Бум и бамц
В воскресенье, 24 ноября в Екатеринбурге прошел всемирный матч звезд в женском баскетболе (с участием 14 призерок Олимпиады) под видом игры чемпионата России УГМК «Спартак» (Мособласть). На следующий день в Москве было объявлено о расформировании женского ЦСКА команды, которая наравне с ними относилась к ряду самых звездных в женском баскетболе. Экс-владелец компании «Волгабурмаш» Андрей Ищук, спонсировавший ЦСКА до последнего времени, продал свой бизнес за долги а новым владельцам компании тратиться на женский баскетбол не интересно.
Такие случаи бывали и без всяких кризисов но нет сомнений, что события, происходящие сейчас в экономике, форсируют этот процесс, и дефолты среди клубов различных российских лиг продолжатся. Клубы, конечно, принялись лихорадочно экономить отказываться от полетов на чартерах или выбирать более дешевые места проведения сборов. Но самые большие расходы в спорте это зарплаты, их разом не сократить (хотя задержки выплат, повсеместные в хоккее и баскетболе тоже форма сокращения). Нынешний сезон обещал стать в обоих видах спорта рекордным по части звездности участников. Из Уфы, Ярославля и даже Химок с Люберцами рапортовали о том, что отбили у заокеанских лиг очередного игрока хотя ни в одном из этих городов посещаемость матчей с НХЛ или НБА несопоставима, не говоря уже про цену билетов, телевизионные или маркетинговые доходы. Долго так продолжаться не могло и, общем, уже не продолжится.
Приглашение звезд в российские клубы, когда оно не способно поднять посещаемость или стоимость коммерческих контрактов шаг несвоевременный, как салют среди бела дня, неэффективный, как бы дорог он ни был
Финансовый кризис не мог не сказаться на спорте, и его влияние ощутили даже в самых благополучных лигах. В НХЛ и НБА урезают издержки, готовят понижение «потолка зарпат» и вводят скидки на билеты, чтобы потерявшая часть своих доходов аудитория не забыла дорогу к аренам. В английской премьер-лиге уже зафиксировали падение посещаемости на несколько процентных пунктов, подсчитали убытки от потери нескольких титульных спонсоров и тоже озаботились оптимизацией расходов. Но у того же британского футбола, при всех очевидных трудностях, есть колоссальный «стабфонд»: телекомпании, которые не откажутся от выполнения миллиардных контрактов потому что их бизнес по продаже футбола в розницу остается прибыльным; преданные болельщики, которых даже в трудные для всех времена останется много. Российский спорт падение рекламного рынка и снижение доходов аудитории почти не затронут он и так зарабатывал на этом немного. Преобладающая доля бюджетов дотации акционеров и учредителей. Но в этом, собственно, и содержится роковая опасность: как только у акционеров появляются проблемы клуб перестает существовать, и никакой оптимизацией расходов такую дыру в бюджете не залатать.
Рейтинг проблемных команд возглавляют подмосковные клубы (щедро спонсировавший спорт регион, фактически, обанкротился), какую лигу не возьми от футбола до гандбола. «Мы нервничаем. Часть клубов Подмосковья перестанет существовать. Кризис коснулся всех, говорит главный тренер женской гандбольной сборной России и звенигородской «Звезды» Евгений Трефилов. Никогда не интересовался рыночными котировками, но сейчас с утра просыпаюсь, смотрю бегущую строку как там индекс NASDAQ, что там Доу-Джонс». То, как переживает уважаемый тренер, видно и без его признаний ему, конечно, следовало бы смотреть на совсем другие показатели. В частности, на рынки нефти, газа и металлов, доходы от которых и легли в основу этого российского спортивного бума, на глазах превращающегося в «бамц». Но придираться к Евгению Трефилову не станем кривые у всех этих индексов очень схожи.
Сейчас, конечно, можно было бы побрюзжать о нездоровой природе этого российского бума слишком нацеленного на формальные успехи (в виде национальных и международных трофеев), слишком беспечно упускавщего возможности создать свою «подушку безопасности» в виде лояльной платежеспособной аудитории, востребованных рекламных и телевизионных продуктов. Ведь приглашение мировых звезд в российские клубы, когда оно не способно поднять посещаемость или стоимость коммерческих контрактов хотя бы на пару процентов шаг несвоевременный, как салют среди бела дня, неэффективный, как бы дорог он ни был. Однако про это слишком много говорено в прежних колонках, а теперь это в Уфе, Ярославле, Химках и Люберцах сознают и без нас.
Интереснее всего: может быть, следующий бум российского спорта сумеет принести ему расширение аудитории а не только трофеи? Не забудут ли этих уроков до того счастливого момента, когда за спадом снова последует рост?
P.S. Эта колонка, опубликованная в свежем номере журнала PROспорт, была сдана неделю назад, и с тех пор кое-что успело произойти в частности, женский ЦСКА сумел найти спонсора (по данным Sports.ru, это одна из дочерних структур «Газпрома») и выйти из финансовой комы. Но сути сказанного это, в общем, не меняет.










Когда в 91-м году я прошел всего «Вольфенштейна», я ходил весь такой успешный, грудь колесом. А потом хлопцы насобачились нажимать I+L+M, и моя заслуженность в этом деле утратила всякий смысл. Я к чему это привел?
Успех – это когда становится лучшим выведенный баланс экономических и спортивных показателей. Читерство – это не успех, а скорее наоборот.
Понятно, что жалко отказываться от синекуры и лень выходить из сладостного застоя. Но зато так появится шанс на реальный успех в будущем. Иначе же – не будет такого шанса. Не будет у страны истинного, основанного на свободах, процветания, покуда народ, ее населяющий, живет паразитическо-иждивенческими настроениями.
Мне как болельщику хочется, чтобы гордость брала при осознании того, что в успехе команды, за которую я болею, чувствуется мой посильный вклад. Хочется переживать искренне. Нынешняя же модель клубного хозяйствования этого не очень-то и предполагает. Она – аллюзия на сношения власти с вверенным ей обществом. Что от нее требуется? – исправно отсылать по рюмке водки и пятаку серебра: веселись, мужичина!
Ну, и немудрено, что общество в лице наиболее паразитически настроенных слоев качать права лезет к клубным боссам. Какая-никакая – сублимация, форма выхода протестной энергии.
Да, кстати, «Вольфенштейна» я тоже прошел, вместе с его продолжением. Правда, не в 91-м году, мал был еще тогда. Приятно вспомнить.
1) Растить своих баскетболистов. Это позволяет иметь не большие бюджеты. Путь балканских стран.
Требует больших профессиональных знаний, с которыми у нас видимо туго.
2) Находить и покупать очень недорогих легионеров. Суперпобед не добьешься, но относительная самоокупаемость возможна, за счет болельщиков, из-за небольших трат. Путь Германии.
3) Иметь неограниченные ресурсы, благодаря бюджету, гаспрому. Скупать суперзвезд. Окупаемость не возможна даже при наличие больщиков, так как траты непомерны.
Болельщики впрочем и не нужны. Но иногда нужно делать вид, что они есть. Так как главный попрек запада, почему нас не пускают в Евролигу: » Ваши клубы существуют не для болельщиков».
Можно делать вход бесплатным, а можно и дальше пойти: загонять на трибуны солдат, детей, что и происходит в нашем баскетболе.
Много таких команд быть не может, поэтому лигу в нашей стране создать проблематично.
Первые два пути у нас крайне прблематичны и из-за наличия команд третьего типа, которые оттягивают на себя внимание немногочисленных болельщиков, так как кому нужны команды, которые не побеждают. Но даже, если с больщиками у команд 1 и 2 типа будет все впорядке, команды 3 типа будут стремится их сократить административно. Так что как-то окупаться наш спорт вряд ли будет.
Что до футбола очень хорошо, что пока кризис коснулся одной из самых бессмысленных и ненужных команд.
Хоть эта команда и не тратила очень больших денег.
Тут сегодня любопытное высказывание Романа Бабаева в новостях появилось. Среди прочего:
«...Для людей, которые вкладывают деньги в футбол, прибыль не является самоцелью, хотя стремиться постоянно ее повышать – одна из основных задач менеджмента. ...»
К сожалению, у нас большинство и менеджеров и инвесторов, рассуждает примерно также. Почему к сожалению? Потому что вкладывание денег во что либо, что заведомо не приносит прибыли, может продолжаться только до тех пор пока есть свободные деньги. Т.е. пока игрушка не обременительна для кармана. Причем когда карман не собственный (бюджет), сбросить эту игрушку в трунэ времена выглядит очевидным решением: социальная выгода от содержания профессиональной команды (развлечение болельщикам, пример детям и все прочее) мгновенно теряет ценность в глазах общества, а факт расходов раздражает.
Собственно, на мой взгляд, вопрос сводится к следующему: есть ли в России желание / возможность отложить погоню за результатом в пользу действительно развития? Абсолютное большинство клубов не имеет, по большому счету, возможности всерьез претендовать на суперрезультаты. Однако не очень заметно и работы на развитие.
суки, хоть бы раз в правительстве делали что-то полезное для народа, а не для своего кошелька.
на футбол наверно они ходили в химки, как в цирк, на клоунов посмотреть, особенно в конце сезона когда футболисты рвали жопу за сохранение места в лиге.
Пока не появится первое и второе, все остальное, - фантики-бумажки. Можно «потренироваться на кроликах», только реальный эффект будет мало отличаться от нуля.
О каких телетрансляциях и спонсорских деньгах может идти речь, пока нет зрителей, способных платить за трансляции?
С какой целью покупаются права на телетрансляции? С тем чтобы их перепродать конечному потребителю. Т.е. должно найтись достаточное количество потребителей готовых заплатить за просмотр матча по телевизору.
А откуда возьмутся большие деньги от рекламодателей? А они появятся в том случае, если рекламодатели будут уверенны, что их рекламу увидит большое количество людей, входящих в целевую аудиторию данного рекламодателя. Т.е. если на стадион придет большое количество обеспеченных людей. Нет?
Проблема КС была даже не в том, что одни деньги ушли, но и в том, что местная власть не позволяла прийти другим деньгам без ее согласия. Т.е. вопросы решались не столько на экономическом уровне, сколько на уровне личных амбиций.