2 мин.

Без Оливье в рационе

Бывают художники одного шедевра. Писатели одного бестселлера. Певцы одного хита. Паниса часто называют героем одного Гран-при. Да, в послужном списке Оливье, и правда, единственная победа. Зато какая!..

Монако. 1996 год. Трассу только что модернизировали, но отнюдь не сделали ее более удобной для вождения. "Летать на вертолете по собственной квартире" (так говорил о пилотировании в Монте-Карло Нельсон Пике) особенно сложно под дождем. В таких условиях даже великие допускают ошибки. Что, собственно, и сделал фаворит сезона Михаэль Шумахер, к тому времени всего лишь двукратный чемпион мира, сломавший подвеску на первом же круге. Позже были еще сходы лидировавших Жана Алези и Дэмона Хилла, но, когда гонка закончилась, об этих трагических случайностях никто не вспоминал. Казалось, что стартовавший с 14-го места представитель скромной "Лижье" Панис выиграл бы и так. Он, будто поймав за хвост удачу и выпустив на волю талант, шел круг за кругом с невиданной скоростью, будто не замечая воды на асфальте и на подсохшей трассе отбил атаку выступавшего на гораздо более сильном "Макларене" Дэвида Култарда.

В той единственной, необычайной гонке на треке, где выигрывали только великие, приз из рук монакского принца не мог получить случайный человек. Оливье, дебютировавший в "Формуле" в 27 лет, никогда не выступал за конюшни-фавориты, но успел добиться многого. В той, прошлой эпохе представителю маленькой независимой команды еще можно было рассчитывать на успех. В дебютный сезон Панис сенсационно прорвался на второе место в Германии, в 1995-м, уступая два круга (!) лидеру, в итоге занял вторую позицию в Австралии. В 1997-м, дважды отметившись на подиуме и финишировав четвертым в Монако, долго держался в тройке лидеров чемпионата, пока в Канаде не угодил в серьезную аварию, сломав ногу…

Его успехи в те годы были связаны с французскими командами – "Лижье" и "Простом", вот только кризис затеи великого Алена Проста заодно и поставил на грань краха карьеру Паниса. Он безуспешно сражался с медленным автомобилем, молодой напарник Ярно Трулли отвлекал внимание от Оливье. В 2000-м, когда Панису предложил место призового пилота Фрэнк Уильямс, тот вдруг решился взяться за скромную работу тестера в "Макларене".

Наверное, к тому времени Панис был уже достаточно опытен, чтобы понимать: в 34 рассчитывать на воплощение честолюбивых мечтаний поздновато. И решил стать лучшим в другом, не менее уважаемом аспекте автогонок. Он остался за кулисами большого цирка, символически отметившись в БАРе и доверив свои знания молодой "Тойоте".

Даже его последний тест не был прощанием: отмечая заслуги уходящего пилота, его начальство говорило сплошь о последних разработках и достойных результатах, показанных болидом с Панисом за рулем. Отпускать последнего представителя эпохи авторомантизма очень не хотелось.

Николай ЦЫНКЕВИЧ