Феттель шел в «Феррари» за славой Шумахера, но запомнился глупыми разворотами и скандалами. У Себа всего три великие гонки за Скудерию
Это провал.
Альянс Себастьяна Феттеля и «Феррари» подошел к печальному концу: стороны официально объявили о разводе в конце 2020-го. Мечте четырехкратного чемпиона мира о новых титулах за Скудерию все же не суждено сбыться – итогом его периода в Маранелло останутся 102 Гран-при (плюс те, которые №5 откатает в этом году), 14 побед (без тех, которые Себ может добыть в остатке сезона) и отсутствие личных и командных кубков. Последнее Феттель еще тоже может изменить – но давайте начистоту: если бы в «Феррари» в это верили – не стали бы сразу подписывать Шарля Леклера на четыре года и не закрыли бы переговоры с недавним лидером еще до старта сезона.
А ведь Феттель и правда с детства болел за итальянскую команду и Михаэля Шумахера. Большая часть периода юношеского занятия картингом Себа пришлось на трек в Керпене – родном для Красного барона (автодромом владел его отец). Именно поэтому в сети постоянно циркулирует множество совместных фотографий Феттеля и Шумахера: Михаэль временами награждал победителей региональных заездов, и кубки из его рук нередко получал именно Себ.
Существует и довольно редкий кадр: 16-летний Феттель – в боксах «Феррари» на Гран-при Европы 2003-го.
А ведь тогда будущий четырехкратный уже пять лет как состоял в программе «Ред Булл» – но пришел совсем не в расположение «Заубера» (которым тогда владел австрийский производитель энергетиков). Себ поддерживал именно Скудерию и Шумахера.
Поэтому когда «Феррари» объявила о подписании контракта с Феттелем в конце 2014-го, он не скрывал сути похода: для исполнения мечты о повторении эпохи Шумахера.
«Это исполнение мечты всей моей жизни, – заявил тогда Себ. – Когда я был маленьким, моим кумиром был Михаэль Шумахер на красном болиде, а сейчас у меня появился шанс самому повести в бой такую машину. У «Феррари» великолепные традиции, и я полон решимости помочь вернуться на вершину «Ф-1». Я сделаю все от меня зависящее ради этого!
Помню, бывал у базы «Феррари» давным-давно – еще ребенком. Бегал вокруг Маранелло и старался что-то разглядеть сквозь забор. Я слышал много сказок о превосходном чувстве, которое появляется при управлении алой машиной. И сейчас могу лишь подтвердить эти слова. В этом есть нечто магическое – я никогда в жизни не забуду этот момент».
Причем и приглашали Себа в Скудерию во многом по совету Красного барона: бывший президент компании Лука ди Монтедземоло вспомнил, как Михаэль еще в 2009-м советовал ему подписать молодого немца. Но в итоге большой итальянский дон вспомнил совет лишь в конце 2014-го.
«После полного политики периода с Фернандо Алонсо я начал думал, что же нам нужно, – рассказал ди Монтедземоло в подкасте Beyond The Grid. – А потом вспомнил, как Михаэль говорил мне: «Феттель – тот самый!»
Все сошлось: Себ подписал контракт на 3 года с зарплатой около 35 миллионов долларов, а затем (в 2017-м) – еще на три сезона с гонораром 36 миллионов. Теперь же Скудерия предложила только сезон и 9 миллионов (без учета бонусов) – в точности как молодому напарнику Шарлю Леклеру. Однако вряд ли причина разрыва все-таки полностью заключена в деньгах: Феттель со страстью к «Феррари» согласился бы на дешевую сделку, если бы видел перспективы. Главные издания Германии вообще не сомневаются: №5 согласился бы и на бесплатный сезон, если бы вопрос заключался в одном лишь гонораре.
Судя по инсайду газеты Auto Bild, Себу не понравились направленные против него политические игры (неизбежные при заключении с другим пилотом сверхдлительного контракта!), неясность насчет легальности мотора в 2019-м (ФИА заключила со Скудерией тайное соглашение о прекращении расследования, но конкуренты жаждут правды и итальянской крови), а также сомнения насчет будущей конкурентоспособности команды.
Насчет последнего не нужно удивляться: из-за карантинов и коронавируса внедрение нового регламента сдвинули на 2022-й, а в следующем сезоне все участники выкатят практически те же машины, что и в 2020-м – лишь с минимальными изменениями по части аэродинамического пакета. «Феррари» же на тестах не особо впечатлила, а по инсайдам из Маранелло босс команды Маттиа Бинотто уже разослал персоналу пораженческие письма – так что фактически Скудерия вернулась почти к тому же, с чем и начинала эпоху Себ в 2015-м. Тогда до титула было примерно так же далеко.
Теперь же миру остается ждать дальнейшего развития трансферного безумия: варианты для чемпиона вместе с лучшей заменой для итальянской команды мы уже описывали ровно месяц назад.
Феттель безумно горел выступать за «Феррари»
№5 можно обвинить в ошибках, эгоизме, упрямости и найти еще кучу недостатков, но нельзя отказать ему только в одном: он в самом деле беззаветно любил Скудерию и целиком отдавался битве на красной машине.
Только послушайте, какую бурю эмоций в нем вызвала победа на Гран-при Малайзии 2015-го – первая в составе итальянской команды.
Или его бешеный прыжок на подиуме.
Еще – пение на итальянском на радостях от победы на Гран-при Сингапура-2015.
А в 2017-м он каждую победу праздновал специальным танцем.
До безумия громко радовался победам – как на Гран-при Монако-2017.
Исполнял еще одну песнь – в честь поула на Гран-при Мексики-2017. 50-го в карьере.
Еще в 2018-м его страсть была на месте.
Как же Себ громко радовался победе в Бахрейне-2018! Песни все еще оставались и после первого места в Канаде. Но, наверное, ничто не сравнился с его реакцией на триумф в Великобритании.
«Прямо у них дома! Ха-ха-ха!» (Намек на базирование «Мерседеса» в Англии).
А последнюю песню Себ пропел после победы на Гран-при Бельгии в том же году.
С тех пор (да и вообще с середины 2018-го) состояние Феттеля слегка изменилось: если до старта того сезона он искренне, громко и отчаянно праздновал каждый успех «Феррари», то после его радиопереговоры отличались только попытками говорить на итальянском с обилием оборотов про «Грацие рагацци». В остальном же Себ словно отстранился – сбавил напор чувств и эмоциональной вовлеченности в заезды. И примерно в то же время окончательно просели и результаты: на Гран-при Италии случился позорный разворот перед домашней публикой при борьбе с Хэмилтоном, а затем подобные фэйлы посыпались один за другим – и в Японии, и в США, не говоря уже о множестве мелких ошибок.
Конечно, Феттель допускал просчеты и раньше – но именно тогда появилось ощущение внутреннего надлома в четырехкратном чемпионе. Его страсть словно погасла, вспыхивая исключительно яростью в момент спорного штрафа или конфликта с напарником.
Себ еще перед 2019-м перестал быть тем оптимистичным и энергичным парнем, которого подписали в «Феррари» пять лет назад. Примерно тогда же в его интервью появились фаталистичные обороты вроде «мне не нужно наследие» и «в жизни есть и другие вещи, кроме «Формулы-1» – создавалось впечатление, будто №5 сам себя уговаривал тратить поменьше сил на происходящее в гонках. Тогда-то и стало ясно: мальчик-фанат изменился и не будет терпеть что угодно ради одного только факта пилотажа алой машины.
Наверное, неизбежность грядущего разрыва можно было прочитать еще тогда – просто без Леклера совсем не представлялось, кто же станет лидером в «Феррари». Но появление Шарля сняло все вопросы.
Итог Феттеля в «Феррари»: 2 титула вице-чемпиона и абсолютно провальный сезон
Переход в Скудерию после разгрома от Даниэля Риккардо в «Ред Булл» перезагрузил №5: он вернулся на топовый уровень и после трех первых Гран-при 2015-го даже имитировал борьбу за чемпионство, отставая от Хэмилтона всего на 13 очков и выигрывая у Росберга 4. Однако в те годы «Феррари» все-таки еще не победила все проблемы силовой установки (к примеру, одна из них – дефект датчика насоса в топливной системе – стоил команде примерно от 90 до 120 л.с. мощности!), а «Мерседес» доминировал по полной – Феттель лишь изредка отбирал подиумы у фаворитов, выжимая из техники все, что только можно.
Тем занятнее катастрофическое падение результатов в 2016-м: Себ (традиционный мастер одного круга) уступил по квалификациям обычно слабому по субботам Кими Райкконена и слил по очкам и даже подиумам Риккардо (второе место Кубка конструкторов тоже уплыло «Ред Булл»). Тогда Феттель допускал временами мелкие ошибки, но не устраивал полный разнос своей репутации – просто пилотировал на довольно среднем для четырехкратного чемпиона уровне.
В начале 2017-го «Формула-1» пересмотрела регламент в пользу расширения машин и радикального увеличения прижимной силы, Скудерия сделала по-настоящему классный болид – и Феттель пережил настоящий пик карьеры за «Феррари». 6 гонок на старте сезона с позициями не ниже второй, три победы и лидерство в чемпионате с преимуществом на Хэмилтоном в 25 баллов – лучше и стабильнее отрезка у Себа за команду из Маранелло больше не было. №5, казалось, взаправду шел на титул, но помутнение в Баку и внезапный взрыв покрышки в Великобритании (из-за просчета командного мостика) стоили немцу 25 очков – их очень не хватило на финальном отрезке для большего спокойствия и контроля ситуации. Дальнейшие аварии и низкая надежность «Феррари» добили лучший шанс на пятое чемпионство.
2018-й тоже стартовал с двух побед, но две серьезные пилотажные и стратегические ошибки в Азербайджане и Испании вернули Себа на второе место с отставанием от Хэмилтона почти в 20 очков. К середине сезона Феттель вновь вернулся в лидеры общего зачета, но все-таки намного реже демонстрировал по-настоящему топовый пилотаж (даже по сравнению с 2017-м). Черту под надеждами на победу подвела авария на Гран-при Германии: Себ разбил болид перед домашними трибунами, стараясь удержать первое место на мокром асфальте.
Обе машины – и в 2017-м, и в 2018-м – вполне тянули на чемпионство: у «Мерседеса» больше не оказалось доминирующего преимущества в скорости, и алый болид нередко оказывался быстрейшим на целом ряде треков. Тем не менее, предшественник Себа Фернандо Алонсо на более слабой относительно соперников технике подошел к цели намного ближе и хотя бы дважды добирался до битвы на финальном этапе.
А вот в 2019-м чемпионы значительно прибавили, и у «Феррари» почти не оказалось шансов прервать серебряное доминирование – да и сам Феттель допускал все больше ошибок, проигрывал Леклеру в квалификациях (12:9 в общем и 11:3 – начиная с восьмого этапа чемпионата) и постоянно лажал с гоночным темпом. «Феррари» словно получила строптивого второго пилота с нравом и зарплатой лучшего в поколении – и несоответствие статуса и амбиций реальному положению дел трудно было не заметить.
По итогу сезона недавний двукратный вице-чемпион оказался всего лишь пятым в общем зачете – уступил 24 очка (почти победу в гонке!) Шарлю Леклеру и целых 38 – Максу Ферстаппену. Молодые звезды оказались стабильнее стареющего чемпиона – общий средний уровень Феттеля значительно просел, и он лишь в отдельные моменты напоминал о былой славе (вроде внезапно быстрого отрезка в Сингапуре, подарившего ему победу под удивление даже стратегов собственной команды).
Пожалуй, под конец сезона в Скудерии всерьез разуверились в Себе – неудивительно, что он отказался продолжать. Все-таки №5 ни разу публично не критиковал машину, какой бы плохой по сравнению с «Мерседесом» она ни была – прямо как Михаэль Шумахер в свое время. Более того, под эмоции немца попадали соперники, круговые, иногда напарник – но никогда не инженеры и не стратеги. Феттель до последнего следовал выбранному пути абсолютной верности команде своей мечты – однако в итоге альянс просто исчерпал себя.
Основное наследие Феттеля в «Феррари» – оглушительные скандалы
Но главная проблема всех последних лет №5 – даже не в отсутствии титулов: все-таки в подобном нет ничего постыдного – до побед в чемпионате за Скудерию не добирались многие великие чемпионы.
Однако что же в первую очередь вспомнят тифози о периоде Феттеля? Какими бы ни были мощными 14 побед Себа или эффектными – обгоны доминирующих «Мерседесов», практически любой фанат скорее перечислит бесконечные скандалы и громкие фэйлы Себа за последнюю пятилетку.
К примеру, Феттель послал гоночного директора Чарли Уайтинга ##### в прямом эфире на Гран-при Мексики 2016 года из-за недовольства поведением и наказанием для Макса Ферстаппена.
«Да он постоянно орет по радио как ребенок», – заметил тогда сам 18-летний виновник инцидента.
Тогда Себу повезло отделаться извинениями и условным наказанием.
В 2017-м Феттель вновь пострадал от неспособности контролировать себя: бортанул Хэмилтона на Гран-при Азербайджана, когда решил, будто Льюис устроил брейк-тест.
Итог: двадцать секунд стоп-энд-гоу, потерянная победа (лидер «Мерседеса» свалился в глубину пелотона из-за отошедшего воротника и внепланового пит-стопа), новые официальные извинения и общественные работы на ФИА. Фактически Себа простили, но факт грандиознейшего скандала новой «Ф-1» это не отменяет.
Всего через четыре месяца №5 дал тифози новый повод себя возненавидеть: слишком активно бился с Кими Райкконеном и Максом Ферстаппеном за лидерство на старте Гран-при Сингапура, активно захлопнул калитку – и породил лучший спортивный кадр того года.
Последние шансы на титул раскрошились похлеще обеих «Феррари», а победа досталась Льюису Хэмилтону.
Следующим ярчайшим моментом оказался вылет с трека в Хоккенхайме в 2018-м: Феттель лидировал в чемпионате и Гран-при Германии, но не удержал болид на мокром треке.
Конечно, частично в провале виноваты и стратеги «Феррари» (передержали Себа за Райкконеном несколько кругов, вызвав перегрев шин на болиде №5 и последовавшее радикальное падение сцепления), но роковую пилотажную ошибку фэйл мостика никак не отменит. Четырехкратный чемпион должен осознавать риски быстрого преодоления поворотов в опасных местах и учитывать состояние асфальта и покрышек – а Феттель слишком увлекся.
И одним лишь избиением руля в Германии дело не закончилось: в остатке сезона немец еще и запустил масштабный перфоманс в разворотами!
Например, перед тифози в Италии.
Потом в Японии.
И в США.
Фестиваль пончиков продолжился и в 2019-м – совсем уж на ровном месте.
А потом снова прямо на глазах у тифози (с последовавшим выносом Стролла) – когда Леклер уверенно лидировал в такой же машине.
Безусловно, можно вспомнить и о мотивации «нечего терять», и о желании отыграться любой ценой и вернуться в чемпионскую гонку, и о разбалансированом болиде, не совсем соответствовавшем пилотажному стилю Себа. Но все-таки речь идет о четырехкратном чемпионе мира – и почему-то ни один конкурент №5 (даже Пьер Гасли в «Ред Булл»!) не устраивал многосерийный самопозор в большинстве гоночных ситуаций.
А ведь было еще и суицидальное торпедирование Макса Ферстаппена на Гран-при Великобритании!
Оно как бы отзеркалило путь, который оба пилота прошли с Китая-2018, когда именно нидерландец выбил немца в битве за подиум.
Еще один скандал вызвало неумение Себа достойно проиграть в Канаде-2019: там пилот «Феррари» вылетел с трека, небезопасно вернулся (как потом и показала телеметрия), получил пять секунд штрафа, проиграл из-за них гонку – и устроил настоящий скандал.
Феттель все-таки забрал табличку с первым местом на Гран-при Канады. И поднялся на вершину подиума
Но куда больше запомнился последний на данный момент акт – конфликт с напарником, завершившийся столкновением в Бразилии.
А ведь оно случилось сразу после командой тактики в Сингапуре (Леклеру приказали не атаковать Феттеля) и отказом Себа подчиняться требованиям мостика в России. Шарль к тому моменту после пяти поулов и двух побед превратился в национального героя Италии, так что скандал внутри страны поднялся нешуточный. Он и стал главной составной частью «ухудшившегося отношения», из-за которого Феттель и ушел.
Даже у Квята после понижения из «Ред Булл» портфолио ошибок и фэйлов оказалась меньше, а уж скандалов Себ всего за три года нагенерировал сразу на несколько карьер. Они все полностью перекрыли его успехи – и теперь №5 навсегда останется в памяти фанатов не победителем 14 Гран-при, а парнем, в исступлении бьющем по рулю рукой в Германии-2018.
У Феттеля все-таки были по-настоящему мощные гонки за «Феррари». Правда, только три
Не стоит думать, будто в карьере Себа за многочисленными скандалами и ошибками нельзя вспомнить и что-то яркое – у №5 были и по-настоящему могучие и великие гонки за Скудерию. Правда, их было немного – всего три из 102 совместных Гран-при. Тем не менее, они запомнились – и их даже стоит пересмотреть.
Гран-при Малайзии 2015 года
Всего вторая гонка Феттеля за «Феррари» – но он заставил тифози надеяться на досрочный конец доминирования «Мерседеса». Себ воспользовался хаосом экспериментальной системы квалификации (в 2015-м как раз обкатывали глупую схему навылет, из-за которой на последние 5 минут вообще никто не выезжал) и занял второе место – а в те годы болиды без немецкого мотора крайне редко оказывались на первом ряду стартовой решетки.
В гонке он сдержал Нико на старте, а затем вышел в лидеры после появления сэйфти-кара на шестом круге: оба пилота «Мерседеса» отправились в боксы, а Феттель по согласию с командой остался на старых покрышках и растянул первый отрезок на 18 кругов.
Блестящая работа с резиной вместе с ураганным темпом помогли Себу вновь обогнать Росберга (весьма технично и эффектно!), а затем и опередить Хэмилтона: Льюис свернул в боксы за свежим комплектом шин сразу же, как только «Феррари» оказалась впереди.
Альтернативная стратегия вместе с мастерством Себа сработали: Скудерия привезла «Мерседесам» 10 и 12 секунд соответственно, шикарно разыграв умение №5 отрываться в нужный момент и атаковать без длительной раскачки. Результат заставил фанатов поверить в полноценное возвращение Скудерии – но, к сожалению, последовавший сезон с бесконечными победами Хэмилтона показал истинную расстановку сил болидов. Тем ценнее и весомее та самая победа Феттеля в Куала-Лумпуре – за 5 лет у него так и не случилось более яркого момента.
Гран-при Венгрии 2015 года
Самая успешная гонка для российского автоспорта благодаря второму месту Даниила Квята стала еще и последней победой эпохи истинного Феттеля из начала 2010-х.
Практически все четыре чемпионства Себ выигрывал по схожей программе: завоевание поула – моментальный отрыв от пелотона в первом-втором повороте – беспроблемная поездка в закат с колоссальным преимуществом. И на «Хунгароринге» в первый сезон за «Феррари» мы в последний раз увидели то же самое, но уже за другую команду: №5 (как в чемпионские годы!) разнес всех в квале с преимуществом в 0,5 секунды, сбросил «Мерседесы» с хвоста на первых кругах и с поразительной надежностью контролировал темп всю гонку.
При этом за ним творился форменный трэш: Хэмилтон вылетел в гравий и откатился на границу топ-10 и потом еще столкнулся с Массой, Мальдонадо чуть не вынес Переса, а у Хюлькенберга на ровном месте оторвалось переднее антикрыло.
Выкативший автомобиль безопасности уничтожил отрыв Себа и сгруппировал пелотон, вызвав еще больше инцидентов: Риккардо врезался в Хэмилтона (Квят, кстати, тоже обошел будущего шестикратного), а Боттас проколол колесо о Ферстаппена. Вдобавок на последних кругах Риккардо столкнулся еще и с Росбергом!
В гонке творился настоящий хаос, но неизменным оставался лишь единственный факт: Феттель вел заезд от первого до последнего километра и спокойно уезжал от любого преследователя – будь то «Ред Булл» или «Мерседес». Никогда больше в карьере Себ уже не создаст впечатление настолько же безбрежной недосягаемости – он словно гонял в собственной лиге в тот день. Невероятно классная победа.
Гран-при Великобритании 2018 года
Последняя по-настоящему могучая гонка Феттеля, каждым метром которой Себ внушал смелость и опасность.
Причем она прошла уже не по традиционному сценарию из 2010-х: №5 пришлось выгрызать лидерство на старте (поскольку с поула стартовал Хэмилтон), а затем отрываться от Боттаса.
Спокойной победы не вышло вновь из-за автомобиля безопасности: он выехал на середине дистанции и обнулил почти десятисекундное отставание финна. Более того, «Мерседес» рискнул и приказал Валттери оставаться в лидерах на старых шинах: чемпионы рассчитывали на финна в деле сдерживания Феттеля и уничтожения его свежих покрышек. Теоретически плотно сбитый пелотон с медленной машиной во главе давал шанс на атаку Хэмилтону, вернувшемуся на третье место – но Себ оказался значительно быстрее и не позволил англичанину отобрать шанс на победу. К примеру, №5 единственным из всей топ-4 осмеливался открывать DRS в одном из поворотов.
Финальный маневр на Боттасе №5 и вовсе провел по-настоящему филигранный!
Очень мощная гонка, проведенная по принципу «сильнейший гонщик разруливает удары со стороны судьбы и соперников в равных машинах». В тот момент Феттель и правда был безусловным топом «Формулы-1» без чьих-либо сомнений – наверное, в последний раз в карьере.
Тем не менее, у Себа есть еще целый сезон, чтобы пополнить список и красиво уйти в «Рено», «Мерседес» или на пенсию. Все-таки что может быть лучше полноценной финальной битвы между ним, Леклером, Хэмилтоном и Ферстаппеном? Особенно на излете одной из самых эмоциональных эпох современной «Формулы-1».
В «Феррари» – война. Феттель обречен на поражение и бегство
Фото: globallookpress.com/Elizabeth Xue Bai/Xinhua, Chong Voon Chung/Xinhua, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst
Выступления Феттеля в 2015 и 2017 были превосходные. Что поделать, если его лучшие годы в Феррари прошли в то время, когда у Мерса был самовоз или доминирующая машина. Если при Маттиачи и Арривабене Феррари держала привычный уровень раздолбайства начала 90-ых.
Похоже как раз на Проста. Алена выперли из Феррари, он перезагрузил батарейки, сел в самовозку Уильямса и выиграл титул. Себ мог бы так же, но увы, место в самовозке зарезервировано за другим пилотом, который, конечно, не уйдёт за новыми вызовами, как Мэнселл после 1992. А потому вслед за Фернандо своё место в Ф1 (и не по своей воле) потеряет ещё многократный, который мог бы ещё порадовать своей скоростью. Зато в Ф1 катаются Грожан и Стролл, Джовинацци, Латифи и Магнуссен.
зы. Один любопытный факт. Именно крашер и любитель пончиков Феттель удерживает рекорд Ф1 по максимальному количеству гонок подряд без сходов из-за собственной ошибки. 105 гонок в период выступления в РБ и Феррари. Это ответ на вопрос, сколько бы титулов взял Себ, например, в Мерседесе, если бы у него был шанс брать поул и уезжать в точку