6 мин.

Бухгалтерия отдельно взятого клуба

Возможно, эти информационные утечки – результат чьей-то работы над тем, чтобы все вокруг поменьше грустили о кончине «Сатурна» и поменьше возмущались тем, что задолженности перед футболистами полностью погашать не собираются, и тем не менее. Вслед за «Коммерсантом», бухгалтерские документы клуба заполучили и журналисты «Новой Газеты» – и решили опубликовать их целиком. Посмотреть сканы крупнее вы можете, кликнув на картинки.

Для тех, кому некогда всматриваться в «скупые» строчки бухгалтерских документов, отдельно приведем несколько впечатляющих цифр:

Самый высокооплачиваемый футболист «Сатурна» – Андрей Каряка – заработал за минувший сезон 72,5 млн рублей (2,42 млн долларов). Мог бы и больше – за каждые 5 очков по системе гол + пас в его контракте предусмотрен бонус в 1,7 млн рублей, но таких очков в минувшем сезоне Каряка набрал лишь 4 (2+2).

Второй в «Сатурне» по доходам – чешский голкипер Антонин Кински. Благодаря персональной премии за каждое набранное очко в 368 000 рублей, его совокупный годовой доход составил 60,8 млн рублей (чуть больше 2 млн долларов). По утверждению «Новой Газеты», раньше было еще больше – но сумму контракта снизили из-за кризиса. Размер премии Кински за каждое очко немногим уступал среднематчевым доходам клуба от продажи билетов.

Более 15 млн рублей – или $0,5 млн в год – зарабатывали 18 футболистов «Сатурна». Еще двое – Дмитрий Грачев и Дмитрий Парфенов – не дотягивали до этой отметки самую малость.

Гроссмейстерская отметка в миллион долларов в год покорилась восьмерым. Кроме Каряки и Кински, это Игонин, Кириченко, Нахушев,  Ангбва, Немов и Алексей Иванов.

Четвертый в клубной иерархии вратарь Александр Макаров заработал за сезон 19,4 млн рублей. Для этого 32-летнему голкиперу потребовалось в 2010 году в системе «Сатурна» провести 6 раз по тайму в матчах за молодежный состав. Сумма его заработка выросла бы на 10%, если бы он провел хотя бы 4 матча в основном составе, но, получая 647 тысяч долларов в год на протяжении трех лет, Макаров вообще ни разу не появился в «основе».

Всего оплата труда четырех вратарей – Кински (60,8 млн), Макарова (19,4 млн), Реброва (8,3 млн) и Чилюшкина (1,3 млн) – обошлась «Сатурну» в 89,8 млн рублей, или почти 3 миллиона долларов.

Годовой заработок на билетах и абонементах, запланированный изначально на 2011 год – 9 млн рублей – позволил бы «Сатурну» окупить только 10% расходов на одних вратарей. Совместив билетную выручку с рекламными доходами (6,1 млн), «Сатурн» все равно не сумел бы заработать достаточных денег на зарплату своему четвертому вратарю Александру Макарову.

Совокупные обязательства «Сатурна» по зарплате перед игроками основного состава команды в 2010 году составили 553,1 млн рублей, по премиям – 38,1 млн, по особым условиям контрактов – 59 млн. Сумма этих цифр в 43 раза больше дохода от продажи билетов и рекламы.

Только агентских вознаграждений за 2008-2009 года Борис Жиганов выписал на 91,3 млн рублей – утверждает «Новая Газета». Причем за трансфер одного из футболистов стоимостью 36,9 млн рублей посредникам было выплачено 32,3 млн – практически 100% цены игрока.

Персональная статистика всех остальных игроков «Сатурна» находится здесь.

В ответ на прозвучавший в комментариях вопрос «а выводы?», приведем несколько цитат из предыдущих публикаций блога за три года – и ссылки на них:

«Понимает ли аудитория, что пока она не станет содержать любимые клубы и эту лигу, если не полностью, то хотя бы наполовину, немного наивно ждать того, что клубы и лига будут по-настоящему о ней заботиться и по-настоящему ей угождать? Что пока деньги, на которые существуют клубы, исходят не от аудитории, ее наличие или отсутствие, ее размеры и настроения, ее пожелания и требования, все эти протесты «виража» и т.д. – декоративная, малосущественная, на самом деле, часть футбольной жизни?» 24 апреля 2010 года

«Пока в российский спорт продолжают закапывать миллионы с умеренно благородной целью «поддержание престижа страны», западные клубы, научившиеся быть привлекательным для аудитории (жизнь заставила, бизнес там не так ответственен социально), эти миллионы зарабатывает, в том числе и на российском рынке.

<...> Несмотря на кризис, у российского футбола, хоккея и баскетбола не так уж плохо со средствами. Главная проблема – с целями, их давно пора переназначить». 20 апреля 2010 года

«Наш спорт – гибрид мобилизационной советской системы и госкапиталистической модели управления на фоне коррупции и кумовства. Великих свершений такой гибрид никогда не принесет». 1 марта 2010 года

«Всем давно очевидно, что российский футбол глобально переоценен, что интерес к чемпионату России уже много лет практически не растет, что расходы команд у нас связаны не с доходной базой, а исключительно с амбициями их учредителей». 9 февраля 2010 года

«Пока российский футбол не разберется с нацизмом и хулиганством среди болельщиков, решение других проблем не поможет ему двигаться вперед. Ни строительство новых арен – поскольку не получится заполнить их платежеспособной аудиторией, ни общий рост уровня игры – поскольку все большая часть стадионной аудитории ходит на трибуны не за футболом». 27 апреля 2009 года

«Практика содержания дорогостоящих профессиональных клубов из региональных бюджетов мне всегда – даже до кризиса – представлялась пагубной, причем вне зависимости от того, дотационны регионы или нет. Пришло время с ней покончить.

<...> На первом этапе полного отказа от бюджетных денег уровень российских лиг, несомненно, снизится. Но, похоже, российский профессиональный спорт не сумеет уже серьезно продвинуться вперед, если не сделает пару шагов назад». 27 января 2009 года

«Спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет – не пронесет». 16 декабря 2008 года

«Олицетворение нашего футбола и заодно нашей хозяйственной идеологии – стадион «Лужники», трава на котором появляется по большим праздникам. Это называется неустойчивый агроценоз. Нужна устойчивость. Нужно сделать так, чтобы трава росла, а не пересаживалась за несусветные деньги из соображений так называемого престижа. Чтобы клубы зарабатывали, а не нахлебничали». 10 декабря 2008 года

«Пир во время чумы», – метафора слишком затасканная, чтобы адекватно отражать реальность. Но для описания нынешней экономической ситуации мало какие слова подойдут столь же точно.

<...> Российский спорт падение рекламного рынка и снижение доходов аудитории почти не затронут – он и так зарабатывал на этом немного. Преобладающая доля бюджетов – дотации акционеров и учредителей. Но в этом, собственно, и содержится роковая опасность: как только у акционеров появляются проблемы – клуб перестает существовать, и никакой оптимизацией расходов такую дыру в бюджете не залатать. Рейтинг проблемных команд возглавляют подмосковные клубы, какую лигу не возьми – от футбола до гандбола». 2 декабря 2008 года