Блог Поворот не туда

Первые тесты новой «Ф-1» запутали все. Фавориты и аутсайдеры неизвестны, силу показал только «Мерседес», а «Феррари» сломалась

Зато взбодрились парой скандалов.

Первые предсезонные тесты в «Формуле-1» (да и в любых других гоночных серий) предназначены не для выявления быстрейшего. На стартовых испытательных сессиях редко кто ездит с минимальной топливной загрузкой, использует боевой аэродинамический обвес для реальных Гран-при и включает двигатель вместе со всеми остальными системами на полную.

Однако даже на первых тестах обычно уже можно делать первые выводы насчет реальной силы большинства команд в пелотоне: часто объем и глубина технических проблем отлично прогнозируют грядущие страдания с надежностью по ходу сезона. А в современной «Формуле-1» без способности откатать тысячи километров без единой поломки практически невозможно добиться серьезного успеха. Большинство команд уже минимизировало возможные неполадки до абсолютного минимума, и потому каждый отказ в Гран-при может стоить важных очков и позиций в общем зачете и Кубке конструкторов в конце года – отыграться теперь бывает крайне сложно.

Потому первые тесты 2020 года оказались и чуть ли не самыми малоинформативными за последнее десятилетие. Сравниться с ними могут только заезды из 2019-го, которые попали на исторический температурный минимум в Барселоне: половина прошлогодних сессий прошла при нуле по Цельсию, команды не могли прогреть шины и получить о них хоть какую-то информацию и бились в неизвестности потом весь чемпионат.

В 2020-м же в Каталонии царила теплая безветренная погода вплоть до +20, и благоприятные условия вчистую уничтожили возможность сравнить времена тестов с 2019-м. А еще новые болиды оказались еще надежнее прежних – по сути за все три дня мы увидели лишь четыре технических или механических отказа (за исключением поломок, вызванных условным чрезмерно агрессивным выездом на высокий поребрик). Причем ни у одной команды не возникло одинаковых или хотя бы системных проблем – то есть мы по сути не знаем, ждать ли повторения в сезоне и кто попадает в зону риска по надежности уже на Гран-при Австралии. Практически невозможно определить, кто однозначно фаворит, а кто склоняется в сторону аутсайдера. Но мы все-таки попытаемся.

Невероятно огромный километраж

Помимо поломок, зрители на тестах практически не видели ни аварий, ни разворотов, ни любых других ярких и опасных моментов. Машины фактически часами наматывали километраж – и если раньше по его количеству можно было определить чемпиона по подготовке, то теперь это сделать уже труднее. Просто потому, что огромные расстояния проехали все.

«Мерседес» и «Ред Булл» преодолели по 7 дистанций Гран-при, «Макларен» и «Альфа Ромео» – по 6,5 дистанций гонки, «Альфа Таури» и «Рено» лишь немного не добрали до 6 дистанций. Даже проигравшие в этой номинации «Хаас» и «Уильямс» покрыли практически 5 полноценных заездов по «Барселоне-Каталонии» – в любой другой год их результат сочли бы отличным для первых тестов.

Вообще машины оказались настолько надежными, что Карлос Сайнс и Даниил Квят провели гоночные симуляции уже в первый день! Абсолютно немыслимая ситуация для «Формулы-1» хотя бы пятилетней давности.

Накат гонщиков в данном случае не так принципиально важен, но все равно выглядит солиднее некуда.

Лучшее время всех трех дней показал Валттери Боттас из «Мерседеса», вторым оказался Льюис Хэмилтон, третьим – Кими Райкконен

Однако как раз на пиковые времена сейчас обращать внимание не стоит: фактически никто не включал технику на полную, да и показывали лучшие круги на разных составах шин: топ-3 использовала самую мягкую резину С5, ставший четвертым Эстебан Окон проехал почти в одно время с Айсменом на более жесткой С4 (разница между составами заключается примерно в 0,8 секунды), а ставший шестым Серхио Перес и вовсе проиграл финну всего 0,3 секунды, хотя гонял на С3. При этом все они оказались выше Макса Ферстаппена на «Ред Булл» – а ведь никто не сомневается, что уже в Мельбурне №33 оставит каждого (кроме пилотов «Мерседеса») позади).

Намного важнее посчитать количество и причины поломок: здесь больше всех досталось «Рено». Французы дважды за тесты столкнулись с неполадками с электрикой – на третий день Дэн Риккардо сперва долго не выезжал, а потом остановился на треке.

У остальных возникли только единичные проблемы: на «Уильямсе» Латифи и «Феррари» Феттеля умерли моторы, а Райкконен остановился на треке под занавес второго дня из-за опустевшего бака (правда, финна попросили гнать до конца специально – чтобы откалибровать новые датчики ФИА и сверить реальный расход с расчетными значениями).

Стоит ли кому-то из них переживать? По сути только пилотам «Рено» – проблемы французской команды с надежностью тянутся уже несколько сезонов подряд.

«Мерседес» единственным показал скорость

лучшее время тестов с преимуществом в 1,4 секунды над ближайшим преследователем, наивысший километраж, минимум ошибок пилотов и технических неполадок. Лишь раз на W11 что-то пошло не по плану: Боттас досрочно (за полчаса до клетчатого флага, да) завершил второй тестовый день из-за проблем с электрикой – правда, к тому моменту Валттери и Льюис уже намотали 183 круга и провели по полноценной гоночной симуляции каждый!

После такого в паддоке чемпионов просто не могло не быть хорошего настроения.

«Первая неделя тестов прошла отлично: машина показала себя надежной и эффективной, – подтвердил технический директор команды Джеймс Эллисон. – Еще многое предстоит сделать, но мы заложили хорошую основу».

«Мерседес» и правда продвинулся дальше всех: команда из Бракли первой приступила к проверке реальной скорости. Мы знаем это благодаря Боттасу: он единственным из всего паддока проговорился, что под конец третьего дня получил разрешение немного поатаковать.

С другой стороны, «Мерседес» не стал брать на себя бремя фаворита с первых же дней.

«Битва во главе пелотона в Мельбурне будет напряженной, – гласит пресс-релиз чемпионов. – И мы также заметили, что середняки подобрались к нам поближе. Некоторые серьезно прибавили по сравнению с предыдущим годом».

Под отказом от лидерства есть основания: на одних длинных отрезках главный конкурент команды по версии Тото Вольффа «Ред Булл» проигрывал около 0,5-0,7 секунды с круга, а на других ехал практически в точности в темпе чемпионов – и совершенно не ясно, какие из них окажутся более приближенными к ситуации в Гран-при.

Плюс болид «Ред Булл» по оценкам технических экспертов лучше всех выглядит в быстрых и среднескоростных поворотах, а также лучше конкурентов атаковал поребрики (благодаря новой подвеске). Потенциал машины Ферстаппена и Албона вообще далек до раскрытия в реальных временах – №33 показал лучшее время команды на тестах еще в первый день на шинах С3, и оба пилота с тех пор к нему близко не подступали. Также при корректировке времен по составу покрышек время Макса оказалось всего на 0,004 секунды хуже показателей Боттаса – совсем не похоже на явное доминирование.

Пока с фаворитами вопросов больше, чем ответов.

«Феррари» сломалась и впечатлила

Тифози запросто могли насторожить не самые быстрые времена Шарля Леклера и Себастьяна Феттеля (в 0,7 секунды от «Ред Булл» на тех же шинах), вот только пилоты Скудерии точно так же показали их в самом начале собственных программ и после занимались длинными отрезками. Более того, сразу все источники и инсайдеры независимо друг от друга передавали информацию о большой топливной загрузке и низких оборотах на SF1000 – в итоге все подтвердили и опубликованные расчеты «Мерседеса», и сами пилоты «Феррари».

Так что беспокоиться за слабые времена кругов не стоит: Скудерия явно работала по собственному плану и тестировала (скорее всего) вариативность настроек нового болида вместе с износом резины в условиях большого количества топлива – главных слабых мест машины из 2019-го. И, судя по отзывам Леклера и Феттеля, прогресс достигнут.

«Я очень быстро почувствовал характер машины, всего через пару кругов, – описал впечатления №5. – В одних местах стало лучше, в других она похожа на предшественницу. Не знаю, будет ли этого достаточно, посмотрим, но по сравнению с прошлым годом мы определенно сделали шаг вперед».

«В этом году у нас будет больше гибкости при работе с настройками, – заключил №16. – Это всегда идет на пользу гонщикам. Мы сможем детальнее подстраивать машину под свой стиль пилотажа. И, опять же, мы пока не выжимали из машины максимум, но знаем, что можем работать в условиях большей гибкости настроек. Это радует».

Однако у Скудерии есть и поводы для беспокойства: даже несмотря на накат на низких оборотах, мотор все равно умудрился однажды отказать.

Возможно, это всего лишь единичный брак или несчастный случай – но признак далеко не самый оптимистичный.

Еще хуже резюмировал тесты журналист Лео Туррини – один из самых близких к «Феррари» представителей прессы, обладатель обширных связей в Маранелло и надежный инсайдер о происходящем внутри команды.

«Ясно одно: аэродинамический пакет SF1000 не работает, – категорично написал Лео. – Проблемы 2019 года до сих пор не решены. Машина все еще страдает от недостаточной поворачиваемости, а на длинной серии кругов далека от темпа «Мерседеса» и «Ред Булл». Такова ситуация на сегодня. На следующей неделе «Феррари» привезет в Барселону новинки и погрузится в работу».

Да, не очень-то похоже на вечного фаворита с самым крупным бюджетом, обещающего борьбу за титул каждый год.

Первые тайные заметки Леклера о новой «Феррари» случайно попали в телетрансляцию тестов «Ф-1». Мы их расшифровали

Найти аутсайдеров еще труднее

Если у гонки за лидерством есть хоть какой-то фаворит, то предсказать неудачу кому-то конкурентному сейчас еще труднее.

К примеру, «Уильямс» – главный неудачник 2019-го – отделался лишь минимальными изменениями машины, однако на сей раз успел к первому дню, выехал на трассу – и сразу же почти на секунду побил собственное лучшее время из квалификации Гран-Испании 2019 года.

Тем не менее, ясности пара резвых заездов не принесла: Джордж Расселл ездил с таким темпом (равным скорости «Феррари») лишь в первый день, а гоночные симуляции как такое в «Уильямсе» не проводили – отделались лишь большим количеством средних отрезков на разных типах шин. Сравнивать темп на них с конкурентами не очень верно, поскольку трудно определить топливную загрузку – вполне можно заподозрить англичан в желании отметиться прогрессом любой ценой для привлечения спонсоров и наращивания бюджета.

Пока неясно, сможет ли «Уильямс» прибавить еще, да и как раз команда из Гроува словила одну из немногих поломок мотора – поскольку у заводского «Мерседеса» и «Рейсинг Пойнт» проблем не возникло, ключ может крыться в компоновке именно FW43.

C другой стороны, называть «Уильямс» худшей командой прямо сейчас было бы не совсем справедливо: «Хаас» проехал еще меньше (хоть и ненамного) и еще медленнее (хоть и тоже ненамного), а также Кевин Магнуссен и Ромен Грожан чаще страдали от мелких механических неполадок и чаще всех вылетали с трека и разворачивались (свидетельство худшей балансировки машины по сравнению с конкурентами). Пожалуй, сейчас именно американцев логичнее всего было бы записать в аутсайдеры.

Что там у Квята?

Даниил Квят и его «Альфа Таури» провели (как и все остальные) очень продуктивные тесты: 177 кругов и отличный быстрейший результат: при корректировке времен всего пелотона с поправкой на состав шин №26 показал время всего на 0,3 медленнее Хэмилтона (другое дело, что самому Льюису еще почти секунда до Боттаса).

Также Даниилу явно понравилась новая машина.

«Я сразу почувствовал себя в ней как дома! – поделился с журналистами №26. – Шаг за шагом машина становилась все лучше».

С другой стороны, у россиянина изменения в команде: теперь с ним работает новый инженер по данным. Вероятно, так в «Альфа Таури» ответили на многочисленные провалы со стратегией в 2019-м – на тестах мы вряд ли увидим результаты перестановки, но на Гран-при Австралии новый спец уже покажет себя по полной.

Однако не все в бывшей «Торо Россо» пошло по плану: второй пилот Пьер Гасли продолжает удивлять нестабильностью. Сперва он продолжил тестовый перфоманс после аварий в прошлом году: на этот раз его вынесло при поездке с сеткой со специальными датчиками, фиксирующими аэродинамические потоки.

Часть тестовой программы оказалась испорчена.

А потом Пьер проехал такой круг, что оказался на четвертом месте среди всех гонщиков после корректировки времен относительно состава шин – причем опередил Даниила на целые полсекунды. Но на тестах, должно быть, фэйл с программой гораздо важнее одного-двух быстрых кругов.

Первый обгон новой «Формулы-1» совершил Квят: уделал главного крэшера на повороте и возмутился поведению конкурента

Болельщиков взбодрили технологические скандалы

Казалось бы, испытания без поломок и аварий обречены на скуку и уныние, но команды заранее озаботились развлечением для болельщиков на все три трековых дня.

Первыми внимание публики и пелотона отобрали в «Рейсинг Пойнт» – розовая команда привезла практически точную копию прошлогоднего чемпионского «Мерседеса» и сорвала королевскую дозу изумления и недоумения.

Cередняк «Формулы-1» привез на тесты точную копию чемпионского «Мерседеса». Слишком много сходств в деталях

Больше всего перекрашенному W10 обрадовался Серхио Перес, моментально унизивший предыдущие болиды команды.

«Наконец в первый же день тестов мы имеем не полуфабрикат, а нормальную машину, которая по конфигурации очень близка к той, что поедет в Мельбурне, – заявил прессе пилот «Рейсинг Пойнт». – Раньше мы всегда отставали, а сейчас можем осваивать новый автомобиль и работать с ним гораздо эффективнее. Говорят, RP20 сильно похожа на «Мерседес»? Надеюсь, и результатами она тоже пойдет в «Мерседес».

На следующий день в серии громыхнуло еще сильнее: действующие чемпионы мира явили миру радикальное переосмысление функций руля – DAS.

«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых

Инновационный руль «Мерседес» для «Ф-1» полностью легален, несмотря на возражения конкурентов. Юридически его невозможно запретить

Что ж, это было весело – даже интереснее, чем бесконечные отказы моторов и жалобы на условную «Хонду».

Машины чертовски быстры

«Формула-1» проводит последний сезон с большим упором на действующую аэродинамику – уже с 2021-го болиды резко сбросят по 5-6 секунд с круга. Поэтому гонщикам остается только наслаждаться и восхищаться, пока можно.

«Мы уже улучшаем время на круге по сравнению с быстрейшими прошлогодними результатами! – пребывал в искреннем восторге после первого дня новичок «Рено» Эстебан Окон, пропустивший предыдущий сезон. – У новых машин невероятный уровень сцепления с трассой – раньше я такого никогда не испытывал. Я еще никогда не входил в некоторые повороты на такой скорости, как сегодня! Ощущения отличные. Машины становятся все быстрее и быстрее. Думаю, в этом году мы побьем все рекорды круга».

Что ж, 21 быстрейший результат «Формула-1» еще ни разу не переписывала. Вызов принят.

А на все остальные вопросы ответят вторые тесты – они стартуют уже 26 февраля во все той же Барселоне. Тогда-то и начнется настоящая скорость и подготовка к Гран-при Австралии.

Все болиды для 2020-го выехали на трек: в «Ф-1» начались тесты. Каждая машина – красотка, но с двумя фанатов обманули

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Albert Gea; globallookpress.com/Kolvenbach/Mirafoto via www.imag, Federico Basile/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de

Да-с
65%
Ну что вы, еще рано говорить
35%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья