9 мин.

Ужаснее «Северного ада». Итальянцы убивают уникальную гонку ради статуса Монумента?

В велоспорте давно сложилась четкая иерархия: есть Тур де Франс, есть Джиро с Вуэльтой, есть пять монументальных однодневных классик, и есть остальные гонки. Безусловно, каждый сам волен выбирать то, что ему нравится, но отходить от неких общих канонов и устоявшихся правил достаточно сложно. Поэтому организаторы постоянно пытаются искать что-то новое и необычное, а это, в свою очередь, порождает слухи о том, что в мире велоспорта вот-вот родится новое чудо – гонка, которая изменит привычный ход вещей.

Слово «Монумент» впервые применили 75 лет назад, когда французский журналист Альберт Бейкер так высказался о гонке Париж-Рубе. Со временем этот термин стали использовать для пяти самых тяжелых, длинных, и престижных однодневных гонок. Сейчас каждая их них уже отметила свой вековой юбилей и остается особенной в мировом календаре. Тем не менее, запрос на некие перемены все же существует, и одним из вариантов является создание «новых чудес света». Одно время активно ходили слухи о создании четвертого Гранд-Тура в США, который, правда, непонятно было куда засунуть в и так плотный календарь. Затем заговорили о расширении списка Монументов и добавления к ним новых классик современности. И практически всегда первой в этом списке называлась гонка Страде Бьянке.

Начало одного из 5-звездочных секторов Страде Бьянке

Появилась она относительно недавно, в 1997 году, и первое время имела любительский статус, поскольку ставила своей целью повернуть время вспять и откатиться в начало XX века, когда гонки требовали от участников самостоятельного преодоления множества проблем, в том числе и технического плана. На белых римских дорогах, живой рекламой и отважной покровительницей которых Страде Бьянке и являлась, сложности возникали постоянно. Собственно говоря, поэтому изначально гонку назвали Eroica, то есть «героическая», и лишь со временем пафосная приставка была убрана.

Слава уникальной по своей сути гонки быстро расходилась по всему миру, и в UCI также не могли обойти стороной растущую популярность велоспортивного события в Тоскане. В итоге, ровно через десять лет Страде Бьянке впервые была проведена среди профессионалов, став аперитивом перед сезоном булыжных классик. Но быстро стало понятно, что соревнование по белым гравийным дорогам заслуживает особенного места в календаре. Ее сместили на начало марта, и уже немало лет Страде Бьянке фактически открывает большой велосезон в Европе, являясь первой гонкой в году, которая собирает престижнейший состав участников. А неофициально многие из них уже давно называют ее шестым Монументом сезона. Возможно, в какой-то степени она сейчас даже затмевает собой Милан-Сан-Ремо, ведь символом прихода весны и возвращения большого велоспорта теперь является именно Страде Бьянке.

Белые римские дороги в Тоскане

Недостаточная протяженность, малый возраст – все это привычные отговорки международного союза велосипедистов, который никак не хочет сделать шаг навстречу и, наконец, признать тосканскую гонку новым Монументом современности. Но годы идут, статус Страде Бьянке неизменно растет, а с этого года меняется и ее протяженность. «Говорите, что ни один Монумент не бывает короче двухсот километров? Ха, какие проблемы, вот вам две с лишним сотни с добавлением гравия!», - приблизительно так можно интерпретировать маршрут, который заявили организаторы на 2024 год. Впору вспомнить об историческом названии Eroica…

«Послушайте, они попросту убивают гонку, - делится в подкасте своими опасениями бельгийский эксперт Мишель Вюйтс, - Если она станет настолько сложной, то превратится в крайне закрытую, где гонщики будут бояться атаковать заранее». Его собеседник, экс-гонщик в недавнем прошлом, Натан ван Хойдонк отвечает: «То, что маршрут станет длиннее, конечно, вносит большие изменения. Но по своим ощущениям я могу сказать, что Страде Бьянке и так уже была одной из сложнейших гонок в мире. А теперь ее придется ехать еще на час дольше».

Что же так взбудоражило велоспортивный мир? Как вы уже поняли, впервые в истории Страде Бьянке преодолеет магическую цифру в 200 километров дистанции, но что гораздо важнее – заметно увеличивается и протяженность белых римских дорог. В этом году вместо привычных 11 гравийных участков будет 15, при этом более 70 километров пути пройдет по «бездорожью». Это беспрецедентный эксперимент, и тем самым организаторы недвусмысленно намекают, что хотят, наконец, нового статуса для своего детища. И ради этого они готовы пойти на многое.

Маршрут гонки 2024 года

Впрочем, крайне уважаемый в мире велоспорта Филипп Жильбер также не горит желанием включать Страде Бьянке в список Монументов, хотя это позволило бы ему, как победителю 2011 года, считать себя чемпионом пяти разных монументальных гонок. «На мой взгляд, Классика Сан-Себастьяна или голландская Амстел Голд Рейс с исторической точки зрения гораздо больше заслуживают этого статуса. Тем более, Страде тогда станет уже третьей гонкой в Италии с подобным званием, а UCI нам упорно говорит о том, что стремится к глобализации этого вида спорта», - поясняет свою точку зрения бельгиец.

А как вы думаете, стоит ли итальянцам гнаться за этим самым шестым Монументом? В велосреде есть мнение, что прелесть Страде Бьянке заключалась и в том, что в отличие от всех официальных Монументов, она как раз не была такой затянутой, но при этом ее сложности вполне хватало, чтобы в списке чемпионов появлялись исключительно достойнейшие и сильнейшие люди пелотона: Фабиан Канчеллара, Воут ван Арт, Тадей Погачар, Матье ван дер Пул, Том Пидкок… Может, все же не стоит бежать за мифическим статусом, а просто писать свою историю и задавать новые тренды в современном велоспорте?

Так или иначе, гонка 2024 гонка войдет в историю, как действительно героическая и сверхсложная, а ее победителя можно будет назвать сверхчеловеком. Мы не знаем, повторится ли этот эксперимент еще когда-либо в будущем, поэтому давайте насладимся этим грандиозным дебютом «нечеловеческого испытания» по тосканским белым дорогам. Кроме того, поговаривают, что в выходные в Италии могут быть еще и дожди, что сделает маршрут, наверное, ужаснее «Северного ада».

Покорить «южный тосканский ад» 2 марта 2024 года приедут бывшие чемпионы Тадей Погачар, Том Пидкок и Жюлиан Алафилипп, но список фаворитов отнюдь не ограничивается этими тремя именами.

Томас Пидкок - действующий чемпион Страде Бьянке

Прочие претенденты на победу: Сепп Кусс (США), Матей Мохорич (Словения), Роман Барде (Франция), Герайнт Томас (Великобритания), Кристоф Лапорт (Франция), Бен Хили (Ирландия), Леннерт ван Этвельт (Бельгия), Таймен Аренсман (Нидерланды), Ричард Карапас (Эквадор), Даниэль Мартинес (Колумбия), Гийом Мартан (Франция), Ленни Мартинес (Франция), Роман Грегуар (Франция), Стивен Уилльямс (Великобритания), Аттила Вальтер (Венгрия), Тим Велленс (Бельгия), Дилан Тюнс (Бельгия), Андреа Баджоли (Италия), Давиде Формоло (Италия), Иван Гарсия Кортина (Испания), Исаак дель Торо (Мексика), Бастьен Троншон (Франция)

Одним из ключевых и самых сложных секторов гонки всегда считался участок Монте Санта-Марие с протяженностью белых дорог в 11 километров, который получил имя единственного трехкратного чемпиона Страде Бьянке знаменитого швейцарца Фабиана Канчеллара. Если вы хотя бы раз видели тосканскую классику, легко узнаете этот живописный сектор. Он волнообразен, сложные участки подъема сочетаются со спусками, а сам факт очень долгой езды по бездорожью ведет к множеству сложностей как с физической и моральной стороны для гонщика, так и с технической для велосипеда. Правда, если раньше этот зрелищный сектор, окруженный лесами с многовековыми кипарисами, проходился за 50 километров до финиша, то теперь более чем за 70, что все же дает шанс отставшим вернуться в борьбу.

Монте Санта-Марие - живописный сектор гонки

А вот связка гравийных подъемов Колле Пинцуто (2,3 километра со средним градиентом 3,8% и максимальными участками в 15%) и узкая дорога к церкви в Ле-Толфе (0,4 километра со средним градиентом 11%) теперь проходятся дважды. Пинцуто начинается круто, но затем выполаживается, однако, отсутствие в конце спуска способствует успешным атакам гонщиков. Что касается расположенного неподалеку подъема Ле-Толфе, то он нетипичен для этой гонки – короткий, но очень крутой. Всего одна минута приложения максимальной силы, но как же ее найти после стольких часов страданий?

Фактически эта дорога к тосканской деревеньке, которая насчитывает всего пару десятков жителей, поэтому размеренная жизнь в ней нарушается лишь раз в году в первых числах марта. Нельзя сказать, что Ле-Толфе уже стала культовым местом в мире велоспорта, но одной из современных икон классических гонок она со временем все же может стать. По крайней мере, всё у нее для этого есть: пыль, грязь, крутая гора, церковь на вершине и место в самом конце маршрута (почти-)монументальной гонки, а далее – только въезд в величественную Сиену. Но об этом мы поговорим в каком-нибудь из следующих материалов об итальянском велоспорте. А пока все внимание бесконечным белым римским дорогам, их больше 70 километров в уникальной версии Страде Бьянке-2024...

Дорога к церкви в Ле-Толфе

От автора: Хочется отметить, что субботняя Страде Бьянке открывает большую неделю велоспорта. В воскресенье начинается знаменитая «Дорога к солнцу» Париж-Ницца с участием Приможа Роглича, Ремко Эвенпула, Жуана Алмейды и Александра Власова, а в понедельник ее дополнит «Гонка двух морей» Тиррено-Адриатико с Йонасом Вингегором, Хауном Аюсо и братьями Йейтсами. К сожалению, осветить все эти гонки у нас просто физически не получится, но посмотреть их определенно стоит.

К счастью, это только старт сезона, и много чего интересного мы с вами еще успеем обсудить в нашем велоблоге, который насчитывает уже почти полторы сотни подписчиков, единомышленников и все тех, кто неравнодушен к велоспорту. Рады, что вы с нами, а мы, в свою очередь, с удовольствием продолжим виртуально путешествовать с гоночным пелотоном по всему миру и делиться с вами своими мыслями. Нас ждет интереснейший сезон.

А что касается Страде Бьянке, то неплохо написал в своей колонке Дэн Ллойд: «Гонку меняют для того, чтобы добавить что-то свое необычное и доселе невиданное или, наоборот, воспользоваться проверенной формулой успеха и сделать блюдо еще вкуснее? Знаете, лично мне все равно. Я прост знаю, что в субботу прилипну к экрану, как и сотни тысяч других болельщиков велоспорта. Страде Бьянке - всегда брутальная, красивая, драматичная и, помимо всего, крайне захватывающая гонка. Давайте же любить ее такой, какой она есть».

Гонка белых дорог

Photo: nrc.nl, granfondoguide.com, stradedisiena.it, cyclingnews.com, morningstaronline.co.uk, giroditalia.it, wikipedia.org | LigaDue ds SI, pezcyclingnews.com | Anton Vos, Cor Vos