15 мин.

Битва за мат в «Ф-1»: босс всех гонок против языка пилотов – кто победил?

В прошлом году ФИА объявила брань в автоспорте вне закона.

Президент федерации Мохаммед бен Сулайем разозлился на матерящихся пилотов и заявил о необходимости различать автоспорт и рэп – ведь гонщики не рэперы.

«Мы не такие. Я был гонщиком, я знаю. В пылу борьбы, когда ты разочарован, что другой пилот тебя выдавил… Я испытывал злость, когда пилотировал на песке. Но надо помнить о своем поведении, быть ответственными людьми.

С нынешними технологиями все транслируется в прямом эфире, все записывается. Представьте, что вы сидите со своими детьми или внуками, смотрите гонку, и вдруг кто-то говорит все эти плохие слова. Что скажут ваши дети или внуки? Чему вы их научите, будь это ваш спорт?» – сказал 14-кратный победитель чемпионата Ближнего Востока по ралли.

Сулайем то и дело объяснял, что заботится об имидже гонок и подрастающем поколении, обвинял прессу, что его безосновательно демонизируют (не только из-за попыток вычистить ругань из трансляций). Ведь все элементарно:

«Если ты можешь контролировать себя при управлении болидом «Формулы-1», то можешь контролировать и что говоришь…По-моему, мы просим не так уж много. В этом нет ничего нового. Эти правила ФИА в данной области действуют еще с 1972 года».

Параллельно планировались не просто штрафы и контроль за поведением на пресс-конференциях, но и ограничения трансляции командного радио в прямой эфир – если там проскальзывали «запретные» слова.

Идея жутко не понравилась пилотам (не только в «Ф-1»), которые в качестве ответа устроили несколько протестов – местами настолько ярких, что проигнорировать их оказалось невозможно.  

Ферстаппен – первая жертва ФИА. Пилоты заняли сторону Макса

На прошлогодней пресс-конференции перед этапом в Сингапуре пилота «Ред Булл» спросили о проблемах на предыдущем Гран-при в Баку – и Макс ответил, что машина «была дерьмом» (was f***ed).

ФИА не оценила душевный порыв гонщика и отправила его на общественные работы (Макс дал пару уроков молодым пилотам из Руанды).

Нидерландец ответил запомнившимся бунтом: после квалификации в Сингапуре давал односложные ответы в духе вариантов из опросов: да/нет/возможно/не знаю.

Для нормального разговора он предложил журналистам собраться в паддоке после официальной сессии.

«Считаю произошедшее смехотворным – зачем вообще давать полные ответы? Оказывается, за это можно получить штраф. Я предпочту не говорить много, поберечь голос, а интервью можно дать где-то еще, если вам нужны мои ответы».

Другие пилоты (например, Льюис Хэмилтон и Ландо Норрис) поддержали Макса и начали уходить от ответов в интервью фразами в духе: «Если скажу как есть, то получу общественные работы». Так, например, поступили Шарль Леклер и Даниэль Риккардо.  

По словам председателя Ассоциации гонщиков Гран-при (GPDA) и бывшего пилота «Ф-1» Алекса Вурца, ФИА не обсудила с участниками чемпионата новую политику, а «сразу же перешла в публичное поле и выписала штраф», что очень не понравилось пилотам.

Однако федерация проигнорировала недовольство гонщиков – и через пару этапов нашла новую жертву в лице пилота «Феррари» Шарля Леклера. На пресс-конференции после Гран-при Мехико монегаск рассказывал о трудностях с излишней поворачиваемостью болида – и произнес слово f*ck.

«Простите! О нет! О нет! Я не хочу присоединиться к Максу!» – сказал монегаск с улыбкой.

Но ФИА все услышала: после сессии с Шарлем побеседовали.

Через неделю (да, с этим возились так долго) ему выписали штраф в 10 тысяч евро – из которых половина оказалась условной со сроком в 12 месяцев. И это еще «со скидкой», так как судьи учли извинения Леклера и тот факт, что употребленное слово не было направлено против какого-либо человека. 

Пилоты снова не одобрили и решили действовать серьезнее.

Ассоциация гонщиков обратилась к ФИА – федерация отреагировала, но не сразу

Спустя несколько дней после штрафа Леклера GPDA завела соцсети, через которые напрямую обратилась к ФИА с открытым письмом:

«Как в любом спорте, участники должны следовать решениям судьи, нравятся они или нет, согласны с ними или нет. Так работает спорт. Гонщики (наши члены) ничем не отличаются и полностью это понимают.

Наши члены – профессиональные пилоты, выступающие в «Формуле-1» – вершине международного автоспорта. Это гладиаторы, которые каждый уик-энд выдают прекрасное шоу для болельщиков.

Что касается мата, есть разница между ругательствами, направленными на оскорбление других и более бытовой бранью – скажем, ты можешь описать плохую погоду, неодушевленный предмет, например, машину «Формулы-1», или ситуацию в гонке.

Мы призываем президента ФИА [Мохаммеда бен Сулайема] следить за собственным тоном и выражениями, когда он обращается к пилотам или обсуждает их публично или непублично. Более того, наши члены являются взрослыми, они не нуждаются в инструкциях через прессу о столь тривиальных вещах как использование ювелирных украшений и нижнего белья.

Ассоциация бесчисленное количество раз высказывалась о том, что денежные штрафы пилотам неуместны в нашем спорте. В последние три года мы призывали президента ФИА поделиться деталями о том, как распределяются денежные штрафы и куда направляются средства. Мы также выражали обеспокоенность негативным влиянием денежных штрафов на имидж нашего спорта.

Мы вновь требуем у президента ФИА обеспечить финансовую прозрачность и прямой, открытый диалог с нами. Все заинтересованные стороны (ФИА, «Ф-1», команды и Ассоциация) должны совместно определить, куда направлять деньги на благо нашего спорта.

Ассоциация стремится сотрудничать конструктивно со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с президентом ФИА, ради продвижения нашего прекрасного спорта на благо всех, кто работает в нем, платит за него, смотрит его и любит его. Мы играем свою роль».

Письмо осталось без ответа.

Вместо этого в начале 2025 года ФИА ужесточила штрафы. У каждой серии они свои, и для «Ф-1» ввели безумные наказания: за первое нарушение – 40 тысяч евро, за второе – 80 тысяч и условное отстранение на один месяц, за третье – 120 тысяч, месячная дисквалификация и вычет очков.

Параллельно Сулайем продолжил рассуждать об ужасах мата и необходимости контролировать речь пилотов – в том числе в рамках радиопереговоров.

«Закроем ли мы прямые эфиры радио? Возможно. Введем ли мы задержку? Возможно. Многое можно сделать с промоутерами. Мы все еще являемся владельцами чемпионата», – говорил президент.

В зимнее межсезонье ФИА получила волну недовольных комментариев – причем запрет на ругань в рамках пресс-конференций и прочих официальных мероприятий восприняли вполне нормально. Гоночное сообщество больше взволновало решение о радиопереговорах – и в этом беспокойстве к пилотам «Ф-1» присоединились эксперты (в том числе в лице бывших гонщиков) и руководители команд.

К примеру, действия ФИА сильно возмутили экс-пилота Хуана-Пабло Монтойю:

«Вопрос в том, кого мы хотим видеть в «Формуле-1»? Каких гонщиков? Маленьких принцесс или сильных личностей? Хотите ли вы видеть суровых парней, которые могут злиться, выплескивать эмоции, сражаться друг с другом на трассе с той страстью и той любовью к гонкам, которые нам так нравятся, которые ставят на кон все?

Я все понимаю, у «Формулы-1» есть и юная аудитория. Однако в современном мире дети могут услышать подобные выражения и в школе, и даже в детском саду».

Шеф «Мерседеса» Тото Вольфф также не в восторге:

«Мы бы не хотели заглушать гонщиков и их эмоции. Если мы на официальной пресс-конференции, если у тебя берут интервью – это совсем другие условия и обстоятельства. Но когда гонщик за рулем болида, если он никого не оскорбляет, я бы оставил все как есть».

Пилот «Уильямса» Карлос Сайнс назвал подход ФИА перебором:

«Мне кажется, что контролировать себя в таких ситуациях [как пресс-конференции и интервью] не так уж сложно. Нужно ли за это штрафовать и нужно ли контролировать пилотов? Я не знаю. Но я выступаю за то, чтобы гонщики вели себя воспитанно и вежливо перед микрофонами.

И в то же время я считаю, что попытка ограничивать и контролировать переговоры по радио – это уже чересчур. Ведь нужно помнить об адреналине, о давлении, под которым находятся пилоты во время гонки. Так что да, я считаю, что штрафы и так далее от ФИА за подобные вещи – это уже слишком».

А вот гонщик «Заубера» Нико Хюлькенберг топит за полный хардкор:

«Я никогда не слышал, чтобы люди – будь то фанаты «Формулы-1» или случайные зрители, – жаловались на поведение или манеру общения гонщиков, что они подают плохой пример. Напротив. Как мне кажется, людям нравится, когда спортсмены выражают эмоции, когда они могут говорить все как есть, что они думают и чувствуют».

Такой напор вынудил ФИА прояснить ситуацию. Гигантские штрафы никто не отменил – зато пилотам разрешили использовать брань при переговорах по радио (но только в случае выражения эмоций).

Объяснения успокоили пилотов «Ф-1» – но вопросы появились у участников другого чемпионата мира.

Штраф за мат всполошил еще и ралли: пилоты устроили бунт

Этап ралли делится на несколько спецучастков (обычно чуть меньше 20). Сразу после каждого финиша пилоты дают короткое интервью из машины по ходу трансляции. 

На втором этапе WRC (чемпионата мира по ралли) в Швеции пилот «Хендэ» Адриан Фурмо попал в неприятную ситуацию: его шлем оказался не застегнут, и по правилам безопасности француз был вынужден остановить машину и застегнуться – из-за чего потерял около 20 секунд.

На следующий день после финала ралли Фурмо вспомнил о своем провале: «Вчера мы облажались [f*cked up]».

За такой комментарий пилота оштрафовали на 10 тысяч евро, а за повторение инцидента пригрозили добавить еще 20 тысяч.

Раллисты долго терпеть не стали: тут же создали Альянс гонщиков мирового ралли WoRDA (что-то по типу формульной GPDA) и обратились к ФИА с открытым письмом – которое, как и в случае с «Ф-1», в федерации проигнорировали.

Тогда пилоты WRC усилили давление – и сделали это покруче, чем их коллеги из Гран-при. На следующем этапе в Кении – Ралли Сафари – раллисты отказались давать интервью после спецучастков. Лишь кратко объяснили в начале уик-энда, что в этот раз без комментариев.

А потом просто молчали.

Некоторые по-своему издевались: например, действующий чемпион Тьерри Невилль изъяснялся на французском вместо принятого английского (Тьерри родом из Бельгии).

А Фурмо как-то раз и вовсе ответил фразой: «Акуна Матата».

ФИА тут же признала поражение и выразила готовность все обсудить. Переговоры состоялись после ралли – и перед следующим этапом пилотам все-таки разрешили ругаться по радио и в интервью после финиша. Условия, правда, такие же, как в «Ф-1»: брань должна выражать эмоции, без цели кого-либо оскорбить.

Но даже это не стало точкой во всей истории.

ФИА утвердила новую систему и разрешила мат, но пилоты все равно недовольны

В середине мая федерация в очередной раз внесла изменения в спортивный кодекс. Нововведений немного – и скорее это можно назвать фиксацией достигнутого.  

Ругаться можно – но только в рамках радиопереговоров по ходу Гран-при и на финишах спецучастков в случае ралли. На пресс-конференциях и в интервью от пилотов все так же требуют самоконтроля – денежные взыскания за нарушения снизили до 5000 евро.  

При этом для радиопереговоров сохранилось прежнее условие: брань не должна наносить моральный ущерб или вред ФИА и всем, кто имеет какое-либо отношение к федерации.

В противном случае будет применяться новая система наказаний:

● за нарушение со стороны гонщика во время соревнования (за исключением спринта и гонки) – штраф в виде потери минимум трех мест на старте следующей гонки;

● за нарушение со стороны члена команды во время соревнований (за исключением спринта и гонки) – штраф в виде потери минимум трех мест на старте следующей гонки для обеих машин команды;

● за нарушение со стороны пилота или члена команды во время спринта или гонки – как минимум 5-секундный штраф для гонщика.

Для подстраховки судьи получили возможность отменить наказание, если пилот или команда впервые нарушили правила.

Пилоты встретили обновления правил сдержанно. Более того, по словам гонщика «Мерседеса» и директора GPDA Джорджа Расселла, у них все еще остаются вопросы к ФИА:

«Мы говорим о ситуации, когда все вернулось на круги своя, потому что все это изначально было весьма нелепо. Конечно, мы рады видеть изменения, но такого с самого начала не должно было происходить – если это вообще имеет смысл.

Благодарить [ФИА] за изменения кажется немного неправильным, если учитывать, что мы изначально не должны были оказаться в таком положении.

Мы до сих пор не получили сообщения от кого-нибудь из высшего руководства ФИА. Так что да, все это выглядит немного подозрительно.

Хороший вопрос [почему президент Сулайем лично не обсудил ситуацию с пилотами]. Кажется, это сложнее, чем должно быть, но мы все высказали мнение. Не сказал бы, что мы достигли точки невозврата, но по крайней мере хочется увидеть готовность другой стороны к диалогу.

Думаю, мы высказались. Мы хотим вести беседу и диалог, мы не просим о многом».

История с матом – лишь часть откровенно неудачной политики главы ФИА

Помимо ситуации с руганью, можно вспомнить и другие просчеты президента Сулайема. Например, как он поссорился с «Либерти Медиа» (владельцем коммерческих прав на «Ф-1») из-за своих комментариев о роли федерации в коммерческих вопросах или как надоел командам «Ф-1» активной поддержкой сырого проекта «Кадиллака».

И ведь в ближайшие годы (а может, месяцы) могут произойти и более громкие скандалы.

Несколько недель назад BBC сообщила о новых планах президента по регулированию выборов главы федерации – которые пройдут уже в конце этого года. Сулайем хочет сдвинуть дедлайн для выдвижения кандидатов (которым нужно заранее заручиться поддержкой членов ФИА) на более ранний срок – по версии СМИ, это позволит ему запретить участие в выборах любому другому кандидату.

Предложение рассмотрят в июне.

Основным оппонентом действующего президента считается двукратный чемпион мира по ралли Карлос Сайнс-старший – который уже сообщил о намерении баллотироваться.

Пока что испанец значительно отстает от Сулайема. Мохаммед уже получил поддержку от 36 членов ФИА, а также пытается включить в правила о выборах президента пункт о «профессиональной порядочности». Предполагается, что это изменение направлено против Сайнса: его сын Карлос Сайнс-младший выступает за команду «Уильямс» в «Ф-1» – из-за чего возникает конфликт интересов, который может послужить поводом для снятия испанца с выборов.

«Большая часть предложений направлена на своего рода консолидацию власти, более централизованный контроль и попытку устранить независимые сдержки и противовесы», – сообщил один из членов ФИА на условиях анонимности.

Если история с матом кажется абсурдом, то страшно представить, что может случиться с автоспортом в будущем при явном авторитаризме Сулайема.

Что еще почитать о ФИА:

Фото: Mps Agency/Keystone Press Agency, Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency, Nikos Katikis/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Florent Gooden/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press