4 мин.

«Лотус», снова «Лотус» и Лопес

На первый взгляд нынешняя история кажется совершенно абсурдной. Люксембургский бизнесмен Жерар Лопес, владеющий конюшней из Энстоуна, всего лишь в прошлом году подписал контракт с группой «Лотус» до 2017 года, а право именоваться конструктором под названием «Лотус» его команда и вовсе получила в сезоне-2012. И вот, дороги «Лотуса», давшего название команде, и самой команды расходятся.

Эта история кажется достаточно забавной (но также, возможно, обидной) для Тони Фернандеса – в его коллективе уже слышны смешки над руководителем группы «Лотус» Дани Бахаром, который с помощью денег, суда и давления концерна «Протон» забрал имя «Лотус» у малайского бизнесмена. Фернандес наверняка не остался в накладе, однако он вряд ли бы отказался от легендарного бренда в пользу «Катерхэма», знай наперед, как сложится дело.

Между тем, эта история не слишком удивительна для тех, кто немного знаком с состоянием дел в группе «Лотус» – уже в дни проведения Гран-при Австралии ходили слухи о том, что в отношениях между титульным спонсором и конюшней возникла трещина.

«Лотус» Бахара, принадлежащий малайскому автоконцерну «Протон», – убыточное предприятие, настоящая головная боль для владельцев. Группа по уши в долгах, ее крупные проекты в разных гоночных сериях также не являются коммерчески успешными, да и семилетний контракт с командой «Формулы-1» вряд ли можно назвать удачным вложением денег. Когда у «Протона» появились новые владельцы – компания DRB-Hicom, – они явно обеспокоились серьезной финансовой утечкой. Более того, по слухам, из-за огромных долгов банки даже приостановили платежи группы «Лотус», и, вероятно, отсутствие спонсорских поступлений позволило Лопесу безболезненно разорвать контракт с Бахаром в одностороннем порядке.

Как быть с названием?

Разбором финансовых проблем группы «Лотус» сейчас занимаются аудиторы из Ernst & Young, но вряд ли компания Бахара (кстати, его пост теперь под вопросом) в ближайшие годы сможет играть в большие игры. Спасти положение мог бы сам «Протон», у которого имелась возможность стать совладельцем команды «Формулы-1», однако вчерашнее заявление Лопеса явно говорит о том, что малазийский концерн решил отступить, чтобы не ухудшить и без того непростую ситуацию.

Так что теперь Лопес занят поисками нового титульного спонсора, однако менять название своей команды не намерен:

«Мы рады сохранить имя «Лотус» в качестве названия команды, потому что считаем, что оно хорошо подходит для «Формулы-1».

Звучит отчасти успокаивающе, однако важно помнить, что свое нынешнее имя конюшня наверняка получила по специальной лицензии, и если группа «Лотус» ее отзовет, руководству в Энстоуне придется проходить новый кошмар со сменой вывески.

Подобные процессы в «Формуле-1» очень болезненны, поскольку все завязано на Договоре согласия. В случае переименования команда может быть формально признана новичком чемпионата, и лишится всех призовых, заработанных по итогам предыдущего Кубка конструкторов. Поэтому некоторые конюшни не спешат менять название: в 2010-м коллектив Петера Заубера выступал под вывеской «БМВ-Заубер» – несмотря на уход немецкого концерна из «Формулы-1», – а сама команда из Энстоуна в двух предыдущих сезонах называлась «Рено», хотя французский автопроизводитель продал большую часть акций конюшни еще в 2009 году.

Возможно, впрочем, что, разрывая контракт, Лопес все предусмотрел. Именно его команда не получала деньги от спонсора, поэтому вряд ли группа «Лотус» сейчас сможет диктовать конюшне свои условия, и наверняка не будет отзывать лицензию.

Однако лучшим вариантом может стать покупка компанией Лопеса Genii Capital группы «Лотус». Это решит множество проблем с названием, а также удовлетворит интересы люксембургского бизнесмена, в прошлом году намекавшего о желании приобрести производителя спорткаров.

«Но это сложный вопрос, потому что мы не знаем, чего хочет новый владелец, компания DRB-Hicom», – признался Лопес.

Владельцы «Протона», в свою очередь, пока слишком заняты разгребанием проблем предыдущих хозяев, и в течение ближайших недель вряд ли смогут ответить Лопесу что-нибудь вразумительное.

Сначала DRB-Hicom назначит новое руководство в «Протоне» и группе «Лотус», а затем уже решит, нужна ли ей убыточная фирма. Если нет, то начнутся переговоры по продаже группы «Лотус». И, между прочим, Лопес не единственный, кто желает купить компанию. Считается, что главным претендентом на покупку является China Youngman Automobile Group Company Ltd – эта организация производит по лицензии грузовые автомобили «МАН», а также «Лотусы», и поставляет их на китайский рынок.

Так что если Лопес хочет сохранить название «Лотус» для своей команды, ему предстоит активно поработать с азиатскими корпорациями.

По материалам Autosport, блогов Джеймса Аллена и Джо Сейварда

История бренда «Лотус» в одной картинке