11 мин.

Сейчас или никогда

 

16 февраля состоялось знаменательное событие для всех поклонников Формулы 1. Ожидаемое возвращение Ника Хайдфельда, карьера которого находилась на изломе, официально произошло!

Драматичная авария Кубицы была настолько неожиданна, насколько и нелепа. Роберт, на которого работал весь штаб «Рено», показавший лучшее время тестов Валенсии, – самоустранился. И вместо борьбы за титул в Ф1 едва не погиб, реализуя своё раллийное хобби.

В результате неожиданно образовалась вакансия ни много ни мало на место претендента на чемпионство.

Контракты подписаны, предсезонные тесты в самом разгаре, и именно сейчас главе «Рено», Эрику Булье, предстояло делать выбор. Казалось бы, вариантов лучше немца не найти. Он был первым тестером новых для всех шин «Пирелли» (работая, правда, над конструктивом, а не составом), провёл в Ф1 более десяти сезонов. Однако и здесь в Нике успели усомниться, имея на уме двух кандидатов в виде уволенного из «Форс Индии» Льюцци и выставленного из «Заубера» (за которого и доезжал минувший сезон Хайдфельд) де ля Розы. Самый молодой представитель местной итальянской реанимации Кубица однозначно поставил на Витантонио, обозначив его сильнее как гонщика в сравнении с Ником (который превзошёл Роберта в бытность напарниками в «БМВ», замечу). Благо руководство французской конюшни имело более объективные взгляды, и Хайдфельд сразу был отобран приоритетным, и лишь в случае провала на тестах немца было решено дать шанс итальянцу с испанцем. Ник отпущенную возможность, естественно, не упустил, сходу, едва сев за незнакомый болид новой команды, показал лучший результат дня в испанском Хересе.

И даже после этого блистательного разгрома второго пилота Петрова и резервного гонщика Бруно Сенны (приглашённого исключительно в маркетиноговых целях, для создания легендарной связки Лотус-Рено-Сенна) команда думала четыре дня, прежде чем сделать официальное заявление.

Но Нику не привыкать к подобной борьбе за единственную вакансию. В 2005-м за место второго пилота «Уильямса» (притом, что первым был уже подписан Уэббер, которого Ник превосходил) пришлось доказывать свою состоятельность в споре с тест-пилотом команды Пиццонией, дебютировавшем в минувшем сезоне с нулём очков.

Хайдфельд был перманентным чемпионом и очень знаковой фигурой молодёжных серий, однако попав в Ф1, его звезда угасла, и прозвище КвикНик стало походить больше на издёвку. Нет, немец не потерял скорости, но яркость, сопровождавшая его ранее, явно померкла на фоне формульных конкурентов. Кроткий характер не имеет право на лидирующее положение в «Клубе пираний», и немец, будучи невероятно талантливым, но невызывающим по характеру, регулярно отходил на второй план.

Но для попадания в «первую Формулу» нужен всё-таки первостепенно талант, и его уроженец Мюнхенгладбеха демонстрировал отменно.

Дебют в автогонках, в 1994-м году, ознаменовался титулом в немецкой Формуле Форд 1600. Затем «серебро» на следующий сезон в 1800 кубовом классе. Далее последовал титул в местной Формуле 3 со второй попытки в 97-м (в стиле Шумахера и его новой веберовской итерации Хюлькенберга) после «бронзы» в дебюте. Попутно Ник взял и Гран-при Монако Ф3, одержав верх над соотечественником и будущим чемпионом Суперкубка Порше Вольфом Хенцлером.

Так, в 98-м, ещё не достигнув и 21-летия, немец получил приглашение от Норберта Хауга (впечатлённого соотечественником ещё в 96-м, в Макао, когда Ник завоевал поул, впервые оказавшись на сложнейшей культовой трассе) в фарм-клуб «МакЛарена» в Международной Формуле 3000, West Competition.

Хайдфельд сразу взялся за дело и едва не сотворил фурор, выиграв чемпионат сходу. Однако дисквалификация на финальном домашнем этапе передала титул опытному Монтойе.

Более молодой немец, естественно, не отчаялся, и на следующий год с двукратным преимуществом по очкам выиграл чемпионат, повторив абсолютный рекорд колумбийца по количеству побед.

Ничего, кроме Формулы 1 покорять не осталось, и Ник, продолжая быть под патронажем «МакЛарена» был посажен в команду четырёхкратного чемпиона Алена Проста. Увы, лучший на тот момент пилот Ф1 в истории обладал не столь большим управленческим потенциалом, и его команда уже была на финишной прямой своего существования. Итог: ни одной результативной гонки и разразившийся скандал с опытнейшим напарником Жаном Алези, скорости которого дебютант ничуть не уступал.

Но Хайдфельд пользовался поддержкой «МакЛарена», потому такой локальный провал на его карьере сказаться не мог, и следующий сезон был ознаменован переходом в коллектив Петера Заубера, взаимоотношения с которым станут наиболее масштабными в карьере немца. Ник провёл свой лучший, как затем оказалось, на долгое время чемпионат, на «Интерлагосе» завоевав первый в карьере подиум и начисто разгромив своего напарника-новичка Райкконена.

И тут везение Хайдфельда в автогонках закончилось. Наступил переломный момент, серьёзно омрачивший дальнейшую карьеру и чемпионские амбиции немца.

В «МакЛарене», чьим пилотом продолжал оставаться Ник, наконец, появилась вакансия, на которую не без оснований так долго надеялся немец. Двукратный чемпион Мика Хаккинен объявил о перерыве на неопределённый срок. Но команда из Уокинга неожиданно подписала контракт на сезон 2002 не со своим протеже, а с его менее быстрым финским напарником!

Серьёзный удар по карьере Ника... Но это было только начало, ибо оставшись в «Заубере» Хайдфельд получил в партнёры по команде другого подающего надежды дебютанта, чемпиона Европейской Ф3000 Фелипе Массу, которого с не меньшей лёгкостью обставил. Однако по итогам сезона Нику не предложили ничего лучше, чем оставаться в слабеющей швейцарской конюшне.

Масса же, хоть и не получил продления контракта, но был подписан долгосрочным тестером в доминирующую «Феррари» и получил бесценный опыт от непобедимых Шумахера и Баррикелло.

История же Хайдфельда с «Заубером» подошла к концу, когда по итогам 2003-го, уроженец Мюнхенгладбеха впервые уступил своему напарнику, коим являлся на десять лет более возрастной земляк Френтцен, заканчивавший свою карьеру в Больших Призах.

«Феррари» застолбила место на 2004-й год во всё более подшефном «Заубере» за Массой. В то время как «благодарный» Петер предпочёл принёсшему наибольшее количество очков в Хинвил Хайдфельду Джанкарло Физикеллу...

Ник в 26 летнем возрасте остался без места в Ф1, и его карьера могла закончиться, так и не успев раскрыться.

Эдди Джордан, вырастивший немало звёзд (ярчайшие из которых Шумахер и Баррикелло на знали равных в тот момент, выступая за «Феррари») приютил у себя Хайдфельда. Однако эра команды ирландца уже была на закате, и отсутствие должного финансирования позволяло жёлтым болидам превосходить по скорости разве что вечных аутсайдеров из «Минарди».

Проведя худший сезон в Ф1 с точки зрения количества очков (исключая дебют), но, уверенно продемонстрировав свой потенциал и способность творить чудеса даже на неполноценных болидах (седьмое место в Монако и блокировка Монтойи тому подтверждение), пилот заслужил приглашение в «Уильямс», откуда как раз ушёл в «МакЛарен» его старый соперник Хуан. В Формуле 1 всё циклично и всё взаимосвязано. Не превосходящий в масштабе дарования Монти ушёл туда, откуда морально был нанесён сильнейший удар по амбициям нашего героя, став напарником того, кто как раз и послужил причиной инцидента.

Карьера в «Уильямсе», поначалу дала импульс к лучшему сезону в карьере после блестящей гонки в Монте-Карло, где Ник тактически опередил напарника Уэббера и на трассе оставил не удел шедшего к титулу Алонсо, завоевав второй в карьере подиум, уступив только доминирующему тогда Райкконену. В итоге немец продемонстрировал лучшее для себя достижение, завоевав два пьедестала подряд, повторив результат «княжеских улочек», стартуя с поула на «Нюрбургринге». Однако отсутствие прогресса команды по ходу чемпионата, выраженное в абсолютно непонятном резком спаде во время Гран-при Канады, когда «Уильямсы» из топ-болидов превратились в середняков, а затем едва ли не аутсайдеров, когда борьба за очки стала трудновыполнимой задачей. В довершении ко всему, Хайдфельд получил травму на тестах, пропустив пару гонок, но, не успев вернуться в Японию для участия в финальном трио Гран-при, был сбит мотоциклистом, пилотируя велосипед. Выступления за ниспадающую легендарную команду были закончены передачей эстафетной палочки поверженному в межсезонье Пиццонии.

Хайдфельд же, оправившись от травм, остался пилотом «БМВ», которая завершила сотрудничество с «Уильямс», пожелав управлять ситуацией целиком и полностью. Для этого была куплена лучшая частная команда пелетона XXI века, пресловутый «Заубер», получивший приставку баварской аббревиатуры в довесок к значительному увеличению бюджета.

Нику привыкать к знакомым лицам не пришлось, и перешедший «по наследству» к мюнхенцам от хинвильцев чемпион Вильнёв конкуренции немцу не составил. Хайдфельд стал лидером быстропрогрессирующей команды, потенциально чемпионского бренда, притом, что его скверный прошлогодний напарник Уэббер прозябал в «Уильямсе» на пути к антирекорду конюшни, оставшись без моторов «БМВ» в сезоне 2006. Немец же, казалось, был на правильном пути.

Идиллию нарушила травма Жака на Гран-при Германии, в результате которой канадцу пришлось отказаться от участия в Венгрии, чем воспользовались в команде, выдвинув на место гонщика своего тестера и победителя инаугурационного чемпионата Мировой Формулы Рено Роберта Кубицу, не дав Вильнёву вернуться.

«Хунгароринг» стал для Ника лучшей гонкой сезона, завершившись подиумом после контактной борьбы с Михаэлем. Но шестое место дебютанта-поляка, пусть и впоследствии дисквалифицированного за недовес, наделало больше шума.

Более того, в Италии, в своей лишь третьей гонке юный Кубица смог сравняться по лучшему результату сезона с Хайдфельдом, финишировав на третьем месте!

Назревала серьёзная борьба за лидерство в команде, но Ник успешно подавил подающего надежды польского пилота. В сезоне 2007 Хайдфельд стал однозначным лидером второго эшелона, взяв пару подиумов, притом что Кубица выше четвёртого места не поднимался.

Полный разгром славянина отнюдь не подкрепился улучшением позиций в «БМВ» для Ника. Команда почему-то упрямо желала успехов Роберту, строя свой самый успешный болид в Ф1 под него. Оставленный в стороне от процесса Хайдфельд весь сезон промучился с неподходящим его стилю шасси, испытывая огромные проблемы с прогревом резины, уступив напарнику в итоге в восьми квалификациях подряд. В результате лучший болид, который довелось пилотировать немцу, привёл к худшему итогу, чем год назад, ведь работа соотечественников в угоду партнёру по команде не могла не сыграть свою роль. На последнем этапе Ник отдал даже пятое место в чемпионате Алонсо. Однако и Кубица, на которого ставила команда, также пострадал, поскольку «БМВ» решила остановить разработку текущего болида, направив все силы на «чемпионский» С28, выключив поляка из борьбы за титул сезона 2008.

Так нерадужно закончился потенциально самый успешный сезон, исходя из предоставленного материала, для немца.

2009-й оставил диаметрально противоположные ощущения. С одной стороны, болид оказался абсолютно неконкурентоспособной по сравнению со всей предыдущей техникой «БМВ», показав напрасность утраты предыдущего сезона в угоду революционному. С другой, в отсутствии борьбы за чемпионство приоритеты команды уже не играли роль, и Ник на равных мог сражаться с Кубицей, в результате чего, естественно, победил. Ещё одним небольшим преимуществом Хайдфельда, склонившем чаши весов в его сторону при подписании контракта сейчас, был опыт использования KERS, на которую так много сил даром потратили мюнхенцы и которая могла применяться только в связке с лёгким и компактным немцем. Ведь минимальный вес болидов тогда составлял лишь 605 килограммов, что не позволяло разместить тяжёлые литий-ионные батареи системы рекуперации кинетической энергии вкупе с балластом для рослого Кубицы.

Факт провального болида в условиях кризиса стал решающим моментом для баварского концерна, и он, не дождавшись первого титула в Ф1, скоропостижно ретировался из чемпионата мира, так и не разрешив спор между Хайдфельдом и Кубицей, оставив их в роли свободных агентов.

На 2010-й оба имели возможность, как минимум, остаться в основном пелетоне. Роберт выбрал находящуюся в непростых условиях «Рено», Ник предпочёл соотечественников из «Мерседес». В результате «Рено», хоть и покинула чемпионат как концерн, но сохранила название и, главное, переломила ситуацию, и результаты резко пошли в гору. В то время как выбор немца оказался бесперспективной ловушкой. «Мерседес», досрочно подписавший Росберга, в последний момент пополнился вернувшимся Шумахером, закрывшим вакансию для Хайдфельда!

В итоге Ник остался без места в пелетоне, довольствуясь лишь должностью третьего гонщика в немецкой команде, притом, что уже год, как действовал мораторий на тесты...

Вернуть надежду на возвращение в гонки смогла замена Педро де ля Розы в «Заубере», где за отведённых пять финальных этапов немец набрал столько же очков, сколько невезучий испанец за весь предшествующий сезон. Но многим обязанный Нику Петер, отказавший накануне сезона 2010 (в целях начать историю с «чистого листа») и попросивший помощи в его концовке, не предложил контракт на следующий год, подписав вице-чемпиона ГП2 Серхио Переса. Таким образом, выбрав деньги спонсоров взамен скорости пилота, в очередной раз продемонстрировал «благодарность» заслугам (в первую очередь для самой команды Заубера) Хайдфельда.

Так немец вновь остался без места в основном составе на сезон. Переговоры с «Рено» на должность второго гонщика завершились в пользу Петрова, а Нику оставалось надеяться на чудо, пребывая номинальным тест-пилотом «Мерседеса».

Чудо произошло. Хайдфельд вновь боевой пилот Формулы 1. По иронии судьбы он заменяет так не любившего и не уважавшего (исходя из реплик) его Кубицы, будучи напарником Петрова, которого накануне предпочли ему.

В руках Ника будет потенциально, с учётом революционной системы выхлопа, чемпионский болид. Да, он разрабатывался под Кубицу, чей стиль абсолютно несхож с почерком немца, согласно истории сезона 2008, но и ответственность по доводке исключительно на Хайдфельде!

Если учитывать, что технически гонщик подкован просто феноменально, уступая разве что Баррикелло, то задача для новобранца вполне по плечу.

Немца по-прежнему недооценивают. Руководство «Лотус Рено» видит в нём лишь опыт и надёжность. И приглашение Ника взамен одного из пяти резервных пилотов связано лишь с обязательством доводки «сырого» болида, по их словам.

Ник по-прежнему является рекордсменом среди пилотов, ни разу не выигрывавших Гран-при, завоевав восемь вторых мест и далеко задвинув предыдущего обладателя грустного достижения Стефана Йоханссона. Он уже 174 Гран-при не выигрывал. За это время даже списанный со счетов Баттон успел победить, а затем и вовсе стать чемпионом. Поверженный Марк почти повторил то же самое, выступая на лучшей технике Формулы 1 по сей день.

Хайдфельд же возвращается. Терять ему нечего. Потому, рискну предположить, при наиболее удачном стечении обстоятельств его успешность может закончиться титулом. Сейчас или никогда.