8 мин.

Трагедия на Пике Победы: наша альпинистка уже две недели на склоне, ее спасатель погиб

Еще одна трагедия в альпинизме – россиянка Наталья Наговицина, вероятно, погибла на Пике Победы в Кыргызстане.

Официального подтверждения нет (да и может не быть в ближайшие месяцы), но... Наговицину пытались спасти 12 дней – помешала погода.

Конечно, это не единственная гибель в горах в этом сезоне – даже не единственная в окрестностях и не единственная с гражданином России. Но из-за сюжета и растянутости поисков к случаю с Наговицыной особое внимание.

Что же случилось?

4 года назад у Натальи на горе умер муж – она была с ним до конца

Наговициной 47 лет, она с детства посещала туристическую секцию, но начала заниматься альпинизмом только в 2016 году.

В 2021-м горы отняли у Натальи мужа – тот погиб во время совместного восхождения на пик Хан-Тенгри.

У Сергея на высоте 6900 м случился инсульт, его парализовало. Спасатели убеждали Наталью спускаться в одиночку, но она отказалась и осталась с мужем: привязала его к себе, отпаивала чаем, пыталась согреть.

Но когда спасатели все-таки добрались до супругов, Сергей был мертв.

После трагедии Наговицина не забросила хобби. Год спустя после смерти мужа она все-таки покорила Хан-Тенгри и установила там памятную табличку.

Сломала ногу на спуске, а товарищ умер, пытаясь ее спасти

В этом августе Наговицина отправилась на Пик Победы вместе с тремя другими альпинистами: россиянином Романом Мокринским, немцем Гюнтером Зигмундом и итальянцем Лукой Синигильей.

Этот пик – самая высокая вершина в Кыргызстане (7439 м), наивысшая точка системы Тянь-Шань и вообще одно из сложнейших горных испытаний на планете.

Наговицина и ее спутники успешно взошли на Пик, но в самом начале спуска Наталья сорвалась – упала на острый гребень, который прозвали «Нож», и сломала ногу.

Тем временем погода ухудшалась. Наговицина не могла идти самостоятельно – Мокринский оказал ей первую помощь и помог добраться до более безопасного места. Но решил идти дальше один, а потом попросить помощи в ближайшем базовом лагере.

Зигмунд и Синигилья к тому моменту успели спуститься ниже. Узнав о проблеме россиянки, они отправились на помощь.

13 августа немец и итальянец принесли Наталье спальный мешок, горелку, еду и газовый баллон. Но из-за плохой погоды вдвоем эвакуировать ее не сумели. Альпинисты заночевали вместе с Наговициной в палатке, так как слишком устали во время подъема, и на следующий день отправились вниз.

По пути назад Синигилья обморозил руки. Позже оба альпиниста снова попытались добраться до россиянки, но уже по другому маршруту – через пик Важа Пшавела.

Но вскоре итальянцу стало плохо – у него начался отек мозга, он умер спустя сутки, 15 августа. Его тело до сих пор лежит в пещере на высоте 6800 м. Зигмунда удалось эвакуировать – сейчас он в больнице в тяжелом состоянии.

Спасательный вертолет чуть не разбился

17 августа в дело включились власти Кыргызстана – послали за Наговициной военный вертолет Ми-8, но из-за плохой погоды он не долетел и чуть не разбился – совершил жесткую посадку на высоте 4600 м.

«При попытке приземления на высоте примерно 4,9 тысячи метров из-за погодных условий, из-за состояния снежного покрова, к сожалению, наш борт совершил жесткую посадку. Проще говоря, мы упали», – рассказал руководитель спасательной группы Александр Семенов

К тому же пилот получил компрессионный перелом позвоночника, а один из спасателей – вывих тазовых костей. Обоих вытащили с горы другим вертолетом, а заодно и партнеров Наговицыной – Мокринского и Зигмунда.

Через два дня, 19 августа, к Наталье отправилась группа военных спасателей Кыргызстана вместе с несколькими опытными альпинистами. В тот же день смогли запустить дрон и убедиться, что Наговицина жива – она лежала в палатке в спальном мешке и изредка шевелилась. Но, скорее всего, у нее закончились все припасы: еда, вода и газ в баллонах.

Параллельно на Пике Победы и Хан-Тенгри развернули еще одну спасательную операцию – из-за плохой погоды пришлось эвакуировать с вершин 62 альпиниста, туристов и даже других спасателей. А еще – тело россиянина Алексея Ермакова, который погиб на Хан-Тенгри 16 августа.

Вывозили людей двумя вертолетами. Но до Натальи добраться не могли – она осталась в очень неудобном месте.

«Нужно пройти примерно двухкилометровый гребень – острый, который проходят в кошках с ледорубами.

Непонятно, как нести человека, это будет двойная нагрузка – и риск для жизни того, кто будет нести. Санки там везти невозможно – они будут соскальзывать», – говорил мастер спорта по альпинизму Алексей Шустров.

Спасатели планировали добраться до россиянки за 5 дней, но снова вмешалась погода.

23 августа МЧС Кыргызстана свернуло спасательную операцию – альпинисты вернулись. Руководителю группы Виталию Акимову стало плохо. Видимость на Пике Победы была близка к нулевой.

В МЧС признали – шансов на выживание Наговициной нет.

Впрочем, последний шанс, хоть и крошечный, еще остался – 25 августа на Пике Победы обещают последний в этом сезоне ясный день. 

По словам члена Федерации альпинизма России Анны Пиуновой, на место, где лежит Наталья, отправят дрон – если альпинистка подаст признаки жизни, то ее попробуют снять с вершины еврокоптером, который поведет пилот из Италии. 

Если не выйдет – то вернуться на место трагедии спасатели смогут только в июне 2026-го.

«По сути, группа была обречена». Что пошло не так?

Председатель комиссии по классическому альпинизму Федерации альпинизма России Александр Яковенко считает, что трагедия случилась из-за плохой подготовки Наговициной и ее напарников: «Наталья, как и ее напарники по группе, были не подготовлены к этому восхождению. По сути, группа была обречена.

Таким решением они взяли ответственность и за себя, и за своих близких, и за всех, кто переживал и спасал их все это время».

Согласен с этим и вице-президент Федерации альпинизма России Александр Пятницын: «У нее не было должной подготовки к подобным сложнейшим маршрутам.

Это сложнейшая высота, подготовка к которой требует времени. Без этого идти туда крайне опасно для жизни. Попав в ЧП, оттуда еще никто самостоятельно не возвращался. Все эти люди остались лежать там, к сожалению».

Пик Победы – крайне сложный. Примерно треть альпинистов не возвращается

Пик Победы – одна из самых сложных для восхождения вершин в мире. Показатель успешных покорений крайне низкий.

«Пик Победы входит в десятку самых сложных вершин мира. У пика плохая статистика – почти 30% смертности среди альпинистов, это один из самых высоких показателей в мире, наравне с горой Аннапурной в Гималаях. Ежегодно там погибают люди, ежегодно там проходят спасательные операции», – рассказал глава федерации альпинизма Кыргызстана Эдуард Кубатов.

Обычно на восхождение уходит более трех недель, включая время на акклиматизацию. Подъем начинают с 4000 метров, на пути – 4 базовых лагеря, последний на высоте 6400 м.

На пути – много ледовых и скальных участков, причем на высоте около 6000 м.

Плюс погода там всегда очень сложная – сильный ветер, мощные снегопады, температура не выше -20 градусов, причем может резко падать до -40. Опасны и лавины – альпинисты нередко попадают под обвалы. Сезон восхождения – с июля до конца августа.

На Пике Победы погибло около 100 альпинистов – и это только подтвержденные случаи. Несколько экспедиций пропали без вести. Даже сейчас на склоне остаются 16 тел погибших.

На этой вершине погибли известные российские альпинисты. Например, Сергей Балданов умер от переохлаждения в 2007 году, остановившись в 239 метрах от вершины.

А две недели назад Пик Победы забрал опытнейшего Николая Тотмянина, который совершил более 200 восхождений и дважды поднимался на Эверест без кислорода. В начале августа Тотмянин в 66 лет в восьмой раз поднялся на Пик Победы и успешно спустился, но уже внизу не выдержало сердце.

В тексте использованы цитаты BBC, «Известия», «Газета.ru», ТАСС.

Фото: instagram.com/natalina_1022; РИА Новости/Евгений Епанчинцев; alpfederation.ru