8 мин.

Год истины для самой хаотичной команды «Ф-1»: успех или уход «Рено» из Гран-при?

Продажа неизбежна?

«Рено» – знаковое имя для «Формулы-1». На счету французского автопроизводителя – революция турбомоторов, заводская поддержка непобедимого «Уильямса», чемпионские моторы для «Бенеттона» Шумахера, титулы Фернандо Алонсо и доминирование с «Ред Булл» и Феттелем.

Но 2020-е – сплошная боль. Да, концерн вернулся в «Ф-1» заводской командой еще в 2015-м, но дальше все шло по одному и тому же кругу: новое руководство, громкий план «победа через 3–4 года», небольшой подъем почти до подиумов – и затем спад, отставки, перезагрузка. И снова по кругу.

Сезон-2025 – низшая точка этого цикла. Французы отказались от доработки двигателя по старым правилам, закрыли моторную программу для Гран-при, перебросили ресурсы на подготовку к 2026-му – и заводская «Альпин» финишировала последней, в роли безнадежного аутсайдера. Пара стычек за топ-10, пара очков и громкие обещания вернуться в 2026-м и бороться как минимум за подиумы на моторах «Мерседеса» – вот и все хайлайты «лазурных».

Теперь на базе в Вири ждут ответа: окупились ли мучения и публичное унижение от самого факта, что «Рено» перешла на моторы «Мерседеса». Ждет и весь гоночный мир. По слухам, внутренняя цель – подиумы в половине гонок 2026 года. Советник по автоспорту Флавио Бриаторе – тот самый архитектор чемпионской «Рено» – говорит о битвах за подиумы, победах и даже титуле в ближайшие сезоны. Пьер Гасли еще с середины 2025-го размышлял вслух: «А вдруг я окажусь в борьбе за титул в новом году?» Даже био команды в соцсетях гласит: «Восхождение продолжится в 2026-м».

Поэтому к любым новостям об «Альпин» сейчас особое отношение: от французов ждут либо реального прорыва, либо повторения эпичного провала.

Пока что «Альпин» собирала в основном громкие и очень оптимистичные инсайды. Бывший инженер «Феррари» и «Макларена» Давид Саншес (ушел из-за недостаточно амбициозных для его уровня ролей) якобы устроил внутри команды полную реформу под лекала топ-коллективов. По его решению «Альпин» первой среди действующих команд (новичок «Кадиллак» не в счет) переключилась на разработку шасси и аэродинамики под регламент-2026. Первой выпустила базовую версию болида. Первой прошла крэш-тесты ФИА, опередив «Феррари» и тот же «Кадиллак». Первой собрала машину, готовую к обкатке.

Более того, именно «Альпин» первой из пелотона подобралась к порогу минимального веса – 768 кг. Тогда как большинство соперников, по данным инсайдеров, уперлись в перевес в 15–30 кг. Неизбежность старта сезона с лишней массой вообще стала консенсусом в паддоке.

Впечатляющими казались и планы по презентации команды и машины. Спонсор «Альпин» MSC Cruises выделил целый круизный лайнер для шоу в Средиземном море неподалеку от Барселоны. Все оказалось правдой: закрытый люксовый ивент для партнеров с прямой трансляцией – ради подчеркивания чемпионских амбиций. Таких презентаций «Ф-1» раньше не видела.

На том же мероприятии технический директор команды пообещал начать обкатки с первых же дней – и сразу с продвинутой версии болида. Никто из конкурентов на такое не решился: «Макларен», «Феррари» и «Астон Мартин» эти дни пропускают, а «Уильямс» вообще остается без обкатки. Французы сдержали слово – ринулись на трек третьими, сразу после завершения внутринемецких разборок «Ауди» и «Мерседеса» за первенство.

Из негатива всплыл только один момент: «Альпин» пролетела мимо первых запланированных выездов. Сорвалась поставка компонентов – то ли от «Мерседеса», то ли от подрядчиков из-за перехода на новые материалы. Обкатку пришлось сдвинуть с 11 на 22 января.

В итоге Бриаторе на презентации звучал смело, хотя чуть осторожнее, чем обычно:

«Уверен, в этом году мы будем конкурентоспособными. Нужно вырваться вперед соперников – такова наша цель на 2026 год. Обещаю, сезон будет фантастическим.

В этом году не будет оправданий. У нас совершенно новая машина и хорошие гонщики. Есть все необходимое для успеха. «Альпин» вернется».

В остальном все выглядело слишком идеально для команды, которая последние годы с трудом справлялась даже с пит-стопами и штрафами. Мем «5 секунд штрафа Окону» появился не на пустом месте – операционно «Альпин» давно выглядела разобранной, безнадежной и бесперспективной.

Неужели все поменялось?

«Альпин» правда способна на прорыв? Есть основания верить инсайдерам?

Текущая «Альпин» – вообще странная конструкция: формально заводская команда, но с бюджетом на уровне аутсайдеров. Более того, в прошлые сезоны «Рено» еще и вытаскивала из нее деньги – около 40–50 млн в год в виде дивидендов.

Команду фактически отправили на самофинансирование – и она с этим относительно справляется. По количеству партнеров «Альпин» стабильно вторая в пелотоне. Рулит всем жесткий Флавио Бриаторе – мастер коммерческих сделок.

Последнее место в Кубке конструкторов и текущие убытки внутри команды подаются как «дно перед рывком». Мол, дальше – только вверх, ведь 2025-й был принесен в жертву целиком.

Но есть и обратная сторона. За последние пять лет «Альпин» вложилась лишь в новый симулятор. Пока конкуренты старательно развивают техническое оборудование, французы увязали в политике и стратегической неопределенности. И в новом регламенте может внезапно выясниться, что текущей инфраструктуры не хватает даже для борьбы с недавними аутсайдерами. Тогда «Рено» ждет не прорыв, а стагнация.

Отсюда и сомнения: чем активнее о будущем успехе говорят Пьер Гасли, Флавио Бриаторе и новый операционный директор Стив Нильсен, тем сильнее ощущение, что команда пытается выиграть время и отложить неизбежное. 

Зачем «Рено» вообще такая команда? Может, пора ее продать?

Прямо сейчас команда «Ф-1» составляет около 18% всей стоимости концерна: акции «Рено» оценивают компанию в 10,7 млрд, при этом группе принадлежит 76% «Альпин» – примерно на 1,9 млрд. Поэтому руководство озабочено ростом оценки гоночного актива: это напрямую влияет на биржевые котировки и привлечение капитала. Именно поэтому в последние годы «Рено» не продавала дополнительные доли – разовая выгода ушла бы на налоги и издержки, а в балансе появилась бы дыра. Тем более бизнес «Ф-1» растет – продавать такой актив, если ждешь спортивного и финансового рывка, выглядит странно.

Но в случае очередного провала рост оценки будет возможен только за счет популярности самой серии. Уже сейчас вход в «Ф-1» с нуля стоит минимум 1 млрд в виде взносов и инвестиций плюс 200–300 млн на год подготовки к первому старту. А после вступления «Кадиллака» дорога 12-й команде закрыта – останется только выкуп действующей.

Сейчас «Альпин» оценивается в 2,45 млрд долларов – на 800 млн дороже «Хааса», самой дешевой организации с минимальным набором активов. Но американский частник едет эффективнее. Если французы провалятся, то стоимость «Хааса» вырастет, а актив «Рено» рискует снизиться до уровня худшей команды пелотона. 

При этом слухи о продаже «Альпин» ходят давно – еще с 2023 года. Но до 2026-го в этом не было смысла: концерн урезал расходы и ждал разворота тренда. И прямо сейчас «Рено» напряженно ждет, в какую же сумму их команду оценит рынок: 24% акций под контролем сторонних инвесторов из фонда Otro Capital и их партнеров активно торгуются среди нескольких конкурентов. На презентации команды Бриаторе подтвердил как минимум притязания бывшего шефа «Ред Булл» Кристиана Хорнера: тот ведет активные переговоры о приобретении доли. В 2023-м инвесторы выкупили пакет за 200 млн евро по общей оценке команды в 905 млн долларов – и теперь стоимость должна явно вырасти. Если она превысит оценки Forbes и профильных медиа, то и капитализация всей группы увеличится – и тогда придет самый удобный момент оценить перспективы дальнейшего владения. Инвесторы входили при сравнительно тех же результатах, потому в любом случае заработают благодаря общему росту «Ф-1», но для компании в момент перестройки рынка и убытков от продаж авто оценка актива имеет стратегическую роль. Рост стоимости позволит выбрать: держать и дальше, надеясь на улучшение результатов и используя сам факт наличия команды для улучшения бухгалтерского баланса, или все-таки фиксировать итог в деньгах и временно закрыть трудности на рынке.

Если провал продолжится, держаться за команду станет рискованно. Продавать придется быстро – пока актив еще чего-то стоит и пока «Альпин» окончательно не отстала по базе даже от недавних аутсайдеров. Это и будет финальной точкой для «Рено» как заводского проекта в «Ф-1».

Подписывайтесь на мой телеграм – там я описывал очень интересный упущенный шанс команды вырваться вперед с новым регламентом и объяснял, почему их презентация – уже дикий фэйл и первый же провал нового года.

Фото: East News/Josep LAGO / AFP, Mark Thompson/Getty Images/AFP; instagram.com/alpinef1team