Блог Поворот не туда

Машина Квята в новом сезоне – аутсайдер (максимум седьмая по скорости). Теперь каждый финиш в очках – везение или героизм

Больше никаких битв с «Маклареном» и «Рено».

В «Формуле-1» вовсю разгоняется сезон-2020: чемпионат провел две гонки в Австрии, переехал в Венгрию и готовится откатать как минимум 10 Гран-при в летне-осенний период (в том числе – Сочи в конце сентября со зрителями).

Оба этапа на «Ред Булл Ринге» вышли драматичными, но общие выводы расстроят многих болельщиков: у «Мерседеса» снова самая эффективная машина (чемпионы даже вернули себе лидерство на прямых), а «Феррари» провалилась куда-то в глубины перестройки.

Нечем порадовать и российских болельщиков: Даниил Квят в обеих гонках провел неудачные квалификации (13-й и 14-й) и ехал на границе очковой зоны – но если в первом заезде по Шпильбергу на пути пилота «Альфа Таури» встали высокие поребрики, то на втором этапе №26 добрался до финиша десятым и распечатал лицевой счет. Кто бы мог подумать: сейчас у Даниила столько же очков, сколько и у Себастьяна Феттеля!

Квят закончил гонку в Австрии без очков, с проколом и поломками. Свалил на столкновение, но полностью виноват сам – контакта не было!

В комментариях на Sports.ru со стартом сезона все чаще появлялись мнения об откровенном провале Даниила по логике «в прошлом году Квят намного чаще и активнее бился за топ-10, лучше выглядел в квалификациях и регулярно давал отпор «Рено», «Рейсинг Пойнт», а временами даже и «Ред Булл». Все так – россиянин теперь и правда далеко позади недавних конкурентов. Вот только от самого №26 зависит немногое: его машина не позволяет биться на равных с прошлогодними соперниками. Весь 2020-й станет для «Альфа Таури» мучением, и каждое заработанное очко будет счастьем.

Конкуренты оторвались практически на полкруга – обновления не помогают

Сразу определимся: первая гонка не совсем подходит для оценки реальной скорости всех машин пелотона из-за бесконечных неполадок и выезда автомобиля безопасности. Заезд обнулялся трижды и вызвал хаос со стратегиями – кому-то повезло отыгрывать полминуты отставания, кому-то достались мягкие шины в нужный момент и так далее. А ненадежность болидов и вовсе мешала: напарник Квята Пьер Гасли чуть не сошел еще в первой четверти заезда из-за падения давления в гидравлике педали тормоза и перегрева дисков.

Вторая гонка прошла без непредвиденных ситуаций: команды получили шанс проехать полную дистанцию с изначально запланированной стратегией – и сравнить болиды на длинных отрезках. Результат вышел откровенно безрадостным для «Альфа Таури».

На старте Гасли занимал седьмую позицию, Квят – 13-ю (поднялся из-за штрафа Леклера), Ланс Стролл и Серхио Перес (из «Рейсинг Пойнт») – 12-ю и 17-ю соответственно, а Ландо Норрис из «Макларена» – 9-ю. К 25-му кругу пелотон пришел к состоянию «в топ-10 – только пилоты «Мерседеса», «Ред Булл», «Рено», «Рейсинг Пойнт» и «Макларена» – причем Гасли проигрывал шедшему 10-м Норрису 3 секунды, а Сайнсу (на пятом) – 12 секунд. №26 ехал за напарником с отставанием в 1,5 секунды.

На 66-м круге Квят на 10-й позиции (получил ее после схода Окона из «Рено») уже уступал Сайнсу на 9-м 29 секунд, а Пересу на 5-м – 49 секунд. За несколько десятков километров до финиша испанец на «Макларене» поехал на пит-стоп за свежими шинами и лучшим кругом и тем самым немного сгладил разницу (на финише между ним и Даниилом оказалось 11 секунд), но не нужно обманываться: на самом деле «Альфа Таури» уступила больше.

И теперь мы примерно можем прикинуть, сколько именно: по 1,2 секунды с круга – самым быстрым в группе («Рейсинг Пойнт» Переса) и 0,74 секунды с круга – самым медленным («Макларен» Сайнса). Это очень много: даже если представить, будто все машины из группы «Рено»-«Рейсинг Пойнт»-«Макларен» примерно равны и финишный порядок решает класс выступление пилотов – итоговый разрыв составляет лишь 0,46 секунды с круга. Больше – лишь разница между Ферстаппеном и Албоном (Макс выигрывал у Алекса в районе 0,8-0,9 секунды с каждых четырех километров), но вряд ли пилотажно Квят хуже Стролла примерно настолько же.

Мог ли №26 проехать лучше? По его словам – вряд ли.

«Во второй гонке нам не хватало темпа, но мне все равно удалось выжать из машины максимум, – рассказал россиянин после финиша. – Я остался доволен результатом с точки зрения пилотажа».

Бывший технический директор «Стюарта», «Джордана» и «Ягуара», а ныне эксперт The Race Гэри Андерсон поставил болид «Альфа Таури» на седьмое место по скорости среди всех болидов – следовательно, 12 машин реально быстрее техники Квята. Такое же мнение у немецкого издания Auto Motor und Sport. По чистым данным «Альфа Таури» уступает в районе 0,8 секунды группе из середины пелотона – следовательно, теперь вторая команда «Ред Булл» осталась практически без шансов даже на финиш в топ-10, не говоря уже о прошлогодних попытках зарубиться за шестую-седьмую позицию.

А ведь перед вторым этапом «Альфа Таури» привезла в Австрию обновленное антикрыло и еще несколько деталей для шасси. Догнать конкурентов они не помогли.

Машину не вытаскивает даже второй по мощности двигатель пелотона. Дальше будет хуже

Особенно грустно становится после изучения инсайдов итальянской прессы по поводу мощностей моторов: как выяснилось, №1 сейчас – «Мерседес», на втором месте идет «Хонда» с отставанием в 20 л.с., третья – «Рено» с проигрышем в 35 л.с., а на последнем месте – «Феррари» и дефицит в 50 л.с.

Выходит, на самой «моторной» трассе чемпионата (по расчету официального сайта «Ф-1», выигрыш в 10 л.с. здесь дает 0,19 секунды) и с «высокогорным» преимуществом «Хонды» (японский двигатель традиционно эффективнее в Австрии, Мексике и Бразилии) «Альфа Таури» уступила прямым конкурентам по прошлому сезону под секунду!

А угодившей в кризис «Альфа Ромео» (которая теоретически на одних только прямых проигрывает «Торо Россо» 0,6 секунды) Даниил привез на финише всего 6 секунд (и 7,5 секунд – «Хаасу»).

Следующая трассе в календаре – «Хунгароринг» с одной короткой прямой и большим количеством среднескоростных и медленных поворотов. И как раз на подобных отрезках треков «Альфа Таури» показала себя хуже всего в Австрии.

У второй команды «Ред Булл» нет ресурсов и денег для быстрого обновления и масштабной перенастройки машины – так что вряд ли в Венгрию приедет кардинально пересмотренный болид. И Квяту, и Гасли на новой трассе придется еще тяжелее – попадание в топ-10 будет либо настоящим героизмом, либо станет результатом удачи после сходов конкурентов. И ситуация вряд ли изменится до самого конца лета и Гран-при Бельгии – когда «Формула-1» вновь приедет на моторные треки.

Но у Гасли уже целых 6 очков и седьмое место в дождевой квалификации! Он, выходит, громит Квята?

Если оперировать понятиями очков и результатов – да, можно так решить. Но все-таки гонки не всегда оцениваются исключительно таблицами из википедии – иначе место  в «Ред Булл» в 2015-м вместо Квята занял бы Вернь, или в 2016-м из основной австрийской команды вылетел бы проигравший Даниилу по очкам Риккардо.

В реальности причины разных результатов связаны не только с чистой скоростью в идеальных условиях: Гасли и Квят – пилоты принципиально разных стилей и техник. Пьер – крайне смелый и агрессивный гонщик, готовый бесстрашно атаковать поребрики при любых погодных условиях. Он резко давит на газ при любой малейшей возможности и практически бросает машину в поворотах в дрифт для максимально быстрого преодоления медленных отрезков.

Именно благодаря смелости и любви к риску №10 так хорош в скользких или дождевых условиях – когда все вынуждены справляться со скольжением болидов в виражах, лучше всех смотрится именно тот, кто к подобному привык и сделал частью своего пилотажа. Поэтому Гасли практически всегда так хорош в дождь – и на «Торо Россо» в Венгрии в 2018-м, и в Австрии сейчас.

Этот подход помогает Пьеру в квалификациях на не самых техничных треках, в коротких гонках с большим количеством пит-стопов или автомобилей безопасности. В остальных же случаях агрессивный пилотаж моментально перегружает шины – те перегреваются, теряют сцепление и лишают машины баланса, а гонщика – способности уверенно управлять вращением задней части болида в виражах. Во многих удачных гонках для француза команды проводили несколько пит-стопов или на трек выезжал сэйфти-кар – Пьер успевал остудить шины или  сменить изношенные покрышки без больших потерь во времени относительно соперников. Любая тактика с одной остановкой автоматически означает огромные трудности для француза.

В прошлом году Гасли пытался усмирить гоночную агрессию (когда шефы «Ред Булл» вынесли на публику проблему в виде пилотажного стиля), но в результате становился лишь медленнее. Скорее всего, вопрос заключается исключительно в психологии: очень трудно отказаться от фишки, делающей тебя королем дождевых заездов – когда, по общему мнению, и раскрывается истинное мастерство пилота. К сожалению, в случае Пьера клише не совсем работает: скорее через проблемы у других обнуляются его слабости.

Первый этап 2020-го сложился в пользу Гасли: благодаря нескольким выездам автомобиля безопасности гоночные отрезки укоротились и появился шанс для охлаждения покрышек. В итоге №10 выжимал из резины и машины все и агрессивно защищал позицию от более быстрого по темпу Окона из «Рено». А из-за сходов Риккардо, Стролла и Албона, а также разворота Феттеля француз выбрался на седьмое место.

Во втором Гран-при Пьер шикарно провел столь подходящую его стилю дождевую квалификацию, но ожидаемо провалился в малособытийной гонке: он первым отправился на пит-стоп и получил самые жесткие покрышки, а позднее вернулся на «софт», став единственным пилотом со стратегией двух остановок. Итог – 15-е место и существенное отставание от основных соперников.

Правда, №10 не повезло еще на старте: ему в зад немного въехал Даниэль Риккардо, изменив балансировку машины. Гасли же так и не научился подстраиваться под технику: когда ее поведение не устраивает француза, он просто скользит в поворотах и жалуется по радио. Казалось бы, сам по себе контакт – достойное оправдание провала, но Квят, например, со сломанной машиной в прошлом году еще и обгонять умудрялся.

Квят впечатлил в Абу-Даби: мощно прорвался на пять позиций с медленными шинами и обогнал на сломанном болиде

Кстати, насчет Даниила: он никогда не был сильным квалифайером, и потому проигрыши напарнику ничуть не удивительны. Главная особенность №26 – умение долго и спокойно работать на одном комплекте покрышек любой степени жесткости со стабильно высоким темпом. Сохранению шин тоже помогает пилотажный стиль: Квят в поворотах опирается прежде всего на загрузку передней оси, в зонах замедления активнее использует «торможение двигателем» (что немного снимает температуры с передних тормозов и колес), а также не стремится давить на газ немного перед апексом, как Гасли – ждет, пока болид выровняется. Для одного быстрого круга такой подход немного хуже, но на длинной дистанции со стратегией одного пит-стопа работа обычно окупается.

Также Даниил чуть спокойнее напарника: ошибки россиянина – следствие недооценки ситуации или переоценки своих возможностей, но никак не эмоционального сиюминутного решения. №26, кажется, знает о психологической особенности товарища по «Альфа Таури» впадать в ярость и бросаться в необдуманные маневры – достаточно вспомнить, как Квят полностью переиграл Гасли в Сочи.

В России Квят гнал мощнее конкурентов по «Ред Булл». Но уик-энд уничтожили ненадежные моторы и прокол

Гроссмейстерский обгон Квята в России: вынудил напарника допустить ошибку и отобрал позицию

Раз Пьер совсем не изменился – есть шанс увидеть повтор и в 2020-м.

Тем не менее, старт сезона уже складывается неудачно для Даниила хотя бы из соображений психологического противостояния: из-за более высокого положения в турнирной таблице напарник явно счел себя лидером команды. Более того, он уже открыто и очень громко негодует по радио, когда приходится помогать Квяту – например, когда №26 висел у него в слипстриме во второй практике Гран-при Штирии (ради улучшения времени).

«Я просто тяну Даниила. Это единственная причина, по которой я на трассе», – кричал (правда, натурально кричал! Он часто так делает) Гасли по радио. Когда же ему сказали о времени напарника, француз разъярился еще сильнее.

«Да мне насрать! Мы должны были быть на девятом месте, и я не понимаю, почему мы делаем все именно так. Мы могли проехать за 1.04,6 [против 1.04,9 у Квята] или около того. Если это была квалификация, то мы далеко не на максимуме», – инженеру пришлось успокаивать разбушевавшегося француза.

Очевидно, сражение в «Альфа Таури» только усилится – и невозможность нормально набирать очки спровоцирует еще не одну такую вот декларацию о лидерстве от Пьера. Сезон у Квята будет очень сложным – и вряд ли у него выйдет проявить себя ярче, чем в 2019-м. Остается хотя бы еще пару раз демонстративно обставить напарника – прямо как в Сочи.

Россиянин – лучший в «Ф-2»: мегаобгон под дождем, первая победа и лидерство в главном молодежном чемпионате планеты

В аварии пилотов «Феррари» в Австрии не все однозначно. Феттель тоже виноват – слишком резко поменял траекторию в повороте

За пять лет Феттель и «Феррари» так и не выиграли чемпионат мира: помешали кризис лидерства, вектор развития техники и пилотажные проблемы

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья