12 мин.

7 самых ненавистных владельцев в НБА

Владелец «Лейкерс» Джим Басс отказался возвращать на пост главного тренера Фила Джексона. Блог «Фонарь» отправляет горе-руководителя в список худших хозяев в НБА.

Бонус. Клэйтон Беннетт («Оклахома-Сити»)

Даже несмотря на вынужденное расставание с Джеймсом Харденом, Беннет остается вполне уважаемым бизнесменом в Оклахоме, среди своих болельщиков. Но в штат Вашингтон ему путь заказан навсегда: там ему никогда не простят похищение легендарных «Суперсоникс» из Сиэтла.

Беннет приобрел «Соникс» в 2006-м с условием, что клуб обязательно останется в городе. Опубликованная позже переписка выявила, что Беннет не собирался выполнять это обязательство и планировал переезд заранее. В 2007-м, получив формальный отказ от города на выделение 500 миллионов на строительство новой арены, он немедленно уведомил руководство лиги о своем намерении, а спустя год добился одобрения совета. Ему еще предстояло выдержать множество манифестаций, договориться о разрешении нескольких судебных исков и стать самым ненавистным владельцем в истории лиги, но своей цели он добился – украл баскетбольную команду, чемпионский титул 1979-го и Кевина Дюрэнта. Так «Соникс» стали «Зомбис», и для многих прекратили свое существование вплоть до прошлого сезона.

Дэвид Стерн, содействовавший в похищении, так и не примирился сам с собой: сейчас, когда до пенсии остался всего год, комиссионер предпринимает все меры, чтобы загладить вину и вернуть Сиэтлу обожаемых «Соникс».

7. Джерри Рейнсдорф («Чикаго»)

Джерри Рейнсдорф стал самым ненавистным владельцем лиги в 98-м, когда разрушил самую любимую команду в истории НБА. «Буллс» взяли шесть титулов за восемь лет, объединили Фила Джексона, Майкла Джордана, Скотти Пиппена и Денниса Родмана, построили лучшую команду и заставали практически весь мир сопереживать своим успехам. Но, когда в далекой Москве люди в красно-белых майках гораздо чаще щеголяли изображениями самых разных быков, нежели спартаковских ромбиков, сам Рейнсдорф болел против собственной команды. 30 и 31 миллион, которые в сезонах 97 и 98 годов он выплачивал Джордану, несколько повредили его характер, так что в последний год существования тех «Буллс» он сделал все, чтобы год не закончился победой. Помимо противников на паркете им приходилось еще сражаться с горе-владельцем и его верным менеджером Джерри Краузе. Конфликт, тлеющий в течение нескольких лет, в итоге привел к полному развалу великой команды и ускорил досрочный выход на пенсию лучшего игрока в истории баскетбола.

Характерно, что тот опыт – несколько сезонов «быки» прозябали в низах таблицы – Рейнсдорфа ничему не научил: он по-прежнему любит деньги больше, чем победы. «Чикаго» остается одним из самых прибыльных клубов лиги, а его владелец не спешит вкладывать дополнительные средства, чтобы дать «быкам» шанс побороться за титул. Истории с чрезмерно длительным обсуждением контрактом Луола Денга и Тома Тибодо – это лишь последние примеры.

6. Джим Басс («Лейкерс»)

Джиму Бассу, наверное, кто-то бы и посочувствовал: ему пришлось заменить одного из самых успешных владельцев в истории спорта, доктора Джерри Басса – только почему-то таких не находится. Новый владелец «Лейкерс», принявший на себя большую часть работы два года назад, умудрился за короткий срок настроить против себя практически всех и показать полнейшую некомпетентность.

Главная проблема Басса заключается даже не в том, что он не хочет понимать баскетбол и логику принятия решений, а в том, что он убежден в исключительности «Лейкерс» и соотносит успех команды именно с этим. Не с работой своего отца, не с великими тренерами, которые получали от Джерри все, что им было нужно, не с великими игроками, которых привлекали не только близость к Голливуду, но и особенные отношения с владельцем. Не факт, что даже сейчас он может постичь соотношение своих поступков с тем, что происходит с командой. Кажется, что для него это просто стечение обстоятельств.

Меж тем, Басс несет за это полную ответственность. За короткий период он успел сделать две критические ошибки, возможно, лишив трех звезд «Лейкерс» последнего шанса насладиться победой в чемпионате.

Сначала он умудрился выбрать самого не подходящего кандидата на замену Филу Джексону и доверил играющий на протяжении многих лет по одной системе коллектив не единомышленнику тренера, не его помощнику (и другу Кобе) Брайану Шоу, а строящему игру совершенно на иных принципах Майку Брауну. Более того, в течение нескольких месяцев он даже не удосужился обсудить этот вопрос с главной звездой своей команды и впервые встретился с ним лишь в феврале, когда даже голливудские домохозяйки уяснили полную несовместимость команды и тренера.

До него самого эта несовместимость дошла лишь в начале следующего сезона, и он уволил Брауна после 5 первых матчей. Вместо того, чтобы вернуть на пост главного тренера готового к работе и желающего вернуться Фила Джексона, Басс сделал крайне сомнительный выбор в виде Майка Д’Антони, опять же пойдя против желания большинства игроков команды и здравого смысла. Сам выбор определялся то ли скромными финансовыми требованиями второго кандидата, то ли все той же личной неприязнью, из-за которой Джексон покинул клуб в 2004-м.

5. Роберт Сарвер («Финикс»)

«Санс» середины 2000-х – идеальная команда для Роберта Сарвера. Дешевая, довольно успешная, мгновенно влюбляющая в себя, а потому приносящая прибыль. Все остальное его не интересует: Сарвер – настоящий бизнесмен, для которого важно сделать привлекательный продукт за минимальные деньги. Наверное, если бы «Финикс» в своем прошлогоднем виде попал в плей-офф, то он посчитал бы такой вариант идеальным.

Из-за подобной предпосылки интересы Сарвера резко расходятся с интересами местных болельщиков, для которых владелец «Санс» по шкале ненавидимости находится где-то между Кобе Брайантом и Робертом Орри. «Санс» пребывали в непосредственной близости от заветного титула, но недостаток высшей воли мешал преодолеть этого минимальное расстояние – вместо дорогостоящих звезд Сарвер привлекал середняков, которым при этом серьезно переплачивал, и активно менял драфт-пики на деньги. Может быть понятна его логика в нежелании платить баснословные суммы Джо Джонсону или форварду с одним глазом и без коленей, но все эти рациональные моменты сопровождались еще и явными ошибками – Джонсона обменяли на Бориса Дьо, Стаудемайр и вовсе ушел без всякой компенсации, зато жилистый Сарвер развалил команду Майка Д’Антони и доверил руководство бывшему агенту Лону Бэбби, который притащил в клуб нескольких своих клиентов и ожидаемо им переплатил.

Таким образом Сарвер подошел к своей главной проблеме: весь мир клял его на все лады за нежелание дать Стиву Нэшу хотя бы шанс побороться за титул, а не вечно прыгать для своего хозяина выше головы. Сарвер поступил «благородно»: зная, что Нэш никогда не бросит парней, рядом с которыми он играет, он предложил ему обмен, а затем летом поспешил избавиться от харизматичного канадца под предлогом перестройки. Вряд ли кого-то удивляет, что болельщики «Санс» предлагают уйти ему самому.

4. Дональд Стерлинг («Клипперс»)

Многолетнее пребывание в топе рейтинга худших владельцев чему-то Дональда Стерлинга все же научило: он перестал вмешиваться в дела команды и вообще максимально абстрагировался от «Клипперс». Это помогло. За два сезона из абсолютного посмешища «парусники» трансформировались в одного из претендентов на титул, и уважаемые люди уже не стесняются называть себя их болельщиками.

Правда, относительный штиль не должен никого смущать: сам Стерлинг не изменился, он, по-прежнему, олицетворяет все худшие качества владельцев – жадность, скандальность и полную некомпетентность. Количество игроков, выбранных «Клипперс» в первом раунде, а затем быстро переставших быть баскетболистами, не сосчитать на пальцах обеих рук. Всяческие странноватые, буквально мистические происшествия, названные «проклятьем «Клипперс», из года в год выбивали почву из-под ног команды, превратив ее абсолютно худшей в лиге за последние тридцать лет. Присутствие анекдотических персонажей и на площадке, и на тренерской скамейке делали ее объектом всевозможных шуток. И совершенно не случайно ее владельцем был именно Дональд Стерлинг – самый отвратительный из всех хозяев в НБА, что только раззадоривало шутников, лишая клуб минимальной симпатии.

Стерлинг не просто боялся раскошелиться (что выглядело ярко на фоне шикующего по соседству Джерри Басса) и при этом получал весьма неплохие доходы от клуба. Он заставлял ассоциировать свой клуб со своими небаскетбольными пороками – освистывал собственных игроков, принимал решения на основе советов знакомой проститутки, отбивался от исков в сексуальных домогательствах и расизме, мечтал о команде с «бедными черными парнями и белым тренером», показывал своим барышням «красивые черные тела» ну и наотрез отказался платить лечение бывшему тренеру Киму Хьюзу.

После нескольких исков и публичного избиения в прессе Стерлинг ушел в тень, уступив сцену Блэйку Гриффину и Крису Полу, но его методы никуда не делись – с Нилом Олши, менеджером, создавшим нынешнюю команду, он расстался довольно легко, отказавшись поднять ему зарплату. Так что в светлое будущее «Клипперс» все поверят лишь после того, как оно наступит.

3. Братья Малуфы («Сакраменто»)

За 14 лет братья Малуфы прошли путь от самых обожаемых владельцев в мире спорта до едва ли не самых ненавистных. В начале 2000-х имена Гэвина и Джо ассоциировались с успехом и лучшим, что только есть в баскетболе: самая симпатичная команда 21 века во главе с Риком Адельманом играючи разбиралась с соперниками, а они сидели на первом ряду, получая заслуженные улыбки и одобрение болельщиков. Спустя 10 лет отношение к Малуфам в Сакраменто сопоставимо разве что с отношением к тем арбитрам, которые обслуживали 6-й матча серии с «Лейкерс» в 2002-м.

На фоне стремительного уменьшения их состояния и финансового фиаско с курортом в Лас-Вегасе выявилась главная проблема Малуфов – полная неспособность к управлению баскетбольным клубом. Израсходовав инерцию доставшихся им по наследству генменеджера Джеффа Петри и тренера Адельмана, они вернули клуб в привычное непонятное состояние: «Кингс» даже не пытаются бороться за звездных свободных агентов, потому что им нечего предложить, а все тот же непотопляемый Джефф Петри пытается строить команду вокруг лихой молодежи с участием сомнительных тренером и без особенной надежды на успех.

Все понимание руководства для Малуфов сводится к единственной идее – переезду в другое место – идее, с которой они возятся примерно года с 98-го. По их мнению, это позволит решить все накопившиеся проблемы. Вот только и тут проявляется полная некомпетентность Малуфов – даже перевезти команду они за это время не сумели. Их последние устрашающие демарши были отбиты мэром Сакраменто Кевином Джонсоном и местными бизнесменами, которые договорились о строительстве новой арены. Уже было решенный переезд был отложен, но затем Малуфы отказались от всех договоренностей и раскрыли все карты – для них будущее «Кингс» возможно лишь в другом городе. Теперь бизнесмены Сакраменто пытаются заставить Дэвида Стерна надавить на Малуфов, чтобы те продали клуб. Зная неспособность братьев практически ко всему, можно сказать, что это лишь это может реанимировать команду. Согласно рейтингу ESPN, за время управления «Сакраменто» семьей Малуфов клуб скатился с 4-го на 121-е (из 122-х) место в списке спортивных франшиз.

2. Майкл Джордан («Шарлотт»)

Фото: Fotobank/Getty Images/Ethan Miller

Если бы Майкл Джордан не был Майклом Джорданом, то ему бы пришлось не сладко. У Джордана-владельца есть удивительный талант: он сочетает в себе полнейшее безразличие к своему клубу с назойливой некомпетентностью, влияющей на его функционирование. Проявляется это главным образом в том, что Джордан сосредотачивается на гольфе, работает над ударом и гандикапом, живет в солнечных и приятных местах, но при этом умудряется принимать ключевые решения, которые топят его команды – назначать на руководящие посты своих друзей, выбирать на драфте Кваме Брауна и Адама Моррисона, устраивать тотальную распродажу лидеров, быть настолько щепетильным в финансовых вопросах, что игроки поражаются цинизму того, на чье имя когда-то были выписаны самые большие контракты (за сезон) в истории игры. В результате его «Бобкэтс» финишируют с худшим процентом побед и поражений в истории, а сам он, не видя возможности для скорой перестройки, рассуждает о возможной продаже.

В общем, Джордан-владелец является полной противоположностью Джордана-игрока и не слышит в свой адрес язвительной критики лишь потому, что на иконы не плюют.

1. Джеймс Долан («Нью-Йорк»)

Джеймс Долан – легенда, человек, с именем которого неразрывным образом связано кошмарное положение «Никс» на протяжении последних десяти лет.

Как когда-то писал Билл Симмонс в своей «Теории Джеймса Долана», если подойти к болельщику «Никс» и спросить: «Ты слышал о Долане?», то они не будут интересоваться, в чем дело, а просто скажут: «О, нееееееет». Джеймс Долан – тот, от кого не ждут ничего хорошего.

До того, как богатый папа приобрел ему игрушку в виде «Никс», Долан кое-как доучился в университете, попробовал себя в музыке и даже организовал джаз-бэнд, а также преодолел наркотическую и алкогольную зависимость. С таким глубоким багажом, огромным самомнением, финансовой поддержкой отца и Айзейей Томасом в качестве главного советника он приступил к исполнению своих новых обязанностей. Так как «Нью-Йорк» остается самым дорогим брэндом лиги недостатка в финансах Долан не испытывал и даже не думал о том, что его деятельность может как-то отразиться на прибыли клуба (это единственное, в чем он не ошибся). Он не просто неоднократно выставил себя болваном, уволил Марва Альберта, голос «Никс» с 1967-го, настроил против себя прессу и спустя какое-то время перестал вообще общаться с газетчиками, но и продемонстрировал управленческие таланты: колоссальные контракты Эдди Карри, Стефона Марбэри, Джеррида Джеффриса и прочих обрекли команду на долгие годы прозябания.

Последние сезоны вновь показали, что Долан так ничему и не научился. Сначала он пытался вернуть Айзейю Томаса, но уступил общественному мнению. Затем оказалось, что и без Томаса он вполне умеет себя держать: едва Донни Уолш разгрузил платежную ведомость и принялся строить команду с тренером Д’Антони и Амаре Стаудемайром, как Долан вмешался со своими планами и отдал все свои активы за Кармело Энтони, не совместимого с существующей системой. Сначала ушли Уолш с Д’Антони, потом на помойку выбросили Чонси Биллапса, и вылетел Стаудемайр. Сейчас у Долана совсем новая команда с новым тренером, проверенными ветеранами и лидером Энтони. Хорошее начало сезона вряд ли кого-то должно обманывать – и тут Долан остается верен себе: с двумя максимальными контрактами команда все также остается далека от завоевания титула.