Ностальгия и модерн
Блог

Феттель детально разобрал провал в «Феррари» и поражение от Леклера: оценил пилотаж и эффект от обновлений болида

Экспертиза максимально честного Себа.

Сезон-2020 навсегда останется главным провалом в карьере четырехкратного чемпиона «Формулы-1» Себастьяна Феттеля. На излете шестого совместного года с «Феррари» он не только так и не добрался до титула, но и разгромно уступил юному напарнику, набрал только 33 очка (на 1 балл больше Квята на «Альфа Таури»), занял 13-место к общем зачете, лишь раз попал на подиум и еще дважды финишировал выше 10-го, однажды квалифицировался в топ-5 и в основном вылетал во втором сегменте (а разок даже отсеялся в первом).

Леклер на его фоне по-настоящему зажигал: боролся за четвертое место в таблице (хоть и оказался в итоге восьмым), дважды приехал на подиум (хотя в идеале и на Гран-при Турции должен был забирать второе место), 5 раз квалифицировался в топ-5 и привозил просто невероятные отрывы напарнику: в среднем №16 укатывал Феттеля на 0,25 секунды в практиках и на 0,369 секунды в квалификациях, а в гонках Себ отставал в среднем на 11,8 секунд – или на 0,5-0,7 секунды в зависимости от трассы.

Потому весь сезон тифози недоумевали: что же происходит с Феттелем? Это Себ так плох или Шарль хорош? Откуда же настолько кошмарное невиданное отставание?

В итоге все предположения свелись к двум самым реальным факторам:

  • SF1000 все-таки кардинально не подошла пилотажному стилю Феттеля, даже несмотря на множество обновлений, повысивших прижимную силу в проблемных зонах;
  • Леклер благодаря природной смелости, реакции, чутью и вкусу к риску настраивал и агрессивно выжимал из болида максимум, регулярно переступая за грань возможного – приходилось постоянно спасать машину в среднескоростных и медленных поворотах.

У «Феррари» осталась только одна рабочая стратегия – надежда на скилл Леклера. Даже Феттель признал превосходство напарника

«Для меня это был вообще лучший сезон в «Ф-1» на данный момент,-- признал Леклер уже во время зимнего перерыва. – Я очень доволен сезоном с точки зрения того, что показал на трассе. Я рисковал, и в большинстве случаев это себя оправдывало, заканчивалось хорошо и помогло нам отыграть много очков. Хотя в некоторых случаях риск себя не оправдывал – в результате чего мы также потеряли несколько очков».

№16 имеет в виду инциденты вроде столкновения с Пересом на первом круге в Абу-Даби, крэш с Феттелем на первом круге Гран-при Штирии или ошибку в последнем повороте на Гран-при Турции – каждый из них выставлял Леклера в свете максимально агрессивного гонщика, не просчитывающего последствия маневров.

Тем не менее, на репутации монегаска ошибки не сказались. Шарля включили в топ-3 лучших гонщиков года на голосовании среди боссов команд, а по версии пилотов №16 остался четвертым. Феттель остался даже без места в десятке лучших по любой версии – от экспертов «Формулы-1» и зарубежных журналистов до голосования болельщиков.

Но что же насчет провального-2020-го думает сам Себ? Правы ли эксперты в предположениях насчет SF1000? Откуда у Леклера такая скорость? Может, Шарлю собрали другую машину? №5 максимально честно и вдумчиво ответил на все эти вопросы изданию Auto Motor upd Sport.

«Феррари» точно предоставила Феттелю и Леклеру одинаковые болиды. Просто у Себа и Шарля оказались разные цели на сезон

«Были ли у нас с Шарлем всегда одинаковые машины? В теории, на самом деле все машины все равно получаются разными. Но одинаковыми по своим возможностям. Скажем так: я полагаю, что они сделаны из одинаковых материалов. Я так считаю, потому что доверяю ребятам в боксах. И не хочу никого ни в чем подозревать.

Правда, в конце концов секундомер выдает правду. У меня просто не оказалось нужных ощущений от машины. Мне трудно было стабильно ее пилотировать. Иногда она включалась в круг, иногда – нет.

Шарль и правда быстрейший напарник в моей карьере, и он – человек будущего. Надеюсь, «Феррари» может в будущем построить ему машину, которую он заслуживает.

Но наши цели различались. Он готовился к следующей гонке, я – к следующему месяцу, даже к следующему году».

Разница между пилотами «Феррари» – в поворотах. Дело в подходах к пилотажу, и обновления не меняли сути

Подозревать «Феррари» в саботаже и предоставлении слабой техники Себу и правда странно – сезон пошел максимально плохо, и по логике ребятам из Маранелло требовалось хвататься за любой достижимый зачетный балл. Так что даже инсайдеры в паддоке не выдавали безумные конспирологические теории о возможном сливе Феттеля: все отличия его машины заключались лишь в других настройках аэрообвеса (Себ сам предпочитал большее количество прижимной силы) и чуть менее агрессивный режим работы турбонаддува (чтобы резкие перепады мощности не срывали заднюю часть болида).

Да и все сравнения, замеры по GPS и аналитика разницы в кругах между напарниками по «Феррари» демонстрируют отставание Феттеля не только на прямых (в случаях, когда Леклер выбирает настройки с меньшим лобовым сопротивлением), а прежде всего в поворотах. Просто у пилотов разные требования к алой машине – и разные ощущения.

«Мне хорошо в болиде, – рассказал Шарль после Гран-при России, отмечая более стабильное поведение SF1000. – Последние обновления помогли мне и подошли моему пилотажному стилю».

«Очевидно, я не ощущаю того же, что и Леклер, – отметил Себ. – У него, кажется, другое чувство сцепления, и поэтому я не могу ехать так же быстро, как он.

Обычно я стараюсь повернуть машину как можно быстрее, чтобы получить возможность максимально атаковать во второй половине поворота. Однако в большей части случаев мне не хватало уверенности в поведении заднего моста».

По мнению Феттеля, он проигрывал столько времени в квалификациях из-за покрышек: четырехкратному чемпиону не удавалось стабильно держать покрышки в рабочих температурных диапазонах. Леклер же справлялся с задачей – вероятно, благодаря другому пилотажному стилю.

«Я более чувствителен и не так агрессивен, как он, в среднескоростных поворотах, – объяснил Себ. – Шарль просто переступает через проблемы и сперва даже их не замечает – сталкивается с ними обычно позже по ходу уик-энда. Потому на первых кругах ему проще прогревать покрышки – и вследствие этого выжимать из машины больше.

Баланс задней части оказался в настолько узком окне – буквально на острие ножа, – что нам пришлось уменьшать сцепление в передней части. Чтобы загрузить больше передний мост – нужно сгенерировать больше прижимной силы позади. Такие настройки помогают в поворотах.

Обновления же принесли напрямую только несколько очков прижимной силы (1 балл прижимной силы равен примерно 4,3 кг нагрузки на скорости 300 км/ч – Sports.ru). Ничего знаменательного. Просто ее генерирование стабилизировалось. До этого нашей слабостью были резкие перемены в прижимной силе в поворотах. С этим мы и боролись. В конце концов мы оптимизировали аэрообвес, попадали в настройки чаще и меньше экспериментировали».

На вопрос «почему провалы по субботам не окупались отличными результатами в воскресенье» у Феттеля тоже есть ответ.

«Обычно я могу улучшить результат при плохих стартовых позициях, – согласился Себ. – Но [в этом году] я застревал [в трафике] и просто не мог соответствовать нужному темпу».

Объяснение неудачи №5 в 2020-м довольно простое: проблемы накапливались как снежный ком с небольших неудобств в поворотах из-за особенностей настроек и аэрообвеса. Нестабильность прижимной силы заставляла искать установки с более предсказуемым поведением (когда Леклер не заморачивался такими вопросами и ставил самые быстрые), из-за них машина теряла в скорости еще немного в каждом повороте. Итог – более низкая позиция в квалификации и необходимость прорываться без мощного преимущества в шинах, прижимной силе или мощности мотора. Исход немного предсказуем: без форс-мажоров Феттель застревал за конкурентами на сходных по уровню машинах, пока более быстрая группа (с Леклером) отрывалась – и результат в сравнении с выступлениями Шарля становился все более кошмарным.

А чьей вины здесь больше – «Феррари» или Феттеля? Делитесь мнением в комментариях!

Прощание Феттеля и «Феррари»: механики проводили Себа коридором, а он спел по радио со шпаргалкой (из машины!) и угостил всех пивом

Редкое душевное интервью Себастьяна Феттеля: о провале в «Феррари», фермерстве и нелюбви к славе

За пять лет Феттель и «Феррари» так и не выиграли чемпионат мира: помешали кризис лидерства, вектор развития техники и пилотажные проблемы

Источник: AMUS

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson, Tolga Bozoglu-Pool

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья