8 мин.

Фигурное катание наконец-то осознало, что оно на дне

В фигурном катании готовят радикальные изменения, которые определенно разделят историю этого вида спорта на «до» и «после». 

Согласно инсайдам Филипа Херша, совет ISU уже поддержал реформы, которые вступят в силу с сезона-2027/28. Среди них: 

● техническая короткая программа продолжительностью 3 минуты, в которой будет максимум 4 прыжка – для одиночников;

● «артистическая» произвольная программа продолжительностью 3 минуты 30 секунд – без прыжков (также для одиночников);

● прыжки, заканчивающиеся падением, будут получать только 20% базовой стоимости;

● 6-минутная разминка перед каждой группой фигуристов будет проходить вне эфира.

Ранее РИА Новости сообщали, что среди продвигаемых изменений – следующие: 

● проводить основной сезон с сентября до середины апреля;

● два полуфинала Гран-при встроить в начало-середину января (в сезонах, когда нет Олимпиады). При таком регламенте финал Гран-при пройдет на стыке января и февраля, а чемпионат мира – в первой половине апреля;

● ISU хочет обязать фигуристов во всех дисциплинах готовить по две произвольные программы на сезон (в дополнение к одной короткой) «для повышения универсальности и артистизма».

Можно дискутировать о том, хороши эти реформы или нет – оценка, скорее, зависит от личных предпочтений каждого болельщика. К примеру, любителям хореографии вполне может нравиться идея артистических программ – и в то же время она явно раздражает любителей прыжкового контента. 

Как по мне, идея конкретно с реформой программ – провальная, поскольку гиперболизирует две крайности: фигурное катание как прыжковый турнир и фигурное катание как балет. Тем самым категорически обнажая недостатки перекоса в обе стороны.

Физика и химия, рациональное и духовное, техноутописты и искусствоведы должны существовать в гармонии – только при наличии противовеса все играет нужными красками. 

Самая идея фигурного катания – в сложном сочетании техники и компонентов – уничтожается. ISU расписался в том, что не способен заставить арбитров судить по правилам, а не по понятиям. Не способен противостоять давлению сильных федераций и злоупотреблению статусом отдельных фигуристов.

Вместо того, чтобы бороться с привязкой оценки за компоненты к удачным или неудачным прыжкам, ISU вовсе выкидывает прыжки из произвольной программы – это приблизительно как убивать комара ядерным оружием.

При этом никак не исчезнет проблема привязки надбавок и уровней к флагам и титулам, проблема «зачеток», «очередей», влияния школ и откровенно подковерного, кулуарного характера распределения мест. Вот почему в фигурном катании зачастую обесценивают то прыжки, то компоненты – и гармоничное развитие вида, где есть место и тому, и другому, становится невозможным. 

Однако мне крайне симпатично увеличение количества соревнований, удлинение сезона, подготовка двух произвольных программ, вынос 6-минутной раскатки вон из трансляции и более строгие наказания за падения. Хотя комично, что с начала нулевых ISU сделал все, чтобы заставить судей приветствовать падения как допустимый сопутствующий ущерб заходу на сложный элемент. 

Можно долго дискутировать о плюсах и минусах – посмотрим, какую часть этих реформ в итоге примут и в каком виде они дойдут до соревнований.

Куда интереснее здесь вот какое явление. В ISU, кажется, назрело фундаментальное понимание тупика, в который эта организация завела фигурное катание. 

Так, один из слайдов презентации ISU Webinar Figure Skating Future Vision 2026+, которую удалось раздобыть Филипу Хершу, посвящен печальной реальности и причинам назревающих изменений. 

Авторы презентации выделяют 4 основных блока проблем – на слайде, который называется «Реальность сегодня»:

1. Аудитория и посещаемость

  • цифровая вовлеченность падает на всех платформах;

  • наблюдается падение просмотров трансляций на основных рынках; 

  • сократилась посещаемость соревнований; 

  • наблюдаются трудности с привлечением более молодого поколения.

2. Жалобы вещателей

  • нестабильный уровень света, влияющий на качество трансляции;

  • переменное положение позиции и углов камеры;

  • плохое качество микширования музыки и низкие стандарты звучания;

  • неудовлетворительный опыт правообладателя.

3. Операционные проблемы

  • несовместимые стандарты проведения мероприятий, отличающиеся от организатора к организатору;

  • нестабильное качество льда и услуг для спортсменов;

  • жалобы участников на питание и гостеприимство;

  • непредсказуемый опыт мероприятия.

4. Коммерческое влияние

  • фрагментированное управление правами и нестабильная поставка продукта привели к размыванию коммерческой ценности, что затрудняет поиск спонсоров и партнеров-вещателей. 

В заключение авторы приходят к выводу, что «это недопустимо для продукта мирового класса. Без вмешательства эти тенденции будут и дальше ослаблять мероприятия и снижать глобальный авторитет этого вида спорта».

Тезисы, изложенные в документе, дают, наконец, вздохнуть полной грудью.

Когда то, что давно лежит на поверхности, наконец проговорено и, кажется, осознано. Мы постоянно говорим о проблеме фигурного катания как плохого продукта в подкасте «Чистый хвост», а я регулярно публикую колонки, где констатирую (временами) невозможность получения удовольствия от просмотра.

Точно такие же ощущения глотка свежего воздуха чувствуешь от нашумевшего монолога Дмитрия Козловского о женском турнире на прошедшем чемпионате Европы. 

«Я вообще сказал бы, что эта ситуация с 38 участницами демонстрирует очень серьезную проблему. Надо понимать, что спорт не решает каких-то архиважных задач. В первую очередь спорт – это бизнес. Он должен быть бизнесом. И 38 спортсменок – это не тот продукт, который можно качественно продать. 

Если бы эти 38 спортсменок были бы с четверными прыжками, с тройными акселями, с идеальными прокатами – возможно, это можно было бы продать. Но в текущих условиях чемпионат Европы в женском одиночном катании – это по факту турнир, который в первую очередь интересен самим спортсменам, которые хотят получить какую-то награду.

Он интересен их родителям и ближнему кругу. В большинстве своем, на 95%. В остальном – это не та вещь, за которую люди будут готовы платить деньги. Я думаю, что количество людей на трибунах это подчеркивает», – заключил Дмитрий.

Удивительно, как долго в этом веке фигурное катание живет в архаике, надеясь не то на преданность редеющей и стареющей группы поклонников, не то на формулу «и так сойдет».

Хотя по факту становится продуктом, сильно уступающим, например, фигурному катанию 80-х и 90-х (у которого, по крайней мере, не было проблем с доходами от продажи телеправ и бешеным интересом аудитории – пусть порой он и был вызван покушением). И это – в эпоху расцвета и даже переизбытка видеоконтента, стремительного роста привлекательности различных видов спорта.

Когда стриминговые сервисы, окончательно зашедшие на рынок спортивных трансляций, уже не метафорически, а напрямую толкают спорт в конкуренцию с сериалами и документальными фильмами. Когда только ленивый не говорит об экономике внимания, где главный актив и рынок – это внимание аудитории, за которое и происходит борьба. 

В этом мире нетфликса, тиктока, рилсов, английской премьер-лиги и невероятного количества развлечений фигурное катание почему-то позволяет себе быть нишевым, локальным видом, не имеющим амбиций ни к зарабатыванию денег, ни к конкуренции с другими видами спорта, ни к росту.

Оно всерьез не считает важным объяснять людям, ради чего они должны потратить больше четырех часов на просмотр не слишком хорошо катающих мужчин и женщин – как это было с одиночниками на последнем чемпионате Европы.

Даже я, неравнодушный к фигурному катанию человек, не понял, почему должен выбрать прокаты братьев Селевко, а не просмотр матча «Манчестер Юнайтед» – «Манчестер Сити».

Мне не вполне нравятся реформы, которые предлагает ISU. Однако восстановление связи с реальностью и осознание места фигурного катания в мире спорта и, что даже более важно, в мире контента – едва ли не более важный процесс, чем очередные идеи для правил.

Вероятно, однажды мы дождемся не манипуляций с деталями правил (прыжки, GOE, ценз, компоненты – все это и так меняется едва ли не каждый сезон), а более серьезного прыжка из прошлого в будущее.

По-настоящему фигурному катанию нужны не очередные новые правила, а трансформация самого подхода к тому, как должен создаваться современный спорт. 

Фото: ISU, скриншот трансляции Окко; Gettyimages.ru/Carl Recine