Пиастри – жертва равноправия в «Макларене». Терял очки из-за командных действий?
Весь сезон мы наблюдали борьбу двух пилотов «Макларена» – Ландо Норриса и Оскара Пиастри – за лидерство в личном зачете. Однако, несмотря на быстрейший болид в 2025 году, «оранжевые» добрались до заключительной гонки первенстве без закрытия вопроса о лучшем гонщике – во многом из-за «правил папайи», которые проповедуют в Уокинге. В результате шанс на титул появился и у четырехкратного чемпиона мира Макса Ферстаппена.
Однако существует мнение, что заявленное равноправие в «Макларене» – всего лишь слова для публики, и на самом деле в коллективе процветает фаворитизм в отношении Норриса. И хуже того, некоторые стратегические решения в гонках часто вредят только Пиастри. По некоторым подсчетам фанатов, австралиец не добрал в этом сезоне около 20-30 очков только из-за действий команды.
Мы не будем залазить в конспирологические теории о разных болидах, но постараемся вспомнить случаи, которые могут выглядеть, как попытки команды команды сыграть в пользу Норриса.

Гран-при Австралии: первый командный приказ и вылет в траву
Первая гонка сезона – кошмар для многих новичков. Шел дождь, многих просто разворачивало, кто-то вылетал в ограждения. Первый круг не закончили трое – Аджар, Дуэн и даже опытный Сайнс. До финиша не добралось шестеро – плюс Алонсо, Бортолето и Лоусон.
Первый ряд стартового поля разыграли между собой гонщики «Макларена», а поул достался Норрису. Пиастри же уступил на старте Ферстаппену, но на 17-м круге вернул позицию, а еще через 13 приблизился к напарнику... и внезапно с мостика поступил четкий приказ – удерживай позицию. Оскар только успел ответить: «Окей, но я же быстрее!»
Четырнадцать кругов спустя Пиастри допустил ошибку и застрял в траве. После возвращения обратно австралиец очутился пятнадцатым – в итоге удалось дотянуться только до девятой строки.

Гран-при Японии: просил смену позиций, но получил отказ
Второй тревожный звонок для Оскара прозвучал на третьем этапе сезона-2025, Гран-при Японии. В напряженной квалификиации обладателя поула Ферстаппена и занявшего третье место Пиастри разделили всего 0,044 секунды. В гонке «Макларены» были быстрыми на «Сузуке», но накосячили со стратегией.
В какой-то момент случилось повторение австралийской ситуации: №81 был очевидно быстрее напарника, ехал в его зоне ДРС, но разрешения на борьбу так и не получил. Пиастри умолял мостик дать ему свободную трассу, чтобы попробовать атаковать лидера Ферстаппена, но в ответ услышал о правилах папайи и защите очков для команды.
Как могли в такой ситуации поступить в «Макларене»? Дать приказ Норрису пропустить Пиастри с оговоркой, что если австралиец за определенное количество кругов не обойдет Ферстаппена, то вернет позицию Ландо. Но на пит-уолл решили не рисковать, хотя когда, как не на старте сезона, пробовать различные тактики.
Гран-при Великобритании: решил прощупать грани правил папайи
В Сильверстоуне все было в руках Оскара – он стартовал вторым, на восьмом круге обогнал Ферстаппена и создал неплохой задел. Однако на рестарте после аварии Аджара и Антонелли австралиец зачем-то устроил брейк-тест Ферстаппену. Как итог – штраф в десять секунд.
Естественно, позицию Пиастри потерял, а когда стал отыгрывать время у Норриса – включился по радио с необычным предложением: «Не думаю, что штраф был справедливым. Знаю, это под большим вопросом, но если вы тоже не считаете штраф правильным, то, думаю, нам следует поменяться позициями и продолжить гонку».
Боссы отказали. Со стороны Оскара было самонадеянно обращаться с подобной просьбой, но разве эта мысль появилась бы в голове австралийца, если бы не правила папайи? Выглядело так, словно 4-летний гонщик запутался в командном кодексе. Кстати, после гонки австралиец остыл и признал, что обмен был бы несправедливым.
Гран-при Венгрии: подозрения в фаворитизме из-за разных стратегий

Поул в Венгрии сенсационно взял Шарль Леклер, а оба гонщика «Макларена» оказались сразу вслед за ним. Однако стратеги «Феррари» в очередной раз сделали все, чтобы подтвердить свое реноме: накосячили и выбесили монегаска.
В боксах «Макларена» тоже проводили сложные математические вычисления, чтобы сделать обоим гонщикам благо. Получилось, но с нюансом: подарили болельщикам Пиастри повод говорить о неравенстве. В чем дело? Если Норрис смог спокойно проехать первый отрезок на свежем «медиуме» в 31 круг, то для Оскара придумали андеркат Шарля Леклера и зазвали его на круг раньше монегаска – уже на 19-м. Получилось, но таким образом австралиец перешел на стратегию двух пит-стопов.

К концу гонки №81 смог приблизиться к коллеге и даже атаковал его. Причем делал это так отчаянно, что мог спокойно закончить гонку для себя, и Норриса. На командном мостике испугались и сказали, что если Оскар хочет атаковать, то должен это делать максимально осторожно.
В итоге так и доехали до финиша в одной секунде – на финише пилотов разделило 0,698 секунды.
Спорный момент с обновленной подвеской – Норрис получил ее раньше, но есть нюанс
На Гран-при Канады «Макларен» привез большой пакет обновлений, который затронул передние и задние антикрылья, а также переднюю подвеску – ее переделали для борьбы с высокими поребриками. Последнюю деталь установили только на болид Норриса. Пиастри отказался от обновления, так как посчитал, что это может навредить его пилотажному стилю.
Сначала болельщики, а затем и некоторые СМИ, утверждали, что проблема с новой подвеской в том, что ее разрабатывали под запросы Норриса. Если бы Оскар сделал то, что хотела бы команда, то стал бы медленнее или ему было бы сложнее совладать с машиной. В итоге австралиец месяц использовал старую версию, а британец сократил отрыв от напарника с 22 очков до 9.

Позже это стало поводом для разговоров о привилегированном положении Норриса в «Макларене».
Гран-при Италии: приказ обменяться позициями из-за ошибки на пит-стопе Норриса
Трасса в Монце была проблемной для «Макларена» из-за низкой максимальной скорости, поэтому командному мостику пришлось выдумывать различные стратеги. Одна из них заключалась в том, чтобы попробовать пересидеть Ферстаппена.
Первым на пит-стоп поехал Пиастри, чтобы защититься от Леклера. Это не понравилось Норрису, который сказал, что по правилам болид, который идет впереди, имеет право заехать в боксы первым. Британца успокоили, что подрезки не будет, однако она все же случилась – из-за ошибки механиков.
Норрис потерял около четырех секунд и выехал позади Пиастри. Австралийцу сразу сказали, что нужен обмен позициями. Далее – тарантиновский разговор.
Гоночный инженер: Оскар, это как в Венгрии в прошлом году. Мы заехали на пит-стоп в таком порядке по определенным причинам. Пожалуйста, пропусти Ландо, и после можете бороться.
Пиастри: Ну как бы… Мы же сказали, что медленный пит-стоп – это часть гонок. Не очень понимаю, что изменилось.
В итоге так и финишировали: Ферстаппен победил, Норрис приехал вторым, а Пиастри – третьим. За это позже прилетело обоим на Гран-при Мексики.
Гран-при Сингапура: агрессивный маневр Норриса в первом повороте – тормозил в Пиастри
В Сингапуре Оскар квалифицировался третьим, а Ландо лишь пятым. Уже на старте гонки британец предпринял агрессивный маневр и вышел на четвертое место, а затем в третьем повороте чуть не вынес австралийца. Последнему не понравилось: «Это несправедливо, если ему нужно врезаться в напарника для ухода от столкновения, это хреновый маневр». Стюарды, редко влезающие в разборки представителей одной команды, криминала не увидели.
Чуть позже у британца спросили, позволит ли он коллеге заехать на пит-стоп раньше. На тот момент, Ландо ехал впереди и мог решать, кто поедет первым: он отказался предоставлять преимущество и отправился менять шины. Пиастри заехал вторым, механики ошиблись – пит-стоп затянули до 5,2 секунды.
В итоге Пиастри финишировал пятым за Ландо Норрисом. Их разделили всего две с лишним секунды.
Гран-при Катара: не зазвали Пиастри и Норриса на двойной пит-стоп, побоялись навредить британцу
Когда в спину дышит четырехкратный чемпион мира, который за несколько Гран-при отыграл разрыв в сто очков, то волей-неволей начинаешь нервничать и допускать ошибки. На 7-м круге Гран-при Катара случилась авария – Хюлькенберг столкнулся с Гасли и улетел в отбойники. На трассе появилась машина безопасности.
В момент инцидента Пиастри лидировал, а Норрис занимал третье место. Что сделал весь пелотон? Заехал на пит-стопы. Но не «Макларены». На мостике решили не делать двойной пит-стоп, видимо посчитав, что это задержит Ландо (пришлось бы ждать, когда обслужат первую машину) – англичанину наверняка пришлось бы пропускать почти два десятка машин из-за расположения боксов в начале пит-лейн. Очевидно, что это действие правил папайи – равенство! Если заезд в боксы помешает одному, то не едут оба.
«Если бы мы заехали на пит-стоп, то Ландо мог бы потерять позиции из-за двойной остановки. Но все-таки основная причина заключается в том, что мы не ожидали пит-стопа от других команд», – попытался оправдаться после гонки руководитель «Макларена» Андреа Стелла.
В итоге Пиастри не смог победить, а Норрис и вовсе оказался четвертым. Австралиец лютовал.

«Я пока ни с кем не общался, но чувствую себя дерьмово. Даже не знаю, что сказать. Мы не смогли все сделать правильно в плане стратегии. У нас был отличный темп, я не допустил ни одной ошибки. Очень досадно.
Решение о проведении пит-стопа я оставил команде, чтобы на мостике смогли понять, какой вариант будет стратегии будет наилучшим. У них в распоряжении было намного больше информации, но да…
Не уверен, что стратегические решения команды сегодня имели какое-то отношение к командной тактике. Скорее, мы просто допустили ошибку. Я обязательно обсужу все случившееся с командой».
Как «Макларен» сохранит равноправие в финальной гонке?
Пиастри отстает от Норриса в личном зачете на 16 очков, и для титула ему необходимо не просто выигрывать гонку, но также надеяться на провал напарника – событие хоть и не исключаемое, но все же маловероятное. А учитывая, что по чистому темпу оба «Макларена» и Ферстаппен заметно опережают остальной пелотон – легко предположить, что даже в случае лидерства гонщика «Ред Булл» «оранжевые» не станут проводить рокировку, ведь Норриса устроит любое место в топ-3.
Но если же по какой-то причине на второе место за лидирующим Максом вырвется Джордж Расселл или Шарль Леклер, а Пиастри и Норрис окажутся на третьей и четвертой позициях – у гонщиков «Макларена» возникнет риск остаться без титула.
В подобной ситуации команда наверняка отдаст приказ Оскару пропустить Ландо, и вот тогда мы узнаем, о чем в действительности думал австралиец про командные действия весь этот год.
Что еще почитать про «Макларен»:
«Макларен» – безвольный! Хочет титулы «Ф-1», но боится риска ради победы – в идеальной ситуации
Почему Норриса освистали на подиуме «Ф-1» после победы в Мексике?
«Так мог подумать только безмозглый». «Мерседес» подарил два очка Норрису ради титула «Ф-1»?
Норрис, Ферстаппен или Пиастри? Слабости и сила героев титульной битвы «Ф-1»
Как «Макларен» умудрился сдать потенциально победную гонку?! Быстрые мысли о Гран-при Катара
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli; Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Evan Buhler/Keystone Press Agency, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Annika G/Global Look Press












