6 мин.

Славная охота

Сюжет

Большой летний перерыв в чемпионате, похоже, не слишком хорошо повлиял на некоторых гонщиков, хотя следует отметить, что их буйство в положительную сторону сказалось на зрелищности бельгийского этапа.

Старт в Спа – это всегда волнительное событие. Прямая тут не слишком длинная, поворот «Ла Сурс» резкий, 120-градусный, войти в который многие стремятся по внутренней траектории. Так что аварии тут – не сюрприз, тем более с участием малоопытных гонщиков, хорошо расслабившихся за время каникул.

Комментатор «Скай Спортс» Мартин Брандл любит повторять, что «Спа-Франкоршам» отделяет мальчиков от мужчин. Что ж, если говорить о Ромене Грожане, то эта поговорка правдива в полной мере – вновь, как и три года назад, француз не сдал экзамен на зрелость, став участником инцидента на первом круге. В этот раз, правда, он набедокурил не в «Ле Комб», а еще до первого поворота, но аналогии с событиями 2009 года все же нашлись: Грожан вышиб лидера чемпионата мира (тогда – Баттона, сегодня – Алонсо), а также прервал серию финишей лидера в очках. Если это хоть как-то утешит Фернандо, три года назад Дженсон все же выиграл титул.

Нынешний старт вышел нервным не только из-за Ромена, который метнулся поперек трассы и зацепил болид Льюиса Хэмилтона – на первом ряду дымил Кобаяси, а с третьей линии резко рванул (и совершил фальстарт) коллекционер разных штрафов Пастор Мальдонадо. Во всей этой заварушке (массовые метания в пелотоне, столкновения Хэмилтона, Грожана и Алонсо) избежать аварии умудрились или счастливчики, или те, кто начали гонку далеко позади, или просто плохо стартовавшие парни.

Баттону было чуть проще – все приключения произошли за его спиной, так что англичанину оставалось только реализовать потенциал обновленного MP4-27, с чем он успешно справился. Дженсон неожиданно быстро оторвался от преследователей, без проблем выдержал гонку с одним пит-стопом и заслуженно победил.

Борьба за остальные места оказалась более серьезная.

Стартовая авария серьезно перетасовала пелотон: Алонсо, Хэмилтон, Перес, Кобаяси и Мальдонадо освободили места другим пилотам – Райкконену, Хюлькенбергу, ди Ресте, Шумахеру, Риккардо и Верню, а оба пилота «Ред Булл» оказались в конце и за пределами Топ-10.

В то время как Баттон уходил вперед, Райкконен, напротив, боролся со своей машиной – E20 не только не держал темп лидера, но и не позволял оторваться от наседавших «Форс-Индии» и «Мерседеса». В конце концов, Кими уступил позиции Хюлькенбергу и Шумахеру.

Ранний пит-стоп помог финну вернуться в борьбу за лидирующие позиции, более того, в какой-то момент показалось, что тактика двух пит-стопов даст шанс «Лотусу» на победу, однако Дженсон Баттон и уверенно обгонявший одного соперника за другим Себастьян Феттель достаточно уверенно держались стратегии с одной остановкой. В конце концов, именно это тактическое решение и несколько обгонов позволили действующему чемпиону мира выйти на второе место и уверенно на нем закрепиться.

Третьим гонщиком в группе лидеров, пытавшимся преодолеть дистанцию с одним посещением боксов, хотел стать Шумахер, однако болид «Мерседеса» W03 на сегодняшний день – прожорливый зверь, без зазрения совести хрумкающий «Пирелли». Так что после героического сдерживания соперников и потери важных секунд семикратный чемпион все же сдался и отправился на второй пит-стоп.

К моменту этой остановки Райкконен уже шел третьим, Хюлькенберг занимал четвертое место, а на пятую и шестую строчку вышли Фелипе Масса и Марк Уэббер. Михаэль в итоге довольствовался только седьмой позицией. Десятку лучших замкнули парни из «Торо Россо» и Пол ди Реста.

Плюс к репутации

Дженсон Баттон подтвердил отличную скорость в квалификации и очень уверенно выиграл гонку, пролидировав от старта до финиша.

Себастьян Феттель проявил характер, совершив несколько важных обгонов и реализовав стратегию с одной остановкой.

Михаэль Шумахер провел боевой Гран-при. Семикратный чемпион наверняка несколько раз вызывал у конкурентов удивление, когда после проигранных сражений за позицию неожиданно выпрыгивал из-за спины и отбирал место обратно. Концовка борьбы с Феттелем, возможно, показалась не слишком корректной, однако стюарды не нашли в ней ничего, что заслуживало бы наказания.

– Одним из немногих молодых гонщиков, кому перерыв пошел на пользу, стал Жан-Эрик Вернь. Француз скверно стартовал (однако это его спасло от попадания в завал), зато потом продемонстрировал умение вести борьбу колесо в колесо без каких-либо намеков на аварию. То, как Вернь оттеснил Росберга в «Ле Комб», выглядело образцово.

Нико Хюлькенберг, похоже, хорошо освоился в «Форс-Индии». Стабильно высокий темп, безошибочный пилотаж и отличная работа с шинами помогли ему дотянуться до четвертой позиции.

Со знаком «минус»

– Дисквалификация, которую стюарды выписали Ромену Грожану, в контексте одного отдельного гоночного эпизода, возможно, выглядит несколько суровой. Однако тот факт, что гонщик «Лотуса» попал в переделку уже в седьмой раз в двенадцати Гран-при, намекает на то, что штраф был выписан французу по совокупности заслуг. Если это так, то решение ФИА справдливое.

– Не исключено, что если бы Пастор Мальдонадо в этом году не попадал ни в какие инциденты, стюарды не выписали бы ему штраф в виде потери 10 позиций. Однако сегодня венесуэлец, увы, в черном списке стюардов – его репутация автоматически увеличивает шансы быть наказанным. В противном случае за фальстарт и разворот Тимо Глока гонщика «Уильямса» оштрафовали бы не так сурово.

Заметки на полях

– Потрясающая серия Фернандо Алонсо, до гонки в Бельгии финишировавшего в очках 23 раза подряд (начиная с Гран-при Европы 2011 года), прервалась. Сход по вине Грожана помешал пилоту «Феррари» дотянуться до рекорда Михаэля Шумахера, который зарабатывал очки начиная с Гран-при Венгрии 2001 года до Гран-при Малайзии 2003-го. В общей сложности Михаэль финишировал в очках 24 раза подряд.

– Дженсон Баттон, выигравший вчера 8-й поул в карьере (и 4-й в разных командах, если считать БАР, «Хонду» и «Браун» разными конюшнями) и первый в составе «Макларена», сегодня одержал 14-ю победу в карьере (он опередил Альберто Аскари и Дэвида Култхарда) – случилось это в 50-й гонке за «Макларен». Кроме того, нынешний подиум стал для Дженсона 47-м в карьере (столько же – у Льюиса Хэмилтона).

– Себастьян Феттель заработал 40-й подиум в карьере, а Кими Райкконен – 68-й (столько же у Рубенса Баррикелло).

Бруно Сенна установил первый в карьере лучший круг гонки.

– Михаэль Шумахер провел 300-й Гран-при в карьере. Больше только у Рубенса (323).

– До наказания Ромена Грожана последними дисквалифицированными гонщиками были Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен в 1994 году. Михаэль был отстранен на два Гран-при гонки за то, что игнорировал черный флаг на Гран-при Великобритании, а Мика стал автором знаменитого стартового завала на Гран-при Германии. Любопытно, что финн был дисквалифицирован раньше немца, несмотря на то, что гонка в Сильверстоуне прошла до этапа в Хоккенхайме – решение по делу Шумахера было принято спустя несколько этапов.

– Твиттер играет все более важную роль в жизни «Формулы-1» и становится источником серьезных новостей.

Фотографии пилотов во время тренировок – дело привычное, как и безобидные шутки комментаторов Би-би-си Джейка Хамфри и Дэвида Култхарда (они делили один номер, и ночью Дэвид измазал Джейка зубной пастой – в отместку тот хотел сбрить шотландцу брови), но история, приключившаяся с Льюисом Хэмилтоном, вышла за рамки привычного хода жизни. После неудачной квалификации расстроенный пилот не слишком удачно шутил, используя ругательства в виде сокращений, а также выложил распечатку телеметрии, на которой соперники могли обнаружить не только причины отставания спортсмена от напарника, но и данные по настройкам болидов «Макларена». По требованию команды Льюис удалил эту информацию, однако осадочек у обеих сторон наверняка остался…

Гран-при Бельгии. Онлайн и результаты

Положение в личном зачете и Кубке конструкторов после 12-го этапа