Евгений Бурин: «Российские игроки не ленивые. Надо найти к ним подход и понимание»
27 июля у многих получается непростым. Сборная России завершила последние приготовления и отправилась в Лондон. ЦСКА прощается с Кириленко и Шведом и встречает своих новых героев. Но российский баскетбол не ограничивается исключительно главными новостями: остальные его участники никуда не делись и уже готовятся к новому сезону.
Кипит жизнь и в довольно необычном месте: в десяти минутах от Белорусской, на территории кадетской школы, вкатываются в сезон участники летнего лагеря, который решил организовать новый тренер по физподготовке молодежного проекта ЦСКА Евгений Бурин. Работа в главном клубе страны начнется через несколько дней, а пока в рамках, как оказалось, революционного проекта тренер начинает беговую разминку вместе с Анатолием Кашировым, Андреем Ивановым, Максимом Захаровым…
- Когда появилась идея?
– Идея зародилась еще несколько лет назад. Просто воплотилась она сейчас, появилась возможность. Я никогда не понимал, почему летом игроки ничего не делают, ходят бесхозные или уезжают куда-то далеко тренироваться. Мне кажется, что у нас в России есть огромный тренерский потенциал, который не уступает никому в мире. И вплане физических кондиций, и баскетбольных тренировок – все это можно получить здесь в полном объеме. Не нужно для этого ехать в Сербию или Хорватию.
- Сами они не могут заниматься?
– Как показал мой опыт – а я всегда даю задания на лето – из 10-12 игроков команды занимаются три-четыре, да и то эпизодически. Нужна огромная сила воли, чтобы заставить себя тренироваться самому. Ты все время даешь себе поблажки. Чаще говоришь: «Ой, сегодня я устал, плохо спал, долго ехал». Это очень тяжело. Когда до сезона далеко, заставить себя очень сложно. Здесь же работать и тяжелее, и комфортнее. Потому что есть тренер, который поможет определить нагрузку.
Я всегда всех призываю проводить индивидуальные тренировки по ОФП, броскам, еще чему-то с тренером, потому что тогда они получаются гораздо более эффективными.
- Не было мысли объединить усилия с тренером по индивидуальной работе с игроками?
– Мысль была, но в этом году не получилось. В следующем году я хочу повторить это все и в Санкт-Петербурге, и Москве и привлечь какого-нибудь специалиста из баскетбольных тренеров, тогда ребятам будет вдвойне интереснее.
Конечно, российского тренера. Можно было бы пригласить тренера из Америки или из Испании, но грамотные специалисты есть и здесь, мы просто не привыкли использовать свой потенциал. Мне кажется, что надо избавиться от лишней скромности. Есть люди, которые хотят работать. Возможно, здесь не заработаешь больших денег. Но ведь это только начало! Сам факт процесса работы важнее. Понятно, что и моя цель – заработать, но сама идея гораздо важнее. Это не одногодичный проект, я хочу делать это каждый год. Постепенно это будет развиваться, и число участников будет расти. У нас есть специалисты, есть много великих игроков, которые блистали в 90-е – серебряные призеры чемпионата мира, бронзовые призеры чемпионата Европы. Сейчас они все закончили и многие из них хотят и не могут найти работу. Это же огромный опыт, а мы его сами хороним, зачастую приглашая сомнительных специалистов из-за рубежа. Я не против иностранных тренеров и первый готов перенимать их опыт и делиться своим, но надо понимать, что классных тренеров, у которых нужно учиться, в мире просто мало, а брать по принципу: иностранец, значит, что-то знает, по-моему, глупо.
***
Пока все ждут опоздавшего Матеранского, которого тренер позвал подтянуть форму перед Олимпиадой, атмосфера школьного урока физкультуры становится все более ощутимой: Каширов, Нелюбов и Фомин притащили откуда-то футбольный мяч и устроили веселую преамбулу к тренировке. Легкомысленное московское лето, кадетское училище и свежий запах находящегося по соседству ипподрома добавляют энтузиазма: безумные удары и дикие прыжки отчетливо показывают, что никакая тренировка не способна помешать хорошему настроению.
Бурин не усмиряет двухметровых малышей, но тем временем замышляет для них достойную расплату – в разных местах площадки материализуется спортивный инвентарь, с помощью которого сегодня будет решаться задача дня.
- Какая концепция у лагеря?
– Лагерь проходит в формате 10 тренировок. Обычно длится он 11 дней, включая один выходной. Тренировки проходят раз в день и длятся от часа до двух в зависимости от объема работы.
Все тренировки разные. Вчера была работа больше скоростного плана, сегодня – координация, баланс, немного выносливости. Направления чередуются. Три типа тренировок, и они повторяются три раза. Тут задача – подготовить тело спортсмена к дальнейшей работе на весь год и к началу предсезонной работы.
- Здесь игроки готовятся к сезону. А в Санкт-Петербурге?
– Там были ребята помоложе. Ребята из молодежных команд, из «Спартака» и без контракта. Они тренировались сами. Их агент Станислав Рыжов решил, что им лучше тренироваться со мной. Мы работали на стадионе. Получился продуктивный сбор. Хорошие условия. Там это был стадион института физкультуры.
– На кого лагерь ориентирован?
– Этот – на профессиональных игроков. Была пара-тройка запросов от игроков любительского уровня, но я не стал смешивать. Если соберется группа любителей, то можно заниматься с ней параллельно, не пересекаясь. Думаю, что профессиональным игрокам будет не очень комфортно рядом с любителями.
- Какие задачи ставятся перед игроками?
– Здесь три человека только что приехали из Хорватии, где работали с индивидуальным баскетбольным тренером. Чтобы не было разрыва, они занимались со мной. Заканчивается этот лагерь, они начинают тренироваться с командой. Все получают конкретный индивидуальный план, с которым они могут дотренироваться до того времени, пока не прибудут в расположение своего клуба. Это толчок, чтобы они отсюда начали и пошли наверх.
Я не думаю о том, чтобы продлевать сроки лагеря. Так было запланировано изначально. 11 дней, 10 тренировок. С 1 августа я сам начинаю работать. Возможно, мы еще будем проводить индивидуальные занятия, но с одним, с двумя, с тремя.
***
Ассоциация с уроком физкультуры оказалась слишком заманчива: сразу начинаешь искать отражение качеств игрока в его работе на тренировке. Кто-то, как кажется, все же пытается сачкануть, кто-то бравирует идеальным выполнением задания. Тренер все видит гораздо лучше, но, если и вмешивается, то максимально деликатно:
– Я сейчас больше ориентируюсь на их самосознание. Они понимают, что пришли сюда работать. Я не могу их заставить. Точнее могу – могу начать кричать. Но это не ни к чему. На данный момент сезона не нужно, чтобы они делали через силу. Наша задача – подготовиться. Избежать травм, чтобы не было никаких перегрузок, более спокойно. Я даю им какой-то ориентир, 40 повторений – если человек сделал 30 и больше не может – не надо. Не надо выкладываться. В команде будет совершенно иначе – там будет выполнение всего через не могу. Другая работа. Здесь же все либерально. Здесь важно подготовиться к началу работы. Чтобы ничего не болело. Чтобы связки укрепились. Здесь нет упражнений на развитие качеств, выносливости, на то, чтобы поднять скорость.
У игроков есть обязательства перед клубом, и у меня есть обязательства перед игроками. Я не могу их нарушить. Мы работаем в свободном режиме. Серьезно работаем, но наша цель в том, чтобы не было никаких травм. Мы постоянно начинаем с профилактических упражнений на голеностопы, колени. Каждая тренировка начинается с 20-25 минут разминки на профилактику. Потом идет 25-30 минут основной работы. И потом немного бегаем – работаем над скоростной выносливостью. На этом все заканчивается.
- Есть такой миф, что российские игроки ленивые. Вам сложнее с ними работать?
– Последнее время все стало меняться. Все больше людей работает, ищет тренеров. Видно, что с каждым годом все меняется в профессиональную сторону. Российские игроки не ленивее остальных. Это стереотип. Может, российские тренеры не требуют многого. Но это тоже не так. Я много требую, и у меня работают все – и россияне, и не россияне. В этом лагере все работают хорошо.
Да, кого-то нужно подгонять, но это работа тренера – найти мотивы, чтобы человек работал. На кого-то нужно крикнуть, кого-то – похвалить. Понятно, что нельзя дать задание и уйти. Нужно стоять и смотреть, как делают. Руководить процессом. Важен индивидуальный подход – не можешь сделать 10, сделай 5,но сделай красиво. Тут вопрос самосознания. Я никого не буду гонять. Российские игроки не ленивые. Надо найти к ним подход и понимание. Иностранные игроки тоже приезжали с таким пафосом, что в России нет тренеров, потом начинали работать, меняли свое мнение, и процесс шел очень хорошо.
- Есть что-то, что радикально отличает эту подготовку от тренировки в клубе?
– За 10 дней ничего кардинально изменить нельзя. Можно чуть подсобрать, войти в форму, но какие-то навыки приобрести можно. Можно качественно улучшить и укрепить связки. Это важная монотонная работа, но в клубе она отходит на второй план. Самостоятельно эту нудную монотонную работу никто не хочет делать. Ходьба на внешней/внутренней стороне стопы – все эти вещи известны, но нужно заставить это делать. Так вот мы это делаем каждый день. И они относятся с пониманием, потому что знают, что это их здоровье в сезоне.
- Сегодня они уже не будут тренироваться?
– Думаю, нет. Вчера вот Саша Фомин потренировался и сегодня был никакой. В этот период одно-, двухчасовой тренировки в день вполне достаточно. В идеале нужно было бы остаться еще побросать, но, как показывает практика, у них сил почти не остается. Хотя все происходит в либеральном ритме. Тут просто некуда спешить. У меня запланирована работа, и мы ее сделаем. Сделаем не за 45 минут, как в команде, когда я знаю, что у меня есть 45 минут, а затем начинается баскетбольная часть, и мне нужно гнать. Плюс я называю общее количество, но не число подходов.
***
Тренеры по физподготовке – ходячие энерджайзеры. Бурин успевает воодушевлять участников лагеря собственным примером, подмечать ошибки и вдохновлять на более энергичную работу.
- Помимо материальной, какая у вас лично мотивация?
– Я хочу доказать, что такие вещи возможно делать в России. У нас этого никто не делал. До сих пор не могу понять почему.
- Почему нет? В чем сложность?
– Может, лень. Мне не лень, я сделал.
- Чем занимаются тренеры летом вообще?
– Кто-то рыбу ловит, кто-то на даче сидит. Может, кто-то и работает. Я вот – работаю. В принципе сделать это не сложно. Все вопросы решаемы. Можно прийти, взять в аренду зал, заниматься. Проблем нет. Одна из целей – показать, что все это можно делать у нас, никуда не надо ездить. Как показывает практика, все готовы приезжать сюда. В АСБ пригласили к нам американского тренера, в Казани тоже. Они приезжают. Сейчас в Европе нет денег. Они приедут сюда за разумные деньги, не надо платить миллионы.
- Какое будущее у этого проекта?
– Мы планируем проводить два лагеря летом: один в Санкт-Петербурге. Возможно, по срокам будет только один в Москве с привлечением баскетбольных тренеров. Вообще изначально лагерь ориентирован на тех, кто живет в Москве. Чтобы не было затрат на переезд, на гостиницу, на питание. Эти люди живут либо у себя дома, либо у друзей. Получается, за нормальные деньги (плата за участие составляет 11 тысяч) вы получаете тренировки хорошего качества.
***
Завершается все мотивирующей речью тренера Бурина:
– Толя, надо ставить перед собой самые высокие цели. Будешь мечтать об НБА, обязательно заиграешь в Европе…
– Моя цель – играть на уровне ПБЛ.
– Да не, ну какая это цель?! Надо если ставить цель, то метить сразу в президенты. Я тебя так, к примеру, говорю. Президентом России ты, может, не станешь, но зато чиновником станешь. Может, гаишником станешь…
***
Вернее, нет. Завершается все немного позже. Когда тренер уходит, игроки снова вытаскивают потрепанный футбольный мяч и продолжают диковатую пляску с ударами по воротам. Ровно до того момента, как Толя Каширов не выбивает его на территорию ипподрома. Вот теперь тренировка закончена.