Кто был лучшим в «Ф-1» в 2025-м? Пилоты, моторы и боссы – в нашей символической сборной
Лучшая машина, пара пилотов и все главные лица сезона.
В декабре в Ташкенте победители и призеры главных автогоночных серий планеты под эгидой ФИА получили заслуженные трофеи – в том числе лучшие гонщики и команды «Формулы-1»: «Макларен» – как победитель в Кубке конструкторов, и Ландо Норрис – как чемпион мира. Однако количество наград для «Ф-1» у ФИА не слишком много: болельщики голосуют за «маневр года» (обгон или просто красивый момент), а эксперты и совет автоклубов еще называет «новичка года» и «персону года».
Так почему бы не составить символическую сборную, как в футболе?
Машина – «Макларен» MCL39. Самая универсальная, с самым широким рабочим окном, самая настраиваемая, обладатель Кубка конструкторов. Ехала лучше и стабильнее всех в большинстве Гран-при сезона!

Мотор – «Мерседес». Когда техника одинаково хорошо ускоряет и болид с заточкой под прижимную силу («Макларен»), и машину-ракету («Уильямс»), и лучшую в прохладных условиях (заводской «Мерседес»), и доминатора в жару (снова «Макларен») – вариантов нет, победа как минимум по части сбалансированности. «Феррари» вроде бы немного мощнее и лучше на разгонах, но чаще подводила в начале сезона. «Хонда» вызывала у Ферстаппена бесконечные жалобы на сбои передач на низких оборотах. Про «Рено» лучше вообще всерьез не упоминать.
Технический штаб – «Заубер». Достойный конкурент «Макларену», ведь за 7 Гран-при последовательными обновлениями сделал из худшего болида претендента на подиум, стабильного визитера топ-10 и третьего сегмента квалификаций. Сравниться может только «Хаас», но у них изначально концепт базировался на «Феррари», а «Заубер» дорабатывал свой.
Инженер – Роб Маршалл. Технический директор «Макларена» с начала 2024-го. Доводил прошлогодний концепт до чемпионских уровней.

Стратегический штаб – «Хаас». Бесконечное количество случаев реализации сильных стратегий на основе наката и знаний о поведении шин. Весь сезон планы на практики, квалы и гонки строились вокруг этого. И в конце машина даже заезжала в топ-5. Тут поспорить могут только «Уильямс» и «Ред Булл».
Руководитель – Джеймс Воулз («Уильямс»). Английская команда выкатила простой базовый болид на основе предыдущего года, но сделала его уже по продвинутым технологиям и с небольшим повышением уровня прижимной силы. Концепция поведения осталась прежней – упор на скорость на прямых и простые повороты. Весь остальной рывок – сильнейшее планирование уик-энда, понимание сильных сторон, раскрытие их через настройки и стратегию. И из всех боссов всех команд «Ф-1» именно Воулз здесь погружен в процесс глубже всех. Он – явный архитектор взлета наравне с Сайнсом, который нередко выступал со-стратегом и помогал донастраивать болид во второй половине сезона, когда с ним разобрался. Редкая синергия.

Пара пилотов – Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо. Макс выиграл больше всех гонок, взял больше всех поулов и допустил только пару ошибок. Он персонально выдал суперсезон. Алонсо сделал все то же самое, но еще и продемонстрировал ультрастратегическое мышление в половине Гран-при, умело тормозя быстрейших соперников ровно до нужного его темпа – и его все равно никто не мог достать. Лоусон, Сайнс или другие ребята делали так в паре гонок. Алонсо – примерно на восьми. В паре они были бы непобедимы, да и уважают друг друга. Министр атаки и министр обороны.

Резервист – Оливер Терви («Уильямс»). Одна из важнейших частей таких крутых стратегий и настроек среднего болида «Уильямса» под почти любой трек – именно работа на симе. Так что тут без вариантов. И в 2026-м его вклад будет еще больше, ведь «Ф-1» переходит на новые моторы с расширенной гибридной частью – от пилотов потребуется новый подход к настройке, перезарядке аккумулятора и осмыслении сценариев, когда атаковать, а когда экономить мощность. Именно в такой парадигме контроля гоняют в электрической «Формуле Е» – Терви провел в ней 7 сезонов и до сих пор работает в ней резервистом в заводской «ДС-Пенске». Его опыт окажется крайне полезен для «Уильямса» – в точности, как опыт чемпионов «Формулы Е» Стоффеля Вандорна для «Астон Мартин» и Себастьяна Буэми для «Ред Булл».
Мастер обгонов – Оскар Пиастри. В этом году именно полдюжины его обгонов прям пробили на искреннее «вот это ничего себе только что было!». Кстати, главный комментатор серии и бывший пилот Мартин Брандл тоже считает, что Норрису не хватает именно таких навыков, а во многих гонках Оскар был в своей лиге.

Организация – «Мерседес». По уровню выступлений последние годы немецкая команда – не доминатор и не супертоп, а «один из» – по примеру «Макларена» 2023-го, например. Однако как же круто они себя позиционируют и продвигают! Маркетинг – топ. Взаимодействие с медиа и болельщиками – супертоп. Работа на треке все еще на околочемпионском уровне. Стратегия, планирование никуда не ушли. Самая большая выручка и прибыль – на месте: $830 млн за 2024-й, в 2025-м будет под миллиард и прибыль вырастет до $200 млн. Элита.
Пит-стоп-бригада – «Феррари». Мелкие косяки и затянутые пит-стопы случились со всеми бригадами всех топ-команд, потому лучшая в этом году – самая стабильная. А в рейтинге DHL лучшей стала именно «Феррари», так что тут без вариантов.

Квалифайер — Изак Аджар («Мини-РБ», теперь «Ред Булл»). Да, приз за поулы взял Ферстаппен, но именно Изак чаще всех вызывал реакцию типа «ни фига себе, как он так высоко заехал». Все-таки для квалифайера в «Ф-1» важно выжимать и превосходить уровень машины – Изак в этом году больше и чаще всех забирался сверх уровня болида. 15 раз француз прорывался в топ-10 – это уровень пилотов «Большой четверки» (наравне с Хэмилтоном) и больше, чем у Алонсо, Сайнса, Албона, и почти как у Цуноды и Лоусона вместе взятых.

Новичок — Габриэл Бортолето («Заубер»). Кто бы мог подумать, что «пилот класса Б» на старте сезона поедет на уровне весьма крепкого ветерана, победит его по квалам (12:11) и в гонках покажет весьма зрелое гоночное мастерство и стабильные отрезки? Причем он и с точки зрения настройки болида и технического вклада влияет все больше и больше, и днями пропадает на симе. 38-летний Хюлькенберг уже признался после финала сезона: многое почерпнул из подхода Габриэла. Из всех новичков именно его вклад в команду – наибольший.
Джентльмен – Джордж Расселл («Мерседес»). 0 штрафных баллов за год, как у Алонсо, Аджара, Хюлькенберга и Норриса, и наименьший ущерб по разбитым деталям в этом списке гонщиков (оценочно – $475 тысяч, лучше только Ферстаппен с 450 тысячами, выше – Окон с 692 тысячами). И действительно: глава GPDA (профсоюза пилотов) пилотировал чуть ли не аккуратнее всех за год. Он же – единственный, кто в сезоне ни разу не сошел и проехал всю дистанцию.

Гоночный инженер — Том Столлард (инженер Пиастри). Ему досталась самая тяжелая роль по синхронизации «правил папайи» со своим гонщиком – и он справился. В последние сезоны тандем Ферстаппена и Ламбьязе был вне конкуренции, но в 2025-м Джанпьеро поддавался эмоциям во многих Гран-при, особенно в финале. Столлард такого не позволял и практически всегда говорил строго по делу – давал запрашиваемую информацию быстро и четко, реагировал на недовольство чрезвычайно хладнокровно и поддерживал максимально рабочий режим даже в моменты пикового напряжения.
А кого бы выбрали вы?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Rose, Bryn Lennon, Joe Portlock, Mark Thompson, Rudy Carezzevoli, Peter Fox
























А есть то, что британские комментаторы ввели в оборо: full season rookie.
Формально, если бы звание лучшего новичка Ф1 от FIA продолжили вручать, на него Бермен не мог претендовать.
P.s. Про джентльмена Рассела не оспариваю, но это, скорее, недостаток гоночной агрессии. Припоминаю разве что эпизоды с Максом в Испании, где, на мой взгляд, отработал даже провокативно. Но там у Рассела было слишком большое преимущество по шинам.
Не являюсь болельщиком ни тех, ни других, но это как знак качества, что ли.
Видимо, когда бразильцы станут снова чемпионами мира по футболу, тогда и Феррари поедет)