6 мин.

Мы - не наци, наци - не мы

В качестве пролога – короткая притча.

Как-то египетский царь Птолемей вызвал к себе знаменитого математика Евклида и спросил у него:

- Можешь ли ты научить меня геометрии?

- Конечно, - ответил тот, – если только ты готов посвятить обучению долгие годы.

- Но, может быть, мне можно это сделать как-нибудь побыстрее, все-таки, я – царь?

- Царских путей в геометрии нет! – отрезал ученый...

 

В январе этого года я в качестве фотокорреспондента работал на Кубке Содружества, проходившем в Петербурге. В одном из полуфиналов “Зенит”, выступавший молодежным составом, играл с азербайджанским “Интером”. Незадолго до этого произошли известные события в Москве, связанные с выступлениями фанатов на Манежной площади. Если бы не это совпадение, я, возможно, тоже поверил бы в то, что фанаты и нацисты – “две большие разницы”. Хотя, вру, конечно. Я никогда в это не верил, потому, что точно знал, что это – ерунда. Просто теперь я получил зримое (и слышимое) подтверждение этому.

 

Бакинцы выигрывали по всем статьям. В перерыве их болельщики из многочисленной азербайджанской диаспоры в Петербурге устроили в холле спортивного комплекса шумные торжества с песнями, плясками и национальными музыкальными инструментами. Так уж вышло, что я попал чуть ли не в эпицентр этого праздника. Многие, видя на мне ветровку с надписью “фото”, подходили, просили сфотографировать. Я фотографировал, хотя, они даже не просили прислать снимки, не оставляли мейлов. Думаю, это было просто одно из проявлений переполнявшей их радости. Никакой агрессии ни к кому из окружающих они не проявляли – люди просто радовались победе своей команды.

 

А вот волна агрессии, исходившая от фанатской трибуны “Зенита”, ощущалась в воздухе тем сильнее, чем короче было расстояние до неё. Впрочем, у этой виртуальной волны были и реально-физические проявления – горящие классовой ненавистью глаза, руки, вскидываемые в нацистском приветствии, речевки, большинство из которых могли бы (и должны были) стать основанием для возбуждения уголовного дела по статье о разжигании межнациональной розни...

 

Недавно некоторые фанаты ЦСКА на форуме клубного сайта призвали всех своих российских “коллег” к бойкоту выездов на гостевые матчи их команд в северокавказские республики, как было сказано в обращении – “в знак протеста против засилья кавказских команд в РФПЛ и агрессивного поведения их болельщиков”. История, рассказанная мной выше, красноречиво показывает степень адекватности и вменяемости авторов призыва. Говорю так потому, что совершенно уверен: сей документ – не спланированная политическая акция неких темных сил, его авторы – примитивные недоумки, коих, мягко говоря, немало в этой среде.

 

Вот ещё одна “зарисовка с натуры”, сделанная мной на матче бывшего петербургского “Динамо” осенью прошлого года. Матч чемпионата России по футболу. Это первый дивизион, поэтому зрителей очень мало. Лишь две трибуны, расположенные напротив друг друга, заполнены примерно наполовину - на одной фанаты хозяев, на другой - соответственно, гостей. Между ними своё соперничество, идущее параллельно соперничеству на поле.

- Лишь в одну команду мы верим! Мир окрасим в бело-голубой! - скандируют фанаты “хозяев”.

- Ваше имя - Петротрест! - отвечают “гости”, намекая, видимо, на не слишком благозвучное название генерального спонсора хозяев.

- Мир окрасим в бело-голубой! - настаивают хозяева.

- Ваше имя - Петротрест! - напоминают гости.

Фанатская трибуна гостей - как раз за моей спиной и я слышу все разговоры на ней.

- Давайте перекличку - предлагает кто-то. И тут же с гостевой трибуны доносится дружное:

- Рус-ски-е - впе-ред!

- Русские - вперед. - не слишком уверенно, словно ожидая подвоха, отвечают хозяева.

- Рус-ски-е - впе-ред!! - подбадривают гости.

- Рус-ски-е - впе-ред!!! - обрадованно подхватывают хозяева, убедившись в “чистоте помыслов” оппонентов.

- Рус-ски-е - впе-ред!!! - Рус-ски-е - впе-ред!!!..

Потом они поаплодировали друг другу. Они нашли, наконец, то, что их объединяет: несмотря на разницу в клубных пристрастиях, они – одной крови!

 

Судя по сообщениям в наших СМИ и по регулярно вспыхивающим “банановым” скандалам в чемпионате России, такая обстановка увы, типична для всех российских городов и стадионов. И никакие акции против расизма, проводимые РФС, не изменят эту ситуацию - по той простой причине, что и сами “взрослые”, руководящие нашим футболом, не имеют четкого представления о предмете.

 

Одно дело, когда 30-летний оболтус, дирижирующий фанатами на трибуне, так комментирует инцидент с Роберто Карлосом: “Никакого расизма в мыслях и не было – так, чтобы: “Ты, негр, на тебе банан”. Просто его компании захотелось посмеяться – ну такой вот у них юмор. Но умысла у этого поступка никакого не было... Он совершенно нормальный парень. Пришел и сказал: “Я не фашист. Я просто показал банан” – и при этом возмущается, когда фанатов обвиняют в национализме. И совсем другое, когда известный, заслуженный тренер и совсем немолодой человек Гаджи Гаджиев говорит: “То, что на Манежке танцуют лезгинку, неправильно. Когда приезжаешь в гости, надо соответствовать местным устоям, да и вести себя скромнее”, хотя тут же спохватывается: ”Но я не могу понять: какие могут быть претензии к танцу? Мои русские товарищи к нему всегда проявляли интерес. А на улицах Дагестана во времена моей молодости часто слышались русские народные песни. Шли люди с гармошкой, пели: “Ой, цветет калина в поле у ручья…” И сегодня поют”.

 

И вот, когда последний фанат поймет, что “такой вот юмор” как раз и является нацизмом, а все мы поймем, что исполнение лезгинки в Москве, равно как и “Калинки” в Махачкале, им не является, нацизм уйдет с наших стадионов без всяких акций. Правда, этот путь – долгий, особенно у нас. Но тут уж – как в приведенной вначале притче о Евклиде и царе. Впрочем, в отличии от геометрии, здесь есть и “царский путь”...

 

Давно ли новостные ленты всех информационных агентств мира полнились сообщениями о беспорядках, устраиваемых английскими “ультрас”, а власти многих государств, в которых проводились крупные международные турниры, отказывали им во въездных визах? Огнем и мечом был отмечен путь английских фанатов на всех чемпионатах мира, Европы, матчах еврокубков с участием их команд. Кадры погромов, учинявшихся ими – разбитые витрины, перевернутые и подожженные автомобили, развороченные трибуны стадионов - напоминали сцены из фильмов о крестовых походах. И вдруг – всё прекратилось. Британские фаны вдруг научились аристократическим манерам, а английские стадионы так же мгновенно превратились в центры семейного отдыха. И, хотя при “ближайшем рассмотрении” заметно много отличий их посетителей от контингента “Ковент Гарден”, массовое присутствие на трибунах женщин и детей говорит само за себя.

 

Такие разительные перемены произошли действительно вдруг. Всего-то и понадобилось для них – ужесточение требований к службам охраны, видеокамеры на трибунах, способные “достать” каждого болельщика, да несколько “образцово-показательных” судебных процессов над особо “оторванными” их персоналиями, закончившиеся приличными тюремными сроками. Впрочем, было и ещё одно обстоятельство, послужившее предпосылкой ко всему остальному – неприятие и нетерпимость английского общества к национализму...

 

Фанатское движение зародилось в России всего каких-нибудь 30 лет назад и отношения клубов с фанатскими группировками не имеют ещё таких старых и прочных традиций как в той же Англии. Да и правовые устои нашего общества ещё очень непрочны. Для российских клубов финансовые выгоды и морально-психологическая поддержка, получаемая от фанатских движений, на сегодняшний день перевешивает общественную опасность, которую они таят в себе в их нынешнем виде. Именно поэтому воспитательные меры, принимаемые клубами к своим фанатам, больше похожи на наказания любящими родителями нашалившего малыша. Станут ли эти отношения когда-нибудь более цивилизованными? Возможно. Но вот для этого-то уже не только клубы – всё российское общество должно пройти свою часть пути к демократии и праву. Пути увы, не царского.

 Первоисточник - http://beerka.ru/