3 мин.

Про Ванкувер и его последствия

Лучшая российская газета «Ведомости» со спортом по каким-то принципиальным соображениям не знается (хотя Financial Times, в котором черпали вдохновение ее создатели, имеет спортивные полосы). Но по итогам Олимпиады в Ванкувере там много интересных и точных наблюдений на этот счет – очень рекомендую, если кто-то пропустил. Особенно понравились следующие вещи:

«Леонид Тягачев сообщил о том, что возглавляемый им Олимпийский комитет России совместно с Росспортом разработали «новую программу управления спортом высших достижений» и «ознакомили с ней руководство страны». Надо понимать, что сделано это было незадолго до нынешней Олимпиады и, возможно, в предчувствии неудачного выступления нашей сборной.

Если такое предчувствие было, оно Тягачева не обмануло. Провал на Олимпиаде бьет по позициям спортивных чиновников, подталкивая к очевидной мысли: надо менять систему. Однако современная российская спортивная система — плоть от плоти той, что выстроена в масштабах страны. В ее основе лежит психология временщиков, главная цель которых — пустить пыль в глаза, «распилить» бюджет (кстати, непрозрачный) и попытаться решить сложные задачи раздачей денег.

Например, ОКР обязался выдавать российским спортсменам за золотые медали по 100 000 евро. Для сравнения: во Франции аналогичная награда равна 5000 евро, в Германии – 10 000 евро, в Канаде – 20 000 канадских долларов».

»...Наш спорт – гибрид мобилизационной советской системы и госкапиталистической модели управления на фоне коррупции и кумовства. Великих свершений такой гибрид никогда не принесет. Отметим, что наши теннисисты в силу специфики этого вида спорта меньше других нуждаются в опеке государства, и это помимо прочего обусловило феномен успеха российского тенниса в последние 10 с лишним лет. <...> Хлеба и зрелищ! Система работает именно на это, и если и делаются «инвестиции в человека» в спортивной области, то именно в конкретного, того, кто может принести славу державе и дивиденды конкретному начальству. Начальству нужна, в общем-то, не здоровая нация (продуцирующая чемпионов естественным путем), а отряды современных гладиаторов, способных обеспечить зрелище, а заодно и подкрепить легитимность власти».

Полностью – здесь.

«Гнев по поводу чиновников от спорта сейчас в чести. Возмущаться по поводу провала на Олимпиаде — это вам не правительство критиковать и не коррупционеров выводить на чистую воду. Усердствуют все: СМИ полны критических выступлений спортсменов, тренеров, экспертов, политиков. Громы и молнии приведут, вероятно, к радикальным реформам: одного-двух (или даже трех!) начальников снимут. Бедный Леонид Тягачев, скорее всего, не усидит в кресле президента Олимпийского комитета России».

»...Государство время от времени постулирует внимание к развитию спорта. Пишутся планы, принимаются федеральные целевые программы, выделяются бюджетные деньги. Структура управления постоянно переформатируется — упраздняются и вновь появляются министерства, комитеты, агентства. Назначения функционеров происходят по самым разным причинам, не имеющим отношения к эффективности работы. То ставят чиновника, лоббирующего получение бюджетных денег, то крупного бизнесмена, обеспечивающего «социальную ответственность» бизнеса. Но это не реформа системы подготовки. Это вообще не реформа и не управление. Это имитация управления. <...> Может быть, теперь станет очевидно, что если забросать спортсменов деньгами и показать миру «русский гламур» во всей его красе, то спортивные победы не придут. Это только кремлевским менеджерам кажется, что пиар – средство от всех болезней».

Полностью – здесь.

«Самой распространенной причиной неудачи называется «развал советской системы подготовки спортсменов». Это объяснение, несмотря на то что оно так громко звучит в устах и поклонников нынешнего режима (с ударением на слово «советский»), и противников («развал»), совершенно неправильно.

Конечно, советское руководство уделяло «большому спорту» значительное внимание. Однако не исключено, что объяснение выдающихся достижений наших спортсменов не связано с этими усилиями и не связано с пропагандой спорта в советские времена. В СССР был еще один фактор, влияние которого было огромным, а он, как ни странно, по-прежнему остается незамеченным. Этот фактор – закрытые границы, причем границы не только физические. В СССР дети и юноши сталкивались, по существу, с огромным количеством ограничений при выборе своего жизненного пути. Все связанное с коммерческой деятельностью было под запретом, почти вся общественная и политическая деятельность была невозможна, больше половины творческой деятельности и огромная часть научной деятельности фактически не существовали. Спорт был часто единственным способом выразить себя – даже если реальной целью было богатство (сейчас этот человек станет бизнесменом), внимание и поклонение окружающих (сейчас можно писать книги, выпускать собственные альбомы, выступать с собственной политической платформой) да и просто желание увидеть мир (сейчас можно просто увидеть мир)».

Полностью – здесь.