1 мин.

«F*ck you, everybody!» ЦСКА довел Желько Обрадовича до истерики

Хотя бы никого не били.

«Фенербахче» лежит на дне Евролиги бесчувственным телом. И единственный, кто до сих пор не может к этому привыкнуть – это все еще главный тренер Желько Обрадович. В матче с ЦСКА пылающий серб покрасил лицо в традиционный багровый цвет и пытался компенсировать все недостатки разом.

Его команда больше не подавляющий габаритами монстр.

Ян Веселы только восстанавливается после травмы, Датоме резко сдал, Деррик Уильямс атлетичен, но не настолько, чтобы работать за всех. Раньше «Фенербахче» мог не впечатлять, но всегда был уверен в том, что щиты останутся за ним, а в защите соперник точно запутается хотя бы за счет доминантной антропометрии на всех позициях. На этот раз матч начался с того, что низкорослый Кайл Хайнс отвесил несколько деморализующих блоков и подобрал на чужом щите два раза в одной атаке.   

Его команда больше не понимает, кто может вытащить атаку в тяжелые минуты.

Это мог бы сделать Нандо Де Коло. Но в предыдущих встречах туркам не хватало даже его – Бобби Диксон выбросил 1 из 7 из-за дуги, Тарик Биберович только собирал подзатыльники от Обрадовича, Лео Вестерманн получил 4 игровых минуты, а одного Слукаса хватало только для того, чтобы создать иллюзию борьбы. Если не считать последней четверти, когда все уже было понятно, ЦСКА ни разу не выпустил соперника из 20 очков, хотя Итудис держал 20 минут медлительного Куфоса и всю дорогу играл с тремя маленькими.

Его команда по-прежнему не отходит от короткой ротации.

Проблемы «Фенербахче» традиционно были связаны именно с этим: Обрадович всегда предпочитал играть в семь человек, и, когда рано или поздно один или несколько из них выпадали, то дальше импровизировалось с трудом. Теряя лидеров последние несколько сезонов, «Фенер» никогда не стремился восполнить качество за счет длины скамейки. Так, как это могут себе позволить остальные гранды Евролиги.

Обрадович все еще верил, что все эти дефекты можно перекрыть эффектными речами в тайм-аутах и – по недосмотру ассистентов, которые забыли отогнать телевизионщиков в горячий момент – стал спикером дня.

От этого воодушевляющего «Fuck you, everybody!» он не отказался и после игры.

– Во второй половине что-то в нашем плане не работало. Кажется, что некоторым в нашей команде не особенно интересно играть. Я пытался их разбудить, пытался сделать хоть что-нибудь. Но не получилось.

– Как такое вообще может быть, что игрокам неинтересно?

– Мне очень жаль, что я так вынужден говорить. Но у меня сложилось такое ощущение. Если вы заканчиваете последнюю четверть с двумя фолами, как это иначе оценить?

– В начале сезона вы сказали, что ваша задняя линия вас не понимает. Что-то изменилось в лучшую сторону?

– Не знаю. С таким расписанием очень сложно. Здесь не только Веселы, Ловернь пропустил месяц, у Джиджи Датоме хроническая проблема с коленом, ДеКоло сейчас отсутствует. Я не могу заставлять игроков выходить с травмами, я никогда не буду это делать, их здоровье гораздо важнее. Понятно, что нам нужно какое-то решение. В некоторых матчах мы показывали, что мы можем играть гораздо лучше. Но если вы выходите и в глазах у вас нет огня, то ничего не будет. Я говорю об этом 30 лет, ничего не изменилось.

– Как бы вы оценили кондиции Яна Веселы?

– Ну вы же сами все видели.

Он такой человек, что всегда старается помочь команде. Он пропустил несколько месяцев и еще не готов на 100 процентов. Он важный игрок, но тут речь не об одном игроке. Все гораздо глубже. Здесь я, прежде всего, должен начать с себя.

У ЦСКА хватает своих проблем, чтобы кого-то жалеть. Поэтому, сменив «Мегаспорт» на более подходящий для баскетбола УСК ЦСКА, красно-синие напитались восторгом от трибун и продолжали наносить удары до тех пор, пока Итудис не спрятал потерявшего грань между реальностью и откровенной дичью Майка Джеймса.

Три ключевых составляющих победы:

1. Победа на щитах и закрытый периметр. «Фенербахче» выбросил 7 из 28 из-за дуги и проиграл подбор 31-39, причем восстановил хотя бы такое приличное соотношение уже в «мусорное время»;

2. Неожиданно состоявшаяся адаптация Яниса Стрелниекса. Латыш, который до этого не мог попасть и выходил на символические минуты, на этот раз чувствовал себя едва ли не самым важным человеком на паркете. Он так поразил гостей своей уверенностью (4 из 6 двухочковых, 4 из 5 трехочковых), что они ему еще три раза сами отдавали мячи;

3. Кураж Джеймса. Характерно, что американского малыша спустил с цепи Итудис. После одного из тайм-аутов в четвертой четверти тренер ЦСКА предложил комбинацию, после которой тот получил мяч под открытый бросок из угла. После этого тот уже выбрасывал и через руки, и улетая в аут, и все с одинаковым результатом. 6 из 8 трехочковых Джеймса и 9 из 9 с линии (два раза на нем фолили при трехочковом) – это как «fuck you everybody» Обрадовича, только наоборот, убивает любое желание сопротивляться.

– Мы контролировали игру именно по борьбе, – сказал Димитрис Итудис. – В первой половине разделили подборы на щите соперников, 9-9. Единственное, в чем уступали, так это по потерям, мы сделали семь до перерыва. Мы исправились во второй половине, сделали всего две ошибки за 20 минут и здорово делились мячом. Мы старались давить на больные точки соперника и создавать за счет этого, и, в большинстве случаев у нас получалось, мы находили хорошие броски. Майк Джеймс очень хорошо сыграл, Янис Стрелниекс был хорош на периметре, но ритм поймали все. К примеру, Кайл Хайнс начал игру с трех блок-шотов, Коста Куфос вышел и сделал блок, Воронцевич отметился 10 подборами… Все здорово помогли.

– Стрелниекс сегодня был другим. Что изменилось?

– Да ничего не изменилось – это все тот же Янис Стрелниекс. У него было очень сложное лето – он повторно травмировался. Он у нас новичок, ему нужно время, чтобы привыкнуть. У него хватает таланта, чтобы создавать ситуации под себя, чтобы создавать ситуации для партнеров. Сегодня он еще и показал себя в защите, мы ничего из-за него не пропустили – он здорово боролся под щитом, здорово смещался, защищался на ногах…

Если бы я отвечал одним словом, то просто бы сказал: время, вот что изменилось. Он чувствует, что ЦСКА – это его дом.

– Сегодня вы выговаривали Воронцевичу после того, как он не хотел брать на себя бросок…

– Я бы не сказал, что он не хочет бросать. Я понимаю психологию игроков. Стоит вам промахнуться из открытых позиций, вы начинаете чувствовать себя неуверенно. Моя работа состоит в том, чтобы вселить в него уверенность. Я говорю игрокам: «Ваша проблема не в том, что вы промахиваетесь. Я не меняю никого из-за того, что они промахиваются». Наоборот оставляю, чтобы они бросали дальше – конечно, речь о хороших бросках. У него было несколько ситуаций, и он не стал бросать, но из игры он не выключался – боролся в защите, на подборе, много отыграл, так как Фойтманн заболел и не чувствовал себя хорошо.

–  Коста Куфос сегодня помогал в защите, но насколько он готов играть?

– Он тоже втягивается после травмы. И он новичок в европейском баскетболе. Хотя он играл 11 лет на уровне НБА, ему еще предстоит привыкнуть к Евролиге: здесь играют немного иначе. Ему еще предстоит узнать европейских игроков – понять, когда Слукас будет атаковать, что будет делать Калинич… Он очень неуступчивый – он хочет доказать самому себе, что может играть и в Европе. Он в центре внимания: при сменах в защите, при атаке «краски», в «посте», в борьбе на щите, при запугивании атакующих игроков…

– Вы считаете Майка Джеймса лидером команды?

– Да, не только потому, что он забивает больше остальных. Он ведет за собой. И команда принимает его в качестве лидера. Вот что важно. Мы по-прежнему строим связи. Сегодня он очень хорошо читал игру. 4 передачи у него на счету не отражают того, насколько сильно он помогал остальным.

– ЦСКА потерял Уилла Клайберна. Означает ли это, что сейчас команда находится в стадии изменения игры?

– Конечно, вы же понимаете, как много значил для нас Уилл Клайберн, MVP «Финала четырех», очень разносторонний игрок.

Это не означает, что у команды нет других вариантов, которые мы можем использовать. Но на это нужно время. Мы ищем: мы выпускаем Семена Антонова в качестве третьего номера или используем там Дэррана Хиллиарда, подводим Косту Куфоса, используем Джоэла Боломбоя, чтобы растягивать нападение. Это процесс, нам нужно больше матчей. Понятно, что в каких-то матчах это будет оборачиваться поражениями.   

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский