Ого, студия Никиты Михалкова сняла нестыдное кино про шахматы. Там есть колдуны, мерзкий персонаж Хабенского и минимум советского пафоса
Корчной против Карпова.
После финансовых успехов «Легенды №17» (2013 год, 29 млн долларов в прокате) и «Движения вверх» (2017 год, 59 млн долларов) в России выпустили столько фильмов о спорте, что хватило бы на полноценный фестиваль. Правда, новинки не обошли топ-2 ни по сборам, ни по творчеству.
В 2021-м случился особенный крах: «Белый снег» про Елену Вяльбе и «Небесная команда» про трагедию хоккейного «Локомотива» на двоих собрали всего 2 млн долларов, а визуально оказались провалом.
На «Чемпиона мира» я шел почти без надежд и без задачи написать рецензию: критиковать стыдный фильм о спорте третий раз за год – скучно. Но неожиданно кино о шахматах оказалось достойным.
Сюжет разворачивается вокруг чемпионского матча Виктора Корчного и Анатолия Карпова в 1978 году. 47-летний Корчной (его сыграл Константин Хабенский) к тому моменту – политический эмигрант, попросивший убежище в Голландии. 27-летний Карпов (Иван Янковский) – молодая надежда Советского Союза.
Карпов и Корчной играли на Филиппинах 93 дня. Фильм Алексея Сидорова (снял «Бригаду», «Бой с тенью» и «Т-34») от продюсерской студии Никиты Михалкова «ТриТэ» идет 2,5 часа. В них уложился не только матч, но и подробности личной жизни Карпова (болезнь отца, уход от жены, выгорание) и Корчного (непризнание старых заслуг страной).
Минусы: монотонная первая половина, серые второстепенные персонажи, советский быт
Главный косяк «Чемпиона мира» – неспешное начало. Зрителя знакомят с героями 45 минут, за которые сообщают только базовые вещи – будто впереди еще 16 серий. Даже в «Карнавальной ночи» 70 лет назад с задачей справились в три раза быстрее и глубже.
За 45 минут мы так и не узнали серьезных причин для эмиграции Корчного. Понижение зарплаты – понятно, но, например, о давлении федерации шахмат сказано вскользь через интервью самого Корчного югославам. Почему гроссмейстер вдруг психанул, как сильно на него давили и по какой причине – непонятно.
Не ясно, зачем нужна вымышленная сцена с Карповым и Бобби Фишером в Свети-Стефан (нынешняя Черногория): Бобби отказался играть, на этом его роль в фильме завершилась. При этом персонажам, на которых строится вторая половина, в начале уделено ноль минут. Непогруженному в шахматы зрителю сложно понять, чем Таль отличается от Балашова или Зайцева – все они присутствовали в команде Карпова на Филиппинах.
Секунданты и помощники – фон, который ничего не решает и не имеет отличительных признаков, хотя в жизни мужчины были намного фактурнее. Персонаж Виктора Добронравова (КГБшник в команде Карпова) возникает вообще из ниоткуда и тоже смешивается с толпой.
Владимир Вдовиченков (глава спорткомитета СССР), конечно, узнаваем и появляется в кадре намного чаще и для более серьезных задач – не быть декорацией, а двигать сюжет вперед. Но актер делает это так нехотя, что ему в роли большого чиновника совсем не веришь.
Одна из первых сцен «Чемпиона мира» – новогодний Новый Арбат. И это кадр-самострел, потому что графику там увидит даже ребенок. Квартиру Карпова и кабинеты чиновников не рисовали, а снимали в павильонах, но и в этот момент не покидает ощущение искусственности: слишком аккуратно, слишком по-советски. Как будто интерьер скопировали миллениалы из витрины ГУМа, а профессиональный реквизитор до работы не доехал. Хотя примеров удачного воссоздания советского быта в последние годы – десятки («Общага», «Юморист», «Казанова»).
Плюсы: наконец-то кино о людях, а не о системе, историю не исказили, драматические линии не бесят
Антон Долин назвал «Чемпион мира» идеологической агиткой о поединке уральского патриота с предателем родины: «Хочешь быть хорошим, болей за наших, а кто не с нами, тому шах и мат». Кажется, Долин плохо помнит другие российские фильмы о спорте.
Агитка (хоть и зрелищная) – «Легенда №17», где одухотворенная и безгрешная советская сборная играла против канадцев, чье мерзкое поведение и самодовольство раздражали с первых секунд. Агитка (тоже очень зрелищная) – «Движение вверх», где победу над американской молодежью подали как великий триумф, а ужасы советской системы показали с юмором. В «Льве Яшине» были накачки от чиновников, в «Белом снеге» – пафос и патриотизм.
В «Чемпионе мира» ничего этого нет за исключением нескольких сцен, причем такой минимум оправдан: матч Карпова и Корчного в 1978-м действительно воспринимался как противостояние советского и западного мира.
В остальном фильм режиссера Сидорова – драма о двух людях: неидеальных и одержимых. В нем нет деления на плохих и хороших.
Карпов – совсем не советский человек. Высмеивает начальство на собраниях, думает лишь о себе (уничтожил коллег по команде, которых сам и позвал на Филиппины; сказал жене, что шахматы любит больше; бросил, когда попыталась отговорить от матча), ценит только игру и отца.
Корчной – совсем не злодей. Хабенский создал неприятного, дерганного и закомплексованного человека (ел хот-дог прямо во время матча, мешая сопернику; нанимал магов и колдунов; выводил соперника из себя оскорблениями за доской), чем идеально оттенил Янковского, которому дали больше экранного времени. При этом такому Корчному сочувствуешь, а через актерскую подачу понимаешь причины отъезда: для СССР он оказался слишком ярким и неудобным, хотя гениальным и тоже влюбленным в шахматы.
В рецензии Долин троллил режиссера за включение в фильм хиппи, психологов и экстрасенсов, которые помогали Корчному и отчасти Карпову. На самом деле это не выдумка сценаристов, а факты. На сборы Карпова перед матчем съезжались маги со всего СССР, а на Филиппины поехал парапсихолог Владимир Зухарь.
Советские чиновники всерьез верили, что магия работает, не сомневался в этом и Корчной, который позже писал в биографии: «Психологическая активность Зухаря дала отличные результаты. В его присутствии близ сцены Карпов выиграл пять партий, а проиграл одну, в его отсутствие – счет 4:1 в мою пользу!» Карпов, наоборот, объяснял, что битву потусторонних сил начал не он, а Зухарь ему ничем не помог: «Однажды на поединок привели парапсихолога, чтобы он воздействовал на меня в пользу соперника. Я понял это и в ответ позвал своего парапсихолога – профессора психологии из Военно-медицинской академии полковника Владимира Зухаря, надеясь, что тот «задавит» конкурента. Но мои надежды не оправдались».
Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже – после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера. Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата.
В минимуме грубых выдумок – еще одно отличие «Чемпиона мира» от других российских фильмов о спорте.
В «Легенде №17» аварию из 1976-го сдвинули на четыре года раньше, чтобы нагнать драматизма. Показали противостояние маленького Валерия Харламова и быка – очевидно, тоже выдуманное. Придумали скандалы с женой из ничего.
Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев честно сказал мне: «Мы делаем миф. Сценаристы, продюсеры и режиссер конструируют историю, чтобы показать характер каждого из героев. А он не проявляется в документальной хронике».
В фильме про Карпова и Корчного хронология сохранена, конфликт между героями развивается естественно (Корчной ненавидит СССР и лично Карпова за поражение в турнире претендентов; Карпов любит себя и победы), а сцены, которые в другой ситуации нагло выжимали бы слезу в стиле Сарика Андреасяна, поданы на удивление деликатно. Например, смертельная болезнь отца Карпова (он действительно болел и умер на следующий год) не навязывается зрителю как главное испытание (матч для фанатика важнее), а подается, чтобы дополнить портрет гроссмейстера и напомнить, в каком стрессе он находился на Филиппинах.
Разрыв с женой – еще один штрих к портрету (одержимый эгоист) и важная зацепка на будущее. Жена помогла Анатолию в решающий момент матча, что удивительно для нашего кино. Обычно второстепенных героев бросают на полпути, делая вид, что они не существовали.
Как показали шахматы: динамично, понятно, с интригой
Российские режиссеры в целом научились снимать спорт, но интересно показать шахматы казалось чем-то нереальным. Сидоров справился и с этим. Даже финальная партия, исход которой был очевидным до начала фильма, показана так, что за результат переживаешь.
Чтобы добавить драйва многочасовым раздумьям перед доской, режиссер использовал несколько приемов:
– на графике изображал, как работает мозг во время осмысления хода;
– устраивал бои рыцарей, рисовал многообразие комбинаций, среди которых только одна верная;
– стильно отражал шахматную доску в темных очках Корчного-Хабенского;
– словесно стравливал соперников за столом;
– нагнетал атмосферу тиканьем часов;
– быстро переключал нервные крупные планы двух претендентов.
Для тех, кто не разбирается в тонкостях, периодически проводили ликбез: второстепенные герои на пальцах объясняли, что такое сицилианская защита и какой ход приведет к победе.
В итоге шахматы, размазанные на полтора часа, оказались в разы увлекательнее кабинетно-квартирных диалогов в начале. Причем с перемещением действия на Филиппины интереснее стали действия и вокруг шахмат.
***
«Чемпион мира» – не лучший русский фильм о спорте и не лучшая работа режиссера Сидорова.
В фильме провисают диалоги второстепенных героев и их образы. Жизнь и личность Корчного можно было раскрыть подробнее (семью не выпустили в Европу, сына отчислили из университета и посадили в тюрьму). Выдуманные сцены с провокациями иностранных спецслужб иногда выглядели нелепо (вертолет, который мешал спать Карпову; змея, которую подбросили в номер). Штампы (вся страна от оленеводов до космонавтов следит за матчем; и да, в «Не смотрите наверх» это выглядело так же вторично) просто надоели.
Но за последние три года «Чемпион мира» – главное российское кино о спорте. Для тех, кто лишь минимально слышал о матче 1978 года, оно точно полезно к просмотру.
Фото: кадры из фильма «Чемпион мира»
скорее всего так и было, если даже в циничные 80-ые вся страна следила за матчем Каспаров- Карпов, даже я это помню. Отчасти, конечно, по тому, что по тв было три канала, на каждом из которых шла программа Время, не было интернета и западных сериалов, но тем не менее.
Тем более, что играть имело очень много людей, на автобазах перед выездом на линию, рубились бывшие кмс, а иногда и мастера спорта по шахматам, перворазрядников вообще было не счесть и считалось, что они не умеют играть )
Вообще есть хорошие моменты в фильме, есть не очень, есть очень смешные, мой любимый смешной момент, когда Карпов звонит в Москву своей бывшей(?) жене и просит найти партию Таля из Кисловодска, и все бы ничего, но у него в Багио, свой живой Таль, спроси ты у него, можно было назвать фамилии неизвестных мастеров, а в те годы такое бывало, что какой-нибудь мастер играл новый вариант, и потом его замечали на высшем уровне, но тут Таль (один из тренеров Карпова на этот матч), который показан много раз в кадре.
Если бы это кино было первый в рамках спортивных драм, то было бы неплохо, а так смотря на него, ничего кроме оценки "слабо" не могу поставить, фильм очень ждал, в курсе темы, но больше 5/10 поставить ничего не могу.
Надо еще обсмеять борьбу наших с ненашими, посмеяться над патриотизмом советского человека. Всё как всегда. Плавали, знаем.
Плюс, научились абсолютно не замечать того, что не вписывается в эту парадигму.
Идеальные коммунисты, только наизнанку
В этом матче ещё масса скандалов было. Например Корчной устроил истерику, когда Карпову принесли белый напиток. Претендент посчитал это допингом.
Хороший фильм, рекомендую.
Главный герой не мотивирован тем, что за ним вся страна. Его мотивация - честолюбие и страх остаться "бумажным чемпионом". На этом прям делается жирный акцент целым рядом сцен.
Нервы, исходя из фильма, у него не крепкие, а девушка (брошенная жена, точнее) спит ночами, не переживает за партии (переживает за брак) и совсем не разбирается в шахматах.
Я не говорю, что фильм идеальный, но зачем передёргивать и вводить читателей в заблуждение?
Только вот почему-то в сценарии фильма есть всё про Карпова, а про то, что жену и сына Корчного большевики взяли в заложники в этой спортивной "клюкве" ни слова.
Ни слова и о том, что сына Корчного ( сводя с ним счёты) большевики с чекистами сначала исключили из университета, а потом посадили в тюрьму..
Ну и конечно же количество мультиков просто утомляет, а Пугачёва с Магомаевым вообще ни к селу ни к городу..
Или не мешать вам героически бороться с "проклятым совком"? )