли сказал мне: «Андже, у меня есть парень, он низкий, сутулый, лысеющий, с двумя левыми ногами, но, боже, как он умеет бить!» 

Так начался союз, прославивший обоих.

Дальнейшую карьеру Марчиано определила мафия – его очень грамотно подводили к большим боям

Марчиано нечасто работал с Голдманом, так как не мог позволить жизнь в Нью-Йорке. Временами он заезжал к новому тренеру, а выступал в 56 км от родного Броктона – в городе Провиденс, где местные матчмейкеры организовывали ему бои по просьбе Вайля. При Голдмане бокс Марчиано толком не преобразился, так как он не любил резкие изменения, а только вносил небольшие корректировки в стиль, чтобы боксер оставался неудобным для соперников.

«Чарли учил: если ты высокий, лучше стоять выше. Если низкий – опускаешься еще ниже. Чарли позволял ему полностью сгибать колени в глубоком приседе. Он мог бить из этой позиции, расправляясь и нанося чертовски сильные удары... В этом компоненте он был самым подготовленным спортсменом на ринге», – вспоминал Анджело Данди.

Так Марчиано оформлял досрочные победы едва ли не подряд – единицы дотягивали до финального гонга. Поначалу в углу Марчиано сидел только Коломбо, но вскоре Вайль выделил деньги, чтобы Голдман приезжал на бои в Провиденс. Сам Голдман переживал: «В некоторых боях он не знал, что делать. И хотя побеждал, иногда было страшно на это смотреть, потому что казалось, что его могут убить».

В конце 1940-х ведущим боксерским органом стал IBC (Международный боксерский клуб), под чьей эгидой проходили все важные бои. Основатель IBC – Джим Норрис, но теневым лидером стал Фрэнки Карбо, известный мафиози и важный член клана Луккезе, входящий в «Пять семей» – итало-американские мафиозные кланы, которые сохранили влияние в Нью-Йорке по сей день. 

При содействии Карбо IBC стал монополистом в мире бокса, поэтому его влияние выросло до безграничного. Он согласовывал только те бои, которые выгодны ему и мафии, и влиял на результаты различными способами – от давления на судей до подкупа самих боксеров. Так в 1960 году Джейк Ламотта признался в суде, что сдал бой Билли Фоксу из-за обещания мафии дать титульный поединок.

Карбо устранил прежнего матчмейкера Madison Square Garden, главной арены тех времен, Майка Джейкобса через угрозы и покушение – после инсульта тот продал Карбо бизнес и права на боксеров за скромные $100 тысяч. Так матчмейкером IBC и MSG сделали Эла Вайля, что наделило его еще большим авторитетом.

В 1949 году состоялся бой Марчиано против крепкого середняка Теда Лаури (рекорд – 66-49-9) уже под эгидой IBC. У Марчиано возникли проблемы по ходу боя – Лаури перебивал его на классе и бойцовском интеллекте и должен был забирать победу. Но судьи подарили победу Марчиано. Здесь явно сыграла роль Вайля, который видел в Лаури трамплин для Марчиано. Если бы судьи выставили победу Лаури, они могли остаться без работы, так как Вайль – один из главных работодателей.

Бой против Лаури прошел в Провиденсе, а через два месяца Марчиано дебютировал на MSG с подачи Карбо, которому он приглянулся из-за итальянского происхождения. Карбо приказал Вайлю заняться его продвижением, что кардинально повлияло на дальнейшую карьеру Марчиано.

Первый бой на MSG против Пэта Ричардса (рекорд – 24-7-5) закончился победой нокаутом во втором раунде, а второй поединок против Кармайна Винго (16-1) – очередным нокаутом, после которого Винго частично парализовало, из-за чего он закончил карьеру.

Следующая ступень – непобежденный итальянец Роланд Ластарза с хорошей любительской карьерой: победа на престижном турнире «Золотые перчатки» в 1944-м и 1945-м. Марчиано отправил его в нокдаун в четвертом раунде, но лишился балла за удар ниже пояса в восьмом. Причем в те времена балл за нокдаун не снимался.

Мнение судей разделилось – 5-4, 5-5 и 4-5. Тогда решающее мнение было за рефери, который отдал победу Марчиано, хотя тот был хуже Ластарзы. Поразительно, что судья, выставивший ничью, отдал Марчиано 5 раундов из 10, хотя при равенстве выигранных трехминуток у него должен быть минус балл: Ластарза выиграл бы 5-4 и забрал победу. «Дело в том, что менеджер [Рокки] Эл Вайль организовывал бои в MSG. Я бы сказал, что это сильно повлияло на решение», – говорил Ластарза.

Казалось, Марчиано сразу же получит топовую оппозицию, но матчмейкеры с мафией не спешили с повышением уровня сложности после плохого выступления с Ластарзой. Следующие девять боев прошли против джорнименов и середняков со слабыми рекордами. Общая статистика оппонентов в тех поединках – 225-168-34.

Только после этого марафона Марчиано дали хорошего соперника – Рекса Лейна из топ-10 тяжелого веса. Стилистически Лейн подходил Марчиано: боксировал в схожей агрессивной манере и попался на нокаут в шестом раунде. Так Марчиано ворвался в чемпионскую гонку, но Вайль и Карбо не форсировали с титульным боем, который могли назначить в любой момент. Вместо этого – длинный путь, отчего Марчиано только выиграл.

Появление Фрэнки Карбо в жизни Марчиано сыграло ключевую роль: без его содействия Рокки давно проиграл бы крепкому середняку и остался бы непримечательным и бесперспективным боксером. Вместо этого – продуманный трек развития карьеры через проходных соперников, чтобы Марчиано прокачался в боксе и зашел в титульную гонку в удобный для себя момент и самый неподходящий для чемпионов.

Начало великой зачистки дивизиона – Джо Луис, Джерси Джо Уолкотт и Эззард Чарльз. Но эти победы сомнительны

В 1951 году Рокки Марчиано вышел на ринг против одного из главных боксеров в истории – Джо Луиса. Про Луиса на момент боя нужно знать следующее:

● 37 лет;

● пережитый сумасшедший марафон из восьми боев против топовых боксеров за прошлые девять месяцев;

● Марчиано же за последние полгода провел три поединка с соперниками, у которых суммарно 28 поражений;

● получил 2,5 месяца на подготовку, из-за чего просто не успевал восстановиться;

● перед этим марафоном из восьми боев прерывал карьеру на два года, чтобы вернуться по запросу IBC и мафии, став трамплином для Марчиано;

● хотел вернуться в титульную гонку и располагался настолько высоко в рейтинге, что мог получить чемпионский поединок, но IBC решил по-другому.

Как итог – изможденный Луис, которого Марчиано жестоко нокаутировал в восьмом раунде. Если годом ранее Луиса перебоксировал Эззард Чарльз, то теперь его брутально избили с двумя нокдаунами. Это ознаменовало конец великой эпохи, которая началась в 1937 году.

Следующим топовым соперником Марчиано стал 38-летний чемпион мира Джерси Джо Уолкотт. Против него Марчиано впервые в карьере побывал в нокдауне и проигрывал по очкам с заметным отрывом, пока не поймал прижатого к канатам Уолкотта правым хуком в 13-м раунде и стал чемпионом мира за четыре года регулярных выступлений. Марчиано вообще нарушал по критериям дисквалификации – зарядил по сидящему на канатах Уолкотту левым хуком, что приравнивается к добиванию лежащего.

Победа над возрастным Уолкоттом не должна впечатлять, так как четырьмя годами ранее Джо Луис нокаутировал его в 11-м раунде при аналогичных обстоятельствах. И к тому моменту Уолкотт был самым возрастным чемпионом в истории тяжелого веса. В реванше Марчиано нокаутировал изношенного Уолкотта уже в первом раунде и закончил его карьеру. Сам Уолкотт и его менеджер несколько раз отказывались от второго боя, но на них надавил Фрэнки Карбо.

После этого Марчиано вышел на реванш с Роландом Ластарзой, которого ограбили в первом бою. В этот раз получилось так же спорно: рефери проигнорировал шесть-семь грубых нарушений со стороны Марчиано, и тот закончил бой досрочно в 11-м раунде, выбив Ластарзу за канаты. После того поражения Ластарза проиграл три поединка подряд – получается, очередная победа Марчиано над боксером на спаде.

Так настала очередь дилогии против экс-чемпиона в двух весовых категориях Эззарда Чарльза. В первом бою Чарльз на классе перебоксировал Марчиано, но того снова вытащили судьи. Никто в боксерском сообществе, включая Джо Луиса, не увидели победу Марчиано в первой встрече. Ранее американские газеты очень осторожно высказывались о Марчиано, когда тот побеждал спорно, а в этот раз открыто заявили, что победа подарена.

У Чарльза не было ни влиятельных промоутеров, ни медийного веса, ни нокаутирующего удара, поэтому даже на пике он выступал почти каждый месяц, а Марчиано отошел до графика два боя в год, так как уже был чемпионом. Невысокая частота выступлений помогла лучше сохраниться в конце карьеры – это сыграло ключевую роль в реваншах. А через три месяца состоялся второй бой с Чарльзом, который был выгоднее Марчиано по двум причинам:

● Чарльз старше Марчиано на два года – 33 против 31;

● Чарльз более изношенный боец, чем Марчиано – 97 боев против 46. Ему требовалось больше времени на восстановление между поединками.

В реванше Чарльз чуть не выиграл досрочно – разбил нос Марчиано так, что открылась сечка. Перед восьмым раундом секунданты сказали Марчиано о необходимости нокаута, чтобы соперника не сняли по медицинским показателям. В итоге он нокаутировал Чарльза в восьмом раунде, хотя один из сокрушительных ударов пришелся в затылок.

Заключительный бой Марчиано провел против чемпиона мира в полутяжелом весе – 41-летнего Арчи Мура. Сначала менеджмент Марчиано не хотел встречи, но после победы Мура над неудобным кубинцем Нино Вальдесом, которого промоутеры Марчиано тоже игнорировали, поединок стал неизбежным. Но:

● к тому моменту Мур провел свыше 170 поединков;

● перед боем с Марчиано Мур провел два поединка с интервалом в 1,5 месяца – против Нино Вальдеса в тяжах и обязательная защита против Карла Ольсона в полутяжах, из-за чего гонял 10 кг. Оба боя выиграл;

● к бою с Марчиано Муру дали три месяца на подготовку и очередной набор массы, в то время как сам Марчиано отдыхал четыре месяца без экстренных сгонок и набора веса.

Даже такой изношенный Арчи Мур уронил Марчиано во втором раунде. Рокки Марчиано нокаутировал 41-летнего ветерана в девятом раунде только за счет физики и меньшего износа. После чего завершил карьеру – в 32 года и рекордом 49-0. Впрочем, если бы он задержался в боксе еще хотя бы на год, мог попасть под пикового Флойда Паттерсона, которому бы наверняка уступил.

Так как воспринимать путь Марчиано?

Лучше всех феномен Рокки Марчиано описал лауреат Пулитцеровской премии Ред Смит: «Рокки не мог боксировать, как [Джин] Танни, и, вероятно, не мог бить, как [Джо] Луис, но в одном отношении у него не было соперников. Он был самым выносливым, сильным и преданным делу бойцом, который когда-либо надевал перчатки. Страх не входил в его словарный запас, а боль не имела никакого значения».

Марчиано очень повезло с эпохой и матчмейкингом против элиты своего времени. Успех был бы невозможен без двух вещей – грамотного продвижения и сумасшедшего упорства. Марчиано пришел в бокс в позднем возрасте и несколько лет тренировался под руководством друга-непрофессионала. У него не было ни выдающейся антропометрии, как у братьев Кличко, ни крепкой челюсти, как у Джорджа Формана, ни таланта, как у Мохаммеда Али. Только характер и нокаутирующая мощь.

Никто из авторитетных экспертов не верил в Марчиано, а он добился мировой славы и признания вопреки всем раскладам. Хотя, если смотреть сухо и только на боксерские качества, это средний боксер с крайне ограниченным арсеналом. Его пример больше говорит, как порой важно иметь рядом сильных и влиятельных промоутеров, способных организовать великую карьеру.

Почему Мохаммед Али не величайший – самый дотошный разбор

Телеграм-канал Дениса Дорофеева. Подписывайтесь! 

Фото: Gettyimages.ru/Bettmann, ullstein bild; East News/AP Photo/Anthony Camerano, AP Photo/Paul Vathis