5 мин.

Яков Брегман: «Мы последняя заводская команда»

Генеральный директор ФК «КамАЗ» Яков Брегман в интервью НФПМ.ру раскрыл бюджет клуба, объяснил, почему не может зарабатывать на болельщиках и посетовал, что Татарстан сейчас избалован победами.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Занимается ли ФК «КамАЗ» коммерческой деятельностью и удается ли вам зарабатывать деньги?

– Зарабатываем только на трансферах, зато неплохо. Это позволяет нам выживать в условиях острого кризиса автомобильной промышленности. Мы ведь заводская команда, причем единственная и последняя. Раньше была еще тольяттинская «Лада», теперь остались только мы. В этом году при бюджете в 120 миллионов клуб заработал на трансферах футболистов 80 миллионов. Продавали в высшую лигу и ведущие команды первого дивизиона. Живем скромно, но ни разу пока не задержали зарплату. И даже платим премиальные за победы и ничьи.

– Каковы взаимоотношения клуба с заводом «КамАЗ» и местной администрацией?

– У нас неплохие отношения и с теми, и с другими. Вход на стадион всем работникам завода бесплатный. Мы на эти 120 миллионов, которые «КамАЗ» нам выделяет, содержим футбольную школу с 400 воспитанниками, содержим стадион. Кроме того, у нас есть дубль и молодежная команда. Дубль играет в 3 лиге, а «молодежка» – в первенстве Республики. Плюс на нашем попечительстве база. Она нам отдана в бесплатную аренду заводом. Раньше это была резиденция генерального директора, он ее нам подарил. Что касается администрации, то здесь надо понимать, что завод – градообразующее предприятие. «КамАЗ» живет хорошо — значит, город живет хорошо. Отношения с городской властью у нас нормальные. Они нам минимизировали налог на землю, у нас же на базе – девять футбольных полей, четыре с искусственным покрытием и пять натуральных. Такой инфраструктурой и клубы в премьер-лиге похвастаться не могут.

– Насколько высок интерес к футболу в Набережных Челнах?

– При вместимости стадиона в 10 тысяч человек средняя посещаемость домашних матчей клуба – 6 тысяч. Это объясняется тем, что в Татарстане сейчас избалованы победами и успехами, волейбольными, хоккейными, баскетбольными. Тот же «Рубин», конечно. Мы же много болельщиков потеряли в 90-е годы, когда вылетели из высшей лиги. И сейчас надо привлекать их обратно. А для этого необходимо вложиться в рекламу, как это сделали в свое время в Самаре. Пока мы не можем себе этого позволить. На данный момент моя главная задача – удержать команду на плаву. Мы сейчас на пятом месте идем, от нас этого никто и не ждал. Думали, будем бороться за выживание.

– К слову о болельщиках. Расскажите о билетной программе «КамАЗа».

– Стоимость билетов у нас самая низкая во всем первом дивизионе. Самый дорогой билет – 70 рублей. Это связано с низкой платежеспособностью в городе. А главное, у нас нет приличного стадиона, стыдно деньги с людей брать в таких условиях. Арена устарела морально и физически, построена она была в 1980-х. Трибуны потихоньку разрушаются. А чтобы повысить стоимость билетов, надо организовать болельщикам хоть минимально комфортные условия: сделать козырек, начать продавать еду и напитки. Я, кстати, категорически против запрета на продажу пива. Я был на стадионах в Испании, Англии, Германии – везде можно продавать. С уходом пива мы лишились спонсоров и 1/7 части зрителей. У нас в городе два пивных завода, они часто перед матчами организовывали на стадионе разные акции.

– В общем, продажа билетов не приносит клубу дохода.

– Да. Благодаря билетам мы окупаем содержание полей и выплачиваем заработную плату обслуживающему персоналу.

– Есть ли в продаже атрибутика ФК «КамАЗ»?

– Конечно. Распространяется она на территории стадиона. Можно приехать и купить что-то не только в день игры. Линейка развита достаточно широко: от магнитов на холодильник и до детской одежды. Естественно, футболки – игровые и неигровые. Правда, на этом мы тоже не зарабатываем, выходим в «ноль»: сколько тратим, столько и продаем.

– Вы уже рассказали про стадион. Как обстоят дела со строительством новой арены?

– В 2005 году в рамках программы «Построим детям стадион» мы открывали в городе футбольное поле. Мы оказались первыми, и к нам приехали президент Республики, депутаты Госдумы, был Виталий Мутко, тогда президент РФС. А это было как раз после знаменитого случая, когда судья назначил три пенальти в наши ворота в матче с Владивостоком. Ну и президент Республики сказал Мутко: «КамАЗу» вратарей надо готовить, а то им все время пенальти ставят». Мутко засмеялся: «Ну, это единичный случай. Лучше им стадион построить. Мы возьмем на себя половину расходов, а вторую половину – вы». Клуб в срочном порядке сделал проект. Прошли госэкспертизу в 2007 году, и все остановилось. Казань получила Универсиаду, потом – грянул кризис. В общем, у нас есть только проект. Это 16-тысячная арена, похожая на стадион в Раменском. Готовы построить, но не на что. Завод денег не даст, это точно. Разослали письма и Фурсенко, и Мутко, и Минниханову. Все в курсе ситуации.

– Частных инвесторов не пробовали искать?

– Мы открыты для любых инвестиций. И завод готов поделиться брендом, готов даже уступить. Но пока инвесторов нет. Раньше проявляли заинтересованность «Ростехнологии». Мы тогда играли во второй лиге. Нам сказали: «Выйдете в первый дивизион и закрепитесь. Тогда будем вас поддерживать». В первый же год мы заняли 4 место, но интерес у компании пропал.

– Есть ли интерес к «КамАЗу» у местного телевидения?

– Три года назад они показывали наши матчи. Но мы сказали, что теряем зрителей на трибунах. А теперь не можем получить согласие РФС на организацию трансляций. Получим – будем делать прямые репортажи. А так появляемся в новостях, местное телевидение достаточно полно освещает футбольную и общественную жизнь клуба.

– Говорят, что вы запрещаете посещать стадион с камерами и диктофонами.

– Это неправда.

– Каковы взаимоотношения с Adidas? Это технический спонсор?

– Да, мы с ними уже долго работаем. Одевались у четырех разных фирм, но пришли все-таки к Adidas. Уходить не собираемся. Мало того, клуб активно способствовал появлению фирменного магазина этой марки в Набережных Челнах.

Подписаться на блог НФПМ.ру