Норрис 7 лет просидел в «Макларене» в ожидании титула «Ф-1». Его звали «Ред Булл» и «Мерседес»
Почему не уходил?
Ландо Норрис – на пике карьеры и мира: 13 ноября ему стукнуло 26 лет, сейчас он – флагман «Формулы-1» и самый популярный пилот по версии любых опросов среди фанатов.

Только сейчас он достиг всех возможных высот и полностью раскрыл потенциал, хотя с «Маклареном» сотрудничает с 2017 года. Сперва – в молодежной программе, а затем в «Ф-1» с 2019-го. И стал первым со времен Льюиса Хэмилтона успешным воспитанником команды.
Казалось бы, похожая история на альянс Шарля Леклера и «Феррари». Британец в историческом британском бренде, поднятый из молодежки – нет оснований удивляться устойчивости отношений, словно Норрис и «Макларен» не могли разойтись.
Но верность Ландо выглядит логично именно сейчас, когда оранжевая команда доминирует и строит самую универсальную машину второй год подряд. Да, «Макларен» запустил №4 в «Ф-1» в 19 лет на месте «выпускника» – Норрис сменил предыдущего воспитанника Вандорна. Тогда английская команда пребывала в кризисе и перестройке: в основном сражалась за места в топ-10 и 4-е место в Кубке конструкторов. Ее никто не считал частью «большой четверки» «Ф-1».
Хоть Норрис и завоевал первый подиум уже на второй год, но со сменой регламента и углублением перестройки кризис повторился: трудные битвы за топ-10 с редкими подиумами, 4-5 места Кубка конструкторов, неудобная в пилотаже машина. В 2023-м «Макларен» уже вышел на стойкую линию прогресса, улучшил оборудование с инфраструктурой и смог выдавать более качественную технику, но ее все еще не хватало для борьбы за победы.
И тогда совсем не казалось, будто Норрис должен оставаться в «Макларене» любой ценой. Более того, так он и говорил в интервью в конце 2023-го:
«Я много должен команде, но не обязан ей жизнью. Всегда вокруг происходят разные вещи и идут разные разговоры – типа тех, что происходят у каждого пилота, когда его контракт идет к завершению.
«Макларен» просто в общем смысле оказывался лучшим вариантом, который у меня был. И краткосрочно, и, как мне тогда казалось, долгосрочно. Были моменты, когда я мог бы уйти – и если бы «Макларен» поехал бы на уровне 2020-2021, все бы такие «Почему? Что за тупой шаг!»

Передо мной не открылось много других возможностей сильно лучше. Они появлялись то тут, то там. В «Феррари» мест нет. Нет их в «Мерседесе». В «Ред Булл» постоянно что-то происходит. Всегда есть какие-то мелочи, но «Макларен» каждый раз оказывался лучшим вариантом, и поэтому я до сих пор здесь».
Случай Норриса отличается от истории Леклера: «Мерседес» и «Ред Булл» постоянно присутствовали на радаре. Ландо это признавал после продления контрактов в 2023-м:
«Когда какие-то варианты появлялись, я обращался к Андреасу Зайдлю, мы обсуждали нашу ситуацию, какое у меня будущее (в «Макларене») и так далее. Не буду врать, какие-то переговоры с другими командами действительно имели место. Но ничего серьезного. И далеко они никогда не заходили».
Но бывший репортер «Формулы-1» Уилл Бакстон (поддерживает отличные отношения вообще со всеми и потому временами стреляет очень занятными инсайдами) написал: интерес от «Ред Булл» все-таки был крайне серьезным – ведь вообще-то австрийская компания даже пыталась арендовать юного Ландо в «Альфа Таури» / «Торо Россо» еще на вторую половину 2018-го (вместо не впечатлившего Брендона Хартли – тогда как раз кипели слухи о недовольстве чемпионом мира по гонкам на выносливость и желанием его досрочно сменить).
Внимание «Ред Булл» возвращалось каждый год – например, в 2022-м гоночный советник компании Гельмут Марко публично сокрушался, что Ландо «заперт» на много лет, хоть и является выдающимся талантом. В 2023-м тема вернулась:
«Другие гонщики не на уровне Хэмилтона и Ферстаппена. Но ближе всех к этому уровню – Норрис.

У Норриса контракт до 2025 года. Жаль, что надолго, потому что он, безусловно, для нас стал бы кандидатом. Мы вели переговоры, но он предпочел «Макларен».
Он определенно лучший из молодых гонщиков. Его открытый характер также лучше всего подошел бы «Ред Булл». Он молод и быстр. Он увидел, что в «Ред Булл» есть самое желанное место, но в то же время [место рядом с Максом] – это совсем другое… Мы его рассматривали, но он предпочел долгосрочную перспективу, и мы должны это уважать».
«Переговоры с Ландо находились на очень ранней стадии, и все-таки мы не подписали его, – подтвердил Марко и в свежайшем Beyond The Grid. – Однако я считаю, он бы очень здорово вписался в нашу команду. Но нельзя забрать к себе всех».
А интерес «Мерседеса» к Норрису можно обозначить одним фактом: с 2021-го менеджментом Ландо планировала заниматься структура босса немецкой команды Тото Вольффа.
«Макларен» взорвал рынок зарплат для удержания Норриса. И дал ему полную свободу
Да, сохранение Ландо после его первого подиума и победы над медийным Дэном Риккардо быстро перестало казаться чем-то неизбежным. Команде каждый раз приходилось повышать ставки и выкатывать абсолютно уникальные условия для новой сделки с №4.
Первый трехлетний контракт истекал в конце 2021-го, но его продлили до конца 2022-го еще в мае. По нему Ландо уже зарабатывал 5-7 млн.
Но в начале 2022-го – как раз после победы над Риккардо и четырех подиумов – «Макларен» взорвал рынок зарплат пилотов «Ф-1» новым трехлетним продлением. Ландо стал первым гонщиком без побед (и с минимумом подиумов), получившим гонорар в $27 млн за год с учетом бонусов и в 17-20 млн без премий. Ни один гонщик до него еще не получал столь щедрых условий без регалий, трофеев и побед – на одной только перспективе и статусе «восходящей звезды».

Однако именно тогда Норрис вырвался в лидеры всей «Формулы-1» по популярности среди молодежи и женской аудитории, а среди всей публики – обогнал даже Хэмилтона и уступил лишь Ферстаппену (и то всего 0,7 процента среди опрошенных).
Огромная прибавка всего через год после предыдущего подписания точно не случилась без внешних факторов: все-таки «Формула-1» – не НХЛ или НБА с условиями вроде «работаешь по подписанному до конца срока без возможностей уйти». Судя по всему, в предыдущем соглашении присутствовали условия расторжения, а интерес главных конкурентов серьезно подстегнул переговоры.
Ведь в новых сделках «Макларен» закрывал Норриса намертво.
«Прелесть в том, что контракт не предусматривает опций досрочного выхода из договора для обеих сторон, – подчеркивал спортивный директор «Макларена» на тот момент Андреас Зайдль. – Это важное послание, которое мы хотели донести в том числе до команды.
Это соглашение показывает, что мы будем работать сообща, и что все стороны верят друг в друга. Что со своей стороны мы верим в талант Ландо, а сам Ландо уже со своей стороны верит в то, что в эти ближайшие четыре года мы способны добиться результата».

Конечно, помог и потолок расходов (ограничил траты на болиды, а зарплаты пилотов под него не попадают), и рост выручки команд – в новой «Ф-1» они смогли столько платить даже не самым титулованным гонщикам практически сразу же. И персональная популярность теперь играет не меньшую роль, чем работа за рулем – ведь с ним приходят и аудитория, за ними – спонсоры и прибыль. Упускать актив вроде Норриса на самом взлете было недопустимо за любые деньги.
И следующее продление только подчеркнуло ситуацию: Ландо вновь переподписали в январе 2024-го – за 1,5 года до истечения предыдущей космической сделки – уже до конца 2027-го.
Условия в основном индексировали: $20 млн без бонусов и $4 млн подписной премии, зато теперь Ландо может добрать целых $15 млн за сезон за дополнительные успехи. И победы с титулами точно входят в список.
И да, к тому моменту у Норриса все еще не было побед – только фэйл на дождевом Гран-при России с ошибкой в выборе комплекта шин на дождевой финал при лидировании и пара прекрасных оборонительных отрезков против глыб вроде Хэмилтона. Но «Макларен» уже ощутимо и последовательно прогрессировал, а новые реалии рынка зарплат пилотов «Ф-1» быстро изменили восприятие контракта Норриса – ему перестали удивляться. Сейчас он даже выглядит адекватно – особенно на фоне недавней сделки Оскара Пиастри на четыре года с общей суммой более $100 млн: австралиец заключил ее только на третий сезон в «Ф-1» (хоть и с двумя победами).

Но «Макларен» удерживал Ландо не только одними лишь деньгами и прогрессом. Команда предоставила воспитаннику полную свободу самовыражения: от сохранения всех маркетинговых и имиджевых прав за пилотом до полной поддержки его инициатив. Босс всей гоночной ветви компании Зак Браун даже помогал в раскрутке империи развлечений Норриса Quadrant в роли одного из членов совета директоров.
В Quadrant входят киберкоманда, ютуб-канал, поддержка молодых спортивных звезд, мерч, линейка одежды – и «Макларен» постоянно поддерживал и продвигал усилия Ландо через общие продажи на своем сайте. Причем Браун еще и дополнял спонсорский портфель компании Норриса общими партнерами с командой – приводил туда логотипы Google, Android и Dell.
Чтобы вы поняли мощь Quadrant: она спонсировала продвижение карьеры Оливера Сольберга – сына чемпиона 2003 года Петтера Сольберга. 2026-й парень начнет в сильнейшей заводской «Тойоте» на пике Чемпионата мира по ралли. Она же поддерживает и бывшую гонщицу программы «Макларена» Бьянку Бустаманте – ездила в оранжевом в женской серии поддержки F1 Academy.
Сейчас Quadrant при помощи Брауна даже вышел на новый уровень: запартнерился с «Ф-1» и ее спонсорами, прихватил у «Макларена» Hilton с Lego и раздобыл несколько очень классных сделок. Как вам одновременная работа с Microsoft и Sony PlayStation?

Также «Макларен» позволяет Норрису распыляться и на «физический» бизнес – свой бренд картов LN Racing Kart. Ее разрабатывали еще с 2021-го вместе с итальянской OTK Kart Group (основным производителем такой техники в Европе) – Ландо активно продвигает его по всему миру. В том числе через тесты и контент от атлетов Quadrant – их можно даже купить в России.
Из всей «Ф-1» свои карты есть только у Шарля Леклера. Да и в целом таким уровнем свободы пользуются лишь абсолютные суперзвезды калибра Хэмилтона, Ферстаппена или Алонсо.
Потому «Макларен» и сохранил Норриса – просто уравнял Ландо с суперчемпионами еще до его первого титула. А затем ждал, пока результат на трассе сравняется с условиями.
Какие еще команды могли бы предоставить №4 такую свободу и возможности побеждать? Кажется, таких и правда больше нет.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – например, там я рассуждаю, почему с коммерческой точки зрения Норрис и был самым предпочтительным чемпионом.
Фото: Alberto Vimercati/Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press; East News/AP Photo/Andre Penner, FLORENT GOODEN / DPPI via AFP; Gettyimages.ru/Chris Graythen, Jared C. Tilton













А то - «никакой, никакой, только на самовозе и может»
Это так же как и считать очки за карьеру бросили, ведь разные системы тогда и сейчас
Ну Норрис и по сезонам в Макларене Култхарда явно догонит и перегонит.