Multi 21. Как поссорились Себастьян Норбертович и Марк Аланович
Семь лет прошло с этой стычки Феттеля и Уэббера в Малайзии. В этом переводе статьи есть выдержки из книги Марка Уэббера, которые, возможно, раскрывают чуть больше деталей о том конфликте. Конечно, у Себа свое мнение о произошедшем, у Марка - тоже. Так же, как и у болельщиков с обоих сторон. Пишите в комментариях, что вы думаете о Multi21 и на чьей вы стороне :)
Еще до событий Сепанга-2013 у Феттеля и Уэббера были весьма натянутые взаимоотношения, пока все это время они были напарниками по Red Bull. Феттель был первым, кто прорвался из молодежной программы австрийского концерна в боевые гонщики и принес Red Bull три титула подряд в 2010-2012 годах. Уэббер в то же время был взят со стороны и потерял свой шанс на титул в 2010, когда упустил много потенциальных очков на Гран-При Кореи, разбив машину.
И ситуация вновь достигла пика в воскресенье на Гран-При Малайзии 2013. В итоге были полностью испорчены не только отношения Феттеля и Уэббера, но и Марка с Red Bull. Хотя Феттель стартовал с поула, Уэббер захватил лидерство, и потом пара машин Red Bull спокойно отрывалась от пары машин Mercedes позади. Когда гонка плавно приближалась к завершению, команда попрсоила гонщиков удерживать позиции (знаменитая инструкция Multi21): гонщик в машине с номером 2 (Уэббер) должен оставаться впереди гонщика в машине с номером 1 (Феттеля). Но Феттель за 13 кругов до финиша нарушил этот порядок и обогнал Уэббера по внешней траектории в четвертом повороте, забрав победу у австралийца.
Реакция на действия Феттеля в основном была негативной, но было немало и тех, кто утверждал, что профессиональные спортсмены должны быть безжалостными и сравнивали Себастьяна с его кумиром – Михаэлем Шумахером.
Свою позицию Уэббер выразил в автобиографии семь лет спустя. Он писал: «Нам обоим было невыгодно сражаться до последнего, ведь в Малайзии большая нагрузка на резину, поэтому мы все обсуждали заранее. Я знал, что в течение пары кругов Себ что-то предпримет, несмотря на заверения команды и инженеров по радио, что этого не случится и гонка моя. Я начал обороняться, но дело в том, что из-за тактики в квалификации у него были новые шины, а у меня нет. Моя попытка в Q2 была слишком осторожной, так что я проехал еще круг: мои шины были на три круга старше его. Возможно, ему казалось, что надо использовать это преимущество, а не слушать приказ сохранять позицию. Чтобы он ни думал, я не злился, когда он обогнал меня, мне было грустно, что команда дошла до такого плачевного состояния».
Когда позже мы увидели, как Росс Браун продемонстрировал авторитет и больше настойчивости в разрешении похожей ситуации между Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном в той же самой гонке, возникли вопросы к тому, как поступил Кристиан Хорнер со своими гонщиками. Однако, Хорнер считал, что Феттель тогда решил отомстить Марку за старт Гран-При Бразилии 2012, когда австралиец прижал немца к стене. То была реашющая гонка для Себа в борьбе за титул. Это запустило цепочку событий событий, когда Себа задел Бруно Сенна и немца развернуло.
Хорнер рассказал об этом во время записи подкаста в 2018-м: «Феттель сказал Уэбберу об этом или после гонки, или когда они разговаривали в Китае. Тогда напряжение было максимальным. Марку было очень сложно это принять в то время, но, если сейчас он взгялнет назад и честно себе признается, то Себ был просто быстрее. После этого Марк использовал любые средства, чтобы позлить Себастьяна. В команде пытались сохранять нейтралитет, но с этим эпизодом все становилось только хуже и хуже. Возможно, кульминация как раз наступила в конце 2012, когда Феттель боролся с Алонсо за титул, и Марк почти прижал Себа к пит-уолл на старте Гран-При Бразилии, в гонке, в которой решалась судьба титула. Затем Феттеля развернул Сенна. Себастьян был очень зол из-за этого. А потом был этот эпизод в Малайзии, буквально две гонки спустя, хоть их и разделяли 4-5 месяцев. У вас ситуация, когда Марк впереди, а Себастьян на новых шинах позади. Шины тогда легко повреждались, мы попросили их удерживать позиции, но Феттель ответил: «Идите на ***».
Возможно, Уэббер не доверял до конца Хорнеру, когда дело касалось Феттеля, но ему нравилось работать с техническим директором Эдрианом Ньюи и главой Red Bull Дитрихом Матешицем. Уэббер пошел на открытый конфликт с Феттелем на следующем этапе в Шанхае, но встреча пошла не так, как планировалось. «В следующий раз я увидел Себастьяна в четверг в Шанхае и сказал ему, что надо поговорить. Последующий разговор был самым разочаровывающим моментом в наших взаимоотношениях. Он сказал, что был расстроен тем, что я сказал ему на подиуме в Малайзии и что, хоть он уважал меня как гонщика, у него нет уважения ко мне как к человеку. Для меня это было очень сложно. Я просто сказал: «Тогда у нас проблемы. Вот так». Я цеплялся на надежду, что мы сможем разобраться с этим, но я не мог отделаться от мысли, что ему нашептывают на ухо и поэтому он так себя ведет. Кристиан потом говорил, что это все дело Себастьяна, что он оправдывает этим поведением эпизоды в Сильверстоуне в 2011-м и Бразилии в 2012-м. Но вообще можно было обратиться к еще более ранним эпизодам!»
Убедившись, что Хорнер пытается угодить Хельмуту Марко, который был связующим звеном между Матешицем и командой, Уэббер попросил свою жену и менеджера Энн получить объяснений у Хорнера. «Когда Энн позже надавила на Кристиана и спросила, почему команда никак не наказала Себастьяна за эпизод с Multi21, он признался, что команда поулчила двухстраничное письмо адвоката Себастьяна, где говорилось, что такими приказами команда нарушает контракт и допускает его расторжение», – писал Уэббер. «Red Bull оказался в крайне неловкой ситуации еще и потому что им пришлось платить бонусы за первое место обоим гонщикам, а цифры там были немаленькие!»
Это перевод статьи Бэнджамина Винела и Рахита Тукрала с сайта motorsport.com от 24 марта 2020-го.
Фото: motorsport.com, LAT images
Этот блог в соцсетях – будьте в курсе:
После "Привет, это Джеймс" это уже выглядит детским садом