9 мин.

Как болеет Испания

За двое суток я проехал по Испании 1700 километров: от Мадрида до Марбельи, и от Марбельи до Барселоны. Деловой Мадрид, завораживающее Толедо, развеселая Малага, раскаленная от жары Гранада, эстетская Мурсия, пляжный Аликанте, пестрая Валенсия, гордая Барселона – все эти города сейчас выглядят как никогда похожими друг на друга. В любом городе и любой деревушке с балконов и окон домов свешивается бессчетное количество испанских флагов. От красно-желто-красных полотен начинает рябить в глазах: они везде. Ни на один государственный праздник власти не смогли бы украсить страну флагами настолько обильно, как это сделала команда Висенте Дель Боске. Миллионы флагов из шикарных вилл и скромных рыбацких хижин значат лишь одно: мы с «Ла Рохой», мы вместе, мы едины.

Полуфинальный матч со сборной Германии застал меня в Марбелье – фешенебельном курорте, где скупили шикарные виллы звезды кино, арабские шейхи и всяческие коронованные особы типа Александра Мостового по прозвищу Царь. Марбелья – это интернациональная столица гламура и белых лимузинов. Место, чтобы пускать пыль в глаза. Казалось, это наименее подходящий город, чтобы поболеть за сборную Испании. Но в день полуфинала Марбелья стала неузнаваемой. Не думать о матче Испания-Германия было просто невозможно, потому что город жил предвкушением битвы. Красные футболки «Ла Рохи» на половине прохожих, флаги на каждом баре, флажки на машинах.

Надувной крокодил и железный рыцарь не остались в стороне от всеобщей истерии:

-

Идущие навстречу люди улыбаются и кричат Vamos, Espana, случайные прохожие просто так напевают A por ellos, ole-ole-ole. Тысячи чернокожих, которые в Марбелье всегда стоят вдоль набережной и продают контрафактные сумочки, в кои-то веки сменили профиль: в их руках футболки Давида Вильи и дудки, в которые они дудят нон-стоп. С раннего утра. Я так и не понял, где люди раскрашивали лица, но тысячи болельщиков разгуливали по набережной с нарисованными на лицах испанскими флагами. Дух предвкушения матча настолько мощнейший, что поневоле закрадывается мысль: может, сборные Испании и Германии играют именно в Марбелье, а не где-то там в Африке? Африку сложно назвать далекой – тут совсем недалеко до Гибралтара. И вообще, Испания – это африканская страна, если кто не знает. Два испанских города, Сеута и Мелилья, находятся в Африке, и остались испанскими анклавами после того, как Марокко получило независимость. Да и Канарские острова, делегировавшие в «Ла Роху» сразу двух футболистов (Давид Сильва и Педро) к Европе имеют разве что формальное отношение.

За пару часов до матча в прибрежных барах Марбельи уже сложно найти свободное место. Народ веселится так, словно уже празднует победу. В поисках бара я забрел в старый город – исторический центр Марбельи с очаровательными белыми домами и цветами на балконах. Обычно забитый по вечерам исторический центр поразительно пуст. Официантки в футболках сборной Испании шатаются без дела – здесь нет больших экранов, а потому и почти нет клиентов.

Зато в прибрежных ресторанах пиво льется рекой, а в красные футболки одеты чуть ли не все поголовно. Чаще всего на футболках встречается фамилия Давида Вильи. На втором месте, с огромным отрывом от Вильи, идет Фернандо Торрес. Однако до третьего места – снова пропасть. Я разговорился с одним из болельщиков в футболке Торреса – он сказал, что Эль Ниньо особенно популярен в Марбелье просто потому, что играл за «Атлетико», на футболках которого долгие годы в качестве титульного спонсора фигурировало название Марбельи, поскольку в этом городе был главный бизнес у Хесуса Хиля, экс-президента «матрасников». «Атлетико» в Марбелье привыкли воспринимать как свою команду. Исторической дружбе не помешал даже недавний визит «Атлетико» в Марбелью в рамках 1/16 финала Кубка Короля, когда «матрасники» разбили местную «Марбелью» с совсем не дружеским счетом 6:0.

Когда на экране появляется стартовый состав «Красной Фурии» на матч с Германией, то отсутствию там Фернандо Торреса радуется даже обладатель футболки с его фамилией: «Я обожаю Эль Ниньо, но сейчас он не в форме – пусть лучше выйдет на замену и забьет немцам, когда их защитники подустанут. Сегодня мы точно выиграем, ведь с нами осьминог». Из солидарности с осьминогом Паулем я даже отказался от идеи отведать любимых пульпитос. Не знаю, как это перевести на русский – то ли осьминожки, но ли осьминоженьки. В общем, совсем маленькие осьминоги. Очень вкусно! Но не сегодня. Осьминог Пауль за сборную Испании, так что отужинать его родственниками было бы некорректно.

В телевизионном предматчевом ток-шоу из Дурбана вещают Камачо и Амор. Все – в белых рубашках и красных платках вокруг шеи – в честь праздника Сан-Фермин, который на следующее утро открывался в Памплоне. Испанская королева София на трибунах в Дурбане также с красным платком – это вызывает в марбельском баре бурные аплодисменты. За соседним столиком парни восторженно машут испанским флагом с нарисованным на нем черным быком, а по телевизору начинается финальный ролик в поддержу «Ла Рохи» – моменты матчей чемпионата мира миксуются с кадрами из корриды. Завораживающе прекрасное зрелище, в финале которого, разумеется, следуют выпад тореро и гол Давида Вильи. Вилья, кстати, в испанской телерекламе сейчас фигурирует чуть ли не в половине роликов. Давид рекламирует все подряд – от шампуня до «Макдональдса». А вот для Висенте Дель Боске работа нашлась только на автозаправке. Главный тренер сборной Испании заливает бензин в машину и расхваливает бензин на все лады.

Победный гол Пуйоля заставляет болельщиков обновить репертуар фанатских песен. Вместо традиционного скандирования Yo soy espanol, espanol, espanol люди восторженно затягивают Yo soy de Puyol, de Puyol, de Puyol. Набережная начинает напоминать район боевых действий – сотни взрывов петард, повсюду ракетницы. Официантки совершенно перестают приносить напитки, и даже деньги очень долго не забирают, потому что заняты просмотром матча. С финальным свистком Марбелья окончательно сходит с ума. Ликующие фанаты перекрывают движение на центральной улице, полицейские совершенно ничего не имеют против. Машинам приходится рассекать по другим улицам, но едва ли это кого-то расстраивает. Все равно же на машинах ездят только ради того, чтобы высовываться из окон, махать флагами и клаксонить от радости.

_

В развеселых испанских праздниках меня всегда поражает, что вокруг совсем нет пьяных. Все люди, которые ведут себя неадекватно, оказываются иностранцами. Чаще всего – англичанами. В ликующей толпе в Марбелье я видел только одного человека, по которому казалось, что он перебрал с алкоголем. Определить его национальность было несложно. Поскольку он орал песню «А я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь».

Ликование вокруг было настолько бурным, что телевизионщики никак не могли снять стенд-ап с празднующими фанатами – поскольку они были слишком буйными. Постоянно стягивали шляпу с корреспондентки и закрывали камеру флагами. Между тем в центре внимания оказался какой-то человек, которого признали «похожим на Моуриньо», а потому фотографировались с ним. По принципу «сначала сфотографируемся, а потом разберемся».

Африканские болельщики сборной Испании заняли целую площадь и отмечали победу под там-тамы.

Надо отметить, что болельщики сборной Испании совершенно не покушались на скульптуры Сальвадора Дали, выставленные на одной из аллей Марбельи. Ажиотаж вызвал лишь один постамент – на котором почему-то не было скульптуры. Люди охотно на него забирались и всячески кривлялись.

А на набережной в центре ажиотажа оказался человек, слепивший из песка скульптуру Ньютона. Вот как она выглядела днем:

Теперь люди массово фотографировались около песчаной скульптуры с испанскими флагами. Сидевший рядом автор скульптуры с бородой а-ля Хемингуэй смотрел на них, курил сигару и посмеивался. На несколько часов этот ликующий гул заглушил для него шум волн, но лишь на несколько часов.

А Марбьелья была всего лишь одним из сотен испанских городов, сошедших с ума от счастья. Утренние газеты были полны восхитительных фотографий с массовых просмотров матча в разных городах Испании. Многотысячная толпа у собора в Ла-Корунье, буря восторга от гола около «Местальи» в Валенсии, тысячи флагов в руках болельщиков в Лас-Пальмасе, и публичный просмотр матча на пляже в Барселоне.

Столица Каталонии сейчас особенно красива и парадоксальна. Барселона просто утопает в флагах, вывешенных с балконов и окон. Половина – каталонские. Потому что вчера более миллиона (!!!) каталонцев участвовали в манифестации с требованием отделения от Испании. А половина – испанские. Потому что футбол – это то, что объединяет страну куда лучше политиков. Такие картины можно увидеть в Барселоне только сегодня, только в день финала: