Навыки рассказчика. Почему «Евроспорт» показал легкую атлетику лучше «России 2»

Товарищ нашего блога Кирилл Сосков машет на прощанье чемпионату мира по лёгкой атлетике, но недоумевает - почему российская телекомпания, организатор всех съёмок и хозяин картинки, по всем статьям проиграла в плане показа европейскому вещателю.

Самые выразительные планы – крупные. Все запоминающиеся сюжеты – истории, будто бы рассказанные своим друзьям. Наши лучшие слова – интонации.

Если не вдаваться в детали, то на этих трёх своеобразных постулатах и базируется секрет успеха практически любого телепроекта. По крайней мере, об этом в чуть более сложной форме пять лет говорят тем, кто осмелился вступить на конвейер высшего образования по специальности «журналистика».

Загружаю...

Вот, например, спортивные трансляции – как раз та область, где все вышеприведенные тезисы должны реализовываться сполна. Почему? Ответ максимально прост: зрителю ведь обязательно нужно почувствовать свою сопричастность к происходящему. А для достижения этого эффекта просто-таки необходимо, чтобы герои событий были на телеэкранах как можно ближе и как можно роднее. Короче говоря, всегда есть желание во всех подробностях и с разных сторон рассмотреть удар Зидана по Матерацци или красочный данк Кобе Брайанта, находясь за тысячу километров от места действия.

Должен признаться, если проанализировать телепоказ самого последнего и самого масштабного (в нынешнем году точно) спортивного события планеты – чемпионата мира по легкой атлетике в Москве – по параметру близости к зрителю всё было устроено далеко не на самом высоком уровне. По крайней мере, на канале «Россия 2». Я не могу сказать, что освещение мирового первенства было уж совсем тусклым, но некоторые моменты на «двойке» совсем и категорично не порадовали.

Ни для кого не секрет, что легкая атлетика дробится на миллионы кадров. Вот тут кто-то устанавливает мировой рекорд и в очередной раз становится быстрее всех на свете. В этот же миг красивая девушка во всю длину летит шиповками в песок. Неподалеку королева высоты совершает квалификационные пируэты с шестом. Еще где-то плюхаются в яму с водой. Периодически в воздухе свистят предметы в виде молота, диска или копья. Можно ли все это великолепие охватить разом и показывать то одно, то другое на более-менее постоянной основе? Ответ напрашивается очевидный и вряд ли он положительного свойства.

Стало быть, легкая атлетика – это недюжинное пространство для миллиона самых разных историй: больших и маленьких, счастливых и трагичных, красивых и противоречивых. Телеэфир в общем-то превращается в плотную работу с участниками событий. И ее с блеском выполнил телеканал «Евроспорт». Этот канал подавал московский форум не как отдельное сырое блюдо, а вписал его в общемировой исторический контекст.

Загружаю...

Ради этого телезрителям были предложены звездные эксперты в открытой студии, слова которых перебивались ностальгическими флешбэками.

Ради этого на спортсменов пришлось огромное количество отвлеченных крупных планов, на которых они смотрели вдаль, странно улыбались, грустили, задумчиво смотрели на снаряды, впадали в эйфорию и меланхолию.

Ради этого на превью и обзоры приглашались те люди «из прошлого», которые хоть как-то были связаны с теми, кто выступает в настоящем времени.

Было ли что-то подобное на «России»? Не было? А вот жаль.

Лёгкая атлетика дробится на миллионы кадров, миллионы историй

Кстати говоря, недовольства имели смелость выразить и наши заграничные коллеги-журналисты. В частности, комментатор государственного испанского канала "Teledeporte" Эрнест Риверас в прямом эфире и в довольно жесткой форме высказался относительно некоторых моментов телепоказа. Ривераса категорически не устроила работа российских режиссеров, которые не смогли должным образом обеспечить показ финалов соревнований, предложив вместо этого картинку с церемонии награждения (если более детально - по мнению Риверса не показали как следует кульминацию в прыжках в высоту, где развернулась борьба за бронзу между тремя спортсменками).

Отмечу, что «Евроспорт» не стал придавать столь большое значение красочным HD-повторам после завершения, например, забега. Для них куда важнее было как можно быстрее выдать в эфир слова, эмоции, ощущения, сбитое дыхание или слезы счастья. И это было захватывающе.

Загружаю...

Более того, если уж развивать тему вдохновенья, то мне остался непонятен тот момент, почему «Россия 2» выбрала такое, скажем так, не совсем удачное место для прямых включений и обзоров? «Задник» этого места выходил на зеленое поле «Лужников» и «арену вовнутрь». Журналисты «Евроспорта» работали почти что на высоте птичьего полета: за их спинами стадион представлялся глобальным и величавым объектом, верхотура которого способна подарить нереально бодрые и смелые ощущения.

Самое интересное, что удивительно, состоит в очень простой вещи. А именно: при почти одинаковых технологических и прочих возможностях, мы наблюдали два принципиально разных подхода к показу. С качественными различиями. И когда такие различия находятся на расстоянии в одну кнопку пульта, приходишь к абсолютно четкому выводу – в этой жизни иногда не надо бояться что-то позаимствовать. Современное российское спортивное телевидение, находясь ещё, в общем-то, молодом возрасте, по-прежнему обладает огромным потенциалом. Наверное, пока им просто не научились правильно распоряжаться или для распоряжения не всегда имеются соответствующие возможности (как, например, в футболе).

Собственными усилиями наши каналы уже почти научились показывать спорт красиво. Убеждён: следующий шаг вперед – совершенствование мастерства рассказа.

Блог Кирилла Соскова "В движении" на Sports.ru

Facebook.com/Telekanal.Sports - страничка блога «Телеканал «Спорт» на Facebook

Было дело. Как показывали Олимпийские игры в Барселоне-1992

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Телеканал «Спорт»
Популярные комментарии
Илья Фирсов
Поспорю с автором по поводу крупных планов. На обоих каналах использовали международный фид, так как же на Евроспорте крупных планов может быть больше? Ещё скажите, что биатлон надо смотреть на Евроспорте, потому что там режиссура лучше. Что же касается студийного обрамления трансляций - ясно же, что у Евроспорта возможностей больше, потому что они вещают на всю Европу. ВГТРК тут была ограничена в ресурсах, к тому же традиция привлекать бывших спортсменов как экспертов у нас до сих пор ещё не сложилась. И да, слишком много "воды" в тексте, основная мысль расплылась в обилии красивых оборотов. Кажется, это Вы, Кирилл, меня критиковали за стиль изложения?
парэдокс
только комментаторы на «Евроспорте» какие-то мёртвые — по сравнению с «Россией-2» вообще никаких эмоций. Да и если Богословская с Васильевым знали о том, что какой-то спортсмен совершил хорошую попытку, то они обходили этот факт до показа этой попытки, чтоб не портить впечатлений зрителя. А как на «Евроспорт» не переключишь во время рекламы на «России-2» — палят результаты в режиме реального времени, а потом сиди смотри попытки в записи со знанием результата.
GEFERS
Единственное, что мне не понравилось на этом чемпионате мира - комментаторы. Меня как-то раньше Богословская с Васильевым совершенно не раздражали, даже нравились. Однако в этом году, благо первенство домашнее, они вылизывали его с ног до головы. Ок, нахваливают посещаемость чемпионата примерно с четверга, когда, наверное, порцию "нашистов" отправили на арену, зато в первые дни молчком, мол так и должно быть. Да и я бы не сказал, что сегодня трибуны были полны. Множество свободных мест, плюс огромную площадь занял большой экран и гжель. Ещё раздражало произношение фамилий в исполнении Богословской. "Ашмид", "Алиссон Феликс", Джастин Гатлин" и т.д. Каждый эфир "радовал" следующими фамилиями: Мутко, Путин, Исинбаева. Исинбаева для меня абсолютно не стоит выше тех спортсменов России, которые выступали помимо неё, но вот Васильев и Богословская её кореша, наверное. Мелочи, но уши режут. Ради интереса посматривал "Евроспорт", но там никакого драйва, ибо комментаторы натурально потухшие. Ах, да. Разве что Морис Грин танцевал, но это уже попахивало смачным фейспалмом. Режиссёр из Финляндии. Какие претензии к нашим? Сама проблема показа лёгкой атлетики заключается в преимущественном показе беговых дисциплин. По-моему, это совершенно не тот подход, который развивал бы популярность лёгкой атлетики через показ по телевидению. Легче растянуть программу чемпионата ещё на пару дней и создать хоть какие-то окна, которые бы позволяли акцентировать внимание на чём-то одном, а то не очень круто смотреть чемпионские попытки в технических дисциплинах в записи. Освещение "Россией 2" меня вполне устроило. Когда не было возможности смотреть соревнования в прямом эфире, то включал вечерком "Большой спорт" и наблюдал хайлайты под голос комментаторов. Чистая вкусовщина, на мой взгляд.
Еще 44 комментария
47 комментариев Написать комментарий