4 мин.

Уровни мышления игроков в покер

Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что в обучающих видео и статьях называют претенциозными словами мета-гейм и левелинг.

Мета – (с греч. μετά- — между, после, через) составная часть сложных слов, обозначающая  следование за чем-либо, переход к чему-либо другому. Применительно к покерной тематике, мета-гейм обозначает разные уровни мышления, когда один оппонент "передумывает" другого. Левелинг – (с англ. level – уровень) заимствованный термин, как упрощение для выражения "уровни мышления".

Вообще, покер обычно подается как "борьба умов", возможность для более искусного участника переиграть, перехитрить другого. По сути, блеф – это как раз самый простой пример различных уровней мышления.

В этой статье мы предлагаем научиться смотреть чуть шире, даже в простых ситуациях пробовать продвинуться выше по уровню мышления и рассматривать свои действия немного под другим углом. Это поможет вам лучше разбираться в типичных ситуациях, набить руку и в дальнейшем меньше обращать на них внимание, концентрируясь на более сложных и редких ситуациях. Давайте посмотрим, как это происходит.

1-й уровень мышления: "я знаю, какая у меня карта". Здесь все просто – мы мыслим и играем исходя из того, какая карта у нас на руках. Есть сильная комбинация – ставим, не попали – сдаемся. На сегодняшний день одного этого уровня недостаточно для прибыльной игры, оппоненты за столом быстро поймут, что вы ориентируетесь только на свои карты и попытаются эксплуатировать этот лик (недостаток в игре).

2-й уровень мышления: "я знаю, какая у тебя карта". Да-да, вы правы, мы не можем знать какая у оппонента карта, мы думаем диапазонами, но для простоты, дабы не запутаться в хитросплетениях уровней мышления, будем говорить именно так. Мы смотрим на доску и на свои карты, понимаем, что не попали. Но также, мы понимаем, что широкий диапазон защиты большого блайнда у лузового игрока, например, тоже очень редко будет попадать в сухой А-хай флоп (флоп без стрит- и флеш-дро со старшей картой – туз), следовательно, без попаданий ему будет сложно продолжить борьбу за банк. Поэтому, в ответ на чек соперника, мы ставим продолженную ставку на флопе и забираем банк. Обратите внимание, здесь мы разыгрываем руку, основываясь уже не на своих картах, а на картах оппонента.

3-й уровень мышления: "я знаю, что ты знаешь, какая у меня карта". Признаком продвинутой игры является забота о том, какое впечатление у соперника оставляет наш спектр розыгрыша. Бывает, мы разыгрываем свои карты определенным образом, чтобы презентовать оппоненту нужный нам диапазон рук. Когда мы в позиции на рейзера делаем 3бет (рирейз), тем самым, обозначая узкий топ-диапазон (например, QQ+, АК), а потом забираем банк на сухом А-хай флопе - в этом и заключается суть этого уровня: заставить соперника по раздаче поверить в то, что вы изображаете, а не то, что у вас есть на самом деле. 

4-й уровень мышления: "я знаю, что ты знаешь, что я знаю, какая у тебя карта". Если в примере из 3-го уровня оппонент героя раздачи уже имеет историю игры с ним, сделал какие-то выводы и пометки о его игре, собрал на него статистику, из которой следует, например, что хиро 3бетит с баттона слишком часто, то он наверняка сделает вывод, что у нас далеко не топ-диапазон. Соответственно, например, его 4бет (рейз 3бета) на префлопе может заставить нас отказаться от борьбы за этот банк. И, заметьте, тут нет ни слова про руки, которые у нас есть по факту, вся игра происходит в умах противоборствующих сторон. 

Строить словесные пирамидки таким образом можно до бесконечности. Но мы надеемся, что основной принцип перехода на новый уровень мышления вам понятен. Главное, чтобы вы всегда были на уровень выше вашего соперника, но при этом не "переигрывали" сами себя: иногда случаются ситуации, когда вы вкладываете оппоненту в голову много умных мыслей и потом пытаетесь его "передумать", а на самом деле, у него просто "красивенькие" карты или у него каждая 15-я рука – счастливая, например. 

Наблюдая за игрой игроков высших лимитов, многие попросту не понимают что происходит. Поэтому очень часто доводиться слышать комментарии типа "да он же фиш" или "как он мог так сыграть? это же элементарная раздача". Штука в том, что многие топовые игроки знакомы друг с другом, и не просто знакомы, а часто общаются по игре и иногда разбирают те или иные раздачи вместе. Соответственно, многие имеют представление, иногда даже в деталях, о том, как работает мыслительный процесс у его оппонентов. Именно поэтому, когда на арену топ-лимитов врывается новый человек с нестандартным мышлением, он первое время начинает разрывать всех авторитетов (тут уместно вспомнить Двана, Исильдура и т. д.), пока его игру не разберут и не изучат его стиль игры. А когда ты знаешь, что соперник знает, что ты знаешь, как он думает… Ну, вы, в общем, поняли.