Хорошо!
''Никем не чаянная вторничная экзекуция, устроенная полуфиналисту последней Лиги чемпионов "Интеру", -- 3:0 -- явилась лучшим матчем "Локомотива" в его еврокубковой истории, сделала неизбежным заимствование заглавия у Владимира Маяковского и сообщила новый импульс нынешней лигочемпионской кампании москвичей. Как и минувшей осенью, "Локомотив" раскочегарился к третьему туру главного клубного евросоревнования, вот только группа у него на сей раз -- куда мощнее.
Страх потеряли
После столь значительной и впечатляющей победы каждый волен выделить, вознести и пропеть осанну какой-то отдельной ее составляющей. Например, вызывающему хладнокровию Сергея Овчинникова, выигравшего спортивную, да и психологическую дуэль у Кристиана Вьери и Альваро Рекобы: почти половина из нанесенных теми восьми ударов в створ вполне могла стать голевой -- не стала. Например, отваге и технике Марата Измайлова, с выдающейся наглостью пускавшегося на своем левом фланге в обыгрыш двух-трех соперников -- и порой на самом деле обыгрывавшего. Например, резкости и работоспособности Вадима Евсеева, первого (и увы -- пока единственного) российского линейного игрока в современном понимании этой роли: Вадим вышел на поле в качестве номинального защитника, убедительно справился с этой миссией, а еще сделал две голевые передачи. Например, колоссальному опыту и диспетчерским качествам Дмитрия Лоськова, "коробки передач" "Локомотива", который на сей раз если и замедлял игру команды -- то только тогда, когда это действительно было нужно. Например, рассудительности и мастерству неожиданной связки центральных защитников Игнашевич -- Сенников, вполне уследивших за баскетбольной стати дуэтом интеровских форвардов Круз -- Вьери. Кристиан Вьери ведь на самом деле уникум: даже выходя на поле без бутс, он вполне способен заколачивать по полтора десятка мячей за сезон -- одних достоинств нападающего в борьбе на "втором этаже" для этого хватит, но во вторник в Москве мяч не долетел до его уникального лба вообще ни разу. Все это действительно выглядело впечатляюще. Однако по произволу рецензента я решусь провозгласить самым приятным из событий этой встречи нечто иное. То, как "Локомотив" отреагировал на первый -- свой собственный -- гол, забитый уже на второй минуте матча.
Футбол -- это, в сущности, всего лишь игра, здесь есть место случайным результатам и случайным голам, но ведь в значительной степени это ощущение -- случайности или неслучайности -- определяется тем, как ты сам к этому относишься. Стартовый гол Лоськова не был подарком свыше и не был случайностью, потому что "Локомотив" не воспринял его как таковую. Москвичи не испугались собственной дерзости, не смалодушничали, не попятились, не переключились на пагубный режим сохранения этого перевеса -- а продолжали играть в свою игру и самолюбиво гнуть свою линию.
Итальянская победа
Линия "Локомотива" во вторник состояла в игре с большим, нежели обычно, акцентом на края (Евсеев и Лекхето были на сей раз "чистыми" защитниками, Бузникин во вторничной семинской 4--5--1 играл правого хавбека, Измайлов -- левого) -- совершенно разумным акцентом, когда противостоишь "Интеру". Другим приоритетом "Локомотива" стал маневренный и по возможности оперативный переход в атаку через пас, безо всяких шальных забросов мяча в борьбу: в таких единоборствах "Интер" даст фору почти всякому сопернику. Голевой блицкриг выбил из рук "Интера" еще один из его козырей -- игру на контратаках, что стало несомненной составляющей общего триумфа.
Впоследствии "Интер" значительно превзошел "Локомотив" во владении мячом -- 60 на 40 процентов, однако в этих цифрах нельзя прочесть явное свидетельство какого-то ощутимого перевеса гостей. Изрядная доля этого владения у гостей выглядела бесплодно, остальная -- уж никак не острее ответных акций "Локомотива", сумевшего после перерыва довести вторую команду последнего чемпионата Италии до жалкого состояния. "Интер" -- это ведь очень особый футбольный механизм, чем-то напоминающий велосипед: стоять он не может, и как только педали перестают крутить изо всех сил -- он, как правило, падает. Игра миланцев построена на предельности усилий и смотрится органичной только тогда, когда эти усилия синхронны и в самом деле предельны. При потере скорости и слаженности действий та немногая геометрическая красота, которую порой можно отыскать в игре "Интера", неизменно уступает место бесформенному и довольно бессмысленному футболу. Что проку от Вьери, владеющего мячом без скорости в 35 метрах от ворот, когда перед ним -- трое защитников? Конечно, лишившийся несколько дней тому своего тренера "Интер" пребывает сейчас не в лучшем состоянии, но обыгрывать топ-клубы не в лучшем состоянии все равно трудно. "Локомотив" умно использовал все до единой предпосылки к этой победе -- и победил.
Генеральное ощущение от матча -- неожиданное: это была очень итальянская победа. Примерно так -- отдавая формальную инициативу сопернику и ловя его на грамотных контрвыпадах -- любят побеждать команды с Апеннин. Примерно так десятки раз побеждал сам "Интер" -- в последний раз в сентябре в Лондоне.
Триумф логики
Помимо верности главных тактических приоритетов игра "Локомотива" порадовала своей просчитанностью до деталей: одной из этих деталей, например, стало предпочтение навесам (они скорее всего "снимались" бы отменно играющей в воздухе миланской обороной) прострелов низом. Из двух таких евсеевских прострелов родились первый и второй голы. Разве что третий мяч, который восхитительным ударом головой с 15 метров забил обычно неважно для своего роста играющий в воздухе Хохлов, стал иллюстрацией другого достоинства "Локомотива" в этот вечер -- куража, благодаря которому у хозяев получалось все или почти все.
''Славная победа сборной России над французами в Париже была не менее важной и приятной, но выигрыш "Локомотива" у "Интера" исключителен тем, что имеет рациональную природу, не кажется полученным в подарок от фортуны, является триумфом логики, а не только лишь воли. Комбинации порошков у алхимиков или системы ритуалов у шаманов обычно остаются непостижимой тайной, логику же прогресса команды Юрия Семина можно постигать, брать в качестве руководства к действию и, пожалуй, повторять.
Поджимаемые сроками реализации поставленных задач российские клубные тренеры любят защищаться примером Семина -- вот над тем, дескать, не заносили дамоклова меча отставки более десяти лет. Да нет же, сила Семина -- не в том, что он сидел на локомотивской скамейке эти 10 лет, а в том, что, сидя там, он постоянно развивался, и ни одна минута его лигочемпионского опыта, ни положительного, ни отрицательного, не прошла даром. Уверенность Семина никогда не переходила в заносчивость. Семин первым в России начал внедрять современные схемы с защитой в линию и "коридорными" фланговыми игроками, но при этом не стал рабом этих схем ("Интер" во вторник был разбит посредством иной тактической модификации). Семин обнаружил достаточную тренерскую гибкость для того, чтобы чуть сдвинуть акцент с силового футбола на комбинационный, когда у него подобралась более адекватная для этого коллекция игроков. Когда-то, лет 5--6 тому, Семин ведь был противником привлечения иноязычных дальнезарубежных футболистов -- но и здесь в результате осмысления отказался от ортодоксальности, за что был вознагражден двужильным Лекхето, а еще мадридскими голами Обиоры и Мнгуни в ворота "Реала". Семин -- первый тренер-легионер в российском футболе: нездешние, чисто европейские логичность и рациональность в подходе. Ставка на осмысление и анализ, а не на дешевые полуистеричные накачки футболистов, выдаваемые за "настраивание на игру", и не на мистическое блуждание в пространстве собственных стереотипов, выдаваемое за поиск "своего, особого пути".
Конечно, семинский "Локомотив" пока ничего себе не обеспечил и никуда еще не вышел: в одном матче такие задачи не решаются. Конечно, Сенников и Ашветия во вторник не встали в один ряд с Каннаваро и Вьери: те свое место в ряду европейских топ-защитников и топ-форвардов отвоевывали годами подобных успехов. Просто "Локомотив" во вторник лишил актуальности популярный среди изрядной части российских болельщиков самоуничижительный вопрос -- "что мы в этом турнире делаем?" -- и обеспечил должный накал всем оставшимся матчам. Интриге в группе "B", кажется, еще долго оставаться жизнеспособной, оптимизму -- оправданным, а температуре борьбы -- высокой. Хорошо!



