4 мин.

Наших паралимпийцев пустили на Игры с флагом и гимном! Вот как Россия этого добилась

В нашем спорте – прорыв, который мало кто заметил.

Генеральная ассамблея Международного паралимпийского комитета (МПК) сенсационно восстановила в правах Россию. 

Пока остальные ждали новостей с политического фронта или боролись хотя бы за нейтральный статус, паралимпийцы добились безоговорочного восстановления.

Теперь Паралимпийский комитет России – полноправный член международной организации, как было до 2022-го. И на Игры в Милан наши смогут послать полноценную команду, которая выступит с флагом и гимном. Правда, есть нюансы, о них ниже.

Да и как вообще случилось это чудо? 

● За допуск в кулуарах боролись давно. Насколько сложно складывалась эта борьба – смотрите по результатам голосования.

Первый круг – «Полностью отстранить ПКР»: 111 «против», 55 «за», 11 воздержались.

Второй круг – «Частично отстранить ПКР»: 91 «против», 77 «за», 8 воздержались.

По регламенту для принятия решения нужно было набирать 50% + 1 голос. В данном случае, получается, минимум 89, а у нас 91. Это чтобы понять, насколько на волоске было решение.

● Президент ПКР Павел Рожков выступал на Ассамблее с докладом. Там были стандартные тезисы про спорт вне политики и успехи наших паралимпийцев, но также и важные стратегически слова:

1) Сравнение с Израилем и тезис про отсутствие каких-либо санкций. Это сразу принесло голоса Ирана, Ирака и других арабских стран. А их в МПК немало.

2) Обещание и дальше активно проводить международные соревнования. До санкций Россия регулярно и с размахом принимала чемпионаты мира по разным паралимпийским видам спорта. В мире не так много стран, которые на это способны (и хотят). А МПК и международным федерациям нужно как-то проводить соревнования;

3) «Может, так даже неправильно, но представители МПК еще до официальных результатов голосования подходили ко мне и поздравляли, – рассказал нам потом Рожков. – Еще на Генассамблее в 2023-м по нашему вопросу было много доброжелательных выступлений, но тогда жестко против выступили страны Скандинавии.

Сейчас негативные доклады тоже были. Очень остро выступал президент Паралимпийского комитета Украины, но у меня ощущение, что все от него устали. Многие старались с ним даже не разговаривать. Нас поддержали, в основном, Латинская Америка, Азия и Африка».

● Триумф на Ассамблее важный, но не означает, что наши паралимпийцы завтра же начнут выступать без ограничений.

«МПК будет работать с членами (речь про Россию и Беларусь – Спортс’‘) с тем, чтобы принять в разумно короткие сроки практические меры», – говорится в релизе. Что такое «разумно короткие сроки» и попадают ли в них квалификационные турниры на Паралимпиаду?

По идее теперь каждая международная федерация по отдельности должна принять решение по допуску россиян. Кроме легкой атлетики, плавания, пауэрлифтинга, следж-хоккея и пулевой стрельбы, где функции международной федерации исполняет МПК.

Как организовать олимпийскую квалификацию? Во многих видах она, например, по рейтингу, а у наших он нулевой. Получится ли набрать нужное количество очков за оставшиеся несколько месяцев?

Еще нюанс: в некоторых видах отдельно паралимпийских международных федераций не существует. Например, в биатлоне и лыжных гонках за паралимпийцев отвечают все те же, наши «любимые» IBU и FIS соответственно.

Теперь им придется решать не только в отношении олимпийцев (FIS, например, все еще сомневается, а IBU закрыл путь в Милан), но и про Паралимпиаду тоже. Не пустить совсем точно не получится – нужно ориентироваться на решение МПК.

Но вот когда именно примут решение о допуске, как будет устроена олимпийская квалификация... Некоторый простор для фантазии федерациям все же оставили.

● Ну и главное: решение МПК вообще ничего не говорит о том, как будет действовать МОК. Эти две организации похожи если только аббревиатурой.

Оглядываться на паралимпийцев точно никто не станет, синхронностью тут не пахнет. В Рио-2016, например, было наоборот: олимпийцы с некоторыми ограничениями выступали, а паралимпийцев не пустили совсем.

Хотя босс нашего спорта Михаил Дегтярев видит хороший знак:

«Убежден, что этот прецедент станет ориентиром и для МОК и других международных федераций, которые будут более сговорчивыми».

Кто окажется действительно сговорчивым – увидим скоро в Милане. 

Фото: Yohei Osada/AFLO/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Филиппов, Григорий Сысоев; Gettyimages.ru/Hannah Peters