18 мин.

Тур де Франс стартует в Южной Африке

Нет, вы не пропустили каких-то сенсационных новостей от директора самой престижной велогонки мира Кристиана Прюдомма. Нет, в заголовке текста не допущено ни одной ошибки. И нет, автор этого блога не сошел с ума. Действительно, в ближайшее воскресенье, 17 марта, возле винодельни Луренсфорда, в пригороде Кейптауна, стартует юбилейная двадцатая версия Тур де Франс. Она включает в себя огромное количество гор, в общей сложности свыше 16 тысяч метров подъема, и заезжает на знаменитый Аап-д’Юэз.

Все это неоспоримые факты. Разве что, стоит уточнить, что речь все же идет о «Тур де Франс в маунтинбайке» – именно так себя позиционирует и рекламирует самая известная и уважаемая в мире горного велосипеда многодневка Cape Epic, с 2004 года проходящая в ЮАР. Здесь меньше этапов, они короче по протяженности, да и зрительская аудитория с призовыми в маунтинбайке значительно меньше. Модных документальных съемок Netflix с южноафриканской гонки также мы не видим. Хотя местные пейзажи и уникальная природа заслуживают особенного показа, накал страстей и жизненные драмы случаются почти на каждом этапе, поэтому серии получаются покруче, чем в американском сериале, а сам маршрут и уровень преодоления собственных возможностей в Cape Epic, пожалуй, в чем-то даже превосходят классический Тур де Франс на шоссе.

Живописная гонка по маунтинбайку в ЮАР

«Тур де Франс в горном велосипеде»: как все начиналось?

Интересно, что двадцать лет назад, когда все только зарождалось, это был абсолютнейший эксперимент и настоящий прыжок в неизвестность. В 2004 году горный велосипед для Южной Африки был если не диковинкой, то только начинавшим набирать популярность видом спорта. Это сейчас здесь за год проводится более пятидесяти многодневных гонок, многие из которых имеют престижнейший статус, а тогда было ровно ноль. Ноль! И на таком базисе начинать большое дело – это не просто риск, а практически гарантия потери огромного числа денег с очень низким процентом вероятности довести дело до ума.

Но Кевина Вермаака, уроженца Кейптауна, многие годы прожившего в Лондоне и успевшего оттуда изрядно попутешествовать, эта идея захватила. Он принял участие в гонках на маунтинбайках через Гималаи и попробовал свои силы в соревнованиях на Коста-Рике, где за несколько этапов надо добраться от берега Тихого океана до побережья Атлантики. Все это его восхитило, и он решил вернуться на родину, чтобы организовать нечто подобное в ЮАР. Впрочем, конечно же, все это было не так просто, даже несмотря на наличие определенного капитала.

Основатель Cape Epic Кевин Вермаак вспоминает начало пути: «Помню, как посреди ночи в апреле 2005 года лежал на полу в своем офисе и смотрел в одну точку, фактически в мою черную долговую дыру. Мой творческий подход позволил к тому времени провести уже две гонки в ЮАР, но что-то не работало, деньги кончались, а кредиты только росли. Я был готов заложить все, что угодно, но гарантировало ли это успех? Билеты продавались, участники охотно оплачивали вступительные взносы, гонка становилась популярнее, но скупые цифры работали иначе. Вряд ли бы мне доверились, если бы люди знали, что их взносы шли на покрытие долгов еще предыдущей гонки. Но я был уверен, что сделаю всё – даже сверну горы, но не стану отменять соревнования».

Идея Cape Epic заключалась в том, чтобы совместить физически тяжелую гонку, похожую на настоящий ад, с райским финишным городком, где бы участники могли оказаться в поистине роскошных условиях. Фактической же целью было создание самой крупной и престижной многодневки на горных велосипедах в мире. Спонсоры на такую громкую вывеску охотно откликались – было заключено маркетинговое партнерство с организаторами популярных гонок в Германии, от них же пришло сотрудничество с Adidas, заключены сделки с партнерами, поставлявшими грузовики для транспортировки, а также медицинскими центрами для обеспечения скорой помощи.

Пример финишного городка на гонке в ЮАР

Многие спортсмены были знакомы с ЮАР по тренировочным сборам, но теперь их впервые звали сюда на профессиональные соревнования. Прекрасная погода, потрясающие пейзажи и совпадающий с Европой часовой пояс играли важную роль в окончательном согласии. Параллельно удавалось привлечь к участию руководителей корпораций и владельцев крупного бизнеса, любящих здоровый образ жизни.

«И вроде бы дела шли отлично, но для обеспечения должного уровня комфорта приходилось вкладывать огромные деньги, – вспоминает Вермаак, – а для этого нужен был один крупный спонсор, который готов был бы вложить сотню миллионов в проект. И именно тогда около двух часов ночи в апреле мне пришло на почту письмо от представителя компании Absa, который заинтересовался проектом. Это одна из крупнейших финансовых групп в Южной Африке, и, хотя первоначальное соглашение с ними оказалось довольно скромным, я понял, что именно это событие может изменить правила игры и превратить Cape Epic в нечто великое. В компании обратили внимание, что многие их ключевые клиенты охотно принимают участие в гонке, чему я естественно максимально поспособствовал уговорами и выгодными предложениями. В Absa увидели в этом солидную точку для роста и развития, и тогда было принято решение о значительном расширении сотрудничества».

Для успешного проведения гонки после консультаций со специалистами было предпринято несколько важных шагов: отказ от второстепенных мероприятий, значительное увеличение вступительного взноса, строгое ограничение количества заявок и участников. Все это позволило выйти южноафриканской гонке в плюс по деньгам к 2012 году, и только тогда Вермаак убедился, что его детище работает так, как было задумано. Оно уже не выживало, а приносило прибыли.

Сейчас заявок для участия в Cape Epic настолько много, что каждый год проводится лотерея, и лишь избранные счастливчики получают право принять участие. Но у компании Absa Group, ставшей генеральным спонсором, есть своя индивидуальная квота, по которой выделяются места. 95% участников составляют именно любители, приносящие нужные деньги, зато оставшиеся – это настоящие профессионалы с громкими именами в мире маунтинбайка, которые и борются за победы в престижнейшей гонке.

Сам Вермаак сейчас уже отошел от непосредственного управления делами и не является официальным лицом гонки, но он по-прежнему имеет голос как один из владельцев и подкидывает определенные творческие идеи по организации гонки. При этом Кевин и сам несколько раз принял участие в соревнованиях – так сказать, вернулся к истокам, с чего, собственно, все и начиналось более 20 лет назад, когда ему пришла в голову идея организовать Cape Epic.

Кевин Вермаак – основатель гонки

Кто из звезд приехал в 2024 году?

В прошлом году огромный интерес к южноафриканской гонке приковывал победитель всех трех Гранд-туров на велошоссе – Винченцо Нибали. В этот раз, насколько известно, знаменитая «Мессинская акула» не примет участие в Cape Epic, но список фаворитов все равно собрал звездные имена.

И в первую очередь, речь идет, конечно же, о 10-кратном чемпионе мира и 9-кратном обладателе Кубка мира в маунтинбайке Нино Шуртере – настоящей легенде этого вида спорта. Цель его участия не только победа, но и благотворительность. Швейцарец стал частью программы World Bicycle Relief по распределению велосипедов в развивающиеся страны. Они на некоммерческой основе предоставляются подросткам и, в особенности, сиротам из отдаленных деревень, чтобы значительно облегчить им путь до школ, аптек, больниц и магазинов. По статистике, почти миллиард человек в сельских регионах мира живут в общинах вдали от ближайшей асфальтированной дороги и каждый день проходят километры до цивилизации, чтобы попросту выжить. И уже почти одному миллиону из них данная компания оказала посильную помощь.

Выступать Нино будет в паре с датчанином, многократным чемпионом своей страны в маунтинбайке и велокроссе, Себастьяном Фини. «Вообще, мы с Нино год назад шутили о том, чтобы когда-нибудь вместе выступить на Cape Epic, но, в итоге, все переросло в серьезные переговоры, и теперь мы стали командой, – отмечает Фини, – Даже немного безумно от мысли, что буду соревноваться вместе с гонщиком, на которого равнялся много-много лет. Но весь 2024 год будет несколько сумасшедшим: Олимпиада в Париже, чемпионат мира и множество престижных гонок по всей планете – все это в планах, и Cape Epic в паре с Нино, безусловно, поможет отлично подготовиться к дальнейшему сезону». Датчанин постарается помочь Нино Шуртеру стать 3-кратным чемпионом южноафриканской гонки, которую тот выигрывал в 2017 и 2019 годах с другими партнерами.

Нино Шуртер в погоне за третьим тутулом в ЮАР

Еще одним 3-кратным чемпионом Cape Epic может стать любимец местной публики, некогда стажер велошоссейной команды UAE Team Emirates (интересно, пересекался ли он с Тадеем Погачаром?) и профессионал в мотокроссе, Мэттью Бирс. Южноафриканец побеждал в 2021 и 2023 годах, и прославился тем, что был идеальным локомотивом для партнеров на относительно пологих участках, но не всегда хорошо себя чувствовал в крутых горах.

Помогать на вертикальных стенках ему в этом году призван американец Ховард Гроттс. Он побеждал на Cape Epic шесть лет назад, но с тех пор ни разу не возвращался в ЮАР. Дело в том, что он переехал с семьей на новое место – там пережил пандемию, увлекся бегом и лыжным спортом, получил степень магистра математики и несколько отдалился от горного велосипеда. Но все же тяга к истокам своей карьеры пересилила, и 31-летний Гроттс возвращается в свою стихию. К слову, родился он в Дуранго, в штате Колорадо – там же, где и новоиспеченный чемпион Вуэльты Испании Сепп Кусс.

Главными конкурентами вышеперечисленных звездных пар является немецкий дуэт Георга Эггера и Лукаса Баума. Они в ярком атакующем стиле победили на Cape Epic в 2022 году, а затем шли к успеху и в прошлом году, но поломка переключателя скоростей на одном из этапов отняла слишком времени и лишила их шансов на чемпионство. «Конечно, мы вновь приезжаем в ЮАР с победными амбициями, – говорит Эггер, – Но трудно оценить готовность соперников, хотя мы в очередной раз планируем идти ва-банк. Если конкуренция будет такой же высокой, как и в последние годы, вероятно, упорная борьба будет идти до последнего этапа».

Впрочем, и за пределами этой тройки фаворитов есть на кого посмотреть. Например, на харизматичного и очень популярного в пелотоне голландца Ханса Бекинга. Или же на возвращающегося в ЮАР послед долгого перерыва олимпийского чемпиона игр в Лондоне в маунтинбайке чеха Ярослава Кулхавы, побеждавшего на Cape Epic в 2013, 2015 и 2018 годах. Не забудем и о его соотечественнике Петре Вакоче, который еще совсем не давно ездил на настоящем Тур де Франс и даже попадал в двадцатку сильнейших на тяжелейшей классике Страде Бьянке в Италии. К слову об Италии, в гонке можно поболеть и за Самуэле Порро, который год назад выступал в дуэте с Винченцо Нибали.

Винченцо Нибали и Самуэле Порро в 2023 году

Главные фавориты у мужчин: Нино Шуртер (Швейцария) – Себастьян Фини (Дания), Мэттью Бирс (ЮАР) – Ховард Гроттс (США), Георг Эггер (Германия) – Лукас Баум (Германия)

Прочие фавориты у мужчин: Мартин Стошек (Чехия) – Петр Вакоч (Чехия), Ханс Бекинг (Нидерланды) – Воут Алеманн (Бельгия), Андреас Зеевальд (Германия) – Марк Штуцманн (Швейцария), Фабиан Рабенштайнер (Италия) – Самуэле Порро (Италия), Даниэль Гайзмайр (Австрия) – Якоб Доригони (Италия), Ярослав Кулхавы (Чехия) – Филип Адель (Чехия)

У девушек конкуренция ожидается не менее серьезной. Более того, организаторы с гордостью заявляют, что впервые за двадцать лет проведения Cape Epic сумел собрать настолько звездный женский состав. Интриги добавляет и тот факт, что в межсезонье практически все звездные пары претерпели изменения, многие участницы сменили команды, и теперь им предстоит бороться за чемпионское звание с абсолютно новыми партнерами.

Например, действующая чемпионка Вера Лоузер выступит в паре с чемпионкой США в марафоне по манутинбайку Алексис Скардой, которая еще никогда не выступала на Cape Epic. Зато у нее был другой интересный опыт – после одной из гравийных гонок в Америке, в которой она успешно выступила, Алексис быстро переоделась и приняла участие в сопровождавшем спортивное соревнование концерте, исполнив 30-минтутный сет электронной музыки.  Сама американка любит приговаривать, что музыка во многом похожа на велогонки: «Не могу концентрироваться на каких-то деталях и не склонна к перфекционизму, поэтому уделяю внимание правильному питанию и хорошему сну. Но уверена, что если ты не сдаешься в своих начинаниях, то с каждым разом будешь только совершенствоваться и становиться лучше».

Алексис Скарда: от музыки к велоспорту

Южноафриканка Кэндис Лилл, уже четырежды в карьере поднимавшаяся на вторую ступеньку подиума в домашней гонке, продолжает мечтать все же о большой победе, и на сей раз выбрала себе в напарницы одну из главных молодых звезд современности – 22-летнюю австрийку Мону Миттервальнер, в минувшем году ставшую чемпионкой мира в марафоне на маунтинбайках. Забавно то, что на мировом первенстве в Шотландии Лилл опять же заняла второе место, как раз следом за своей новоиспеченной партнершей по команде.

«Честно говоря, я уже сбилась в подсчетах этих вторых мест, – с горькой улыбкой признает южноафриканка – Но я убеждена, что у каждого из них была своя причина. Раз за разом я получаю новый опыт, что позволяет становиться мне лучше, и я неизменно нацеливаюсь на успех. Но ко всему нужно подходить спокойно и методично. Наибольшее давление спортсмены высшего уровня оказывают сами на себя, и им нужно уметь управлять, чтобы оно шло во благо. Наш двойной успех на чемпионате мира значит многое, но стоит помнить, что Cape Epic – совершенно особенная гонка с уникальным набором сложностей, которая проверяет вас во всех отношениях».

Южноафриканка Кэндис Лилл

Главные фавориты у женщин: Вера Лоузер (Намибия) – Алексис Скарда (США), Кэндис Лилл (ЮАР) – Мона Миттервальнер (Австрия), София Гомес Вильяфане (Аргентина) – Самара Шеппард (Новая Зеландия), Анне Терптсра (Нидерланды) – Николь Коллер (Швейцария)

Прочие фавориты у женщин: Моника Кальдерон (Колумбия) – Меричель Фигерас (Испания), Хэйли Прин (ЮАР) – Лена Жеро (Франция), Наталья Фишер (Испания) – Ирина Лутцельшваб (Швейцария), Марго Москетти (Франция) - Костанца Фазолис (Италия)

Маршрут гонки: «Тропа Старого Фургона» и Аап-д’Юэз

Маршрут Cape Epic меняется из года в год. Как и на Тур де Франс, здесь есть популярные места и знаковые восхождения, но они постоянно чередуются, и возвращения некоторых эпических подъемов порою приходится ждать чуть ли ни десяток лет. Гонка этого года привычно начинается с короткого 26-километрового пролога, но в отличие от предыдущих выпусков, больше «транзитных этапов» на маршруте Cape Epic не предвидится. В минувшие годы ближе к середине многодневки организаторы ставили достаточно короткий и достаточно простой по рельефу этап, чтобы гонщики могли несколько перевести дух. В этот раз нас ждет тяжелейший и насыщенный горами Cape Epic.

Как мы уже ранее отмечали, старт гонке будет дан в винодельческом поместье Луренсфорда, основанном в самом начале XVIII века, и по праву считающимся одним из самых красивых в мире. Очевидно, что сюда стоит приехать не из-за наличия 300 гектаров виноградников, хотя это тоже аргумент, но именно из-за живописной природы и этой непередаваемой умиротворяющей атмосферы. Впрочем, имейте ввиду, что место давно стало популярным – здесь регулярно снимают кино с модными голливудскими актерами, проводятся спортивные и культурные мероприятия, и, конечно же, здесь играют пышные свадьбы. Кроме того, в поместье находится одно из двух полей в Кейптауне для игры в поло. Пробовали ли вы когда-нибудь этот королевский вид спорта?

Луренсфорд

Впрочем, от настоящих лошадей вернемся к нашим «железным коням». Пожалуй, самый сложный подъем Cape Epic-2024 организаторы приготовили уже на втором этапе гонки – Олд Вэгон Трэйл (7,4 километра со средним градиентом 10,3%), расположенный неподалеку от небольшого городка Тульбах. Если использовать терминологию из горных лыж, то «Тропа Старого Фургона» соответствует классической черной трассе по уровню сложности – ее не использовали на гонке аж с 2016 года, и вот теперь решили вернуть в честь 20-летнего юбилея.

Когда-то эта дорога использовалась для проезда на конных повозках, хотя по нынешним временам в это поверить сложно. Легенда гласит, что однажды во время причастия в долине Витценберг разразился громкий скандал, и местный фермер решил проложить собственную дорогу к церкви в Тульбахе, чтобы самостоятельно ее посещать. Тогда его все называли сумасшедшим, а ныне маунтинбайкеры могут только благодарить его за создание прекрасного маршрута. Кстати, эту тропу в рамках этапа гонщикам придется пройти дважды – сначала вверх, а потом камнем вниз. А в промежутке спортсменов ждет участок, традиционно сильно продуваемый ветрами, который вкупе с суровым южноафриканским солнцем сделает этап настоящим мучением.

В четверг на королевском горном этапе, где общий набор высоты составляет более трех тысяч метров по вертикали, будет пройден один из самых известных подъемов Аап-д’Юэз (1,4 километра со средним градиентом 9%), который насчитывает 21 петлю по аналогии со своим знаменитым французским оригиналом. Фактически он является частью большого трехступенчатого восхождения к Клифф Хэнгер. Если дословно переводить, то буквально он означает «вцепившийся в обрыв». На самом деле, это художественный прием в литературе и кино, обычно остросюжетный момент, где герою приходится сталкиваться с большими сложностями, и в этот момент повествование прерывается, оставляя финал открытым, подразумевая яркое продолжение.

Аап-д’Юэз – самая знаменитая часть восхождения на Клифф Хэнгер

К слову, до Аап-д’Юэза и Клифф Хэнгера будет еще одно сложное восхождение на гору «7 Пиков» и спуск оттуда по культовой тропе Cool Runnings, которая получила свое название от одноименного фильма, известного у нас под названием «Крутые виражи». Это спортивная драма с элементами комедии, рассказывающая о дебюте боба-четверки из Ямайки на зимних Олимпийских играх в Калгари. Действительно, как отмечают сами спортсмены, эта извилистая тропа очень похожа на бобслейную трассу, и спуск проходит на схожих скоростях. По бокам периодически встречаются огромные булыжники, заставляющие постоянно крайне внимательно смотреть на дорогу. А раньше одна из секций включала даже проезд по деревянному мосту, хотя сейчас, вроде бы, этот участок исключили, и он остается чуть в стороне.

Королевский горный 4-й этап Cape Epic

Большие изменения в генеральной классификации ожидаются и в субботу на шестом этапе Cape Epic, поскольку он является классическими американскими гонками, где нет ни метра равнины – дорога будет постоянно идти вверх и вниз, а в общей сумме там насчитывается не менее десяти солидных подъемов, каждый из которых имеет еще свои рампы с контруклонами. Например, одним из самых известных из них считается восхождение Годдесс (3,1 километра со средним градиентом 4,6%). Опять же не советуем смотреть на средние цифры, поскольку он также имеет спуски, но там есть и три крутых стенки с двузначными градиентами, и вкупе с закисленными ногами, такая поездка превратится в настоящее испытания на выживание.

И даже в финальный день, когда, казалось бы, все самые тяжелые горы остались позади, гонщикам некогда перевести дух. За несколько километров до финиша их ждет культовый в мире маунтинбайка спуск G-Spot, который в свое время прославил Нино Шуртер, многократно выкладывавший в соцсетях видеозаписи оттуда. Спуск технически сложный с трамплинами, бермами и крутыми поворотами, ошибка на которых может привести к настоящей драме – упасть и получить повреждение за сотни метров до финиша гонки будет невероятно обидно. И лишь после того, как G-Spot закончится, можно будет вздохнуть легче; спуск ведет непосредственно в финальную локацию этой версии Cape Epic – «город дубов» Стелленбос. Как следует из названия, он имеет голландское происхождение, поэтому финал одного из крупнейших и престижнейших велоспортивных событий в мире здесь крайне символичен.

Легендарный Нино Шуртер на G-Spot

Именно в Стелленбосе мы окончательно узнаем обладателей лидерской желтой майки с черными полосами для мужчин, и оранжевой с аналогичными черными полосами для женщин. Посмотреть все это невероятно живописное, драматичное и крайне необычное действо можно будет совершенно бесплатно в официальных трансляциях на YouTube.

От автора: Выход материала в сегодняшнюю дату, 15 марта, неслучаен. Ровно год назад в этом блоге появилась первая запись о велогонках – это был анонс знаменитой Милан – Сан-Ремо. В этот раз мы решили взять другую тему, довольно далекую от весеннего Монумента, хотя безусловно призываем посмотреть в субботу «Классичисиму». Все же, об Италии мы уже говорили в новом сезоне и, безусловно, еще будем – как минимум впереди вся Джиро. А вот поводов заглянуть в Южную Африку, пожалуй, больше и не представится.  

Безусловно, какой бы крутой и живописной ни была Cape Epic, по популярности она в разы уступает большинству гонок Мирового тура на шоссе. Но мы сознательно пошли на этот шаг, поскольку не всегда стоит гнаться за цифрами и рейтингами. Есть очень много интересных и ярких событий, которые не попадают в «мейнстрим», но вполне заслуживают того, чтобы о них рассказать.

За минувший год мы смогли собрать почти полторы сотни подписчиков. Более того, нас даже номинировали на звание лучшего блога сайта в категории прочих видов спорта, и благодаря вашей активности мы даже очень солидно смотрелись на фоне куда более продвинутых и развитых сообществ. Для нашего небольшого, но уютного мира велоспорта – это большое достижение. Спасибо за ваши комментарии, подписки, донаты и лайки. Надеемся, что и материалы, подобные нынешнему о престижной маунтинбайкерской многодневке в ЮАР, также находят у вас отклик. А мы, VeloMajka, вступаем во второй год жизни. Большой велосезон впереди, и он бывает не только на шоссе.

Лидеры Cape Epic покоряют очередную гору

Photo: inthebunch.co.za | Nick Muzik, singletrackworld.com, bikehub.co.za|Karin Schermbrucker, cape-epic.com, berneroberlaender.ch, cyclingpro.net, velo.outsideonline.com, lourensford.co.za, canetsfontein.com, off.road.cc